Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели монопольной власти.




Глава 2. Монопольная власть: сущность и показатели, источники,

Способы реализации

Сущность монопольной власти и ее показатели

Термин " монопольная власть " можно использовать как обобщающую характеристику различных рыночных структур, которые отклоняются от чистой конкуренции и относятся к типу рынков с "несовершенной конкуренцией". Монопольную власть целесообразно рассматривать как с позиций структуры рынка, так и с позиций властных отношений.

Фирма обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения своего собственного объёма выпуска. [12]

Р. Лифман считал, что для монопольной власти над рынком достаточно было контролировать 75 % производ­ства, однако в ряде случаев монопольное положение дости­галось и при контроле меньшей доли производства, равной 40-50%. На рынке она связана с характером и особенностями реализуемых товаров, их дифференциацией. Дифференциация продукции означает отсутствие одно­родности предоставляемых потребителю товаров и услуг. Она позволяет уменьшать ценовую эластичность спроса, что свидетельствует об усилении монопольной власти про­изводителя. Цена может быть повышена без сокращения объемов сбыта. В условиях дифференциации продукции она не является единственным инструментом конкуренции. Важное значение приобретают качество товаров, реклама, послепродажное техническое обслуживание.

Условиями, определяющими возникновение монополь­ной власти и поддерживающими ее, являются:

1) произ­водство "фирменных" товаров, т. е. товаров высшего ка­чества, что позволяет монополии контролировать значи­тельную часть продукции своей отрасли на рынке, зачас­тую даже не представляя собой крупную фирму;

2) соб­ственность на важнейшие и редкие виды сырья (невоспро­изводимые ресурсы), выгодное местоположение;

3) укруп­нение предприятия до определенной (оптимальной) вели­чины, обеспечивающей экономию на масштабах производ­ства и контроль на рынке;

4) создание объединений;

5) предпринимательская деятельность и протекционистская политика государства;

6) обладание патентами, авторски­ми правами, лицензиями.

Можно сделать вывод, что для того чтобы обладать монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом, так как даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают.

Показатели монопольной власти.

Вспомним важное различие между совершенно конкурентной фирмой и фирмой с монопольной властью: для конкурентной фирмы цена равна предельным издержкам, для фирмы с монопольной властью цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки.

В частности, мы может использовать коэффициент превышения цены над предельными издержками, который мы ввели ранее как часть правила "большого пальца" при ценообразовании. Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P - MC)/P.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы P = MC и L = 0. Относительное превышение цены над предельными издержками характеризует наличие у конкретной фирмы монопольной власти (отрезок Рm, MC, как предоставлено на рисунке 2).

Рис. 2. Монопольная (рыночная) власть фирмы. [14]

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма. Мы знаем, что

L = (P - MC)/P = -1/Ed.

Однако, Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

Следующее ключевое понятие монопольного рынка – степень концентрации рынка. Показатель этой величины называется индексом Херфиндаля-Хиршмана.

I = S12 + S22+ S32+…+ Sn2, где

I – индекс Херфиндаля-Хиршмана.

S1 – удельный вес самой крупной фирмы.

S2 – удельный вес следующей по величине фирмы.

Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

Если в отрасли функционирует лишь одна фирма, т. е. мы имеем пример чистой монополии, то S1 = 100%, а I = 10 000. Если в отрасли 100 одинаковых фирм, то Si = 1%, а I = 100.

В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс Херфиндаля-Хиршмана превышает 1800. Этот индекс широко используется в антимонопольной политике, однако следует помнить, что и он не дает полной картины, если не учитывается удельный вес продукции иностранных фирм на отечественном рынке.

Заметим, что значительная монопольная власть не гарантирует высокие прибыли. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большей монопольной властью, чем фирма В, но получать меньшую прибыль, если у нее значительно выше средние издержки.

Факторами, влияющими на степень монопольной власти, явля­ются:

· экономический потенциал фирмы; предполагаемая прибыль; масштабы инноваций; наличие производственных секретов;

· высокие барьеры (препятствия) для появления конкурентов; наличие товаров-субститутов;

· конкуренция со стороны других фирм, выпускающих анало­гичную продукцию;

· обладание рыночной информацией.

[11]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...