Виды и источники самооценки
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Основные подходы к определению самооценки в отечественной и зарубежной психологии Центральную роль в общем контексте формирования личности отечественные психологи отводят самооценке. Ядром самооценки являются принятые личностью ценности, они определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования личности. Самооценка задействована во всех сферах жизнедеятельности человека - в деятельности, поведении, познании, общении. Самооценка является сложным продуктом труда, познания и общения, возникающим как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразности отношений с окружающими людьми. В рамках исследования проблемы самосознания само оценка характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, интегрирующее начало. С ней взаимообусловлены оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Самооценка – оценка человеком себя самого, своих качеств, возможностей, способностей, своего места среди других людей. Существует достаточно много определений самооценки, которая определяется как: - важный фактор саморегуляции личности, влияющий на взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам; оценка личностью самого себя, своих возможностей, качеств, способностей, места в системе отношений с другими людьми (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста); - как компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, способностей, нравственных качеств и места среди людей (Психологический словарь).
Общим в определениях самооценки психологами является то, что она определяется как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. При этом каждый из исследователей самооценки актуализирует в ее определении разные стороны. В самооценке видят: - проекцию осознаваемых качеств на внутренний эталон; - сопоставление собственных характеристик с ценностными шкалами; - форму отражения отношения к себе; - личностное суждение о собственной ценности; - позитивную или негативную установку на себя и другое. В зависимости от того, на какой стороне самооценки фиксируют внимание исследователи, она рассматривается как механизм переработки знаний о себе, инструментальный показатель развитости «Образа-Я» (А.К. Дусавицкий, В.Н. Лозоцева); как одну из сторон самосознания личности, которая является сложным продуктом труда, познания и общения, и возникает как средство организации своего поведения, деятельности и целесообразных отношений с окружающими людьми (Е.И. Савонько, Л.С. Славина); как итог самопознания и отражает его уровень развития (И.И. Чеснокова); как когнитивный процесс оценивания человеком своих объективных знаний и качеств, служащий средством психологической защиты (И.С. Кон); как когнитивный процесс оценивания человеком своих объективных знаний и качеств, служащий средством психологической защиты (Ю.Б. Гиппенрейтер). В зарубежной психологии самооценка рассматривается как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида по отношению к себе и требований к внешним условиям, как функция целостной личности и связывается с аффективно-потребностной сферой индивида (Г. Салливен, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Хорни). У. Джеймс определял самооценку как отношение уровня притязаний к уровню достижения. Чем выше уровень притязаний, тем сложнее их удовлетворить. Эмпирическая правомерность данного положения Джемса доказывается не только житейским опытом, но и множеством специальных экспериментов, которые свидетельствуют, что удачи и неудачи в какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их.
Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. Интересен в этом отношении эксперимент, проведенный американскими психологами. Людям, желавшим занять определенную должность в фирме, предлагали самостоятельно оценить несколько своих личных качеств. Затем в приемной появлялся еще один мнимый претендент на ту же должность. В одном случае это был хорошо одетый, самоуверенный, интеллигентного вида человек с портфелем («мистер Чистик»), в другом - опустившаяся (в грязной рубашке и туфлях на босу ногу) личность («мистер Грязник»). После этого подлинным претендентам на должность под каким-то предлогом предлагали вторично заполнить те же самые самооценочные бланки. И что же? После встречи с «мистером Чистиком» уровень их самооценки снижался, а с «мистером Грязником» повышался. Дело в том, что люди невольно соизмеряли свой уровень притязаний с обликом другого претендента, оценивая себя в сравнении с ним, хотя этого никто от них и не требовал. Таким образом, самооценки варьируются не только в зависимости от содержания деятельности и достигнутых в ней результатов, но и от конкретной ситуации и социальных условий. Виды и источники самооценки Наличие разных видов самооценки дает субъекту возможность отражать общественно-интегральные знания о себе и обоснованное на них целостное отношение к себе, а также оценку конкретных психических и физических проявлений и качеств личности, что позволяет определить индивидуальность каждого человека. В качестве источников самооценки выступают: 1. Познание другого человека: сравнивая себя с другими, человек в первую очередь обращает внимание на то, что отметил у другого. Сравнение, сопоставление себя с другими является общепризнанным критерием самооценки.
2. Оценка окружающими людьми результатов поведения и деятельности человека, качеств его личности. В детстве самооценка усваивается в готовом виде из социальной среды, источником формирования собственного отношения к себе являются оценки взрослых. По мере развития, в результате приобретения жизненного опыта, появляется оценка результатов собственной деятельности. Общественная оценка выполняет двоякую роль в формировании самооценки: - определяет эмоциональное благополучие, поведение и отношение к самому себе как субъекту поведения; - помогает выделить определенное качество из конкретных видов поведения и сделать его предметом самооценки (Л.И. Божович). Содержание самооценки отражают нравственные ценности, отношения и возможности. Единая целостная самооценка личности формируется на основе самооценок отдельных сторон ее психического мира. Каждый из компонентов самооценки, отражающий степень знания личностью соответствующих ее особенностей и отношения к ним, имеет свою линию развития, в связи с этим весь процесс выработки общей самооценки противоречив и неравномерен. Самооценки отдельных ценностей личности, ее мотивации, отношений, проявления тех или иных психологических особенностей взаимодействуют между собой. Формы взаимодействия самооценок могут быть самые разные: единство, согласованность, взаимодополнение, но нередко они могут находиться в конфликтных отношениях. По своему внутреннему составу самооценка сложна еще и потому, что ее элементы могут отличаться разными уровнями осознанности. Процесс выработки единой самооценки, синтезированной из многих частных самооценок, неравномерно распределен во времени. Кроме того, должны объединиться разные по содержательности и в генетическом плане самооценки, находящиеся нередко в противоречии. Эти дополнительные обстоятельства усложняют выработку единой самооценки на фоне основной трудности необходимости дифференцировать в процессе оценивания объект от субъекта.
Виды самооценки Функции самооценки Самооценка является важным фактором мобилизации сил, реализации скрытых возможностей и творческого потенциала. Она опосредует интеллектуализацию собственного опыта и внешних воздействий, восприятие самого себя и окружающей среды, определение перспектив собственного развития и отношения с окружающими. К функциям самооценки относят: - оценка субъектом своих возможностей, определение своего отношения к ним (прогностическая самооценка); - оценка и основанная на ней коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (актуальная); - оценка субъектом достигнутых уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков, участие в определении субъектом перспектив своего развития (ретроспективная) (А.В. Захарова). Между собой они тесно связаны. В реальной деятельности самооценивания постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую. По мнению А.В. Захаровой, в процессе функционирования самооценка, особенно ее вербализированные формы, может принимать разную модальность: - категорическую (отражающую однозначную оценку субъектом своих психических или физических качеств) или проблематичную (реализующую рефлексивное отношение субъекта к себе, ориентацию на предмет оценки с допуском его разноплановых трансформаций); - позитивную (выраженную в положительной форме) или негативную (выраженную в негативной форме). Положительная или отрицательная самооценка предполагает, что индивид одновременно выступает и как субъект, познающий и оценивающий себя, и как объект познания и оценки. Важная функция самооценки - регулятивная, в данном случае самооценка выступает необходимым внутренним условием организации субъектом своего поведения, деятельности, отношений. По направленности и конечному результату регулятивная функция самооценки подразделяется на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие и защитные. В произвольной психической регуляции самооценка присутствует на всех ее этапах: при определении целей деятельности, составлении программ исполнительских действий, отборе критериев оценки задействована прогностическая самооценка, реализация намеченной программы опирается на актуальную (симультантную) самооценку; анализ полученных результатов, определение степени реализации принятой программы - функция ретроспективной самооценки. Функции психологической защиты, как правило, реализуются при завышенной самооценке, способствуя либо игнорированию опыта, либо развитию эмоциональных барьеров, блокирующих и искажающих восприятие внешних воздействия. Для реализации функций психологической защиты используются: необоснованные переносы высокой самооценки из одних сфер в другие; подъем уровня самооценки в значимых областях и снижение его в менее значимых; занижение оценок других людей; рост агрессии, отчуждения, отвлечений, снижение интереса к деятельности; появление резонерства, самооправданий, назиданий, инфантильных форм поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|