Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды и источники самооценки




Основные подходы к определению самооценки в отечественной и зарубежной психологии

Центральную роль в общем контексте формирования личности отечест­венные психологи отводят самооценке. Ядром самооценки являются приня­тые личностью ценности, они определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности. Само­оценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека - в дея­тельности, поведении, познании, общении.

Самооценка является сложным продуктом труда, познания и общения, возникающим как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразности отношений с окру­жающими людьми. В рамках исследования проблемы самосознания само оценка характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегри­рующее начало. С ней взаимообусловлены оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе.

Самооценка – оценка человеком себя са­мого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей.

Существует достаточно много определений самооценки, которая опре­деляется как:

- важный фактор саморегуляции личности, влияющий на взаимоот­ношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отно­шений с другими людьми (Справочник по психологии и психиат­рии детского и подросткового возраста);

- как компонент самосознания, включающий наряду со знанием о се­бе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способно­стей, нравственных качеств и места среди людей (Психологический словарь).

Общим в определениях самооценки психологами является то, что она определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. При этом каждый из исследователей самооценки актуализирует в ее определении разные стороны. В самооценке видят:

- проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон;

- сопоставление собственных характеристик с ценностными шкалами;

- форму отражения отношения к себе;

- личностное суждение о собственной ценности;

- позитивную или негативную установку на себя и другое.

В зависимости от того, на какой стороне самооценки фиксируют внима­ние исследователи, она рассматривается как механизм переработки знаний о себе, инструментальный показатель развитости «Образа-Я» (А.К. Дусавицкий, В.Н. Лозоцева); как одну из сторон самосознания личности, которая является сложным продуктом труда, познания и общения, и возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразных отношений с окружающими людьми (Е.И. Савонько, Л.С. Славина); как итог самопознания и отражает его уровень развития (И.И. Чеснокова); как когнитивный процесс оценивания человеком своих объективных знаний и качеств, служащий сред­ством психологической защиты (И.С. Кон); как когнитивный процесс оцени­вания человеком своих объективных знаний и качеств, служащий средством психологической защиты (Ю.Б. Гиппенрейтер).

В зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида по отношению к себе и требований к внешним условиям, как функция целостной личности и связы­вается с аффективно-потребностной сферой индивида (Г. Салливен, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни).

У. Джеймс определял самооценку как отношение уровня притязаний к уровню достижения. Чем выше уровень притязаний, тем сложнее их удовле­творить. Эмпирическая правомерность данного положения Джемса доказыва­ется не только житейским опытом, но и множеством специальных экспери­ментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.

Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собствен­ные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом.

Интересен в этом отношении эксперимент, проведенный американски­ми психологами. Людям, желавшим занять определенную должность в фирме, предлагали самостоятельно оценить несколько своих личных качеств. Затем в приемной появлялся еще один мнимый претендент на ту же должность. В од­ном случае это был хорошо одетый, самоуверенный, интеллигентного вида человек с портфелем («мистер Чистик»), в другом - опустившаяся (в грязной рубашке и туфлях на босу ногу) личность («мистер Грязник»). После этого подлинным претендентам на должность под каким-то предлогом предлагали вторично заполнить те же самые самооценочные бланки. И что же? После встречи с «мистером Чистиком» уровень их самооценки снижался, а с «мис­тером Грязником» повышался. Дело в том, что люди невольно соизмеряли свой уровень притязаний с обликом другого претендента, оценивая себя в сравнении с ним, хотя этого никто от них и не требовал. Таким образом, са­мооценки варьируются не только в зависимости от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий.

Виды и источники самооценки

Наличие разных видов самооценки дает субъекту возможность отражать общественно-интегральные знания о себе и обоснованное на них целостное отношение к себе, а также оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств личности, что позволяет определить индивидуальность каждого человека.

В качестве источников самооценки выступают:

1. Познание другого человека: сравнивая себя с другими, человек в первую очередь обращает внимание на то, что отметил у другого. Сравнение, со­поставление себя с другими является общепризнанным критерием само­оценки.

2. Оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности че­ловека, качеств его личности. В детстве самооценка усваивается в готовом виде из социальной среды, источником формирования собственного отно­шения к себе являются оценки взрослых. По мере развития, в результате приобретения жизненного опыта, появляется оценка результатов собствен­ной деятельности.

Общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании само­оценки:

- определяет эмоциональное благополучие, поведение и отношение к самому себе как субъекту поведения;

- помогает выделить определенное качество из конкретных видов поведения и сделать его предметом самооценки (Л.И. Божович).

Содержание самооценки отражают нравственные ценности, отношения и возможности. Единая целостная самооценка личности формируется на ос­нове самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компо­нентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствую­щих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравно­мерен.

Самооценки отдельных ценностей личности, ее мотивации, отношений, проявления тех или иных психологических особенностей взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия самооценок могут быть самые разные: единство, согласованность, взаимодополнение, но нередко они могут нахо­диться в конфликтных отношениях.

По своему внутреннему составу самооценка сложна еще и потому, что ее элементы могут отличаться разными уровнями осознанности. Процесс вы­работки единой самооценки, синтезированной из многих частных самооценок, неравномерно распределен во времени. Кроме того, должны объединиться разные по содержательности и в генетическом плане самооценки, находящие­ся нередко в противоречии. Эти дополнительные обстоятельства усложняют выработку единой самооценки на фоне основной трудности необходимости дифференцировать в процессе оценивания объект от субъекта.

Виды самооценки

Функции самооценки

Самооценка является важным фактором мобилизации сил, реализации скрытых возможностей и творческого потенциала. Она опосредует интеллек­туализацию собственного опыта и внешних воздействий, восприятие самого себя и окружающей среды, определение перспектив собственного развития и отношения с окружающими.

К функциям самооценки относят:

- оценка субъектом своих возможностей, определение своего отно­шения к ним (прогностическая самооценка);

- оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (актуальная);

- оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятель­ности, последствий поступков, участие в определении субъектом перспектив своего развития (ретроспективная) (А.В. Захарова).

Между собой они тесно связаны. В реальной деятельности самооцени­вания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую.

По мнению А.В. Захаровой, в процессе функционирования самооценка, особенно ее вербализированные формы, может принимать разную модаль­ность:

- категорическую (отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств) или проблематичную (реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе, ориента­цию на предмет оценки с допуском его разноплановых трансфор­маций);

- позитивную (выраженную в положительной форме) или негатив­ную (выраженную в негативной форме). Положительная или отри­цательная самооценка предполагает, что индивид одновременно выступает и как субъект, познающий и оценивающий себя, и как объект познания и оценки.

Важная функция самооценки - регулятивная, в данном случае само­оценка выступает необходимым внутренним условием организации субъек­том своего поведения, деятельности, отношений. По направленности и конеч­ному результату регулятивная функция самооценки подразделяется на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные.

В произвольной психической регуляции самооценка присутствует на всех ее этапах: при определении целей деятельности, составлении программ исполнительских действий, отборе критериев оценки задействована прогно­стическая самооценка, реализация намеченной программы опирается на ак­туальную (симультантную) самооценку; анализ полученных результатов, определение степени реализации принятой программы - функция ретроспек­тивной самооценки.

Функции психологической защиты, как правило, реализуются при за­вышенной самооценке, способствуя либо игнорированию опыта, либо разви­тию эмоциональных барьеров, блокирующих и искажающих восприятие внешних воздействия. Для реализации функций психологической защиты ис­пользуются: необоснованные переносы высокой самооценки из одних сфер в другие; подъем уровня самооценки в значимых областях и снижение его в менее значимых; занижение оценок других людей; рост агрессии, отчужде­ния, отвлечений, снижение интереса к деятельности; появление резонерства, самооправданий, назиданий, инфантильных форм поведения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...