Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Защита от информации




Основными источниками информационно-психологической опасности являются объем, полнота, количество, точность, доступность, своевременность поступления информации; адекватность ее характеристик чувствительным параметрам органов чувств, свойствам внимания, памяти, мышления, диспозициям личности, поведенческим стереотипам и социально-психологическим установкам общества. Особенно опасно наличие в информационных потоках специальных элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние людей, а также модифицированных физических носителей информации, воздействующих непосредственно на физиологические системы.

К основным факторам риска, присущим самому человеку как элементу системы «человек - информационная среда», относятся: незрелость личности, выражающаяся в неспособности к осознанному выбору информации; установка личности на конформизм, подражательство; готовность к восприятию манипулятивных информационных воздействий; негативное функциональное состояние головного мозга и психики; состояния социума, способствующие повышенной тревожности, массовому «заражению» идеями, призывами, исходящими от харизматической личности.

Компьютерная преступность является современным вариантом проявления отклонения от социально нормального поведения. Различаются, как правило, четыре вида компьютерных преступлений: компьютерное мошенничество; компьютерный терроризм (несанкционированный доступ к компьютерным системам и вирусописательство); копирование и продажа компьютерных программ в нарушение авторских прав, а также различные виды компьютерных злоупотреблений, которые не относятся к ранее перечисленным, например случаи кражи данных, саботаж в вычислительных центрах и т.д.

Уголовный кодекс РФ с 1 января 1997 года впервые ввел в России ответственность за компьютерные преступления, однако его практическому использованию мешает отсутствие в общественном сознании установки на осуждение компьютерной преступности, зачаточное состояние информационного права как правовой отрасли, а также явно недостаточное количество специалистов как по информационному праву, так и по правовой информатике.

Компьютерофобия – социально-психологическое явление, выражающееся в отчуждении отдельных людей, а также определенных социальных групп от современной стремительно совершенствующейся компьютерной техники, от растущих и усложняющихся информационных потоков. Информомания как социально-психологическое явление выражается в приоритете общения с компьютером, а не с людьми, то есть в потере необходимой меры социализации личности. Используется иногда также термин «интеллектуальная наркомания». Очевидно, что компьютерная преступность и компьютеромания – два взаимосвязанных социальных явления.

Все вместе эти явления представляют собой достаточно распространенные виды современного поведения, которое не является нормой.

Отметим объективные, наиболее значимые для социологии и социального управления причины упомянутых выше явлений. Это отсутствие компьютеров с дружественным интерфейсом (в случае компьютерофобии) и социально-экономическая обстановка в стране, а также отсутствие научнообоснованной молодежной политики и политики занятости, сформированных с учетом реалий современной информационной среды (в случае компьютеромании и компьютерной преступности).

Этот вывод подтверждает трансформация образа«хакера» в общественном мнении, отражающаяся в публикациях. До недавнего времени предполагалось, что «хакер» - это бледный, постоянно сидящий за экраном своего компьютера юноша или подросток, лишенный всяких жизненных интересов и ломающий голову над какой-либо очередной системой защиты или выдумывающий какой-либо вирус. Сегодня «хакерство» стало очевидным способом зарабатывания на жизнь. Расширенная сеть компьютерных рынков позволяет сбывать огромное количество пиратской программной продукции, следовательно, получать прибыль и организовывать бизнес. В основе такого бизнеса, в качестве основной рабочей силы и находятся «хакеры» – обычные молодые люди, освоевшие программирование.

Существуют и субъективные причины компьютерной преступности. Так, например, попытка молодых людей реализовать себя в вирусописательстве часто связана с такими причинами, как желание самоутвердиться,«прогреметь», а также с отсутствием осознанных жизненных целей.

К конкретным социальным группам, отождествляемым с киберпанками, по мнению специалистов, относятся«хакеры»,«крэкеры» и «фрикеры».

«Хакеры» –«сливки» компьютерного сообщества, люди, прекрасно разбирающиеся в работе компьютера.

«Крэкеры» – реальные аналоги«ковбоев пульта» из фантастики в стиле киберпанк, вламывающиеся в компьютерные системы, как для незаконного обогащения, так и ради удовольствия.«Фрикеры» – это те, кто занимается аналогичными вещами в телефонных сетях, изобретая способы оставить телефонные компании без причитающейся им платы за услуги.

Особняком стоят«рейверы». К ним относятся люди, использующие синтетическую и выборочную музыку, компьютерное психоделическое искусство, а также искусственные наркотики.

Понятие «хакер» может быть рассмотрено в широком и в узком смысле слова.

В узком смысле слова«хакер» – это человек, представитель определенной социальной группы, нетрадиционно реализующей себя в условиях новой информационной реальности, т.е. носитель определенного стиля жизни.

В широком смысле слова – это синоним компьютерного преступника и компьютеромана. Криминализация содержания понятия«хакер» связана с отсутствием, как уже было отмечено, социального регулирования процессов самореализации молодежи в современной информационной среде.

По сути, эти люди, обладающие компьютерными знаниями и умениями на более высоком уровне, заставляют других людей «играть по своим правилам». Причем, хотят остальные того или нет, компьютерных преступников не интересует, и они навязывают свою информацию и свои информационные технологии, от которых возникает необходимость защищаться.

Информационный комфорт личности. Средства обеспечения потребительского сервиса развиваются в направлении создания максимально благоприятных условий для обмена информацией.

Информационный комфорт личности в широком смысле – это комплекс условий для интеллектуальных коммуникаций, самовыражения личности, широкого доступа каждого члена общества к знаниям (информационным ресурсам).

Информационный комфорт личности в узком смысле – состояние личности в момент информационного обмена, позволяющее осуществить его наиболее эффективным образом.

По мнению ученых, существует целый ряд факторов, определяющих информационный комфорт личности. Это, в частности, психофизический комфорт, актуальность и переносимость информации, доступность и умеренность объема информации, авторитетность источника информации, соответствие информации социальным императивам, адекватность временного регламента, помехи (физический, синтаксический, семантический и прагматический шум), адекватность средств обмена и установок отправителя и получателя сообщений, а также управляемость информационного обмена.

Большое значение имеет информационная культура не отдельных, «избранных», а всех членов общества, а именно:

· новый тип общения, дающий возможность свободного выхода личности в информационное пространство;

· свобода выхода и доступа к информации как на локальном уровне, так и на глобальном, международном уровне;

· новый тип мышления, формирующийся в результате освобождения человека от рутинной информационно-интеллектуальной работы.

В последние годы мы имеем возможность видеть, сколь тяжкими могут быть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованием современных технологий.

Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшие на пути к информационному обществу:

· реальная возможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;

· опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;

· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, малоизученные, но явно неблагоприятные психологические проблемы;

· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальных благах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и тем самым усилить социальную напряженность;

· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести к опасному социальному недугу – массовой безработице.

Массовое внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества привело часть человечества в конце XX – начале XXI века в начальную стадию новой общественной формации, получившую собирательное название «информационное общество». Развитое информационное общество, располагая невиданными прежде технологиями, информационными ресурсами и средствами их обработки, будет иметь значительные отличия от существующего до него общества во всех составляющих экономики и социальной сферы, включая культуру, образование, быт, политику, средства массовой информации и т.д. Сделать так, чтобы эти отличия были в пользу людям, а не во вред им – важнейшая задача, стоящая перед человечеством.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...