Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика процесса управления: сущность, цели, задачи, принципы и функции.




Менеджмент – это управление, т.е. умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, поведение людей. Менеджмент – это наука об эффективности управления предприятием. Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях поставленных целей с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Менеджмент – это управление людьми с целью получения прибыли. Менеджмент – это наука, вид деятельности, искусство. Управление – является функцией различных организационных систем, но только в обществе оно проявляется как сознательная деятельность. Субъект управления – физическое или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие. По объектом управления понимается физическое или юридическое лицо, а также социально-экономические явления и процессы. Объекты управления: кадры; финансы; производство; формирование целей; рынок; информация; технология; НИОКР; организация и управление ресурсами, снабжением, сбытом; достижение целей; обоснование планирования товара, продвижение на рынок. Характерными особенностями процесса управления являются: целенаправленность; плановость; непрерывность; цикличность; контролируемость; взаимосвязь и взаимообусловленность процессуальных функций. Управленческий труд – преимущественно умственный труд, имеющий ряд следующих особенностей: аналитико-конструкторская; организационно-техническая; воспитательная; реализуется опосредованно, через труд других людей; предметом труда является информация, средства, организационно и вычислительная техника, а результатом – управленческое решение. Цель менеджмента - максимизация прибыли при минимизации затрат. Конечной целью менеджмента является – обеспечение доходности или прибыльности деятельности предприятия. Задачи наиболее характерные для любой организации: определение стратегических и тактических целей развития предприятия; активизация; мотивация и стимулирование работников организации; организационная деятельность служб и подразделений предприятий на достижение поставленных целей; оперативное координирование и регулирование деятельности организации; определение необходимых ресурсов и источников их обеспечении; постоянный поиск и освоение новых рынков сбыта; постоянный контроль за выполнением поставленных задач; обеспечение автоматизации, производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией; определение конкретных целей развития фирмы; разработка стратегии развития фирмы – хозяйственных задач и путей их решения; выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды.

Основные категории теории управления: 1) Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управление, которое должно быть достигнуто в будущем. Главная цель управления – дифференцируется и конкретизируется в целевых подсистемах управления в виде целевых функций, выполнение которых жестко регламентировано. 2) Функции управления – это продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой специфический вид деятельности с помощью которого субъект управления воздействует на управляемый объект. 3) Методы управления – способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных условиях или в процессе перехода из одного состояния в другое. 4) Закон управления – общие, существенные и необходимые связи явлений изучаемые наукой управления. 5) Принципы управления – это основные правила, требования, руководящие идеи, которые помогают достичь поставленной цели.

Познание закономерностей управления на основе теоретического анализа и практического опыта позволяет: 1) проводить глубокий научный анализ системы управления и объективно оценить ее состояние; 2) в полном объеме учитывать фактор времени при совершении управления и уровень развития управляемой подсистемы; 3) осуществлять системный подход к управлению и его комплексному совершенствованию.

Закономерности: 1) Законы свойственные управлению в целом: централизация и децентрализация управления; участие трудового коллектива в управлении производством; согласование интересов всех участников управления; сочетание государственного регулирования экономики с хозяйственной самостоятельностью предприятия. 2)

 

Законы присущие всем сторонам управления: закон спроса и предложения; закон убывающей предельной полезности; закон убывающей доходности; закон конкуренции и антимонопольное законодательство; закон экономии времени. 3) Законы присущие отдельным сторонам управления их подсистемам и элементам: соотносительность и адекватность управляющей и управляемой подсистемой; изменение значимости функции управления; сокращение числа и концентрация уровней и функцией управления; распространенность контроля. 4) Закон открытой кибернетики: закон оптимизации; закон обратной связи; единство управления и информации. Принципы управления: принцип научности; целенаправленности управления; функциональной специализации в сочетании с универсальностью; учёта личных особенностей и общественной психологии; соответствие прав и обязанностей, ответственности всех участников управления; последовательности управленческого процесса; обеспечение общей заинтересованности всех участников управленческого процесса в достижении поставленной цели.

Функции – виды деятельности, с помощью которых субъект управления воздействует на управляемый объект. Также под функциями управления понимают – все управленческие действия направленные на решение конкретных, производственных и социальных задач, необходимых при достижении целей организации. Существует 2 основных подхода классификации функций управления: 1) предусматривает выделение общих универсальных функций, он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от её специфики. К числу таких общих универсальных функций относят: планирование, организацию, мотивацию, контроль. 2) Подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках данного подхода выделяется целая система частных функций управления конкретным объектам.

Содержание функций управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия, а во-вторых, функция раскрывает конкретное содержание этих действий. Функции управления можно разделить на 3 основные группы: 1) общие функции - часть управленческого цикла, характеризующаяся регулярным видом деятельности; 2) конкретные - функции, которые определяются по принадлежности конкретной стадии производственного процесса; 3) специальные - подфункции конкретной функции. Процесс управления носит циклический характер. Основные функции управления реализуются на всех уровнях управленческой иерархии, содержание их определяется спецификой работы каждого уровня. 1) Функция планирования – может быть определена как способ с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации. 2) Функция организации представляет вид управленческой деятельности направленной на обеспечение нормального функционирования предприятия в соответствии с определённым планом достижения желаемого результата. 3) Функция мотивации – представляет действия направленные на то, чтобы побудить сотрудников организации к результативной деятельности для достижения поставленной цели. 4) Функция контроля - реализуется как процесс по средствам которого руководство организации удерживает её на запланированной траектории для достижения цели, получая при этом информацию о текущем состоянии дел, о полученных результатах и отклонения от запланированном. 5) Коммуникация и принятие решений являются связующими процессами и выполняются на всех стадиях управленческого цикла.

В рамках основных универсальных функций управления можно выделить ряд подфункций: 1) для планирования характерны следующие подфункции: прогнозирование; программирование; моделирование; 2) для организации: подготовка; регулирование; координация; 3) для мотивации: экономическое и неэкономическое стимулирование; 4) для контроля: проверка; учёт; анализ; диагностика; корректировка.

42. Стратегические и тактические планы в системе менеджмента

Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности фирмы и ориентировано на определение намеченных конечных целей с учётом средств и способом достижения поставленных целей и обеспечение необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, н-р, расширение производственных мощностей путём строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение производства. Стратегическое планирование охватывает период в 10 – 15 лет, имеет отдалённые последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Цель стратегического планирования – дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться фирма на плановый период.

В основу при разработке стратегического плана кладётся: анализ перспектив развития фирмы, задача которого состоит в выяснении тенденций и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций; анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого – определить, насколько конкурентоспособна продукция фирмы на разных рынках и что фирма может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, выбор стратегии на основе анализа перспектив развития фирмы в различных видах деятельности, анализ направлений диверсификации производства, поиск новых более эффективных видов деятельности.

Стратегический план выражен главной стратегией. В нём содержится решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нём могут перечисляться основные аспекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления и, обычно, не содержит количественных показателей.

 

 

       
 
Цели оо
 
Оценка внешней среды
 


Выбор стратегии
Оценка сильных и слабых сторон

Миссия – это предназначение любого предприятия

Цели - предвосхищаемый результат, к которому необходимо стремиться.

Оценка внешней среды оценка изменений, которые произойдут в результате осуществления разрабатываемой стратегии, определение факторов, благоприятно влияющих на реализацию стратегии и отрицательно (технологические, экономические, рыночные, политические, социальные, конкурентные факторы).

Изучение сильных и слабых сторон – оценка маркетинга (конкурентоспособность, доля рынка, разнообразие ассортимента, демографическая ситуация, реклама и т.д.), финансов, анализ человеческих ресурсов, анализ культуры организации.

Изучение стратегических альтернатив (стратегия ограничения роста, роста и сокращение организации).

Реализация стратегии – определение тактики, политики, реализация процедур и правил.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегически задач и целей. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

Текущее планирование осуществляется путём детальной разработки (обычно на год) оперативных планов для организации в целом и её отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами.

Оперативные планы реализуются через систему бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или более короткий срок. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планом финансовых показателей.

 

 

45. Регулирование и контроль в менеджменте .

Одной из функций менеджмента является контроль.

В самом общем виде контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными. Регулирование является одной из функций контроля.

Контроль – это непрерывная деятельность по учету, анализу, оценке и коррекции полученных результатов, на основании запланированных задач.

В процессе контроля можно получить ответы на следующие вопросы: чему мы научились? Что в следующий раз следует сделать иначе? Какое воздей-ие оказал контроль на принятие решений? Было ли воздействие контроля позитивным или негативным? Главная цель контроля – не исправление, а предотвращение ошибок, что значительно дешевле.

Различают следующие виды контроля:

1. Предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Цель: предупреждение нарушений нецелесообразности, необычности действий и решений. Пример: составление сметы затрат, собеседование с работниками, выработка стандартов качества продукции.на этом этапе устанавливаются необходимые пропорции в планировании и финансировании. Основным средством осуществления предвар-го контроля является реализация опред-ых правил, процедур и линий поведения. В организациях предвар-ый контроль используется в 3 областях: чел-их, материальных и фин-ых ресурсах. В процессе этого контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты.

2. Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ. Измеряются фактические результаты, полученные в процессе работ и соизмеряются с запланированными. Чаще всего его объекты – сотрудники. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Основывается на обратной связи.

3. Заключительный контроль. Цель такого контроля – установить результативность, законченность, целесообразность, скрыть упущения и недостатки, помочь предотвратить ошибки в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Процесс контроля состоит из нескольких этапов:

На I этапе происходит определение параметров функционирования и развития организации, которые необходимо впоследствии контролировать, и источников информации о них. Эти параметры на практике принимают вид различного рода стандартов и нормативов. Речь может идти о нормативах расходования материальных ресурсов на единицу продукции и объём работ, нормах денежных затрат, показателях эффективности и т.п.

На II этапе сопоставляются достигнутые результаты с установленными стандартами. На этом этапе менеджер дол­жен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Эта деятельность наиболее заметна и заключается в определении масштаба отклонений, измерении результатов, передаче информации и её оценке.

На III этапе происходит принятие необходимых корректирующих действий: пересмотр планов, перераспределение заданий, совершенствование технологий производства и управления.

Контроль делится на внутренний и внешний. Внешний контроль осуществляется руководством или специальными сотрудниками - контролёрами. В рамках внутреннего контроля исполнители сами следят за своей работой и её результата­ми и вносят по мере необходимости корректировки в собственную деятельность.

Идея внешнего контроля основывается на том, что формально люди будут лучше выполнять свои обязанности, если за ними наблюдает руководитель или его представитель. Для обеспечения выполнения внешнего контроля необходимы за­траты. При постоянно усложняющейся деятельности они становятся экономически непосильными для организации. Вы­ход - внедрение, где это возможно, практики внутреннего контроля или самоконтроля. Главная задача последнего состоит в том, чтобы вовремя обнаружить проблему и найти пути ей решения, а не поймать кого-то за руку и наказать, чтобы другим было не повадно. В этих условиях исполнители трудятся легко и свободно.

Функции контроля:

1. Проверочная. Установление целесообразности, законности, обоснованности решений, проверка хода их выполнения, соблюдение этических, технических, экологических, правовых норм и правил, выявление ошибок и отклонений.

2. Информационная. Сбор, передача и обработка информации о состоянии объекта.

3. Диагностическая. Получение и оценка реального положения дел в организации, выявление основных тенденций его изменения, а также изучение скрытых резервов, возможностей и угроз.

4. Прогностическая. Создание основы предположений о будущем состоянии объекта, а также возможные отклонения от заданных параметров.

5. Коммуникационная. Устранение и удержание обратной связи.

6. Ориентирующая. Предсказание, на то что обратить особое внимание.

7. Стимулирующая. Осуществление по итогам контроля оценки персонала или поощрение.

8. Корректирующая. Внесение изменений или дополнений в управленческий процесс для обеспечения устойчивости функции организации.

9. Защитная. Обеспечение сохранности всех используемых ресурсов.

Принципы контроля.

1) контроль должен быть всеохватывающим и держать в поле зрения основные сферы деятельности орг-ии и процессы, протекающие в ней.

2) система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемые приоритетами развития организации.

3) современ. контроль направлен не на исправление ошибок, а на их предотвращение.

4) эффективный контроль д.б. гибким и легко приспособляемым к изменяющимся условиям внешней среды.

5) своевременность. Позволяет вовремя проводить все необходимые процедуры.

6) контроль должен служить условием повышения эффективности деят-ти орг-ии и быть экономичным.

7) контроль строго индивидуализирован, нацелен на конкретные результаты и требует учета личных качеств людей, их положения и связи в коллективе.

8) контроль д.б. ориентирован на человека, и быть доброжелателен.

9) контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его – быть понятной.

10) необходимо избегать чрезмерного контроля.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...