Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Потенциал регионов, система расселения и уровень развития инфраструктуры населенных мест




Переход к модели устойчивого развития Республики Беларусь осуществляется в конкретных условиях развития материальной среды населенных мест и территорий регионов. Такие аспекты материальной среды, как состояние производственной и социальной инфраструктуры, инженерно-технических систем, виды и интенсивность использования и охрана территорий, отношение к историко-культурному наследию могут содействовать или создавать препятствия устойчивому развитию.
В Республике Беларусь исторически сложилась система расселения, отражающая характерные особенности природных условий, хозяйственной деятельности, социально-демографического и историко-культурного развития государства. Система расселения представляет собой сеть населенных мест, объединенных между собой пространственными, социально-экономическими и культурными связями и находящимися в иерархичной соподчиненности. Она включает 213 городских поселений и 24,1 тыс. сельских поселений.
В городских поселениях Республики Беларусь проживает 71% населения. Около половины населения страны (46,4%) сосредоточено в 14 больших и крупных городах (более 100 тыс. жителей) – центрах национального и регионального значения, в том числе в Минске – 17%, в 5 крупных городах (свыше 250 тыс. жителей) – 18,0% населения страны.
Вторую по социальной и экономической значимости группу городских поселений образуют 26 городов средней величины (от 20 до 100 тыс. жителей). В них проживет 1,2 млн человек (12,1% населения страны).
В 173 малых городских поселениях проживает чуть более 1,2 млн человек или 12,2% населения страны.
В сельских населенных местах живет 29% всего населения страны.
В городских поселениях первой группы, включающей большие и крупные города, сосредоточен основной социально-культурный, административный и экономический потенциал страны. Они характеризуются высоким уровнем научно-технического развития, способным обеспечить разработку и внедрение инновационных проектов и технологий в области экономики, экологии, в социальной и культурной сферах.
Численность населения больших и крупных городов имеет тенденцию к росту. Основным источником роста населения городов является миграция, которая не только компенсирует естественную убыль населения, но и обеспечивает его прирост.
Основными факторами, содействующими реализации модели и целей устойчивого развития, созданными в крупных и больших городах являются:
· наличие наукоемкого производства, в частности предприятий автомобилестроения, точного приборостроения, производства оптического и медицинского оборудования и т.д.;
· высокий потенциал научно-исследовательских организаций, в первую очередь в г. Минске и областных центрах;
· современная система медицинского обслуживания населения, включающая уникальные, специализированные и многопрофильные больничные учреждения;
· развитая сеть высших и средних специальных учебных заведений государственной и частной форм собственности;
· высокий социально-культурный потенциал, представленный театрами, концертными залами, кинотеатрами, библиотеками, домами культуры, многофункциональными спортивными комплексами;
· развитая система торгового и бытового обслуживания населения;
· более высокие, чем в среднем по стране, темпы ввода нового жилищного фонда, создаваемого, в большей степени, за счет кооперативов и индивидуальных застройщиков.
Основными условиями, препятствующими реализации целей устойчивого развития, в крупных и больших городах являются:
· высокий уровень химического загрязнения поверхностных водоемов и подземных вод;
· загрязнение атмосферного воздуха многих крупных, больших и средних городов Беларуси, которое достигло уровня, не отвечающего условиям безопасного проживания населения;
· неэффективные системы удаления промышленных и бытовых отходов. Основная масса отходов вывозится и хранится на открытых полигонах и лишь около 15% используется для переработки в качестве сырья;
· перегруженность городов автотранспортом, особенно их центров. В последние годы резко увеличился уровень автомобилизации (за последние 20 лет он вырос в 2–3 раза, что вызвало серьезные транспортные и экологические проблемы);
· нерациональное использование производственных территорий и территорий внешнего транспорта;
· низкая обеспеченность городов зелеными насаждениями, уровень которой ниже в 1,5–2 раза, чем нормативная;
· дефицит школьных помещений, высокая загрузка учебных классов по сравнению с городами других групп (25–39 учеников на комнату).
Города средней величины, располагая определенным экономическим и социально-культурным потенциалом, начинают приобретать более активную роль в системе расселения страны. Большинство из них относятся к промышленному типу. Ведущими отраслями экономики, в которых занято около 45% всех работающих, являются: пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов.
Основными факторами, содействующими устойчивому развитию средних городов, являются:
· достаточно развитая система социально-культурного и бытового обслуживания, что позволяет им уже сейчас полноценно выполнять функции центров культурно-бытового, медицинского обслуживания, образования и других социально необходимых видов общественного обслуживания прилегающих малых городов и сельских районов;
· значительные объемы капитального жилого фонда (70–85%), имеющего централизованное инженерно-техническое оснащение, приближенные к жилью системы общественного обслуживания;
· наличие во всех средних городах общественных центров, включающих объекты образования, культуры, торгового, медицинского, бытового, банковского обслуживания, проведения досуга;
· сравнительно здоровая среда обитания. В средних городах наблюдается меньшая концентрация населения, промышленных предприятий, транспортных средств, облегчено общение людей, более доступны пригородные зеленые зоны. Кроме того, в городах средней величины легче изыскать территориальные резервы для реализации городских функций.
К существенным факторам, препятствующим устойчивому развитию средних городов, относятся:
· недостаточно эффективное использование территории городов. В пределах городских территорий имеются большие разрывы в застройке, «бесхозные» территории (пойменные, заболоченные, заторфованные и др.). Низка плотность застройки многих производственных площадок. В центральных частях оказались недостаточно урбанизированные территории с малоценной производственной и усадебной застройкой;
· относительно высокий уровень загрязнения в отдельных городах, несмотря на благоприятную в целом экологическую ситуацию. Усиление загрязнения окружающей среды связано с ростом транспортных потоков, увеличением выбросов от промышленных предприятий и транспортных средств; перегруженностью и недостаточной эффективностью работы очистных сооружений, низким уровнем утилизации промышленных отходов;
· слабо развитая система среднего специального образования. Только в 6 средних городах из 25 имеются средние специальные учебные заведения.
Группа малых городских поселений включает города различных функциональных типов (промышленные, агропромышленные, рекреационные).Около половины малых городов (46%) являются административными центрами районов. Градообразующий потенциал представлен традиционными видами промышленного производства, развиваемого на местных ресурсах: пищевая, легкая, лесная и деревообрабатывающая промышленность, производство стройматериалов, перерабатывающие предприятия, предприятия по обслуживанию сельскохозяйственного производства, добывающая промышленность.
Медицинское обслуживание осуществляется многопрофильными больничными учреждениями с поликлиниками, в отдельных малых городах размещаются районные и межрайонные туберкулезные, психиатрические и психоневрологические больницы. Особенностью малых городов является высокая доля усадебной застройки, более 60% жилищного фонда представлено одноквартирными, усадебными домами. Сфера образования представлена учебными заведениями общеобразовательного характера, имеются средние специальные учебные учреждения.
Основными условиями, содействующими реализации модели и целей устойчивого развития, в малых городах являются:
· уникальная роль малого города как носителя преемственности и традиций нашего народа. Здесь до сих пор сохранился образ жизни, социальный уклад, масштаб пространства, что почти безвозвратно утеряно как в больших городах, вовлеченных в орбиту всеобщей глобализации, так и в большинстве сельских поселений, слишком малых, чтобы противостоять многочисленным волевым преобразованиям последнего столетия;
· относительно более низкие цены на недвижимость, дешевая рабочая сила в малых городах делают выгодным размещение в них инвестиций. Здесь можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги;
· относительно благоприятная обеспеченность школьными помещениями: 27–14 учеников на классную комнату;
· более высокая, чем в среднем по стране, обеспеченность больничными койками;
· низкий уровень загрязнения окружающей среды, сохранение природных комплексов;
· наличие в ряде малых городских поселений богатого историко-культурного наследия, что создает дополнительные предпосылки для реабилитации и возрождения этих поселений.
К основным факторам, препятствующим устойчивому развитию в малых городах, относятся:
· ограниченность производственной инфраструктуры. В 74 городских поселениях с численностью до 5 тыс. человек местная экономика носит в основном моноотраслевой характер. В таком поселении ликвидация даже одного промышленного предприятия может иметь (а на практике так уже и происходит) очень негативные последствия для жителей не только данного поселения, но и прилегающего района, для которых работа на этом предприятии является основным источником дохода;
· несоответствие структуры народнохозяйственной базы требованиям социально ориентированной рыночной экономики, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов и низкая в целом производительность труда;
· исчезновение множества традиционных, характерных для малых городов самобытных производств, основанных на широком использовании местных минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных, рекреационных и бальнеологических ресурсов;
· сокращение численности населения ряда малых городских поселений (более 2% за последние 10 лет), что может привести к постепенной деградации этих поселений, дисбалансу расселения, производства и сферы услуг;
· нерациональное использование территории в границах городской черты. В пределах поселений значительную долю занимают градостроительно неосвоенные территории, имеются большие разрывы в застройке, «бесхозные» земли (пойменные, заболоченные, заторфованные, а также используемые для других целей). Доля неосвоенных под городские функции территорий составляет 20–25%, а в некоторых малых городах достигает 50%;
· не во всех поселениях обеспечивается социально гарантируемый состав объектов общественного обслуживания населения. В ряде поселений, в результате сокращения объемов финансирования социальной сферы, ухудшились условия культурно-бытового обслуживания населения, сократился набор медицинских услуг, уменьшилась оснащенность медицинским оборудованием;
· критически низкий уровень инженерно-технической инфраструктуры. Более высокий (чем в средних и больших городах) износ оборудования и коммуникаций, моральный и физический износ энергетических мощностей, сетей и оборудования угрожает устойчивости функционирования инженерно-технического комплекса уже в ближайшем будущем;
· низкое санитарно-техническое состояние водозаборов и прилегающих к ним территорий, что существенно влияет на ухудшение качества подземных вод в районах водозаборов;
· размещение около 30% жилищного фонда в жилых домах низкого качества. Уровень обеспеченности жилья основными видами благоустройства ниже среднереспубликанского.
Территориальное влияние больших и крупных городов, а также активно развивающихся средних городов – опорных городов национальной системы расселения, уже используемые или подлежащие к использованию природные ресурсы Беларуси определяют специфику развития ее отдельных регионов. В соответствии с Государственной схемой комплексной территориальной организации Республики Беларусь на территории страны в рамках существующего административно-территориального деления выделяются 4 типа регионов: урбанизированные, сельскохозяйственные, природные, особые (районы радиоактивного загрязнения). В зависимости от доминирующей функции каждый из административных районов относится к одному из этих типов.
Урбанизированные районы включают Минский регион, районы влияния опорных городов национальной системы расселения. Урбанизированные районы характеризуются высокой концентрацией городского населения, городских функций, интенсивным сельскохозяйственным производством, активной подвижностью населения, связанной с его трудовой деятельностью, социальным обслуживанием, отдыхом, движением от и к месту жительства. Минский регион включает территории, городские и сельские поселения, интегрируемые в процесс столичного развития г. Минска. В Минском регионе и районах влияния опорных городов национальной системы расселения сконцентрирован основной промышленно-производственный, социально-демографический и научно-технический потенциал, характеризующийся более высокой стоимостью основных производственных фондов, развитой инфраструктурой и широким разнообразием сфер деятельности населения в связи с интеграцией с городом-центром. Будучи привлекательными для населения, урбанизированные районы обладают относительно благоприятной демографической ситуацией за счет миграции населения из сельской местности менее благоприятных административных районов.
Основными факторами, содействующими устойчивому развитию, являются:
· воздействие урбанизированных районов на социально-экономический подъем входящих в их состав населенных мест и территорий;
· доступность для населения, в том числе сельского, к развитой социальной инфраструктуре города-центра: объектам здравоохранения, образования, культуры, сферы услуг;
· применение высоких технологий сельскохозяйственного производства, основанного на научном, инженерно-техническом потенциале города-центра;
· относительно развитая индустрия загородного отдыха;
· возможность выбора типа жилья (городское, сельское, дачное).
К факторам, препятствующим устойчивому развитию урбанизированных районов, относятся:
· низкое качество окружающей среды, высокая загрязненность поверхностных водоемов, подземных вод, почв, воздушного бассейна;
· высокая техногенная нагрузка на природные ландшафты;
· неэффективное использование межселенных территорий, особенно находящихся под транспортной и инженерной инфраструктурой (дороги, ЛЭП, трубопроводы, очистные сооружения, мусоросвалки, карьеры добычи стройматериалов и др.).
Сельскохозяйственные районы характеризуются преобладанием земель сельскохозяйственного назначения и высокой долей сельского населения. Ведущей функцией является производство и переработка товарной сельскохозяйственной продукции. Демографический потенциал районов постоянно снижается в связи с долговременно действующими факторами: миграцией сельского населения в города, низким уровнем рождаемости, высоким уровнем смертности, низкой ожидаемой продолжительностью жизни. К 2020 г. численность сельского населения может сократиться на 30%. Трудовой потенциал сельской местности в целом находится под воздействием факторов, препятствующих его развитию. Снижение численности сельского населения при расширении площади пахотных земель в значительной мере уравновешивается интенсификацией сельского хозяйства и его насыщением основными производственными фондами. Однако в целом потенциал районов значительно снизился. К основным факторам, содействующим устойчивому развитию сельских районов, относятся:
· относительно равномерная и густая сеть малых городских поселений в целом, что создает предпосылки для развития связей «город – село» и улучшения обслуживания сельских поселений. Расстояние между малыми городами – центрами административных районов – не превышает 40 км, зона влияния малых городов – около 20 км;
· высокое качество сельскохозяйственных земель в сельскохозяйственных районах западной, юго-западной и центральной зон;
· разнообразие типов природных и культурных ландшафтов;
· богатые культурные традиции;
· относительно благоприятные экологические условия развития.
Наиболее значимыми факторами, препятствующими устойчивому развитию сельских районов и сельских поселений, являются:
· критическая трудоресурсная ситуация в подавляющем большинстве районов;
· неритмичность работы предприятий, их неплатежеспособность, нарастание безработицы, низкая инвестиционная активность;
· низкий потенциал сельскохозяйственных земель в ряде районов северной, северо-восточной зон;
· ухудшение доступности образования, низкое качество обслуживания, ограниченный набор медицинских услуг, слабая оснащенность медицинским оборудованием;
· снижение возможностей содержания и обеспечения объектов сферы обслуживания, жилищ и инженерно-технической инфраструктуры. В сельской местности высокая доля некапитального (до 80%) амортизированного жилищного фонда;
· низкий уровень благоустройства сельских поселений (твердое покрытие улиц и дорог, зеленые насаждения общего пользования, спортивные сооружения и др.);
· интенсивное загрязнение грунтовых вод в пределах животноводческих и птицеводческих ферм, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, полей орошения; сельхозугодий, где вносятся минеральные и органические удобрения. В настоящее время более 70% колодцев имеют воду с содержанием нитратов, превышающих ПДК. Именно на использовании этих вод базируется практически все (90%) питьевое водоснабжение сельского населения;
· недостаточная развитость сети местных дорог, что ухудшает связи «малый город – село» и соответственно социальное обслуживание сельских поселений и территорий;
· снижение уровня пассажирского обслуживания населения, закрытие нерентабельных для транспортных предприятий автобусных маршрутов, сокращение количества рейсов.
Природные районы включают территории, на которых преобладают естественные природные ландшафты. Природные районы образуют регионы крупных природных комплексов и регионы с высоким туристско-рекреационным потенциалом. На их территориях находятся природные заповедники и национальные парки. Регионы с высоким туристско-рекреационным потенциалом обладают уникальными возможностями для комплексной организации оздоровительного отдыха, спортивно-оздоровительного и культурно-познавательного туризма, экологического туризма и санаторно-курортного лечения.
Наиболее значимыми факторами, содействующими устойчивому развитию природных районов, являются:
· уникальные природные ландшафты, богатое биологическое разнообразие;
· нормативно-правовое закрепление статуса особо охраняемых природных территорий;
· богатые лечебные ресурсы (минеральные воды, грязи, чистые лесные массивы и др.);
· богатое историко-культурное наследие.
Природным регионам свойственны те же факторы, препятствующие устойчивому развитию, что и для сельских районов.
В последние десятилетия в Беларуси в основном создана нормативно-правовая база территориального планирования развития регионов и населенных мест. Однако многие положения градостроительного регулирования не закреплены законодательно, отсутствуют законы прямого действия, слабо развит механизм демократизации планирования. Отсутствуют многие градостроительные стандарты, нуждаются в пересмотре и дифференциации градостроительные нормы.


4. Важнейшие направления и пути перехода страны
к устойчивому развитию


4.1. Социальная политика, развитие человеческого потенциала и социальной сферы
4.1.1. Важнейшие направления социальной политики, повышение уровня и качества жизни населения

Центральное место в модели устойчивого социально-экономического развития занимает человек как личность, как потребитель и производитель благ и услуг, генератор новых идей и главный субъект их реализации.
Основные социальные задачи, направленные на развитие человеческого потенциала, предусмотренные в НСУР-97, в основном были выполнены. Это нашло отражение в интегральном показателе – индексе развития человеческого потенциала, по которому Республика Беларусь в 2001 г. заняла 53 место среди 175 стран мира, что позволило ей войти в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала, опережая все страны СНГ.
Однако в стране остаются нерешенные проблемы: относительно низок уровень реальных денежных доходов, реальной заработной платы, пенсий и государственных минимальных социальных гарантий. В 2003 г. доходы ниже бюджета прожиточного минимума имели 27,1% населения.
Важнейшим условием развития человеческого потенциала являются стабильность общества, эффективная социальная политика государства, призванная создать необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность развития общества будет обеспечиваться проведением эффективной социальной политики государства, критериями которой являются:
· реализация приоритетов социальной политики как одного из важнейших условий устойчивого развития общества;
· гарантии прав на свободу человека и на свободную реализацию трудового и интеллектуального потенциала с тем, чтобы трудоспособный гражданин смог обеспечить себе и своей семье материальное благополучие;
· дифференциация социальной политики в отношении различных слоев населения; адресная социальная защита малообеспеченных слоев населения;
· взаимная солидарная ответственность всех субъектов (государство, предприниматели, профсоюзы, население) за результаты социального развития;
· права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи – основной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи; бережное отношение к историческому наследию предков и на преемственность поколений, сохранение самобытности национальных традиций.
Главной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала. При этом государство должно предоставить каждому трудоспособному человеку условия, позволяющие ему собственным трудом и предприимчивостью обеспечить свое благосостояние и благосостояние своей семьи и полностью выполнить социальные обязательства перед инвалидами, многодетными семьями, нетрудоспособными и малообеспеченными слоями населения и др.
Для реализации главной цели основными направлениями социальной политики должны стать:
· создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;
· обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на жизненно важных и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики;
· создание гибкой системы подготовки и переподготовки кадров;
· обеспечение роста реальных денежных доходов населения;
· последовательное повышение уровня оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;
· формирование среднего класса как фактора стабилизации общества на основе значительного роста денежных доходов населения и снижения уровня малообеспеченности;
· повышение уровня пенсионного обеспечения;
· снижение уровня малообеспеченности населения;
· повышение социальной защиты нуждающихся на основе усиления адресности оказания помощи, рационализации системы льгот, улучшения социального обслуживания и др.
В ближайший период (до 2010 г.) важнейшими задачами являются повышение реальных денежных доходов и снижение уровня малообеспеченности населения, создание условий и предоставление гражданам равных возможностей для достижения материального и социального благополучия. Необходимо успешно завершить выполнение Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001–2005 гг. и других программ, содержащих основные целевые показатели повышения уровня жизни населения и меры по их достижению.
На втором этапе 2011–2020 гг. необходимо обеспечить приближение Республики Беларусь по уровню и качеству жизни населения к экономически развитым странам на основе формирования социально ориентированного рыночного типа экономики.
Стратегия государства по реализации целей социальной политики в долгосрочной перспективе будет направлена на последовательное повышение денежных доходов населения, как важнейшего показателя уровня жизни населения. Рост денежных доходов населения и заработной платы рассматривается как фактор экономического роста и расширения внутреннего потребительского спроса. В 2000–2003 гг. осуществлялась политика ускоренного роста доходов и заработной платы. При росте ВВП за этот период в 1,2 раза реальные денежные доходы выросли в 1,7 раза, реальная заработная плата – в 1,6 раза. Тем не менее уровень среднедушевых доходов и средней заработной платы остается низким в сравнении с экономически развитыми странами. Покупательная способность среднедушевого денежного дохода в 2003 г. составляла 1,3 минимальных потребительских бюджета, средней заработной платы – 1,5.
Приоритетными направлениями политики в области оплаты труда должны стать: кардинальное повышение уровня заработной платы работников как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула трудовой активности; повышение производительности труда и эффективности хозяйствования во всех звеньях экономики; рост инвестиционного потенциала населения; снижение налоговой нагрузки на фонд заработной платы субъектов хозяйствования всех форм собственности, что будет способствовать созданию новых рабочих мест, легализации теневых доходов населения.
Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:
· обеспечение роста заработной платы до уровня, адекватного современным требованиям воспроизводства рабочей силы;
· формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда, усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении производительности труда и эффективности производства;
· поэтапное приближение государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда к бюджету прожиточного минимума, в перспективе – к минимальному потребительскому бюджету;
· совершенствование структуры заработной платы, повышение доли оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;
· регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурных отраслях бюджетной сферы;
· развитие социального партнерства на всех уровнях управления;
· усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и его справедливую оплату.
В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:
· увеличение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;
· рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении численности занятых в экономике.
Минимальная заработная плата является минимальным социальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства, имея в виду поэтапное приближение ее размера к бюджету прожиточного минимума, в дальнейшем – к минимальному потребительскому бюджету, при этом минимальная заработная плата по отношению к средней должна составить не менее 30–40%, что соответствует параметрам, существующим в экономически развитых странах.
Определение объемов и структуры потребления продуктов питания и обеспечение непродовольственными товарами необходимо производить с учетом, с одной стороны – необходимости более полного удовлетворения потребностей населения в материальных благах, с другой – повышения требований к ассортименту и качеству. К концу прогнозируемого периода предстоит обеспечить:
· достижение в среднем по стране научно обоснованного сбалансированного и высококачественного питания за счет роста потребления мяса и мясопродуктов преимущественно нежирных сортов, рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; осуществить переход от «хлебного» к мясо-молочному, насыщенному витаминами питанию, замену высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее калорийным;
· рациональную структуру гардероба, удовлетворяющую разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и т.п.), связанные с различными видами деятельности (трудовая, бытовая, досуговая и т.д.);
· существенное расширение использования предметов культурно-бытового и хозяйственного назначения, как используемых городским, так и сельским населением.
Повышение уровня потребления и его рационализация предусматриваются на основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по оптимизации производства товаров и развития сферы услуг, совершенствования системы распределительных отношений.
Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация этой задачи будет происходить на основе экономического роста, повышения уровня жизни, прежде всего работающей части населения.
С увеличением минимальной заработной платы, ростом средней заработной платы и среднедушевых денежных доходов предполагается, что доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума должна сократиться к 2015 г. вдвое, что соответствует цели Декларации тысячелетия.
Пенсионное обеспечение – важнейшее направление социальной политики. На нынешнем этапе развития национальная пенсионная система столкнулась с целым рядом внутренних и внешних проблем. Дефицит средств и проблемы экономики затрудняют возможности поддержания достаточного уровня пенсионного обеспечения и должной дифференциации пенсий в соответствии с трудовым вкладом. Положение усугубляется недостатками внутренней структуры пенсионной системы: множественностью льгот по досрочному выходу на пенсию; низким по сравнению с другими странами возрастом выхода на пенсию; наличием других норм и условий, влекущих нерациональные расходы. Отрицательное влияние оказывает старение населения и, как следствие, рост пенсионеров при сокращении численности занятых в экономике. Таким образом, сложившаяся система не может способствовать социальной стабильности и нуждается в реформировании.
Основная его цель – повышение уровня жизни пенсионеров через создание стабильной, финансово устойчивой пенсионной системы, удовлетворяющей принципам социальной справедливости, способной противостоять будущим демографическим изменениям.
Стратегической задачей реформирования пенсионной системы является создание многоуровневой пенсионной системы, сочетающей в себе как распределительные, так и накопительные механизмы.
На этапе до 2010 г. предусматривается:
· проведение организационно-структурных преобразований в системе пенсионного обеспечения, принятие пакета законодательных актов, регулирующих отношения в рамках каждой составляющей пенсионной системы;
· развитие государственного пенсионного страхования как основной составляющей пенсионной системы, рационализация условий и норм предоставления пенсий на основе установления более тесной зависимости размера пенсии от страхового стажа и заработка;
· совершенствование индивидуального (персонифицированного) учета в пенсионном страховании в целях наиболее полного сбора страховых платежей и учета накопленных пенсионных прав;
· обязательное пенсионное страхование для работников, занятых в неблагоприятных условиях труда или определенными видами профессиональной деятельности.
На этапе 2011–2020 гг. на основе роста денежных доходов, в том числе заработной платы, при благоприятном развитии финансовых рынков и рынков инвестиций необходимо обеспечить развитие дополнительного пенсионного страхования. Решение поставленных перед пенсионной системой задач, развитие реального сектора экономики и повышение эффективности государственного управления повысит уровень материального благосостояния нетрудоспособных граждан.
Важной составляющей повышения уровня и качества жизни населения, вовлеченного в трудовую деятельность, является социальное страхование. Его развитие необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья, формирование достаточной экономической базы для возмещения основных социальных страховых рисков.
В области организации системы социального страхования необходимо решить две важнейшие задачи: обеспечить объективную оценку, учет и анализ уровня и факторов социального риска для различных категорий работников; добиться справедливого распределения ответственности за отдельные виды риска между субъектами социально-трудовых отношений.
Решению этих задач будут способствовать:
· установление дифференцированных страховых взносов в зависимости от величины расходов по каждому виду страхования (класса риска);
· увязка размеров страховых услуг с размерами взносов и периодами их уплаты;
· персонифицированный учет по отдельным видам страхования;
· стимулирование увеличения страховых накоплений за счет собственных средств застрахованных;
· осуществление строгого контроля за расходованием страховых средств;
· освобождение страховых внебюджетных фондов от выплат пособий нестрахового характера.
Основными задачами в области социальной защиты населения являются обеспечение государственной поддержки нуждающихся групп населения, повышение уровня государственных минимальных социальных гарантий, оптимизация программ предоставления помощи.
Сформировавшаяся к настоящему времени система социальной защиты населения представлена многообразными социальными программами, которые недостаточно скоординированы.
В ближайший период предусматривается завершить реформирование системы социальной защиты граждан, направленной на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уровня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствование системы социальных пособий и выплат, механизмов защиты доходов населения от инфляции.
В прогнозируемом периоде дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и неотъемлемая часть государственной системы социальной защиты. Предусматривается преимущественное развитие сети нестационарных учреждений как наиболее экономичных и приближенных к реальным нуждам населения и расширение практики предоставления социальных услуг на дому.
Важным направлением является создание комплексных территориальных центров социального обслуживания, обеспечивающих оказание максимальной и разносторонней помощи гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень, доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся гражданам.
В к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...