Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система социального обслуживания населения в России.




Социальное обслуживание населения включает обширную систему мер, предназначенных для граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут преодолеть самостоятельно. Причины могут быть следующие: болезнь, инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество, неспособность к самообслуживанию, отсутствие определенного места жительства и другие ситуации (в соответствии с федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ»).
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
К системе социальных служб относятся:
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
• муниципальные предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления;
• предприятия и учреждения иных форм собственности, занимающиеся деятельностью по социальному обслуживанию.
Учреждениями (социальными службами) социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
• комплексные центры социального обслуживания населения;
• территориальные центры социальной помощи семье и детям;
• центры социального обслуживания;
• социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
• центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
• социальные приюты для детей и подростков;
• центры психолого-педагогической помощи населению;
• центры экстренной психологической помощи по телефону;
• центры (отделения) социальной помощи на дому;
• дома ночного пребывания;
• специальные дома для одиноких пенсионеров;
• стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
• геронтологические центры;
• иные учреждения, предоставляющие населению социальные услуги.
Организация и деятельность социальных служб базируется на примерных положениях о соответствующих учреждениях (Приложение).
Правительство РФ утвердило федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам учреждениями социального обслуживания, и рекомендовало органам исполнительной власти субъектов РФ на его основе устанавливать территориальные перечни гарантированных услуг с учетом потребностей населения.
В федеральный перечень гарантированных услуг включены следующие виды:
1. услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания (материально-бытовые услуги; услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно­гигиенические услуги; организация получения образования инвалидами; услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг);
2. услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию (услуги по организации питания, быта, досуга; социально­медицинские и санитарно-гигиенические услуги; содействие в получении образования и профессии инвалидами; содействие в трудоустройстве и в организации ритуальных услуг);
3. дополнительные услуги, оказываемые отделениями помощи на дому (наблюдение за состоянием здоровья; оказание экстренной до врачебной помощи; выполнение медицинских процедур и др.);
4. услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения. Предусматривается срочное социальное обслуживание, предусматривающее оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке (обеспечение одеждой, обувью, др.; оказание материальной помощи; содействие в предоставлении временного жилого помещения; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; организация экстренной медико-психологической помощи; содействие в трудоустройстве; организация юридических и иных консультаций);
5. услуги, предоставляемые в полу стационарных условиях (отделениях дневного или ночного пребывания): услуги по организации питания, быта и досуга; социально­медицинские услуги; содействие в получении образования и профессии; правовые услуги.
На региональном и местном уровне принимаются свои перечни социальных услуг, которые должны содержать не меньшее количество услуг, чем в федеральном перечне.
Основными источниками финансирования государственного сектора системы социального обслуживания являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации. Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживания осуществляется за счет средств местных бюджетов.
Дополнительными внебюджетными источниками финансирования мер по социальному обслуживанию являются средства из фондов поддержки населения, кредиты банков, доходы от ценных бумаг, плата за услуги, благотворительные взносы и др.
Главными принципами социального обслуживания являются: адресность; доступность; добровольность; гуманность; приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность.

2. О системе социального обслуживания населения в Москве.

На заседании Правительства Москвы был утверждён порядок предоставления социальных услуг в столице, а также состав социальных услуг и требования к их стандартам.

«В Москве установлен наиболее объёмный пакет социального обслуживания граждан, и необходимо, чтобы в случае законодательных изменений и изменения порядка оказания социальных услуг эти возможности не должны сужаться, а, наоборот, должны быть расширены, быть более актуальными и действенными», — отметил Сергей Собянин.

Как доложил Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, 133 тысячи получают социальные услуги на дому, свыше 75 тысяч получают разовые услуги через мобильные социальные службы, 14 тысяч находятся на постоянном проживании в стационарных учреждениях города Москвы.

«Ежегодно оказывается более двух миллионов социальных услуг москвичам. Начиная с 2011 года Правительством города принята программа адресной поддержки отдельных категорий москвичей. За три года мы обследовали с целью оказания индивидуальной помощи почти 500 тысяч москвичей и оказываем им конкретную помощь», — подчеркнул Владимир Петросян.

«Очень важно, чтобы в эту работу включались не только государственные учреждения, но и некоммерческие организации, общественные организации», — добавил Сергей Собянин.

Порядок определяет правила предоставления в городе Москве социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере соцобслуживания граждан и включёнными в реестр поставщиков социальных услуг города. В документе также прописаны общие требования к поставщикам.

Для включения в реестр поставщики социальных услуг должны иметь штат сотрудников, соответствующих требованиям профессиональных стандартов, непрерывный опыт работы в сфере предоставления соответствующих социальных услуг не менее пяти лет, а также недвижимое имущество (на праве собственности, аренды, субаренды или безвозмездного пользования), необходимое для предоставления соответствующих соцуслуг.

Утверждаемый Правительством Москвы перечень социальных услуг значительно шире аналогичного перечня, предусмотренного федеральным законодательством. Социальное обслуживание граждан будет осуществляться на основе индивидуальных программ предоставления социальных услуг.

Условия социального обслуживания граждан, пользовавшихся социальными услугами по состоянию на 31 декабря 2014 года, будут сохранены в полном объёме.

Порядок предоставления социальных услуг разработан во исполнение Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Указанный федеральный закон предусматривает право граждан, имеющих право на получение социальных услуг, на выбор поставщика услуг (государственная, муниципальная или частная организация).

В соответствии с федеральным законом право на бесплатное социальное обслуживание имеют несовершеннолетние дети и лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооружённых межнациональных (межэтнических) конфликтов.

В свою очередь власти Москвы утвердили дополнительный перечень категорий граждан, имеющих право на бесплатное социальное обслуживание в городе. Этот документ позволит сохранить бесплатное социальное обслуживание для москвичей, пользующихся этим правом в настоящее время.

В частности, право на бесплатное социальное обслуживание сохранят:

— инвалиды и участники Великой Отечественной войны;

— супруг (супруга) погибшего (умершего) инвалида или участника Великой Отечественной войны, не вступивший в повторный брак;

— супруг (супруга) военнослужащего, погибшего в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, не вступивший в повторный брак;

— труженики тыла, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждённые орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;

— бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

— участники обороны Москвы в период Великой Отечественной войны;

— лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

— инвалиды с детства, находящиеся в организациях стационарного социального обслуживания на условиях пятидневного пребывания;

— лица, подвергшиеся насилию;

— иные граждане, нуждающиеся в социальном обслуживании, при условии, что их доход не превышает 1,5 прожиточного минимума из расчёта на душу населения.

Состав социальных услуг в городе Москве

1. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

1.1. Социально-бытовые услуги:

— покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов из торговых предприятий, расположенных на территории района;

— помощь в приготовлении пищи (разогрев пищи, чистка овощей, нарезка хлебных, колбасных, мясных изделий, кипячение воды в чайнике);

— кормление ослабленных больных;

— покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

— оказание помощи в проведении уборки жилых помещений;

— доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

— сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;

— содействие в организации ремонта и комплексной уборки жилых помещений;

— содействие в оплате жилья и коммунальных услуг (снятие показаний счётчика, заполнение квитанций, посещение организаций ЖКХ, единых расчётно-кассовых центров, внесение платы);

— содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания и связи, а также другими предприятиями, оказывающими услуги населению;

— оказание помощи в написании писем;

— доставка книг, покупка газет и журналов;

— оформление подписки на газеты и журналы;

— содействие в предоставлении услуг социального такси;

— проведение разъяснительной работы по безопасности, в том числе по вопросам пожарной безопасности;

— содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

— кратковременный присмотр за детьми;

— оформление документов на предоставление ритуальных услуг умершим одиноким гражданам или оказание помощи в организации похорон их нетрудоспособным родственникам.

1.2. Социально-медицинские услуги:

— содействие в обеспечении ухода с учётом состояния здоровья;

— наблюдение за состоянием здоровья;

— оказание экстренной доврачебной помощи;

— выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача;

— оказание санитарно-гигиенических услуг;

— содействие в оказании медицинской помощи;

— содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

— содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов, на основании индивидуальных программ реабилитации;

— содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

— содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические организации;

— посещение в стационарных медицинских организациях в целях оказания морально-психологической поддержки;

— помощь в получении путёвок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных.

1.3. Социально-психологические услуги:

— оказание психологической помощи.

1.4. Социально-педагогические услуги:

— содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями.

1.5. Социально-трудовые услуги:

— содействие в трудоустройстве.

1.6. Социально-правовые услуги:

— помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;

— содействие в получении установленных законодательством льгот и преимуществ;

— оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат (в том числе в оформлении документов на отказ от социального пакета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

— содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

— содействие в получении иных правовых услуг.

2. Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания.

2.1. Социально-бытовые услуги:

— предоставление жилой площади, помещений для проведения реабилитационных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, культурно-развлекательных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, бытового обслуживания;

— обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

— создание условий для комфортного проживания, беспрепятственного передвижения по организации стационарного социального обслуживания;

— предоставление в пользование мебели и бытовой техники согласно утверждённым нормативам;

— содействие в предоставлении услуг предприятиями торговли, бытового обслуживания и связи гражданам, проживающим в организациях стационарного социального обслуживания;

— организация рационального питания, в том числе диетического и лечебного, согласно установленным нормативам;

— обеспечение одеждой, обувью, бельём согласно утверждённым нормативам;

— предоставление постельных принадлежностей;

— организация досуга, создание условий для реализации творческих способностей и художественных наклонностей проживающих;

— предоставление помещений для отправления религиозных обрядов представителями традиционных религиозных конфессий и создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка организации стационарного социального обслуживания;

— обеспечение сохранности личных вещей, ценностей и документов;

— обеспечение при выписке из организации стационарного социального обслуживания одеждой, обувью согласно утверждённым нормативам;

— содействие в организации отдыха и оздоровления;

— содействие в оказании ритуальных услуг.

2.2. Социально-медицинские услуги:

— обеспечение необходимого ухода с учётом состояния здоровья;

— содействие в прохождении освидетельствования в учреждениях медико-социальной экспертизы;

— проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных, психологических, социокультурных) на основании индивидуальных программ реабилитации;

— оказание медико-социальной, первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

— организация проведения диспансеризации;

— направление проживающих, нуждающихся в специализированной медицинской помощи, на обследование и лечение в медицинские организации;

— содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение;

— содействие в получении бесплатной зубопротезной помощи (кроме протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи на основании индивидуальных программ реабилитации;

— содействие в обеспечении необходимыми техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;

— обеспечение условий проживания и быта в жилых помещениях и местах общего пользования организаций стационарного социального обслуживания, отвечающих санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

2.3. Социально-психологические услуги:

— оказание психологической помощи;

— оказание помощи в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учёбы, работы, жительства;

— содействие возвращению несовершеннолетних в семьи;

— оказание консультативной, психологической помощи несовершеннолетним и их родителям.

2.4. Социально-педагогические услуги:

— создание условий для реализации прав инвалидов и детей-инвалидов на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

— обучение навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим формам общественной жизни;

— содействие в получении среднего образования, профессиональной ориентации и получении специальности.

2.5. Социально-правовые услуги:

— помощь в оформлении документов и в написании писем;

— оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения;

— содействие в получении льгот, установленных законодательством;

— содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

— содействие в сохранении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности либо на праве самостоятельного пользования в течение всего времени проживания в организации стационарного социального обслуживания, а также во внеочередном обеспечении жилым помещением в случае отказа от услуг стационарного социального обслуживания по истечении указанного срока, если ранее занимаемое жилое помещение было передано городу Москве и предоставлено иным гражданам в установленном порядке.

2.6. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

— обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

— проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

— обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;

— оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

3. Социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания.

3.1. Срочные социальные услуги:

— обеспечение бесплатным горячим питанием или набором продуктов;

— оказание единовременной помощи в виде предоставления продуктовых наборов, одежды, обуви и предметов первой необходимости;

— обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

— содействие в получении временного жилого помещения;

— содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

— организация экстренной психологической помощи;

— содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

— оказание юридических и иных консультаций;

— оказание разовых услуг гражданам, временно не имеющим возможности выходить из дома или нуждающимся в единовременном оказании социальных услуг;

— оказание социально-экономической поддержки детям и семьям с детьми (вещевая, продуктовая, гуманитарная помощь и иная).

3.2. Социально-бытовые услуги:

— услуги по организации питания, быта и досуга;

— обеспечение горячим питанием согласно утверждённым нормативам;

— организация культурно-досуговых мероприятий, а также работы кружков и клубов по интересам;

— предоставление койко-места в помещении для временного пребывания в организациях социального обслуживания;

— предоставление в пользование мебели;

— предоставление натуральной помощи в виде одежды и обуви;

— предоставление постельных и туалетных принадлежностей;

— организация досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры и иное);

— приобретение железнодорожных билетов для проезда к прежнему месту жительства (при нуждаемости);

— содействие в организации отдыха и оздоровления детей.

3.3. Социально-психологические услуги:

— содействие в получении психологической помощи;

— оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;

— содействие в восстановлении социальных связей;

— содействие по дальнейшему жизнеустройству;

— оказание помощи родителям в воспитании детей, преодолении педагогических ошибок и конфликтных ситуаций;

— оказание комплексной психолого-педагогической помощи;

— социальный патронаж семей с детьми, находящихся в социально опасном положении;

— социальный патронаж лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников интернатных организаций в возрасте до 23 лет.

3.4. Социально-медицинские услуги:

— оказание доврачебной помощи;

— организация лечебно-оздоровительных мероприятий;

— предоставление медико-социального ухода с учётом состояния здоровья;

— содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

— организация прохождения диспансеризации;

— госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические организации;

— обеспечение санитарно-гигиенических требований в спальных помещениях и местах общего пользования.

3.5. Социально-правовые услуги:

— помощь в оформлении документов, исключая случаи оформления документов, затрагивающих интересы третьих лиц;

— содействие в получении юридических и иных консультаций;

— содействие в восстановлении утраченных документов;

— содействие в назначении пенсии;

— содействие в оформлении документов для устройства в дома-интернаты;

— содействие в постановке на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

— содействие в восстановлении в судебном порядке прав на незаконно отчуждённое жилое помещение;

— содействие в представительстве в суде с целью защиты прав и интересов;

— содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством;

— содействие в решении социально-правовых вопросов, входящих в компетенцию органов социальной защиты населения.

3.6. Социально-педагогические услуги:

— проведение мероприятий по восстановлению профессиональных навыков;

— содействие в профессиональном обучении;

— содействие несовершеннолетним по вопросам профессиональной ориентации, получения образования и трудоустройства.

3.7. Социально-трудовые услуги:

— содействие в трудоустройстве.

3.8. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:

— обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

— проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания;

— обучение навыкам поведения в быту и общественных местах;

— оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности.

В целях возмещения недополученных доходов в связи с предоставлением гражданам бесплатных или частично платных социальных услуг определён порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы поставщикам социальных услуг

 

3 .ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Право на социальное обслуживание – это Объективная необходимость для тех граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В России проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать и ограничены в жизнедеятельности. Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения. Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты. К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии. Вопросы реализации государственной политики в социальной сфере в настоящее время приобрели особую актуальность. Переход к социально ориентированной политике требует создания эффективной и развитой системы оказания социальной защиты населения. Поэтому социальной политикой делается, прежде всего, акцент на проблемы социального обеспечения и обслуживания людей пожилого возраста, поддержку инвалидов и семей с детьми53. Как отмечают, в нашей стране существует «тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это сопровождается ухудшением состояния их здоровья и ограничениями в самообслуживании. Потребность в различных видах реабилитационного обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах54». В процессе старения человеческого организма у человека появляется риск приобрести хронические заболевания, в любой момент может понадобиться медицинская, реабилитационная помощь, уход другого человека. У пожилых людей часто встречаются проблемы не только по медицинской части, но также и психологические нарушения и проблемы социального характера. Социальные проблемы связаны, как правило, с невысоким и даже крайне низким материальным уровнем жизни, невозможностью купить все необходимые (часто дорогостоящие) лекарства и медицинское оборудование, обратиться за платной медицинской помощью и т.д. А предоставляемые государством пособия и льготы не могут решить всех материальных проблем таких старых нуждающихся людей. Психологические же проблемы в основном появляются из-за того, что пожилые люди, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовую деятельность, начинают испытывать нехватку общения и чувство одиночества, ненужности. Потребность в посторонней, в том числе медицинской помощи у пожилых лиц в несколько раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Находясь в одиночестве дома, пожилые люди не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами по здоровью. Пожилые больные нуждаются в длительной поддерживающей терапии и постороннем уходе, в медико-социальной помощи. Если говорить о медико-социальной помощи, то она представляет собой комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического, реабилитационного и юридического характера, проводимый на государственном и региональном уровнях и направлена на удовлетворение основных потребностей социально уязвимой категории граждан (граждане пожилого возраста, а также люди с ограниченными возможностями - инвалиды). Данная помощь предоставляется стационарными учреждения, как сферы здравоохранения, так и сферы социального обслуживания граждан. Она направлена на обеспечение лечебных мероприятий и ухода с целью восстановления и поддержания здоровья и способностей к самообслуживанию. В настоящее время наряду с понятием медико-социальная помощь, существует понятие социально-медицинская помощь. Её задачами являются поддержание и улучшение состояния здоровья нуждающихся в этом граждан, организация лечебнооздоровительных мероприятий, предоставление лекарственных средств, оказание содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, а также решение других социально-медицинских проблем. Данный вид помощи предоставляется в стационарных учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста - домах-интернатах для престарелых и инвалидов.55 Помимо государственных учреждений и организаций существуют и коммерческие, платные учреждения (частные дома-интернаты) для проживания пожилых людей и инвалидов, которые испытывают потребность в медико-социальном обслуживании. И в государственных, и в частных организациях, оказывающих нуждающимся гражданам медико-социальное обслуживание, все предоставляемые услуги должны быть направлены на удовлетворение широкого перечня потребностей их пациентов: комфортное проживание, полноценное питание, профессиональная медицинская помощь, оздоровительно-реабилитационные процедуры, психологическая поддержка. Но далеко не все учреждения обладают достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребности в медико-социальной помощи всех обратившихся граждан. Ведь непрекращающийся рост пожилого населения увеличивает нагрузку на службы системы здравоохранения и социальные службы, но нехватка финансовых средств приводит к проблемам в оказании медико-социальной помощи престарелым людям и инвалидам. Существует неразрывная связь между качеством оказания медицинских услуг и уровнем социального обслуживания. И организации, оказывающие социальное обслуживание, и их сотрудники должны всячески способствовать улучшению медицинского обслуживания, медико-социальной помощи и для этого проводить различные мероприятия, направленные на должное функционирование данных социальных организаций. Однако в литературе отмечается, что наблюдаются негативные явления, происходящие в области социального обслуживания: снижение динамики развития учреждений социального обслуживания; невысокое качество современного состояния этого сектора; неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб; недостаточное финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания56. Как уже говорилось, среди серьезных причин, по которым не всегда достигается цель реабилитации инвалидов и других испытывающих в этом потребность лиц, присутствуют проблемы отсутствия профессионализма в работе медперсонала, не разработанность реабилитационных техник и прочее. Поэтому для успешной реабилитации необходимо учитывать комплекс медицинских, социально-психологических, профессиональных аспектов, а также личностные особенности пациентов. Также одним из решений проблем организации и деятельности стационарного социального обслуживания населения по реабилитации инвалидов является оптимизация структуры учреждений, реконструкция действующих и строительство новых зданий. Необходимо расширение новых перспективных типов учреждений социального обслуживания — домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов. Реформирование системы социального обслуживания населения должно быть направлено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания57. Таким образом, обеспечение доступной медицинской помощи для пожилых людей и инвалидов невозможно без создания разветвленной системы специализированных реабилитационных учреждений. А социальные программы на всех уровнях остаются действенным инструментом реагирования на проблемы пожилого населения. Итак, на состояние системы социального обслуживания влияет совокупность различных факторов. Одна из важнейших причин – экономическая. Экономический фактор выражается в недостатке финансирования, спонсирования сферы социального обслуживания. Это в свою очередь отражается на эффективности оказания социальных услуг населению, приводит к недоступности социального обслуживания для некоторых категорий граждан. Из-за дефицита выделяемых в данную сферу средств происходит отток трудовых, зачастую высокопрофессиональных, кадров – социальных работников, оказывающих соответствующие услуги. Оборудование и техническое оснащение многих организаций и учреждений социального обслуживания также находится в упадке. Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности и социальной действительности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли профсоюзов, общественных фондов, благотворительных организаций и т.д. Нельзя преуменьшать роль субъектов Федерации в налаживании социальной обстановки. Они, например, могут стимулировать благотворительность, самостоятельно ввести дополнительные новые виды социального обслуживания, сочетающие в себе элементы традиционных видов социальных услуг. Если рассматривать такую категорию граждан как инвалиды, то они представляют собой крайне уязвимую и хрупкую социальную группу. Встречаются инвалиды и среди трудоспособного населения. Социальное обслуживание инвалидов должно значительно улучшиться и совершенствоваться, потому что в настоящее время в этой области существуют некоторые серьезные проблемы. Для защиты и поддержки инвалидов следует предпринять такие меры: - повысить объем и качество протезно – ортопедических изделий и других средств реабилитации инвалидов; - открывать новые дополнительные учреждения, выпускающие продукцию для инвалидов; - произвести специальное переоборудование мест обучения для инвалидов в образовательных заведениях; - увеличить количество общеобразовательных учреждений, обучающих инвалидов и лиц с ограничением жизнедеятельности; - проводить работу по информированию и освещению в различных средствах массовой информации особенностей предоставления социального обслуживания данной категории граждан и др. Как показывает судебная практика, судебные разбирательства с участием инвалидов, пожилых людей возникают из-за коррупции в сфере социального обслуживания, непонимания особенностей жизнеспособности данных людей. Актуальность споров в рассматриваемой области не снижается. Современное р

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...