Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов

Лекция. Психологическая характеристика этнических конфликтов

Этнические конфликты, представляя собой проявление межнациональной напряженности в виде конкретных форм противодействия между этническими общностями (группами), постоянно осложняют жизнь людей во всех уголках земного шара, поэтому психология не может оставить их вне поля своего зрения. Для психологов важно определить, что является этническим конфликтом, а что нет; каковы их причины; какие виды они принимают и как влияют на людей; как разрешаются или регулируются этнические конфликты.

Мы рассмотрим важнейшие задачи при изучении и осмыслении конфликтов, которые ставят перед собой именно психологи. Среди общего круга проблем, с которыми сталкиваются в целом представители всех наук, можно назвать, например, построение классификаций и типологий этнических конфликтов; определение числа этнических конфликтов в стране или в регионе; формулирование стратегии выхода из конфликтной ситуации либо перевода этнического конфликта в политически приемлемую форму; определение круга экспертов, подготовка которых действительно соответствует задачам изучения и практического воздействия на конфликт; формирование в общественном сознании людей адекватных представлений о реальной роли этничности и этнических конфликтов в современных политических процессах в стране.

Этнические конфликты по своему происхождению, содержанию и формам проявления, а также причинам и факторам, их вызывающим, являются наиболее сложными феноменами из числа всех существующих в современной социальной действительности. Их общий смысл можно представить в виде противодействия, присутствующего между национальными движениями, политическими партиями, с одной стороны, и местными (или центральными) государственными органами власти — с другой. Последние оценивают сложившуюся ситуацию либо как конфронтацию между этническими общностями (субэтническими, этноконфессиональными, этнотерриториальными, этносословными и т. п. группами); либо как конфронтацию этнической общности, находящейся в положении меньшинства, с государственными институтами, выражающими культурно-языковые, социально-экономические или политические интересы доминирующего этнического большинства населения страны.

Таким образом, при объективном анализе и осмыслении сущности и содержания этнических конфликтов (особенно в социальной сфере) необходимо учитывать социально-экономические, политические, социокультурные и социально-психологически ценности, существующие в конкретном обществе. Кроме того, это явление нельзя отрывать от понятий «борьба за власть», «политические отношения». Борьбу за власть, психологию политических отношений изучает другая отрасль психологической науки — политическая психология. Естественно, что этнопсихология не может не учитывать ее реалии применительно к специфике межнациональных отношений.

Любой человек так или иначе стремится к власти над другими людьми, поскольку чувствует в себе определенные внутренние силы для этого, очень часто и испытывает и превосходство над ними.

Люди всегда играют (или выполняют) в обществе какие-то конкретные социальные роли, каждая из которых может быть (и, как правило, является) неравнозначной ролям других людей. По этой причине каждый индивид во всех случаях или властвует или подчиняется.

Без отношений господства и подчинения (и, соответственно, власти) не может существовать ни одно государство, так как эти отношения необходимы при решении проблем в экономической, политической, культурной, национальной, образовательной и других областях жизни и деятельности.

По этой причине этнический конфликт — это тоже борьба за власть конкретной этнической общности.

 

Сущность, предпосылки возникновения и виды этнических конфликтов

 

Этнические конфликты представляют собой одну из форм политических отношений — конфронтацию между двумя или несколькими этносами (или между их отдельными представителями, между конкретными субэтническими элементами), характеризующуюся состоянием взаимных претензий, имеющую тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн. Они возникают, как правило, в многонациональном государстве и присутствуют в форме противостояния «группа—группа», «группа—государство».

Современные западные концепции социального конфликта рассматривают в качестве его источника подавление человеческих потребностей. Например, согласно теории «межэтнического реконструирования жизненного мира» этнический конфликт возникает как следствие существующих различий у разных миров. Каждый этнос, этническая группа, по мнению зарубежных ученых, представляет собой особый мир, отличающийся от других, и при взаимодействии различных миров возможно возникновение сложных конфликтных ситуаций. Отличительной особенностью «миров» является их некритическое отношение к своей этнической общности, а попытка рефлексии означает выход за его пределы.

Специфическая особенность конфликтов между «мирами» заключается в принципиальной невозможности их различения с помощью логики, рационализма. Основной причиной, способствующей сохранению «миров», является потребность в значении, т.е. потребность создания собственного мира как условия безопасности, жизнедеятельности, самореализации, идентификации.

Любой другой «мир» рассматривается как враждебный и угрожающий существованию данного «мира». Конфликт «миров» означает столкновение способов реализации человеческих потребностей [265. —С. 135].

Традиционные аналитические методы урегулирования конфликта в ситуации рассматриваемого конфликта являются неэффективными, так как субъекты конфликта не желают ни при каких условиях идти на компромисс, уступки, полагая, что осуществляется посягательство на их жизненно важные ценности и потребности. Подобные конфликты могут быть разрешены с помощью метода межэтнического реконструирования жизненного мира — путем создания нового мира или в ходе постепенных структурных изменений общества.

Российские ученые считают, что одной из главных предпосылок этнического конфликта выступает идеология национал-экстремизма — теории и практики национального превосходства, (неприятия культуры, традиций, религии, обычаев другого народа). Национал-экстремизм, как правило, спекулирует на объективных противоречиях, трудностях экономического, социального, экологического, духовного характера, «белых пятнах» истории, несовершенстве национально-государственного устройства, правовой защиты чести и достоинства граждан, перегибах в кадровой политике по национальному признаку. Всему этому придается «национальная» окраска, центр тяжести переносится на противопоставление народов, проповедь исключительности «своей» нации и возложения на инонационального соседа вины.

Отечественная наука подчеркивает и тот факт, что искусно подогретые национальные чувства как бы накладываются на реально существующие проблемы, затем включается такой универсальный механизм всякого национал-экстремизма, как политическое хамелеонство и «всеядность». Способность вступать в коалицию с самыми полярными идейными течениями и откровенными преступниками, коррумпированными кругами, в том числе из структур официальной власти, «кланами», где каждый защищает свои собственные, преследует чаще всего далеко не национальные интересы. В определенный момент межнационального конфликта национал-экстремизм будет приобретать характер «национального» единства, временного межнационального союза для борьбы с общественной системой, блокирования властных, правительственных решений [18].

Обычно этнические конфликты, с одной стороны, выступают следствием проявления негативных стереотипов взаимного восприятия контактирующих (соперничающих) народов; с другой, — порождением конфликтных ситуаций, возникающих как результат проявления представителями тех или иных этнических групп, в чем-либо ущемленных, определенных требований на:

v гражданское равноправие (от прав гражданства до равноправного социального статуса и экономического положения);

v права на культуру (от символического использования родного языка на дорожных указателях и вывесках до языковой политики, признающей использование языка этнического меньшинства в суде, государственных учреждениях, в школьном и университетском образовании);

v институционализированные политические права (от символических элементов автономии местных органов власти и символического представительства в государственных органах управления до полномасштабного конфедерализма);

v права на осуществление определенных изменений, включая изменения границ, создание новых государств или присоединения к другому государству [93].

Этнические конфликты сопровождаются определенной динамично меняющейся социально-политической ситуацией, порожденной неприятием ранее сложившегося положения существенной частью представителей одной (нескольких) из местных этнических групп, и проявляющейся в виде хотя бы одного из следующих действий данной группы:

v начавшейся ее эмиграции из региона, определяемой общественным мнением данной группы как «исход», «массовое переселение» и т. п., существенно изменяющей местный этно-демографический баланс в пользу «других» остающихся этнических групп;

v создания политической организации («национального» или «культурного» движения, партии), декларирующей необходимость изменения создавшегося положения в интересах указанной этнической группы (групп) и тем самым провоцирующей ответное противодействие органов государственной власти;

v спонтанных (не подготовленных легально действующими организациями) акций протеста против ущемления своих интересов со стороны представителей другой (других) местной этнической группы или органов государственной власти в виде массовых митингов, шествий, погромов [93].

Об этническом конфликте как реально присутствующем феномене можно говорить чаще всего тогда, когда организационно оформляется и приобретает определенное влияние национальное движение (или партия), ставящее своей целью обеспечение «национальных интересов» определенной этнической общности и для достижения этой цели стремящееся изменить существовавшее и прежде бывшее терпимым либо привычным положение в культурно-языковой, социально-экономической или политической сферах жизни.

Этнический конфликт всегда представляет собой явление политическое, ибо даже если инициаторы перемен стремятся к изменению ситуации только в культурно-языковой или социально-экономической области, они могут достичь своих целей лишь путем обретения определенных властных полномочий, достаточных для осуществления подобного изменения. Под властными полномочиями, к перераспределению которых всегда стремятся участники этнических конфликтов, обычно понимаются способность и возможность одной группы людей распоряжаться деятельностью других групп людей.

Этнические конфликты можно классифицировать по различным основаниям. Самой общей классификацией служит деление этнических конфликтов на два вида по особенностям противостоящих сторон:

1. Конфликты между этнической группой (группами) и государством. Примером могут служить события в Чечне, Абхазии или в Нагорном Карабахе, результатом чего явилось создание там самопровозглашенных и де-факто независимых, государств при полном вытеснении из местных органов власти соответственно русских, грузин и азербайджанцев.

2. Конфликты между этническими группами (между ассоциациями групп). Примерами могут служить события еще советского времени в Фергане — погромы турок-месхетинцев узбеками или в Ошской области — столкновения киргизов и узбеков.

Эти два вида конфликтов ученые часто обобщенно называют межнациональными, понимая под ними любые противоборства между государствами и субгосударственными территориальными образованиями, причиной которых является необходимость защитить интересы и права соответствующих наций, народов или этносов.

Кроме того, возможна классификация этнических конфликтов по приоритетным целям, сформулированным организациями одной из сторон, а, следовательно, и по возможным последствиям для полиэтничного социума, в котором они развиваются. В связи с этим обычно различают:

1. Социально-экономические конфликты, возникающие на основе требований выравнивания уровня жизни, социально-профессионального состава и представительства в элитных слоях (со стороны представителей «отстающих» этнических групп) либо прекращения льгот, субсидий и экономической помощи «другим» (со стороны членов «лидирующих» групп). Они являются следствием неудовлетворенности той или иной нации, не имеющей собственной государственности, своим правовым статусом или имеющей ее в усеченной форме. По сути, это конфликты с властными структурами государства, в составе которого находится данная нация, но зачастую эти структуры отождествляются с народом, давшим наименование этому государству (например, абхазо-грузинский и осетино-грузинский конфликты, события в Чечне, Приднестровье, ряде других регионов).

2. Этно-территориальные конфликты, которые, как правило, имеют глубокие исторические корни. С учетом того, что в России национально-территориальные границы по существу отсутствовали, а в СССР они зачастую были произвольны, неоднократно сдвигались, ареал расселения многих народов весьма широк и пестр — конфликты такого рода особенно опасны и трудно разрешимы. Чрезвычайно остро они протекают в местах насильственного переселения депортированных народов и на их исторической Родине при реализации права на возвращение прежних территорий (конфликты между ингушами и осетинами за Пригородный район, крымско-татарский, нагорно-карабахский, в пограничных районах среднеазиатских государств, России и Казахстана, Украины и Молдовы, — всего таких спорных территорий в бывшем СССР специалисты насчитывали около 100).

3. Этно-демографические конфликты, которые возникают там, где реальна опасность размывания, растворения этноса в результате быстрого механического притока иноязычного на
селения. Приоритетным требованием в таких случаях становится защита прав коренной нации, введение разного рода ограничении для «пришлых». Такого рода конфликты характерны для Прибалтики, Молдовы, ряда республик Российской Федерации.

По формам проявления этнические конфликты могут быть насильственными (депортация, геноцид, террор, погромы и массовые беспорядки) и ненасильственными (национальные движения, стихийные шествия, митинги, эмиграция), а по времени — долговременными и кратковременными.

Этнические конфликты носят уникальный характер. Они являются следствием распада или дезинтеграции социума, дискриминации одной нации другой, нарушением соглашений, разрыва социальных отношений и связей между людьми. Причинами межэтнических конфликтов является борьба за распределение и перераспределение материальных и культурных ценностей между этносами, этническими группами. За каждым из них — трагедия человеческих судеб, драма народов и, что не менее опасно, неизбежность перенесения в память приходящих поколений старых обид, оскорблений, несправедливостей, которые, если они не были сняты или не получили должной правовой оценки, не нашли соответствующего общественного порицания и наказания, могут подталкивать впоследствии на решения даже простых дел неправедными действиями.

Предпосылки этнических конфликтов достаточно многообразны и в латентном состоянии присутствуют в любом полиэтничном обществе. Объективизация этих существовавших ранее предпосылок в общественном сознании значительной части народа превращает их в действительные причины этнического конфликта и тем самым делает его реальностью.

Под объективизацией понимается процесс осознания конкретными людьми существующего порядка вещей в окружающей социальной действительности и появление стремления к его изменению, если он чем-то их не устраивает. Например, представители интеллигенции, как правило, первыми осознают существование несправедливого ущемления национальных интересов своего народа. Начало деятельности этнонациональных движений и партий (а, следовательно, и зарождение этнических конфликтов) как раз и характеризуется активной пропагандой фактов наличия подобного рода ущемления. При этом оно трактуются как результаты целенаправленной деятельности другого народа или выражающих его интересы государственных институтов, что и является предпосылкой этнического конфликта.

 

«Существующие противоречия социальных интересов в случае их осознания людьми и проецирования в сферу политических процессов порождают конфликтную ситуацию».

Энтони Гидденс, английский социолог

 

Среди многообразия предпосылок, выступивших в качестве причин развития реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуаций в СССР и постсоветских государствах, выделим следующие:

v социально-экономические (неравенство в уровне жизни, различное представительство в престижных профессиях, социальных слоях или органах власти);

v политические (возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне; они расторгают прежние идейно-политические союзы, подвергают сомнению легитимность существующей системы государства, отстаивая право на самоопределение меньшинства как равноправного члена международной политической системы, как нации среди наций);

v культурно-языковые (недостаточное с точки зрения представителей этнического меньшинства использование его языка и культурных символов в общественной жизни);

v этнодемографические (сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста);

v экологические (ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы либо государством, ассоциируемым с другим народом);

v этнотерриториальные (несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов);

v исторические (прошлые взаимоотношения народов — войны, былые отношения политического господства-подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти);

v конфессиональные (включая различия в уровне современной религиозности населения);

v культурные (т.е. культурные различия в широком смысле слова, от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры);

v психологические (угроза насильственного разрушения привычного образа жизни, материальной и духовной культуры, эрозия системы ценностей и традиционных норм по-разному воспринимаются социальными группами и индивидами в этносе; в целом они вызывают в этнической общности защитные реакции, так как отказ от привычных ценностей предполагает признание превосходства ценностей доминирующего этноса, порождает чувство второсортности, представления о национальном неравенстве) [88].

 

Содержание этнических конфликтов и специфика их разрешения

 

В любом обществе социально-экономическое развитие и культурная трансформация протекают неравномерно в территориальном и социальном плане, что закономерно порождает, с одной стороны, противоречия в интересах различных региональных или социально-классовых (в том числе и национальных) групп, а с другой, — и необходимость постоянного поиска нового баланса властных полномочий между их представителями.

В многонациональных же государствах эти процессы неравномерного развития столь же закономерно приобретают определенную этническую окраску, поскольку разные народы населяют различные территории и имеют разное представительство в социально-классовых слоях общества. Постепенно накапливаются и реальные социальные сдвиги в нем, например, изменение социально-классовой структуры народов, появление достаточно многочисленной и влиятельной национальной интеллигенции и тому подобные результаты социокультурной модернизации. Таким образом, этнические конфликты можно считать практически неизбежным следствием самого факта существования и развития многонационального государства

В качестве инициаторов начинающегося этнического конфликта всегда выступают лидеры этнических общностей (очень часто стоящие во главе национального движения), преследующие цель изменить существующую в данный момент ситуацию в интересах обеспечения более справедливого, с их точки зрения, учета национальных интересов их народа.

Инициативу таких политических лидеров, их нацеленность на конфронтацию в обществе нельзя интерпретировать или оценивать только отрицательными эпитетами, поскольку стремление к переменам зачастую бывает совершенно оправданным и справедливым в силу реально сложившегося на определенный момент ущемления интересов этнической группы, которую они представляют.

На практике связь между позициями враждующих этнических общностей и реальными интересами их членов часто выглядит весьма искусственной, натянутой, что, однако, не мешает вождям вовлекать в противоборство значительные массы людей. Не случайно в числе общин, успешно мобилизуемых путем взывания к национальным чувствам, оказываются подчас и явно (по общему мнению) «не дотягивающие» до уровня нации или этноса различные суб- и надэтничные образования — родоплеменные, конфессиональные, региональные, лишь бы принадлежность к таковым можно было использовать для сплочения и группового обособления их членов в обществе.

Действующие силы в этнических конфликтах представлены, как уже говорилось, этнонациональными движениями и партиями с националистической идеологией. Однако сложность феномена этничности накладывает серьезный отпечаток на характер и состав тех сил, которые выступают как политическая основа этих движений и партий.

Этнические аспекты в политической деятельности партий и движений подобного рода проявляются в том, что в качестве противостоящей стороны воспринимается другой народ или этническая группа. Этничность сама по себе основана на противопоставлении «мы» — «они», осознаваемом в плане культурных (в широком смысле этого понятия) различий. Это противопоставление в полной мере сохраняется и даже существенно усиливается в ситуации этнического конфликта, когда именно противостоящая сторона получает признание в качестве носителя другой этнической культуры и системы ценностей — враждебной и стремящейся к доминированию или насильственной ассимиляции либо, как минимум, игнорирующей законные и справедливые национальные интересы. Именно политические противники, т.е. «они», наделяются однозначными этническими характеристиками, и потому борьба с ними воспринимается как борьба с конкретными носителями чуждой культуры и чужих национальных интересов.

Как показывают исследования отечественных ученых, существуют следующие направления предупреждения и преодоления этнических конфликтов:

v раннее прогнозирование (знание ситуации дает возможность принять необходимые меры до того, как конфликт вызрел);

v оперативные решения наиболее острых вопросов, которые не требуют длительной подготовки и больших затрат, организационно-политическая и разъяснительная работа;

v налаживание диалога противостоящих сторон, переговорного процесса, как правило, с участием нейтральной стороны;

v применение санкций — экономических, политических, административно-правовых, вплоть до санкционированного применения силы органами охраны общественного порядка;

v организация взаимовыгодного предпринимательства: строительства совместных предприятий, свободных экономических зон, зон совместной торговли, в целом — налаживание полнокровного экономического сотрудничества;

v создание инфраструктуры духовного сотрудничества, развитие туризма, спорта и т.п.

Вопросы для повторения

1. Дайте определение этническому конфликту.

2. Назовите факторы и условия, способствующие возникновению этнических конфликтов.

3. Перечислите виды этнических конфликтов.

4. Охарактеризуйте основные стадии этнического конфликта.

 

Вопросы для самостоятельных исследований

1. Классифицируйте по видам этнические конфликты, которые имели место в советское и постсоветское время в нашей стране.

2. С помощью усвоенных знаний постарайтесь спрогнозировать дальнейший характер развития межнациональных отношений в России.

3. Дайте оценку процесса урегулирования этнического конфликта в Косово.

4. Разработайте стратегию разрешения конфликта в Чечне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...