Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезаурус по теме: Воспитание в современной школе и педагогике

№ п/п Понятие Определение Источник
1. Воспитание (от древне-русск. възъпитание - возвышенное, духовное питание человека, связанное с умением извлекать спрятанное) - деятельность по развитию духовного мира личности, направленная на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа. Воспитание может быть рассмотрено и как процесс самоорганизации личности средствами своих внутренних ресурсов, требующих определенной внешней инициации.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
2. Гуманизм мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей. Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
3. Гуманность вершина нравственности, так как в ней любовь к людям, всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, альтруизмом, готовностью оказывать помощь близким и дальним, пониманием ценности и неповторимости каждого человека, неприкосновенности человеческой жизни, стремлением к миру, умением проявлять терпимость и дброжелательность ко всем людям независимо от их расы, национальности, вероисповедания, положения в обществе, личностных свойств. человечность, человеколюбие, уважение к людям, вершина нравственности, где любовь к людям, ко всему живому сочетается с милосердием, добротой, способностью к сопереживанию, с пониманием ценности и неповторимости каждого чело века, неприкосновенности человеческой жизни и т.д Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.   Краткий словарь современной педагогики. Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резникова, Т.К. Солодухина и др. Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. Изд-е 2-е, перераб. доп.- Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2001. - 100 с.
4. Гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание воспитание в человеческом измерении, человек является целью и результатом воспитания. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
5. Гуманистические ценности личностно-ориентированного воспитания это педагогически управляемый процесс культурной идентификации, социальной адаптации и творческой самореализации личности, в ходе которого происходит вхождение ребенка в культуру, в жизнь социума, развитие всех его творческих возможностей и способностей. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
6. Демократизация образования рассматривается как переход от жесткой централизованной и повсеместно единообразной системы организации обучения к созданию условий и возможностей для каждого учащегося, студента и учителя, преподавателя, для каждого учебного заведения наиболее полно раскрыть свои возможности и способности, с учетом потребностей общества и производства.   Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
7. Дистанционное образование – образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, учебных средств, образовательных ресурсов Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
8. Духовно-нравственное развитие личности осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  
9. Знания - проверенный практикой и удостоверенный логикой результат познания действительности, ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
10. Игровое обучение форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.   Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.  
  Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.  
12. Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей воспитательной работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для развития ее творческого потенциала. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
  Индивидуальность неповторимая совокупность признаков, присущих отдельному организму, отличающих его от всех других, принадлежащих к тому же виду. Это самобытность личности, проявляющаяся на всех уровнях ее жизнедеятельности.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
  Компетентность – способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях. Компетентность развивается на основе компетенций (умений).   Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268
15.. Культурологическое образование целенаправленный процесс воспитания и обучения, опирающийся на трансляцию и воспроизводство ценностей культуры, созданных в процессе духовной, интеллектуальной, творческой деятельности людей и отвечающих целям самореализации человека и общества, составной компонент системы гуманитарного образования на всех этапах его реализации. Культурологическое образование сегодня: необходимо или достаточно. Мурзина И.Я. ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г.Екатеринбург
16. Культуросообразное воспитание это воспитание, которое всей своей организацией побуждает культурное саморазвитие ребенка и помогает ему в этом процессе. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
17. Личность это субъект нравственной деятельности индивидуального сознания, активно проявляемая индивидуальность. Личности свойственно утверждать себя в жизни, проявляя свою изначально заложенную в сознании ценностную сущность - смысл. Личность проявляет себя, утверждая значение своей индивидуальности, выбирая ненаносящие вреда обществу средства. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
18. Образование (от русск. - создание образа) - это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей. Образование - это и специальная сфера социальной жизни. В ней создаются внешние и внутренние условия для развития ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме в процессе освоения ценностей культуры. Оно представляет единство обучения и учения (индивидуальной познавательной деятельности), воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации. Метафорически образование определяется как творение образа Человека в индивиде.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
19. Обучение (передача знаний, опыта познания) - диалог между деятельностями научения (осуществляемой учителем) и учения (осуществляемой учеником), направленный на формирование опыта понимания научных и человеческих (гуманных) ценностей и явлений окружающего мира. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
20. Обучение в традиционном варианте - это прямая передача знаний и опыта в готовом для запоминания виде. Его цель - накопление знаний, умений и навыков для последующего использования их в различных видах деятельности.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
21. Обучение в гуманистическом варианте предполагает необходимость развития и саморазвития личности при освоении ею знаний, выработку собственных смыслов их понимания. Содержание обучения несводимо только к его научному компоненту. Оно дополняется обыденными, субъектными смыслами и только благодаря этому создает основу для переживания изучаемого знания личностными структурами сознания учащихся. В связи с этим, содержание обучения предлагает различные и даже альтернативные трактовки изучаемых явлений, разнообразные средства и способы их освоения. При гуманистическом обучении раскрывается противоречивость научного познания. Наука решает проблемы не в простой линейной последовательности, а углубляет и переформулирует, возвращается и проблематизирует исходные данные (В.В.Сериков, И.С.Якиманская).   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
22. Педагогическая культура совокупность достижений в области обучения и воспитания. Применительно к обществу термин употребляется при характеристике состояния его педагогической мысли практики.   Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999.
23. Принцип культуросообразности предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства. Омельяненко В.Л. Теория и методика воспитания – Уч. пособие – К.: Знания, 2008. – 415 с.
24. Принцип личностного подхода принцип, определяющий положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом воспитательного процесса. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
25. Принцип природосообразности воспитания отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание в единстве и согласии с природой и заботу об экологически чистой и природной среде его обитания и развития. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
26. Смысл это внутренняя, глубинная основа любой вещи или явления, его суть, ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому, что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знание не может быть усвоено. Оно может быть только построено самим человеком. 1. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
27. Сознание - высшая, свойственная только человеку форма понимания себя и окружающей действительности. Сознание - это не только знание, но и со-знание, страстное отношение к знанию - о себе и о мире. Содержание сознания - переживание: отчетливое знание того, что человек является тем, кто переживает чувственные и смысловые (умственные) образы, имеющие ценностную основу. 2. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
28. Становление личности это процесс внутренний, не всегда доступный педагогическому наблюдению и анализу, он имеет противоречивый, дискретный характер, ему свойственны свои взлеты и падения, духовные приобретения и потери. Педагог должен понимать, что имеет дело с личностью, которая многое не знает о себе, находится в процессе становления, в поиске себя и смыслов своей жизни, и главное, что требуется ребенку в процессе движения к собственной личности - это помочь ему самому разобраться в себе и решить собственные жизненные проблемы.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
29. Субъектный - принадлежащий личностному опыту конкретного человека без оценки его истинности, научности, непротиворечивости с позиции научно-исторического познания. То, что существует как данность для данного сознания. 3. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
30. Субъективный - соотношение между объективным и субъективным в познании, где приоритет имеет некая общая внутренняя обусловленность явлений. 4. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
31. Субъектный опыт - это существующий опыт личности. Он изменяется в процессе образования, в значительной степени определяя успешность построения личностью опыта знаний и умений. 5. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
32. Свободное воспитание направление в педагогике 2-й пол. 19 - нач. 20 вв., отрицавшее целесообразность систематического и планомерно организованного воспитания и отстаивающее саморазвитие ребенка в ходе самостоятельных занятий. Исторически теории свободного воспитания восходят к идеям естественного воспитания Ж. Ж. Руссо. Энциклопедический словарь
33. Человек культуры – свободная личность, способная к самоопределению в мире культуры, гуманная, духовная, творческая, вариативно мыслящая, постоянно сомневающаяся, не удовлетворяющаяся достигнутым результатом, с развитым чувством нового, стремлением к созиданию. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
34. Умения - освоенные способы выполнения действий со знаниями. Становясь личностным опытом, умения приобретают вид осмысленных навыков педагогического творчества.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
35. Ценности воспитания это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы педагогической культуры, запечатленные в культурном облике человека, культурных образцах жизни и межпоколенного взаимодействия, педагогических теориях и система, технологиях и способах педагогической деятельности и поведения. Образование в поиска человеческих смыслов.-Ростов -/Д: Изд-во РГПУ,1995.-216с.
36. Ценности образования это идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др. Ценности, как предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением. Соединение чувств и смысла в ценностях определяет способы поведения человека.   Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. / Под общей редакцией Е.В. Бондаревской. – Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр "Учитель", 1999. - 560 с.  
37. Реформы образования в России комплекс мероприятий, проводимых Правительством РФ, по модернизации системы российского образования. Основные положения: Введение ЕГЭ; введение и развитие многоуровневого высшего образования; сокращение учительского и преподавательского состава; сокращение числа вузов. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/
38. Духовность Понятие, обозначающее целостную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, состояний, смыслов, поступков, т.е. устремление человека к ценностям – истине, добру, красоте, умение руководствоваться ими в жизни, устраивая ее по законам разума, справедливости, совести, эстетического чувства. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
39. Нравственность Понятие, обозначающее способность человека руководствоваться высшими духовными ценностями в своем поведении и поступках, которые в силу этого стремления не противоречат истине, добру и красоте, Божественным заповедям и нормам общечеловеческой морали. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
40. Национальные ценности совокупность духовных идеалов представителей тех или иных этнических общностей, в которых находит отражение их историческое своеобразие. Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ. В. Г. Крысько. 1999.
41. Общечеловеческие ценности это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох. Попова И.М.. Социология. Введение в специальность. Учебник для студентов высших учебных заведений. Киев: Тандем. - 287 с, 1997
42. Инновационная деятельность деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности Официальная терминология. Академик.ру. 2012. http://official.academic.ru/8087
43. Модернизация приведение образования в соответствие с требованиями развивающейся цивилизации и потребностями современного человека Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
44. Глобализация объективный процесс, ставший следствием интенсивного развития мировых экономик и стран, их открытости для взаимодействия, сотрудничества, обмена товарами и услугами, финансовыми ресурсами, культурными ценностями, образовательными стандартами и даже моделями жизни и способами поведения людей Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
45. Образование среда культурного развития и духовного становления человека, это практика культуропорождения, а не сфера образовательных услуг. базовый процесс в культуре и его содержание должно быть устремлено к универсуму культуры. Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
46. Духовно-нравственное воспитание базовый человекообразующий процесс, сущность которого проявляется в педагогической поддержке духовности и нравственности растущего человека на всех этапах его взросления и личностно-профессионального становления, введении его в пространство культуры, оказании помощи в осмысленном выборе личностно значимых ценностей и построении моделей собственного поведения, программ, проектов настоящей и будущей жизни. Бондаревская Е.В. Поиск путей возрождения российской духовности и нравственности в контексте интеграционного подхода. Научно-методический журнал «Сибирский учитель». http://www.sibuch.ru/taxonomy/term/397
47. Духовно-нравственная воспитанность Ценностно-смысловое ядро качества человека, является залогом будущего благополучия народа, нации, государства. Бондаревская Е.В. К новому типу теоретико-методологической и практической деятельности в высшей профессиональной школе. Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России. Материалы IV Международного педагогического форума. Том I. Ростов-на-Дону: «Дониздат», «Булат», 2012-320 с.
48. Духовно-нравственная культура система ценностей человека, позволяющая не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нем без вреда для себя и других его членов Основы духовно-нравственной культуры России – новая предметная область начальной и основной школы. http://www.docme.ru/doc/365091/chto-takoe-%C2%ABduhovno-nravstvennaya-kul._tura---obrazovanie
49. Методология Наука о пути выявления актуальных проблем, выявления путей решения проблем и т.д. Бондаревская Е.В. (лекция)
50. Субъектность способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, осознавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному, выстраивать планы жизни. Термин начинает входить в пед. исследования и пед. практику как обозначение соц. ценного качества личности, к-рое необходимо формировать в процессе пед. взаимодействия. Педагогический словарь. — М.: Академия. Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. 2005.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...