Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Российская оториноларингология, 2011, №2. С. 88-98.




УДК: 616.281+376.1+056.263

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ РАНООГЛОХШИХ ДЕТЕЙ ПОСЛЕ КОХЛЕАРНОЙ ИМПЛАНТАЦИИ. ЧАСТЬ 1. «СЛУХОВОЙ МЕТОД»

И.В.Королева

Российский государственный педагогический университет им.А.И.Герцена

(Ректор – академик РАО, засл.деят науки РФ, проф. Г.А.Бордовский)

ГУ ФГУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи Росздрава»

(Директор – засл. врач РФ, проф. Ю.К. Янов)

 

Стремительное распространение кохлеарной имплантации определяет необходимость пересмотра традиционных и развития новых методологических подходов к реабилитации глухих детей. Цель данной работы – обосновать современные научно-методологические основы реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации.

Традиционные подходы к обучению глухих детей основаны на представлении, что глухой ребенок не может овладеть речью, слушая речь окружающих людей. Поэтому уребенка с нарушенным слухом речь формируют, опираясь на сохранные органы чувств - зрение, тактильные и кинестетические ощущения [1,4,10,11,15]. При этом специалисты обучают его речи целенаправленно специальными методами в специальных учреждениях. Важной особенностью таких подходов к обучению речи является то, что в этих условиях нет речевой среды.

Традиционные методы обучения речи глухих детей можно разделить на 2 группы:

1. Устные методы (oral methods).

2. Жестовые методы (manual methods).

Устные методы (oral methods). Цель этих методов – научить ребенка с нарушенным слухом устной речи с помощью зрения, тактильных и кинестетических ощущений, остаточного слуха. При этом устная речь должна стать для глухого ребенка первым языком, который он осваивает.

Основоположником этой группы методов является Самюэль Гейнике (S.Heinike), который разработал «чистый» устный метод в 19 веке - эпоху слуховых трубок [1,11.15]. В этом методе ведущее значение отводится формированию звукопроизношения, которое становится основой для развития устной речи. Для этих целей используется чтение (письменная речь), дактильная азбука (позы пальцев, обозначающие буквы алфавита), чтение с губ и опора на тактильные и кинестетические ощущения. При этом полностью исключалось использование жестов. Устный метод получил широкое распространение в Германии, где он развивался J.Vatter и другими последователями С. Гейнике [1,11]. Устный метод с 19 века и до сих пор является официальным методом обучения в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для детей с нарушенным слухом в России. Значительный вклад в распространение этого метода в России внесли Н.А.Рау, Ф.А.Рау, С.А.Зыков, обогатившие устный метод разработкой подходов к работе с детьми раннего возраста, развитию остаточного слуха, предметно-практического обучения, коммуникативно-деятельностного подхода [1,11].

К группе «устных» методов относится также «верботональный метод», разработанный П.Губерина (Хорватия). Метод появился в 50-е годы 20 века, когда в разработке слуховых аппаратов (СА) стали использоваться транзисторы, что сделало их доступными широкому кругу пользователей и позволило создать модели СА, носимые на голове. Компонентами верботонального метода являются вибрационная, ритмическая и музыкальная стимуляция, аудио-визуальный курс, обучение родителей [10]. П.Губерина, создатель метода, по образованию лингвист и переводчик, значительно больше уделял внимания развитию остаточного слуха, прежде всего низкочастотного, у тугоухих детей и его использованию для развития речи. Для оценки состояния остаточного слуха и его развития для формирования речи у тугоухих детей П.Губерина со своими сотрудниками разработали специальное оборудование, использование которого было обязательной частью метода. Однако и в этом методе ведущее значение отводится формированию произношения, которое должно стать основой для развития устной речи. Важной составляющей метода является фонетическая ритмика – система упражнений по развитию звукопроизношения, основанных на связи речи с движениями тела. В России верботональный метод используется в некоторых реабилитационных центрах и дошкольных учреждениях Москвы, Нижнего Новгорода, Нерюнгри и др.

Метод Э.И.Леонгард. Разработан в 60-е годы 20 века в России [7]. В основу метода положена идея «материнской школы» - создание условий для речевого общения ребенку с нарушенным слухом посредством вовлечения родителей в процесс развития у него речи. В отличие других устных методов Э.И.Леонгард большое внимание уделяет развитию у ребенка с нарушенным слухом понимания речи, используя для накопления пассивного словаря раннее обучение глобальному чтению, зрительно-слуховое восприятие речи. Для развития произношения также как в верботональном методе используется фонетическая ритмика. Мамы проходили обучение в центрах Э.И.Леонгард и самостоятельно занимались с ребенком дома, не отдавая его в детский сад для детей с нарушенным слухом, где не было условий для речевого общения. Многие мамы впоследствии сами становились профессиональными сурдопедагогами.

Жестовые методы (manual methods). Эти методы наиболее активно развивались во Франции с начала 19 века (Ш.М.де Л’Эпе, Р.А.Сикар) [1,11]. В соответствии с этой группой методов ребенок овладевает жестовым языком глухих как первым языком для общения. В дальнейшем жестовый язык используется как основа для обучения ребенка письменной и устной речи. Овладение жестовым языком глухих как первым языком для общения естественным образом происходит в семьях неслышащих родителей. В эту группу входит билингвальный метод, предполагающий возможность использования жестов глухих для объяснения ребенку значения нового слова при овладении нового учебного материала и чтении [4]. Метод тотальной коммуникации (равноправное использование жестов, дактилирования, устной и письменной речи), широко используемый при обучении глухих в США, также можно отнести к этой группе, поскольку устные методы либо исключают, либо крайне ограничивают возможность использования жестов.

Все традиционные подходы к обучению глухого ребенка речи принципиально отличаются от того, как это происходит у детей с нормальным слухом. У ребенка с нормальным слухом речь развивается посредством слухового восприятия речи окружающих взрослых и общения с ними [8]. При этом понимание речи и собственная речьу ребенка развиваются спонтанно в процессе выполнения ежедневных дел вместе с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, старшими братьями и сестрами, другими взрослыми.

Современные кохлеарные импланты (КИ) и супермощные слуховые аппараты обеспечивают ребенку с большой потерей слуха возможность слышать даже тихую речь и все звуки речи, а, значит, возможность осваивать речь естественным способом – посредством слуха. Таким образом, технический прогресс создал базу для развития новой группы методов обучения речи глухих детей – слуховых. К ним относятся:

1. Audio-verbal метод (Estabrooks W., Канада) [14].

2. Слуховой метод (Королева И.В., Россия) [5,6].

Далее будет описан «Слуховой метод» обучения речи детей с КИ, разработанный в процессе многолетних исследований и практической работы по реабилитации детей с КИ на базе СПб НИИ уха, горла, носа и речи [5,6].

Цель «Слухового метода»: развитие речи у глухих детей с КИ, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

Основные положения «Слухового метода» обучения речи детей с КИ:

1. Концепция о 4 этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации

2. Положение о развитии слухового восприятия как приоритетном направлении коррекционной работы в начальный период использования КИ

3. Положение о соотношении спонтанного научения и целенаправленного обучения в развитии слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка

4. Положение о ведущей роли родителей и семьи в развитии спонтанного слухового восприятия, понимания речи окружающих и собственной речи у ребенка

Первое положение метода. Концепция о 4-х этапах слухоречевой реабилитации ранооглохших детей после кохлеарной имплантации предполагает, что многолетний процесс реабилитации можно разделить на следующие этапы:

1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

2 этап. Основной этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ.

3 этап. Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи.

4 этап. Период развития связной речи и понимания сложных текстов.

1 этап. Начальный этап развития слухового и слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность - 3-12 недель. Задачи этого этапа:

1. Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии не менее 4 м (обычно >6 м).

2. Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками.

3. Вызывание у ребенка интереса к своему голосу, игре с голосом, мотивации пользования голосом для общения.

В решении первой задачи ведущая роль принадлежит аудиологу, настраивающему процессор КИ, и сурдопедагогу, который в процессе занятий оценивает реакции ребенка на звуки разного уровня и частоты, развивает у него процессы слухового восприятия, обучает родителей. Решение второй и третьей задач обеспечивается родителями, которые в течение всего дня привлекают внимание ребенка к разным звукам, вызывая у него интерес к слушанию, и побуждают пользоваться голосом. Роль сурдопедагога здесь заключается в развитии у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время индивидуальных занятий, обучении родителей естественному речевому общению с ребенком, способствующему развитию у него слуха и речи.

Решение всех 3-х задач создает основу для спонтанного развития процессов слухового/ слухоречевого анализа. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 4-6 мес.

2 этап. Основной этап развития слухового/ слухоречевого восприятия с КИ. Его длительность – 6-18 мес.

Пониманию содержания и главных задач 2 этапа помогает анализ процесса овладения речью (включает понимание речи окружающих и собственную устную речь) у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком (Рис.1). Этот включает, в первую очередь, слуховой анализ слов и запоминание их звучания, понимание значения слова, повторение его звучания, слуховой анализ этого повторения и его запоминание. Все это обеспечивает узнавание и понимания слова в речи окружающих и его использования обучающимся.

Рис. 1. Процесс овладения речью (понимание и произношение) у детей с нормальным слухом и взрослых при овладении иностранным языком.

В соответствии с этим главные задачи 2-го этапа:

1. Достижение оптимальных и стабильных параметров настройки процессора КИ. Это возможно только благодаря появлению у ребенка слухового опыта с КИ, формирования у него умения адекватно оценивать свои ощущения, накопления у родителей опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки.

2. Развитие/формирование у ребенка всех мозговых процессов анализа звуков и речи как звуковых сигналов:

§ обнаружение, различение, опознавание,

§ слуховое внимание. Включает развитие произвольного и непроизвольного внимания, селективного внимания.

§ фонематический слух. Это основа для развития способности узнавать и запоминать слова только на слух.

§ слуховой контроль голоса, слухо-артикуляторная координация. Ребенок должен быть способен повторить простое слово на слух, даже если он не знает его значения. Это предполагает, что параллельно с развитием слухового восприятия на этом этапе проводится интенсивная работа по развитию голоса, увеличения подвижности артикуляторного аппарата, развитию звукопроизношения.

§ слуховая и слухоречевая память. Все дети с КИ на этом этапе имеют выраженные проблемы слухоречевой памяти, т.к. слуховые центры коры мозга не развивались в критический период – до 2-х лет.

3. Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.

Решение этих задач создает основу для спонтанного развития понимания речи и собственной устной речи у ребенка с КИ. Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом до 2 лет.

3 этап. «Языковой этап развития восприятия речи и собственной речи». Его длительность – более 5 лет.

Цель этого этапа: овладение ребенком основными компонентами языковой системы и устной речью как основным средством общения. Пониманию содержания и главных задач 3 этапа помогает рис.2, на котором представлены компоненты, необходимые ребенку для общения речью.

Рис.2. Компоненты, необходимые ребенку для общения речью.

Этот этап соответствует периоду развития детей с нормальным слухом 5-7 лет. Основные задачи реабилитации на этом этапе связаны с развитием языковой системы (системы родного языка – лексика, грамматика) и благодаря этому развитию речи как средства общения и познания. Однако в этот период у ребенка происходит также дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков. Эти задачи представлены ниже:

1. Развитие слухоречевой памяти,

2. Накопление пассивного (импрессивного) словаря,

3. Развитие грамматической системы,

4. Развитие понимания устной речи (на основе накопления словаря, развития грамматической системы и общих представлений о мире) слухо-зрительно и на слух,

5. Накопление активного (экспрессивного) словаря

6. Развитие диалогической речи,

7. Развитие связной речи,

8. Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи на основе слухового контроля,

9. Развитие навыков чтения и понимания прочитанного

4 этап. «Этап развития связной речи и понимания сложных текстов».

Это значительно более высокий уровень овладения родным языком. Показателем его достижения является умение ребенка понять прочитанный сложный текст, умение пересказать прочитанное, связно рассказать о разных событиях и явлениях, умения общаться с разными людьми с помощью речи. Этот этап соответствует периоду развития речи у детей с нормальным слухом старше 7 лет. Этого уровня достигают только часть детей с КИ – дети без дополнительных нарушений, имплантированные в возрасте до 2-х лет, дети, слухопротезированные в возрасте до года, дети, прошедшие систему ранней слухоречевой абилитации.

Задачи 4-го этапа:

1. расширение общих представлений об окружающем мире

2. увеличение словарного запаса

3. дальнейшее развитие грамматической системы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...