Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Адаптивная система как основа реформирования




Адаптивная система обучения принципиально от­личается от традиционной. Она перестраивает отно­шения между учителями и учениками, обеспечивает учет индивидуальных психофизиологических особен­ностей школьников.

Требование адаптировать, сделать более удобным процесс обучения и воспитания вытекает из необхо­димости решать проблему воспитания мыслящего, твор­чески активного, здорового человека. Поэтому внедрение адаптивной системы обучения на современном этапе должно получить статус основополагающей педагоги­ческой концепции.

Как уже отмечалось, традиционно сложившийся способ обучения наложил свой отпечаток на дидак­тические основы урока. Его структура часто опре­деляется порядком действия учителя: вступительное слово, основная и заключительная части. Все формы учебных занятий взаимосвязаны между собой логикой получения знаний, и на любом занятии в той или иной мере используются примерно одинаковые при­емы учения.

В связи с освоением педагогических технологий, на­целенных на поисковые действия учащихся в учебно-познавательной деятельности, все в большей степени выявляется несоответствие привычных организацион­ных условий.

Наибольшие проблемы связаны с одноурочной сис­темой (один час по дисциплине в день) независимо


от сложности и особенностей учебного предмета. Пять-шесть уроков в день по разным предметам создают труд­ности обучающимся, требуя переключений с одного предмета на другой и сводя к минимуму время на са­мостоятельную аудиторную работу по каждой дисцип­лине.

Поэтому уже не раз ставился вопрос о переводе учеб­ного процесса по наиболее объемным дисциплинам, начиная с четвертого класса, на двухурочную систе­му — два занятия по 2 ч с перерывом 15—20 мин плюс одно-два одночасовых занятия. Это будет способство­вать повышению познавательного уровня каждого за­нятия и приведет к увеличению времени, выделяемо­му на самостоятельную работу учеников на занятии под руководством учителя.

Предлагаемая организация учебного процесса по­зволяет формировать внутренне мотивированную дея­тельность школьников. Должна разрушиться традици­онная схема 45-минутного урока как санитарно-гигие­нической нормы. Вместо него будет «учебное занятие», т.е. способ организации учебного процесса в адаптив­ной школе, предусматривающий наиболее благопри­ятный режим для собственной познавательной дея­тельности школьников.

Продолжительность учебного занятия определяет учи­тель, исходя из конкретных условий работы, возраста детей, особенностей и сложности учебного предмета, трудоемкости изучаемой темы. Это подразумевает воз­можность приостановить учебный процесс в случае затруднений у детей, переключить их на другие виды деятельности.

На занятии должно быть в полной мере реализовано дидактическое правило «учить на уроке», что предпо­лагает сокращение монолога учителя. До начала изуче­ния новой темы он определяет оптимальный (несокра­щаемый минимум) знаний для каждого класса, пре-дусмотривает необходимое количество времени для его обсуждения и осмысления в ходе учебного занятия. Со­кращение времени на объяснение нового материала должно происходить за счет его систематизации, отбо-


pa базовых тезисов и четкости в изложении, что требу­ет полной реализации способностей педагога.

Самостоятельная познавательная деятельность уча­щихся может быть организована только при условии создания благоприятного эмоционального фона, что свя­зано с изменениями в оценочной практике учителя, развитием самоконтроля у учащихся, их навыков в са­мооценке.

Замена урока на учебное занятие правомерно при переходе на субъект-субъектные отношения сотрудниче­ства между учителем и учащимися. Такие отношения основываются на внутренней мотивации, диалоговом общении. Этот процесс потребует специальной пси-холого-педагогической подготовки учителя.

Новый способ организации учебного процесса по­требует изменения поведенческого стиля учителя, выпол­нения им функций мотиватора и координатора учеб­ных действий учащихся.

§ 3. ТИПОВАЯ СХЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Адаптации учебного процесса к возможностям и ин­тересам учащихся поможет соблюдение типовой схе­мы учебного занятия, включающей:

~ актуализацию ранее изученного материала;

~ презентацию нового;

— практику под руководством учителя;

— независимую самостоятельную практику обучае­мых;

— самоконтроль и самооценку результатов работы;

— подведение итогов занятия;

-— определение домашнего задания;

— специальное повторение;

— контроль знаний учащихся;

— самостоятельная работа в классе.

Актуализация ранее изученного. Главная задача — ус­тановить связь между деятельностью учителя и учени­ем школьников, обеспечить их готовность к очередно­му этапу работы, включить в продуктивную обучаю-


шую деятельность. Основные вопросы, которые реша­ет учитель на этом этапе, следующие: «Чем озабочены сейчас ученики? О чем думают? Как включаются в работу и откликаются на информацию, которая зву­чит в высказываниях учащихся и учителя? Насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к осво­ению нового материала? Каков общий уровень моти­вированности класса? Можно ли уже приступать к изу­чению нового материала?»

Учитель на этом этапе помогает ученикам включить­ся в работу, разбирает несколько вопросов на повто­рение; организует живой диалог учащихся с целью уточнения общего уровня усвоения знаний; создает проблемные ситуации перед изучением нового мате­риала.

В начале занятия отсутствует традиционный опрос, его заменяет живой диалог детей, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точ­ку зрения, спорят по материалу предьщущего занятия. Работу можно организовать в группах.

Учитель в ходе диалога поддерживает разговор, на­правляет, дополняет, но никогда не оценивает (даже словесно) высказывания учеников, ограничивается лишь их похвалой, при необходимости направляет или уточняет их мысль, заново рассказывает ту часть ма­териала, которая понята неверно. Поскольку учитель не позволяет себе негативных суждений, учащиеся не ждут от него неприятностей, не боятся услышать от­рицательное мнение о себе.

Безоценочное начало занятия способствует готов­ности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон.

Презентация нового материала. Учительский моно­лог бывает необходим для объяснения новой темы, содержание которой не может быть усвоено учащими­ся без помощи педагога. Новый материал излагается укрупненными блоками, включая в себя базовые све­дения (несокращаемый минимум). В условиях адаптив­ной системы обучения время на объяснение ограни-


чено необходимостью быстрого перехода к самостоя­тельной работе учащихся.

Этап презентации. Учитель сообщает основную ин­формацию, структурирует и систематизирует матери­ал таким образом, чтобы ученикам было легче его понять и запомнить на уроке. Он старается использо­вать приемы, способствующие активизации мысли учеников. Обязательны четкость и простота изложе­ния информации, использование примеров и анало­гий, демонстрация, показ диаграмм и др. По ходу объяснения (информирования) учитель помогает тем ученикам, кто нуждается в помощи, предлагает вари­ативные рещения учебных проблем.

Новый материал может преподноситься в форме лек­ции. В этом случае нужно соблюдать определенные ус­ловия:

— настроить учеников на лекцию, для чего предва­рить ее кратким обзором, изложить план, заин­тересовать занимательными вопросами, демон­страцией наглядного материала и др.;

— преподносить материал таким образом, чтобы поддерживался интерес в течение всего объяс­нения;

— помочь учащимся в конспектировании, чтобы у них возникло чувство значимости их работы и удовлетворения ею.

Скучная лекция может вызвать пассивность, пога­сить интерес учащихся к теме, а часто и к предмету. Надо учитывать, что не все понимают и усваивают материал одинаково быстро, лекция же предполагает подчинение всех единому темпу, соблюдаемому лек­тором.

Практика под руководством учителя. Проводится для установления обратной связи и своевременного об­наружения трудностей в понима11ии нового материа­ла. Учитель задает вопросы и предлагает отреагиро­вать на них (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором, индивидуально, выполнить краткие письменные работы и т.п.); корректно ис­правляет ошибки или повторяет материал заново,


если чувствует, что учащиеся что-то не поняли, не оставляет без внимания ощибки и неточности. В ито­ге он рещает, есть ли необходимость проведения пись­менной работы, которая покажет, правильно ли по­нят материал.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...