Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственное управление




v Создание Государственного совета (высшего законосовещательного органа).

v Замена коллегий 8 министерствами и создание Комитета министров (1802 г.).

Социальная сфера

v Восстановление Жалованной грамоты дворянству.

v Возвращение репрессированных режимом Павла I.

v Право владеть землей без крестьян получили мещане и купцы (1801 г.).

v Воссоздание или учреждение российских университетов и медицинских факультетов при них. Принятие демократичного Устава высших учебных заведений.

v Отмена ограничений на ввоз и вывоз товаров и книг, а также на поездки за границу.

Крестьянский вопрос

v Указ о вольных хлебопашцах (1803 г.).

v Запрет продажи крепостных без семьи, продажи или раздача государственных крестьян в частные руки (1808, 1809 гг.).

Пользуясь приложением 5, расскажите о внешнеполитической жизни России. Проследите их влияние на изменение внутриполитического курса Александра I. Можно ли говорить об усилении консервативных тенденций во второй половине царствования Александра I?

 

2 вопрос. Приступая к рассмотрению вопроса, обратите внимание на обстоятельства, которые привели Николая I на трон. Проанализируйте развитие системы государственного управления.

Государственное управление

v Учреждение Собственной Его Императорского Величества канцелярии как важнейшего органа государственной власти (1826 г).

v Кодификация - упорядочение законодательства (М.М. Сперанский).

v Создание комитетов под контролем императора для решения важнейших государственных дел.

v Увеличение и укрепление бюрократического аппарата.

v Усиление полицейского и административного надзора.

Почему отечественные историки называли эту систему военно-бюрократической? Период царствования Николая I определяется как апогей самодержавия. Какой смысл вкладывается в это понятие? Какие специальные органы были созданы для укрепления самодержавного режима и борьбы с оппозицией?

Социальная политика

v Ограничение проникновения во дворянство представителей третьего сословия (1832, 1845 гг.).

v Введение строгого цензурного контроля (1826 г.).

v Реформа низших и средних учебных заведений (1828 г.). Разные ступени школы стали существовать обособленно и не были связаны друг с другом.

v Принятие нового реакционного университетского Устава (1835 г.), существенно сократившего автономию ВУЗов.

Рассмотрите, в чем суть и значение теории «официальной народности»?

Крестьянский вопрос

v Создание секретных комитетов для решения крестьянского вопроса.

v Указ об «обязанных крестьянах»

v Улучшение социально-экономического положения государственных крестьян. Переселение малоземельных на свободные земли.

Подумайте, продвинулся ли Николай I в решении крестьянского вопроса?

Дайте характеристику внешнеполитическому курсу Николая I (смотри приложение 5). Отметьте, как поражение в Крымской войне повлияло на стабильность николаевской системы. Обратите внимание на прогрессирующее отставание России от стран Запада. В чем оно проявлялось? Реформы первой половины XIX века свидетельствовали о необходимости кардинальных преобразований в России, которые были осуществлены в 60-70 гг. XIX века.

 

3 вопрос. Подумайте, как и в какой мере, Великая Французская революция и Отечественная война 1812г. повлияли на рост самосознания дворянства. Расскажите о первых тайных обществах в России. Пользуясь данными таблицы проанализируйте содержание программных документов декабристов («Русская правда» П. И. Пестеля и Конституция Н.М. Муравьева).

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В I ПОЛОВИНЕ XIX в.

Декабристы

«Русская правда» П. Пестеля (Южное общество) Конституция Н. Муравьева (Северное общество)
1. Установление Республики 1. Россия – конституционная монархия
2. Введение двухпалатного парламента
3. Введение демократических свобод
4. Введение федеративного устройства 5. Ликвидация сословий, равный и гласный суд 6. Отмена крепостного права 7. Отмена рекрутских наборов, введение воинской повинности 8. Ликвидация военных поселений в России

 

Подумайте, существовали ли в России реальные условия для радикальных преобразований? Кратко расскажите о выступлении 14 декабря 1825г. Было ли закономерным поражение декабристов на Сенатской площади? Как вы оцениваете роль декабристов в развитии российской либеральной и революционной мысли?

Новый этап в развитии общественном движении России начинается с 30-х гг. Дайте характеристику идейных течений зарождающегося русского либерализма (30–50-е гг.): западников (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы).

Подведите итоги развития России в первой половине XIX века.

 

Занятие 2

План

1. Реформы 60–70-х годов XIX века.

2. Расстановка общественно-политических сил в пореформенной России. Революционно-демократическое движение.

3. Реформы и контрреформы Александра III. Деятельность Витте.

1 вопрос. Поражение России в Крымской войне поставило вопрос о необходимости модернизации страны. Содержанием внутреннего курса Александра II стали крупномасштабные реформы во всех сферах. Важнейшее место отводилось крестьянской реформе. В каком документе сформулированы основные её положения? Проанализируйте содержание реформы:

  • Личное освобождение крестьян (общегражданские права, право перехода в др. сословия и т.п.)
  • Наделение землей
  • Выкупные платежи (80% – ссуда государства под 6% годовых; 20% крестьянин выплачивал сам, оставаясь временнообязанным)

В чём заключались важнейшие итоги развития реформы? Каковы её недостатки?

 

За отменой крепостного права последовала серия демократических реформ.

Судебная реформа (1864 г.)

  • Бессословный, гласный, открытый суд
  • Состязательность судебного процесса. Введение суда присяжных
  • Разграничение компетенции каждой судебной инстанции

Земская реформа (1864 г.) и Городская реформа (1870 г.)

  • Всесословная выборность в органы земского и городского самоуправления по имущественному цензу
  • Введение земско-хозяйственного самоуправления в 34 губерниях России (отвечали за снабжение продовольствием, общественное призрение, местную торговлю и промышленность)

Военная реформа (1874 г.)

· Деление страны на 15 военных округов

  • Всесословная воинская повинность
  • Сокращение срока службы
  • Перевооружение армии
  • Создание военных учебных заведений разных уровней
  • Запрет телесных наказаний

Реформа образования

· Принятие нового Университетского устава (1863 г.), возвращение автономии университетам.

· Утверждение нового Устава гимназий.

· Преемственность между учебными заведениями разного уровня.

· Доступность высшего образования представителям разных сословий (кроме крестьян).

· Начало высшего женского образования.

 

Дайте оценку реформ 60-70-х гг. с точки зрения перспектив развития России. Почему реформы были названы великими? Определите характер реформ. Как изменилась структура российского общества? (прилож..№)

2 вопрос. Рассмотрите тенденции развития политической жизни России в пореформенный период. Проследите преемственность в общественно-политическом движении Х1Хв. (прилож. №). Процесс идейно-политического размежевания привёл к оформлению консервативного, либерального и революционно-демократического лагерей. Проанализируйте их программные и тактические установки.

В революционно-демократическом движении 60-70-х гг. наибольшим влиянием пользовались народники. Какое место в деятельности народников занимал террор? Ваша оценка терроризма как средства переустройства общества. Когда появляются первые марксистские организации? Назовите имена виднейших марксистов. Каковы объективные предпосылки распространения марксизма в России.

 

3 вопрос. Реформы 60-70-х гг. способствовали быстрому развитию капитализма в России. Обозначьте качественные сдвиги в промышленности в последней трети XIX в. Проанализировав политику Александра Ш, отметьте особенности, выявите противоречия капитализма в России:

Экономическая сфера

1. Государственное регулирование экономики: протекционизм, рыночного типа налогообложение, создание банковской системы.

2. Интенсивное развитие отечественной промышленности, железнодорожное строительство.

Социальная сфера

1. Рабочий вопрос:

§ Принятие рабочего законодательства

2. Крестьянский вопрос:

§ Перевод крестьян на обязательный выкуп

§ Понижение выкупных платежей

§ Открытие крестьянского банка

§ Отмена подушной подати

Политическая сфера

1. Усиление административного и полицейского надзора в уездах и губерниях.

2. Жёсткое подавление революционного движения

3. Упразднение мирового суда.

4. Ограничение функций земств и городских дум

Духовная сфера

1. Ужесточение цензуры, закрытие либеральных и радикальных журналов

2. Реакционный университетский устав, ликвидация автономии университетов

3. Ограничение доступа в гимназию и ВУЗы детей из малообеспеченных семей (Указ о «кухаркиных детях»)

Значительный вклад в модернизацию страны внес С.Ю. Витте. Дайте оценку реформаторской деятельности С.Ю. Витте в 90-е гг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...