Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии личностно-ориентированного обучения




В рамках личностно-ориентированного обучения как \ самостоятельные технологии можно выделить разно­уровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество, модульное обучение.

Эти технологии позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьни­ков, содержанию обучения различной сложности, спе­цифическим особенностям каждого учебного заведе­ния. Рассмотрим пути реализации в учебном процессе личностно-ориентированных технологий.

Технология разноуровневого обучения

Теоретическое обоснование этой технологии ос­новывается на том, что различия основной массы учащихся по уровню обучаемости сводится прежде


всего ко времени, необходимому ученику для усвое­ния учебного материала. Изучались способности уче­ников в ситуации, когда время на изучение матери­ала не ограничивалось и были выделены такие ка­тегории:

— малоспособные, которые не в состоянии дос­тичь заранее намеченного уровня знаний и уме­ний даже при больших затратах учебного вре­мени;

— талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не мог^т справиться все осталь­ные;

— учащиеся, составляющие большинство (около 90%), чьи способности к усвоению знаний и уме­ний зависят от затрат учебного времени.

Если каждому ученику отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и воз­можностям, то можно обеспечить гарантированное ос­воение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны школы с уровневой дифференциацией, в которых ученический поток делится на подвижные по составу группы, овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Организационная модель такой школы включает три варианта дифференциации обучения.

1. Комплектование классов однородного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагно­стики динамических характеристик личности и уров­ня овладения общеучебными умениями.

2. Внутриклассная дифференциация в среднем зве­не, проводимая посредством отбора групп для раздель­ного обучения на разных уровнях (базовом и вариа­тивном). При наличии устойчивого интереса группа становится классом с углубленным изучением отдель­ных предметов.

3. Профильное обучение в основной школе и стар­ших классах, организованное на основе психодиагно­стики, экспертной оценки, рекомендации учителей и родителей, самоопределения школьников.


Технология коллективного взаимообучения

Имеет несколько названий: «организованный диа­лог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариацион­ную. Рассмотрим их.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями «учитель» и «уче­ник»; так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школь­ник обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партне­ром, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анали­зирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в резуль­тате каждый усваивает четыре порции учебного со­держания.

Ход учебного занятия в зависимости от возраста, содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, может быть организован по-разному.

Подготовка к занятию при такой технологии заклю­чается в отборе учебного материала, дополнительной и справочной литературы, распределении и содержа­нии единиц усвоения, разработке целевых заданий.

Преимущества технологии коллективного взаимообу­чения:

— в результате регулярно повторяющихся упражне­ний совершенствуются навыки логического мыш­ления и понимания;


i — в процессе взаимного общения включается па- 4, мять, идет мобилизация и актуализация пред­шествующего опыта и знаний;

— каждый учащийся чувствует себя раскованно, ра-
ч ботает в индивидуальном темпе;

— повышается ответственность не только за свои
успехи, но и за результаты коллективного труда;

, — отпадает необходимость в сдерживании темпа за­нятий, что позитивно сказывается на микрокли­мате в коллективе; ' — формируется адекватная самооценка личности,

4 своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

г — обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо-

:, циативных связей, а следовательно, обеспечива-

! ет более прочное усвоение.

Технология сотрудничества

Предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обу­чения в сотрудничестве. Рассмотрим наиболее инте­ресные из них.

Обучение в команде. Ставится групповая цель. Ус­пех может быть достигнут только при постоянном взаимодействии всех членов группы (команды) при работе над темой, проблемой или вопросом. Задача состоит в том, чтобы каждый участник команды ов­ладел необходимыми знаниями, умениями и навы­ками, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Оценка групповой деятельности зависит от вида работы и дидактических целей. После выполнения за­дания всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально. При выполнении каждой


группой своего конкретного задания балл выставля- I

ется один на всех. При выполнении каждым членом I

индивидуального задания команде выставляется сум- I

ма баллов. В этом случае стимулируется оказание по- I
мощи товарищу по команде в понимании и усвоении

материала.

«Пила». Учащиеся организуются в группы по 4—
6 чел. для работы над учебным материалом, который
разбит на фрагменты (логические или смысловые бло­
ки). Каждый член группы выполняет свою часть ра­
боты. Затем учащиеся, изучающие один и тот же во- I
прос, но состоящие в разных группах, встречаются и |
обмениваются информацией как эксперты по этому |
вопросу. Происходит так называемая встреча экспер­
тов.
I

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов труп- < пы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части | задания (как зубцы одной пилы). Поскольку един- | ственный путь освоить материал всей темы — это! внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях — никаких дополнитель­ных усилий со стороны учителя не требуется. Уча­щиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добро­совестно выполнили свои задачи, ведь это отразит­ся на их итоговой оценке. Отчитываются по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить лю­бого ученика команды ответить на любой вопрос по

данной теме.

Учимся вместе. Класс разбивается на однородные по уровню подготовки группы по 3—5 чел. Каждая группа получает одно задание — часть какой-либо большой темы. В результате совместной работы от­дельных групп и всех в целом достигается усвоение

материала.

Внутри группы учащиеся сами распределяют роли для выполнения общего задания, и группа имеет двой­ную задачу, достижение познавательной, творческой цели и осуществление в ходе выполнения задания оп-


ределенной культуры общения и организации совмест­ной деятельности. Группа получает награды в зависи­мости от достижений каждого ученика.

Основные идеи, присущие всем трем описанным вари­антам организации работы малых групп, — общность цели и задач, индивидуальная ответственность и рав­ные возможности успеха.

Рассмотрим основные действия учителя, который решил попробовать свои силы в организации обуче­ния в сотрудничестве.

1. Ему необходимо продумать размещение рабочих мест детей, чтобы они могли видеть лица друг друга (столы поставить либо углом один к другому (для ра­боты в тройках), либо по два вместе, расположив сту­лья по два напротив друга друга).

2. При подготовке к занятию выделить одно-два за­дания, требующих после обычного объяснения опре­деленных действий в группах по усвоению нового ма­териала.

3. Разбить класс на группы по 2—3 чел. и предоста­вить возможность ученикам самим определить роль каждого при выполнении задания.

4. При работе в группах над новым материалом необ­ходимо сформулировать по два-три вопроса каждому ученику группы. Когда отвечает первый ученик, одно­му из двух оставшихся необходимо найти подтвержде­ние или опровержение его ответам, а третий ученик фиксирует, например, эти ответы или придумывает примеры, подтверждающие высказанную мысль. Далее по кругу ученики меняются ролями.

5. Давать ученикам возможность обсудить материал в парах, прежде чем даются индивидуальные задания. Предоставлять возможность потренироваться в парах или тройках раньше, чем проводится контрольная ра­бота или тест.

6. Ученики должны иметь возможность (прежде чем отдавать свои тетради с контрольной (самостоятель­ной) работой учителю) проверить работы друг друга в группе и обязательно добиться правильного осо­знанного выполнения задания каждым учеником.


7. Четко сообщать цель в начале урока и перед рабо- ■■ той в группах.

8. На протяжении всей работы следить за активно­стью учащихся и помогать любой фуппе, если это по­требуется.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...