Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познавательные методы обучения.




Общее понятие о методе.

Классификации методов обучения.

Познавательные методы обучения.

Практические методы обучения.

Методы контроля.

Цели и задачи контроля ЗУН учащихся на уроках русского языка.

Виды контроля.

Методы контроля на уроках русского языка.

 

Общее понятие о методе

Метод – это способ подхода к действительности, способ изучения, исследования явлений природы и общества.

В отношении учебного процесса, который является двусторонним, наибо­лее точным являются следующее определение: «метод - это способ работы учителя и определяемый им способ работы учащихся» (А.В.Текучёв).

Среди методов обучения различают:

а) методы, которые являются общими для всех (или большинства) изучаемых в школе учебных предметов и описываемых в той отрасли научной педагогики, которая называется дидактикой;

б) методы обучения отдельным учебным предметам, например, русскому языку, что и составляет предмет курса «Методика русского языка».

Всё многообразие методов обучения может быть представлено как оп­ределённая система, основными признаками которой являются:

а) полнота охвата всех сторон предмета обучения, т.е. всех разделов языка;

б) взаимосвязь всех методов между собой, т.к. все они ведет к одной цели и обеспечивают учащимся возможность понимания и усвоения материала;

в) единство общедидактических принципов, являющихся основой для всех методов, входящих в данную систему.

 

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп методов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весьма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнообразие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использует метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают материал - это метод самостоятельной работы; ученик выполняет практическое задание, - метод практической работы; учитель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на

уроке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.

В педагогической практике под методом по традиции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядочную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Метод обучения является одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения обучаемыми определенного содержания учебного материала.

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Такое определение метода отражает некоторые существенные характеристики обучения. Однако остается неясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Словари определяют «метод» как «способ», а о способе говорится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придется принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направленность, что реализуется в разных формах учебной деятельности, но не сводится к ним. Эта формулировка опирается на понимание моделирования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представления). Можно слово «модель» заменить на «общее теоретическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятельности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач.

 

Метод принадлежит области науки, теории, он рождается как идея, на практике метод реализуется через посредство конкретных приёмов.

 

Классификации методов обучения

Методы могут классифицироваться по тому или иному признаку. В
лингводидактической литературе существует несколько классификаций.

• по источнику получения знаний (А.В. Текучев, Л.П. Федоренко);

• дидактическим задачам (И.Т. Огородников);

• уровню познавательной деятельности учащихся (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Но в названных классификациях, по мнению М.Т. Баранова, они группи­руются без учёта этапов процесса обучения, функциональной роли, цели мето­дов на каждом этапе уточняя классификацию. М.Т. Баранов выделяет 2 этапа обучения:

1-й – овладение учащимися знаниями и умениями;

2-й – отчёт учащихся об овладении знаниями и умениями – и определяет систему методов для каждого этапа.

К этой классификации Л.А. Мурина добавляет такой этап как:

– ознакомление уч-ся с учебным материалом.

А к классификации методов, по её мнению, можно добавить эксперимен­тальные методы (методы исследования учебного процесса учителем-практиком).

Обобщив и систематизировав классификации методов, мы будем выделять в учебном процессе три этапа обучения, каждый из которых, исходя из функ­ции и цели, имеет свою систему методов:

 

I. Этап ознакомления учащихся с учебным материалом – познавательные мето­ды обучения;

II. Этап овладения учащихся знаниями, умениями и навыками – практические методы обучения;

III. Этап отчёта учащихся об овладении знаниями, умениями и навыками – ме­тоды контроля.

 

Познавательные методы обучения.

 

Познавательные методы обучения объединяют две группы методов:

1) объяснительные;

2) эвристические.

 

С помощью объяснительных методов учитель даёт знания в готовом ви­де. К ним относится лекция и сообщение (слово) учителя.

Лекция – это развёрнутое высказывание учителя на 20 минут для 4-7 и на 20-35 минут в старших классах.

Для темы лекции должен быть избран материал, имеющий обобщающий, универсальный характер. Например, для младших школьников это может быть такая тема: «Язык как средство общения». Важно в доступной и занимательной форме рассказать о роли языка в обществе, приводя понятные детям примеры, сформулировать вместе с ними выводы:

1) язык нужен для того, чтобы общаться, т.е. язык - главное средство общения;

2) чтобы понять друг друга, нужно знать законы русского языка, ос­новной закон русского языка состоит в том, что слова изменяются.

 

Лекция – наиболее сложный метод обучения, особенно для школьников младшего возраста. Поэтому лекция не должна быть лишь монологом учителя, она должна содержать в себе элементы беседы, прерываться на какое-то время для изменения вида деятельности.

Сообщение (или слово) учителя – это общее название для всех высказы­ваний учителя на уроке: сообщение темы, целей и задач урока, мотивации учебной деятельности уч-ся, объяснение нового материала, анализ таблиц, исторические справки и т. д., сообщение, таким образом, используется на всех этапах обучения, но более всего характерно для объяснения нового материала.

2. Эвристические методы помогают найти ориентир, дают учащимся опору для самостоятельного добывания знаний. К эвристическим методам отно­сятся беседа, наблюдение над языковым явлением, лингвистический анализ учебного материала, чтение учебного материала.

 

Беседа как метод обучения особенно эффективна на этапе актуализации новых знаний с опорой на ранее усвоенное. Строится она на вопросно-ответной основе и предполагает активное участие уч-ся в анализе учебного материала. Каждый вопрос для беседы заранее продумывается учителем, чётко и корректно (доступно) формулируется; логическая последовательность вопросов предпола­гает ответную логику мыслительных действий учащихся.

Беседа, как правило, начинается с вопросов, имеющих целью установить связь нового и ранее изученного материала, помочь вспомнить забытое, а за­вершается вопросами, при помощи которых учитель может проверить, насколь­ко хорошо понят новый материал.

В зависимости от темы и материала, степени подготовленности и заинте­ресованности уч-ся беседа может длиться от 10-20 минут в 5-7 классах, до 15-0 минут в 8-10 классах.

Чаще всего этот метод используется на уроках развития речи, реже – на уроках грамматики.

Наблюдения над изучаемым учебным материалам – это метод начально­го этапа овладения знаниями, заключительного или итогового этапа изучения темы, раздела в целях закрепления теоретических знаний либо в целях опере­жения подступа к новой теме. Данный метод применим при изучении всех раз­делов учебного курса. На начальном этапе этот метод может сочетаться с поста­новкой проблемного вопроса, ответ на который должно показать наблюдение.

Например, при изучении имени прилагательного учащимися даются пред­ложения с прилагательными и предлагается ответить на вопросы: «Что обозна­чают данные слова?», «Как они изменяются?», «Какие синтаксические функции выполняют?».

Наблюдение подготавливает уч-ся к более сложному виду работы - лин­гвистическому анализу связного текста.

Этот метод находит применения при изучении грамматики, на занятиях по орфографии, в работе над словарём, при изучении языка писателя.

Анализ языка состоит в выделении по определённым признакам явлений языка (грамматических форм, групп слов или орфограмм) и в характеристике их с определённой точки зрения (грамматической, стилистической).

Этот метод находит выражение:

• в наблюдении над языком;

• в грамматическом разборе;

• в анализе художественных произведений со стороны словаря, стиля и изобразительных средств.

Лингвистический анализ связного текста может быть более или менее обстоятельным и проводится с целью характеристики словаря произведения (с точки зрения его богатства, разнообразия, семантических рядов и т. п.), исполь­зованных в нём языковых средств изобразительности, особенностей синтакси­ческих конструкций, которыми преимущественно пользуется автор.

Самостоятельный анализ учебного материала. На специально подоб­ранном дидактическом материале ученики ведут наблюдение над языком, про­изводят анализ, делают письменные лингвистические выводы и обобщения. На­пример: орфографическое правило «Окончания ом/ым в форме т.п. ед. ч. рус­ских и иностранных фамилий, населённых пунктов» учащиеся могут вывести сами в результате анализа иллюстративного материала. Записывается перечень слов: Псков, Соловьёв, Львов, Дарвин, Никитин и др.

Задания:

1. Выписать русские фамилии, иноязычные фамилии, названия населенных пунктов в отдельные столбики;

2. Записать их в форме т.п.;

3. Подчеркнуть окончания;

4. Сформулировать правило: русские фамилии в т. п. имеют окончание – ым/им, иноязычные фамилии – ом, населённые пункты – ом.

Чтение учебного материала по русскому языку: учащиеся самостоятель­но осваивают теорию, осмысливают её, затем закрепляют на практике. Этому необходимо учить: выделять в параграфе главное, конспектировать материал.

Следует отметить, что нельзя использовать лишь какой-то один из назван­ных методов, т.к. это приводит к однообразию уроков, утрате учащимися позна­вательной активности, интереса к предмету и утрате учителем профессионализ­ма.

 

4. Практические методы обучения

Для закрепления знаний, формирования умений и навыков используются практические методы обучения, которые делятся на:

1. Методы закрепления знаний:

• вопросы для осмысления, усвоения и закрепления;

• конспектирование;

• тезирование;

• составление плана;

• составление таблицы;

• разбор языкового явления;

• устное сообщение;

• доклад/реферат.

 

Рассмотрим один из них. Итак, вопросы для осмысления, усвоения и за­крепления знаний исходят от учителя с целью:

• помочь ученикам правильно понять правило или содержание параграфа; задания упражнений, сопоставить отдельные факты;

• проверки знаний, их закрепления и совершенствования;

• повторения пройденного материала;

• обобщения и систематизации материала.

 

При использовании данного метода возрастают требования к умениям учителя точно выразить мысль, задавать вопросы в последовательности, пред­полагающей ответную логику в высказываниях детей.

Ещё один метод – развёрнутый ответ по грамматике. Он представляет со­бой изложение усвоенного материала:

 

«Устный, «воспроизводящий» ответ можно рассматривать как рассужде­ние (более или менее развернутое) на темы, связанные с изучением предмета. В таком рассуждении выделяется тезис (то, что доказывается) и доказательства. Когда, например, ученик говорит о том, какие предложения называются безлич­ными, он высказывает определенное положение, тезис, то, что сказанное пра­вильно, он доказывает, приведя примеры и разъяснения их. (Т.А. Ладыженская).

 

Подобные рассуждения могут быть построены двояко:

       
   
 

 


а) теоретическое положение а) языковой пример;
(правило); б) объяснение примера;

б) пример; в) вывод.

в) объяснение примера;

 

Для того чтобы правильно построить рассуждения, можно использовать алгоритмы. Они помогают учащимся усвоить примеры логического мышления, которые требуются для правильного применения правил. В начале учитель дает готовые алгоритмы, впоследствии учащиеся составляют их самостоятельно.

 

Например: «Чередующиеся гласные в корнях слов»

Корни мак / мок

 

1. Подумай, какое значение имеет корень в данном слове

       
   

 


Если «опускать в жидкость» Если «пропускать в жидкость»

пиши мак пиши мок

 

Алгоритмы могут быть и многоступенчатыми. «Безударные личные окончания глаголов».

1. Поставь глагол в неопределенной форме и посмотри, оканчивается ли он на - ить.

       
   

 


на – ить не на – ить

 

Вывод: это глагол II спр. 2. Проверь, не входит ли он в

(кроме брить, стелить) исключения

входит не входит

Вывод: Вывод:

это глагол II спр. это глагол I спр.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...