Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рэстаурацыя вырабау з шоуку,воуны,бавоуны,льну и инш.

Реставрация археологической ткани

Наиболее сложной и ответственной работой является реставрация археологических тканей.

Волокно их настолько ветхо, что ткани требуют особой предварительной обработки и в сухом виде расправлены быть не могут.

Раскопанную ткань, какой бы она ломкой не была, можно расправить в ванне смягчающего раствора (глицерина —10%, спирта ректификата — 80 и дистилированной воды — 60%).

Для этого берется стекло или лучше плексиглас по величине ткани и покрывается куском тюля, смоченного в вышеуказанном растворе, края тюля подгибаются под стекло.

В кювету наливается смягчающий раствор и кладется стекло с тюлем.

После этого на него накладывается фрагмент ткани. Благодаря наличию в ванне спирта, снижающего поверхностное натяжение воды, фрагмент сразу намокает и становится мягким.

Если ткань очень грязная, в ванну добавляют 20 — 25% ацетона.

Через некоторое время содержимое ванны от растворяющихся загрязнителей начинает окрашиваться в коричневый цвет. Находящийся на стекле фрагмент осторожно расправляется косточкой и с его поверхности механически удаляются загрязнители. Кусок тюля, смоченный в том же растворе, расправляют и накладывают на лежащий в ванне на стекле фрагмент ткани и загибают края под стекло.

Теперь можно спокойно вынуть стекло с фрагментом, лежащим между двух кусков тюля, и промыть. Перевернув затем стекло с фрагментом, находящимся между двух слоев тюля, его кладут на реставрационный

стол. Приподняв один край стекла отделяют от него (с одного угла) оба куска тюля с фрагментом. Оба слоя тюля при этом легко отделяются от стекла и ложатся на стол.

Взяв за один угол верхний слой тюля (подкладочный) его снимают с фрагмента продольным движением и на столе остается нижний слой тюля (дублировочный) с фрагментом.

Манипулируя таким образом стеклом и двумя кусками тюля, можно безо всякого риска перевертывать самые ветхие мокрые фрагменты ткани.

Находящийся на тюле фрагмент оставляют лежать до полной просушки.

Не следует класть смягченный фрагмент непосредственно на стекло или на реставрационный стол, так как при сушке фрагмент может прилипнуть.

 

 

Рэстаурацыя вырабау з шоуку,воуны,бавоуны,льну и инш.

Текстиль – это тканые или выполненные в иной технике (плетение, вязание и др.) изделия. К текстилю относятся также и нетканые материалы, валяные – когда волокна соединяются непрядеными. Волокно может быть животного (шерсть, шелк), растительного (лен, пенька, джут и др.) происхождения, искусственное или синтетическое. В результате воздействия окружающей среды (свет, влага и температурные колебания) может измениться окраска текстильных изделий (выцветание, появление пятен), текстиль также может быть поврежден насекомыми.

имеются сведения о том, что, например, шелковая ткань после инсоляции в течение 568 часов сохраняет только 2% от своей первоначальной крепости, бумажная — 61%, льняная суровая — 71% и шерстяная — 83,5%. При дальнейшей инсоляции крепость тканей стремительно падает. Темные ткани интенсивнее разрушаются от солнечного света, чем светлые (рис. 1).

Под реставрацией и консервацией ткани понимается:

1. Восстановление (насколько возможно) некоторых утраченных пряжей физико-химических свойств (гигроскопичность, прочность, эластичность, «упругое последействие» и т. п.), вследствие чего прекращается процесс естественного разрушения волокна.

2. Нанесение на пряжу защитного слоя, изолирующего волокно от непосредственного соприкосновения с окружающей воздушной средой.

3. Возможная очистка тканей от поверхностных и внутренних загрязнений.

4. Возможное восстановление цельности фрагментированной ткани наклейкой на новую основу — редкий газ, без добавления новых частей вместо утраченных подлинных.

5. Сохранение фактуры ткани.

Закрепление основано на процессе адсорбции раствора желатина, который, проникая с водой в структуру волокна, по испарении воды закрепляет его. Шлихта — клей для проклейки основы.)тканей применяются два вида адсорбции. В первом случае раствор желатина, проникая в структуру волокна, создает внутренний защитный и скрепляющий слой, во втором случае клейстер, осаждающийся главным образом на поверхности, образует внешний защитный слой. При первом способе применяется универсальный клейстер, компоненты которого должны выполнять три функции: 1) проникнуть в структуру волокна для его закрепления; 2) осаждаться на поверхности волокна для образования защитного слоя; 3) приклеивать реставрируемую ткань к новой основе. Для этой цели в состав клейстера, который можно назвать по текстильному «шлихтаппрет», входят: а) клеющие и крахмальные вещества: желатин и пшеничная мука, б) мягчительные и гигроскопические вещества: глицерин, в) смачивающие и растворяющие вещества: вода, спирт, г) антимикологические вещества: бензойная кислота, тимол.

Клеющие вещества пропитывают и закрепляют волокна; крахмалистые и клейковина клеют и образуют поверхностную пленку, изолирующую волокно от окружающей среды и способную интенсивно отражать световые лучи, вследствие чего ткань кажется ярче, белее, становится более стойкой к инсолированию. Мягчительные и гигроскопические вещества способствуют мягкости, эластичности волокна и не допускают пересыхания и осыпания защитного слоя. Смачивающие вещества обеспечивают равномерную пропитку всей поверхности ткани, что чрезвычайно важно для качества наклейки, проклейки и аппретуры.

Антимикологическое вещество не допускает плеснеобразования как во время приготовления и хранения клейстера, так и после высыхания его на ткани.

 

29. Рэстаурацыя тэкстыльнай и драунинай паперы

В реставрации бумаги консервируются и реставрируются различные рукописные и печатные документы, карты, планы, графические работы, книги, а также документы на пергамене. Специалисты сектора готовят экспонаты к выставкам и хранению.

При реставрации прежде всего оценивается состояние реставрируемого экспоната, проводятся необходимые исследования и выбирается подходящий метод. Реставрация бумаги охватывает следующие процессы: § механическая очистка поверхности бумаги; § промывка с целью снижения кислотности бумаги, удаления продуктов разложения, пятен; § нейтрализация бумаги с целью предохранения от дальнейшего разрушения; § соединение разрывов; § упрочнение ветхой бумаги путем дублирования ее японской бумагой, восполнение утрат, закрепление осыпающейся краски и пр. Иногда требуется удалить использованные во время предшествующей реставрации неподходящие материалы, клей, липкую ленту, вывести пятна. Для хранения реставрированных экспонатов изготовляются папки либо конверты из некислотной бумаги.  

Книги, в зависимости от их состояния, дезинфицируются, очищаются механически, реставрируются бумага и переплет. Если книга сильно разрушена, расшивается ее переплет, листы книги промываются, нейтрализуются, склеиваются разрывы, восстанавливаются несохранившиеся фрагменты бумаги, проводится реконструкция переплета.

При консервации используются обратимые материалы. Часть реставрационных работ выполняется с применением подаренного правительством Японии вакуумного стола с ультразвуковым увлажнителем.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...