Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психика с точки зрения перинатальной психологии

 

«Мы не можем смотреть на материнство только с точки зрения его благополучного завершения. Мы должны вникнуть в жизнь молодой женщины и ознакомиться с мыслями и переживаниями, которые в конечном итоге и приводят ее к желанию стать матерью»[14], - пишет Грантли Дик-Рид.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства. Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе (преимущественно, зарубежной Gomber and Mitchell, Shereshefsky and Yarow и др.) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии (Филиппова Г.Г. и др.) в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством.

Дивиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии, как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Существуют различные концепции психики и ее содержания у беременной женщины. Наталья Боровикова[15] говорит о том, что беременность – это синдром, это новое психогенное состояние, ограниченное определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения и заканчивающийся не родами, а в момент «пигмалионизации» своего ребенка. Синдром беременности - как правило, переживается на бессознательном уровне, и каждый из этих симптомов присутствует у всех беременных, только с разной степенью выраженности. Ярче все это проявляется при первой беременности. По мнению Н.Боровиковой, симптомы составляют синдром (структура психики):

1. симптом - аффект осознания себя беременной. Какой бы беременность не была, возникают эмоции, которые могут быть элементами неожиданности. Может быть застревание на каком-либо этапе. Наиболее сложно этот симптом протекает у женщин с высшим образованием;

2. симптом - принятия решения. Два полюса - я и беременность. Акцент на себе;

3. симптом - нового «я». Рефлексивное принятие нового образа «я» в положении;

4. симптом - эмоциональной лабильности. Настроение меняется очень часто. Будет наблюдаться тошнота и рвота (у большого процента женщин), если предменструальный синдром явно выражен - то также будет тошнота и рвота;

5. симптом - противоречивого отношения к беременности. С одной стороны - гордость в связи с женственностью, с другой стороны страх и беспокойство, навязанное социальными установками. Например: Роды - это такой кошмар...

6. симптом - приятия новой жизни в себе. 2 этапа: женщина осознает, что будет иметь ребенка; перенос доминанты на ребенка;

7. симптом - перинатальной дисморфофобии (дис - расстройство, морфо - структура, фобии - страх). У большинства женщин страх о своем организме;

8. симптом - завышенных притязаний. У женщин в перинатальном периоде гораздо больше требований к окружающим. Повышенный уровень притязаний к отцу ребенка;

9. симптом - ощущения депривации. У большинства женщин есть ощущение, что ей уделяется не так много внимания. Кажется, что внимания недостаточно;

10. симптом - сексуальной неполноценности периода беременности;

11. симптом - пигмалионизация родившегося ребенка.

Выделим еще одну концепцию, которую выдвинул Сильвио Фанти[16]. По его мнению, микропсихоанализ всю человеческую жизнь обобщает в трех войнах, которые разделяют Эдипов комплекс на фазы психосексуального развития. Из 3-х войн, мы рассмотрим первую. Первая война - пренатальная война. Длится с момента зачатия и до рождения. С момента зачатия и до рождения эмбрион противопоставляет свою филогенетическую агрессивность - агрессивным реакциям матери. Отношение между эмбрионом и матерью, по мнению С.Фанти, - это рукопашная битва. Это можно проиллюстрировать следующим примером:

1. «внедрение эмбриона в стенку матки представляет собой случай людоедства и кровопийства.

2. разрастание эмбриона можно сравнить с раковой опухолью, от которой мать любой ценой пытается избавиться.

3. эмбрион - это сверхчувствительный приемник, способный воспринимать страхи, желания, недомогания, сексуального наслаждения своей матери, от которого она не отказывается ради него. Состояние войны, отличающее утробное развитие делает шаткой гипотезу Ранка о травме рождения: переход от внутри пренатальной безопасности, в угрожающий внешний мир, представляет собой никогда незаживающую рану, которая обуславливает возникновение страха и невроза»[17].

По мнению Лоранса Перну у будущих матерей существует своя особая психология, меняющаяся из месяца в месяц, которая тесно связана с физическими изменениями. Он разделил беременность с психологической точки зрения на три периода (триместра), как ее делят с точки зрения физиологии. (Перну, 1989)

Первый триместр — месяцы неуверенности и адаптации. Чувства женщины еще не определились; счастливая от сознания, что ждет ребенка, она переходит от радости к сожалению. Это еще не боязнь родов, а неопределенный страх, включающий в себя и радость от неведения того, что происходит, и боязнь перед неизвестностью (особенно, если это впервые), и беспокойство о будущем (как решить материальные проблемы, возникающие с появлением ребенка), и опасения, что муж отдалится от нее за несколько месяцев беременности, и т.д.

Тошнота, бессонница, отсутствие аппетита — причины или следствие этих смешанных чувств — часто делают первые недели беременности утомительными.

Страх перед неизвестностью может привести к состоянию подавленности, женщина чувствует себя обезоруженной, зависимой, как в некоторых случаях инфантилизма.

Второй триместр — месяцы равновесия.Первые движения плода имеют огромное значение для всех будущих матерей. Те, кто раньше не решался показать свою радость, отдаются ей целиком, ибо теперь они уверены в существовании внутри себя новой жизни. Присутствие ребенка влияет не только на мысли, воображение будущей матери, но и на ее организм, поскольку это тесно взаимосвязано.

Третий триместр — месяцы отступления. В первые три месяца ребенок был надеждой, потом уверенностью, но не реальностью; во втором триместре его присутствие стало ощутимым; в третьем — он сделался единственным средоточием помыслов, интересов и занятий будущей матери.

Постепенно события повседневной жизни отступают на второй план, занимая женщину все меньше и меньше, ее мысли концентрируются на ребенке, которого она носит.

Это погружение в ребенка — основная черта третьего триместра. Будущая мать настолько занята мыслями об этом ребенке, что порой кажется, будто она хочет отстраниться даже от тех, кто ее любит.

Женщина становится безразличной ко многому не только в эмоциональном, но и в интеллектуальном плане: она с трудом заставляет себя интересоваться работой, ее внимание рассеивается, ей отказывает память (так, например, процент ошибок, допущенных бухгалтерами, счетоводами, телефонистками, находящимися в этом состоянии, стремительно возрастает)[18].

Основой перинатальной психологии с точки зрения Коваленко Н.П. является Юнгианский психоанализ, Теория инстинктов по Гарбузову и теория перинатальных матриц.

Структуру психических процессов с точки зрения перинатальной психологии можно представить в виде схемы (см. приложение 1).

«Овальное пространство — это ориентировочная область индивидуальных психических процессов человека, контур которой на самом деле не сплошной, а прерывистый, т. е. имеет исключительно схематический смысл и отделяет индивидуальное сознание и психическую жизнь индивида.

Схематическое яйцо сознания делится на три области: верхняя — зона активного сознания (инструмента познания окружающего мира); средняя — зона подсознания (зона защитных психических механизмов и зона накопления психического (духовного) и интеллектуального опыта, способствующего эволюции человека, барьер между индивидуальным сознанием и бессознательным); нижняя — зона бессознательного (зона, имеющая сложную иерархичность, которую мы упрощаем до следующих элементов: индивидуальное бессознательное, архетипы, зона трансов, трансперсональный опыт, перинатальный опыт, коллективное бессознательное, сознание Универсума.

Вертикальная ось означает траекторию движения сознания индивида в процессе его эволюции, причем сама ось — это идеальный вариант совпадения точки сознания с потоком интуиции и сознания Универсума с его волевым компонентом, который можно отнести с понятием Духа»[19].

Верхняя точка Я символизирует проявление максимальной реализации Я-структуры и реализации инстинкта доминирования в самом позитивном его проявлении. В этом состоянии сознания человек, опираясь на интуицию и интересы общества, способен брать ответственность на себя, мобилизовать интеллект и волю во имя достижения высших целей. Для реализации планов и идей человека эта позиция очень перспективна.

«Противоположная позиция точки сознания Я, в нижней области структуры сознания, совпадает с реализацией инстинкта альтруизма (3) — реализацией высших форм служения семье, коллективу, сообществу. Человек, обладающий таким качеством сознания, имеет глубочайшую связь с бессознательным человечества, поэтому он чувствителен, сердоболен и сострадателен. Его жизнь — это вечный транс любви и сострадания.

Область подсознания, отделяющая сознание от бессознательного, выполняет буферную функцию между ними. Организация буфера происходит за счет инстинктов самосохранения (1) и продолжения рода (2). Эти инстинкты вообще нацелены на сохранение всего полезного, с чем сталкивается человек в своей жизни, и этот опыт накапливается в блоках памяти разного уровня. Здесь накапливается информация о жизненном опыте рода, семьи, и на основании этих блоков памяти сортируется и вся остальная информация, поступающая от активного сознания. Эта область фильтрует и те информационные потоки, которые человек может получать из бессознательного посредством интуиции и эмоций. Если эта информация соотносится с накопленным опытом, она поступает в блоки памяти, если нет — то, очевидно, не воспринимается. В этот момент человек почему-то не слышит голос своей интуиции, не допускает возможности существования новой идеи, нового чувства и т. д.

Осуществляя свои охранные функции, эти инстинкты и подсознание не дают нам запомнить тяжелые сновидения, помогают забыть родовую боль, освобождая нашу психику от излишних нагрузок. Но, тем не менее, также глубоко запечатлевают весь наш жизненный опыт с соматическими характеристиками.

Кроме сна и глубинных блоков памяти подсознание формирует общий профиль эмоционального реагирования и описанной выше эмоциональной компетенции, так как в зависимости от опыта, накопленного на уровне подсознания, человек имеет навыки доступа к бессознательному через эмоции и интуицию. И если этот опыт благоприятен, то человек имеет, как часто говорят, «открытое сознание», «светлую голову», «легкий характер». Человек интуитивно чувствует ситуацию и как в ней себя вести, чувствует достоверность и недостоверность информации, полученной извне. Такой человек, если не богобоязнен, то интуитивно чувствует наличие «высших сил» божественного присутствия, ангельского ведения, т. е. образов бессознательного. Он обычно не выпячивает этих ощущений, а интуитивно чувствует, что они должны оставаться в зоне интимных переживаний, которые не должны быть доступны другим людям. Интуитивный и позитивный эмоциональный опыт помогает человеку осуществлять циркуляцию жизненной энергии от обычного активного опыта до энергии бессознательного. А так как бессознательное представляет собой океан психической энергии, то такой опыт энергетизирует человека, делает его эффективным и адаптивным.

Другое дело, если человек случайно преодолел фильтры подсознания, еще не будучи готовым к такому открытию, еще не имея эволюционного опыта взаимодействия с сильными энергиями бессознательного. В этом случае есть опасность попадания в стихийные хаотические потоки бессознательного и человек может перегрузить свою психику неадекватными переживаниями и пострадать от такого опыта»[20].

«Страхи, особенно неосознанные, — явления величайшей важности в психической жизни человека, В эволюционных процессах они играют иногда позитивную (обучающую, предупреждающую) роль, а иногда негативную (разрушающую) роль. Особенно когда страх становится неуправляемым, навязчивым.

Если позитивная эмоция включает связь с благоприятными архетипическими зонами бессознательного, то негативная эмоция включает связь с отрицательными, темными, хаотическими архетипическими областями бессознательного.

Первичное формирование базы данных подсознания зависит от перинатального опыта и регуляторов прохождения через матричные зоны (I, II, III, IV) сознания. Самый близко лежащий слой от подсознания — индивидуальное бессознательное, оно является как бы продолжением или глубиной подсознания индивида. На схеме (рис. 2.1) оно и находится под слоем подсознания.

Подсознание открывает пласты памяти и информации, помогая человеку в процессе адаптации, выживания и выполняет некую охранную функцию»[21].

Н.П.Коваленко выдвигает предположение, что в организации слоя подсознания принимают участие инстинкты сохранения рода и самосохранения. Они направлены на реализацию процессов деторождения, поддержания должного уровня иммунитета и адаптивных возможностей человека. На схеме они совпадают с уровнем подсознания.

Инстинкт продолжения рода проявляется в нашей жизни не только в форме желания иметь ребенка, но и в сексуальном влечении к противоположному полу.

В древних культурах этот инстинкт контролировался ритуалами, мистическими и религиозными обрядами. Гормональное созревание, оформление способности продолжить род отождествлялось с мистической трансформацией физического тела и тела души (эмоций) и включало высшую духовную ответственность за семя рода (сперму), за материнское лоно (яйцеклетку).

Существуют «две противоположные тенденции в древних традициях:

1. женщина относится к существам мира духов, неземных ангельских миров и приравнивается к высшим духовным силам на земле, силам, несущим мир, любовь, просветление;

2. женщина считается существом, изначально нечистым (за счет регул) и имеющим связь с мистическим, темным духовным миром»[22].

«Эти представления живут в общечеловеческой памяти, в бессознательном и, в зависимости от психического опыта, задействуются в тот или иной момент жизни, влияют на наши представления, предчувствия, поведение»[23].

Н.П.Коваленко указывает на то, что «у женщин в первом варианте этот инстинкт осознан, а значит, управляем. Во втором варианте этот инстинкт стихиен, отпущен, неконтролируем, а значит, неуправляем». «С точки зрения эволюции человека наиболее целесообразен контролируемый осознанный инстинкт, так как сам по себе он – потенция и источник энергии»[24].

Инстинкт продолжения рода и в семейных отношениях может проявляться в разных формах, не всегда гармоничных. Инстинктивная привязанность матерей к своим детям иногда проявляется в виде слепой любви, мешающей раскрыться дарованиям ребенка, его природным силам. Страх потери ребенка, тревожность матери создают неблагоприятную эмоциональную атмосферу для развития волевых, творческих качеств, вызывают изменение характера, личности ребенка.

Если мы обратим внимание на схему (см. приложение 1), то можем увидеть, что «исследовательский, творческий инстинкт (4), относящийся к зоне активного сознания человека, провоцирует человека на освоение окружающего мира, через развитие интеллекта и заполнение сферы подсознания интеллектуальным опытом. И задача состоит в том, чтобы сфера интеллекта и эмоциональная сфера развивались гармонично».

«Творческий процесс, позитивная эмоция, стремление к красоте питают душу человека благодатными потоками энергии бессознательного из высших духовных архетипических слоев. Поэтому исследовательский инстинкт (творческий) обязательно включает творческий компонент как стремление к созданию целостности, гармонии, красоты.

Оставшиеся инстинкты свободы (6) и сохранения достоинства (7) — это силы, данные человеку для улучшения качества человеческого рода и расширения его физических и духовных возможностей. Они потому и вынесены за пределы структуры, так как их задачей является расширение этой структуры, пополнение и охрана ее резервов. А инстинкт сохранения достоинства помогает создать в процессе эволюции человека с высшими нравственными качествами и сохранить их в генетической программе человека.

В данной структуре присутствует еще один важный компонент, который выражен центральной осью — Я, проходящей через все слои сознания. Эта ось соответствует такому качеству или состоянию сознания, которое соотносится с понятием «воля».

По мере развития аспекта воли, человек может вначале опираться на свою индивидуальную волю, а потом, подключив интуицию, может выйти на уровень соединения с волей Универсума. В таких случаях мы говорим о «силе духа» человека и соподчиненности плану эволюции Универсума.

Тогда получается, что сознание (мысль) — это инструмент освоения плана бытия, воля — организующая сила этого процесса освоения и познания, а эмоция — это энергия, качество осуществления этих процессов.

Перинатальный опыт и печать базовых матриц отражаются на всех этапах эволюционного пути человека.

Первая перинатальная матрица дает первичную информацию для формирующегося психического мира ребенка об образах, условиях существования и источниках жизни. В этот период сознание ребенка имеет доступ к океану бессознательного и только мать способна закрепить этот опыт, если сама способна творчески использовать эту энергию и информацию.

Например, женщина, в первой половине беременности страдающая от токсикоза и проклинающая все на свете, создает очень неблагоприятный эмоциональный фон для развития ребенка.

Иногда женщины в этот период переживают стресс по поводу неоформленных брачных отношений и состоявшейся беременности. Долгий период раздумий, сомнений по поводу жить ребенку или не жить тоже переносится в блоки памяти бессознательного ребенка и формируют защиту от возможной опасности, исходящей от родителей, которые его не желают. В дальнейшем это может вылиться в отчуждение ребенка от родителей на каком-то этапе его взросления или в отсутствие взаимопонимания, доверия к родителям, в склонность к депрессиям.

Вторая матрица фиксирует опыт индивидуального бессознательного и позволяет реализовывать те возможности, которые имеются в виде наследственных характеристик, опыта рода, фамилии, но за счет проявленных инстинктов может быть дополнена и усовершенствована. Тем более матрица может быть преобразована за счет сознательного поведения матери в родах, ее самоорганизации, самообладания.

Например, поскольку вторая матрица связана с таким сложным и ответственным актом в физиологии женщины, как открытие шейки матки, то эффективность раскрытия зависит от того, как с этим моментом справлялись мать роженицы и ее бабушка. То есть зависит от родовой наследственной программы по женской линии. Также замечено, что на успешность процесса открытия шейки матки влияют эмоциональный фон и качество взаимоотношений роженицы и ее матери. По нашим наблюдениям, наиболее тяжелая ситуация в этот период родов складывается, если будущая бабушка не желает внука, гневается по поводу его появления и отрицает целесообразность его рождения. Из 20 случаев в подобной ситуации 19 имели осложнения в периоде открытия шейки матки.

Коррекция семейных отношений с помощью специально разработанных психологических методик и обучение женщин необходимым родовым навыкам (дыхание, голос, движение) позволяют избежать осложнений на этом ответственном участке родового пути. Таким образом, позитивный эмоциональный фон может позволить справиться с наследственными погрешностями и психологическими преградами к рождению человека, избежать затруднений при рождении.

По мнению Н.П.Коваленко, «вторая перинатальная матрица ребенка, отражая наследуемый родовой опыт материнской линии, связана с базовыми инстинктом продолжения рода матери и инстинктом самосохранения ребенка. И главное заключается в том, чтобы эти инстинкты реализовывались согласованно, чтобы мать и ребенок не вредили друг другу. Тогда шейка матки открывается, и ребенок проходит через самое узкое отверстие родового пути.

Если второй период прошел благоприятно и шейка матки открылась, а ребенок миновал этот трудный участок пути мягко и плавно, то следующий шаг, третий период родов ребенка (третья перинатальная матрица), чаще всего тоже может быть мягким и постепенным»[25].

Как показывают исследования, проводимые Н.П.Коваленко, «удалось наблюдать при очень глубокой релаксации роженицы, самопроизвольное, без усилий матери, прохождение ребенком этапа родового пути»[26]. «Женщина в этот момент испытывает глубокий транс, медленно и глубоко дышит или издает звук (которому заранее обучается). В этот момент усилить релаксацию и транс удается именно мужу, который может шептать ей на ухо приятные слова, успокаивать, ласкать. Если женщина достигает достаточной глубины релаксации, ребенок буквально вываливается из влагалища, не повредив ни себя, ни мать»[27].

Но бывают случаи, когда из-за слабой родовой деятельности, патологий, болевого шока мышцы женщины запирают влагалище, и ребенок не может пройти. Именно в этот момент ребенок может пострадать от асфиксии, получить травму шейных позвонков, если пришлось прибегнуть к физической помощи при высвобождении его головки из влагалища.

Это уже осложнения, а причина — отсутствие возможности и умения женщины к глубокому расслаблению. Оно связано с глубинным опытом эмоциональных травм, осознанных и неосознанных страхов, блокировавших силы инстинктов, силы воли, самообладания.

Таким образом, третья перинатальная матрица, несмотря на то, что по времени она не очень длительная (соответствует последнему периоду родов), тем не менее, оказывает значительное влияние на успешность тандема «мать-ребенок» в родах. И, конечно же, женщина здесь является причиной проблем в родах, так как ребенок уже сделал шаг, прошел шейку матки, а этот этап зависит от самообладания и комфортности женщины, а может быть, и от степени проявления ее альтруизма и любви к ребенку. Поэтому данный период родов, если активизируются инстинкты самосохранения и сохранения рода и матери, и ребенка, да еще присутствует инстинкт альтруизма, проходит мягко и спокойно. Если же эти инстинкты по каким-то причинам подавлены, то могут появиться трудности.

На схеме (см. приложение 1) третья перинатальная матрица ориентировочно соотнесена с уровнем подсознания, т. е. с уровнем сознания, который соответствует глубинным пластам памяти индивидуальной жизни с соматическими характеристиками. Уровень подсознания выполняет функцию барьера между бессознательным и сознанием. Это последний барьер в родах, который отделяет ребенка от реальной жизни в активном сознании.

Когда же этот барьер преодолен, наступает период четвертой перинатальной матрицы, и этот период — вся жизнь человека до смерти. И первые секунды, минуты новой жизни так же важны, как и все последующие. Именно в первые моменты вступает в силу такой процесс, как импринтинг, именно в первые секунды этого периода включаются новые формы инстинктов самосохранения, пробуждается исследовательский инстинкт, заставляющий ребенка с интересом наблюдать совершенно новые формы окружающего мира. Логический ум будет только-только делать первые шаги, а интуиция и чувства будут добавлять в банк данных памяти огромный объем информации.

На схеме этот период — вся верхняя часть структуры. Исследовательский инстинкт, инстинкт доминирования, инстинкт свободы в процессе жизни будут помогать человеку адаптироваться в новой среде, занять в ней свое место и реализовать свое предназначение. Инстинкт сохранения достоинства поможет сформировать важные для личности качества, повышающие ее статус в обществе и развивающие такое духовное качество, как совесть»[28].

«Так же, как и в родах, на первых порах жизни ребенок черпает жизненный опыт через проекцию своих родителей. Именно на основе соотнесения ребенком своего собственного Я, своей воли с волей родителей и строится система его ценностей, целей и возможностей»[29].

Обобщенная структура психической деятельности помогает в абстрактном виде представить модель взаимозависимости психических процессов различного уровня и взаимовлияния психической жизни матери и психического мира ребенка в перинатальном и антенатальном периоде. Гармонизация эмоциональной жизни и баланс инстинктивной деятельности — залог благоприятного течения беременности, родов и получения ребенком позитивных ресурсных паттернов памяти о перинатальном периоде развития. Это в свою очередь благоприятно сказывается на его дальнейшем развитии как личности.

Рассмотренные нами различные концепции говорят о том, что существуют различные взгляды на психику в перинатальном периоде, но мы в данной работе будем придерживаться точки зрения Н.П.Коваленко, так как мы считаем, что она на сегодняшний день является наиболее целостной и исследует психику беременной женщины с разных сторон.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...