Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стили педагогического общения




Стиль педагогического общения — это определенная манера пе­дагогических действий и общения, это профессиональный почерк конкретного педагога.

 

Источник Стиль
Стиль руководства (И.А. Зязюн) Авторитарный
Либеральный
Демократический
Стиль отношений (А.И. Лутошкин) Устойчиво-положительный
Пассивно-положительный
Неустойчивый
Ситуативно-отрицательный
Устойчиво-отрицательный
Стиль общения (В.А. Кан-Калик) На основе дружеского расположения и увлеченности
Общение-дистанция
Общение-устрашение
Общение-заигрывание

Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и попустительский.

Модели педагогического общения

Учебно-дисциплинарная модель общения.

Для рассматриваемой модели общения характерен авторитарный стиль общения:

· Способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

· Тактика общения: диктат или опека.

· Личностная позиция: удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций.

Личностно-ориентированная модель общения.

Цель личностно-ориентированной модели общения – обеспечить чувства психологической защищенности ребёнка, доверие его к миру, радости существования, формирование начала личности, развитие индивидуальности ребёнка. Для этой модели общения характерен диалогический тип. Данная модель общения характеризуется тем, что взрослый взаимодействует с ребенком в процессе общения. Он не подгоняет развитие детей, а предупреждает возникновение возможных отклонений в личностном развитии детей. Формирование знаний, умений и навыков является не целью, а средством полноценного развития личности.

· Способы общения: понимание, признание и принятие личности ребёнка, основанное на формирующемся умении взрослых встать на позицию другого, учесть точку зрения ребенка и не игнорировать его чувства и эмоции.

· Тактика общения: сотрудничество, создание и использование ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности детей.

· Личностная позиция педагога: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Общение в детских группах

Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение, и именно здесь складывается общение детей со сверстниками. Для приобретения социально-психологического опыта ребенок нуждается в постоянном расширении круга общения.

В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношение дошкольников к сверстникам меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимание содержания нравственных качеств.

Отношения ребенка с детьми также во многом определяются характером общения дошкольника с воспитателем детского сада, окружающими его взрослыми. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Таким образом, успешность эволюции его отношений со сверстниками оказывает важное воздействие на развитие ребенка. В процессах общения дети вырабатывают коммуникативные навыки и умения, формируют знания об окружающих и о собственном "Я" путем сравнения себя со сверстниками, а затем и со взрослыми.

Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Н.В.Клюева и Ю.В.Касаткина сформировали критерии базового уровня коммуникативного развития, которые ребенок должен достичь в дошкольном детстве. Среди первых следует назвать:

- владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;

- умение вступать в контакт и вести диалог с взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;

- знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации.

У дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативные навыки, которые не формируются под влиянием взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Тема 1.2. Сущность и своеобразие общения детей раннего и дошкольного возраста со взрослыми

 

Изменение характера общения взрослого с ребенком

На разных возрастных этапах

Возраст до 2-х лет

Дети не чувствуют себя обособленно от мира или от мамы. Они не ощущают свое «я». Все представляет собой единое целое. Но так продолжается недолго. Перешагнув год жизни, ребенок начинает осваивать мир. Он пробует свои силы, осваивает пространство. Но дети продолжают думать, что мир кружится вокруг них и не понимают, почему родители уже не находятся постоянно рядом, чаще говорят «нельзя». Не стоит думать, что растет эгоист, требующий повышенного внимания. Этот период продлится недолго, поэтому важно окружить малыша любовью, показать, что мир безопасен. Необходимо постепенно учить его самостоятельности.

Возраст 2-4 года

Спустя два года жизни, восприятие окружающей действительности претерпевает сильные изменения. Возрастает желание быть самостоятельным: «я хочу», «я сам» и т. д. Это период переживания кризиса. Сталкиваются два противоречия: быть независимым и слушаться взрослых, которые являются эталоном. Развивается речь, мимика, жесты. Это возраст, когда дети во всем подражают взрослым. Стоит поддерживать малыша, помогать ему становиться самостоятельным. Не нужно оставлять его одного и заниматься своими делами. Он может сам играть, но под наблюдением.

Возраст 4-7 лет

Дети уже понимают гораздо больше и хотят «быть как взрослые». Все эмоции они переживают, пропускают через себя. В этот период приходит осознание того, что родители не совершенны и не являются эталоном. Ребенок общается с другими взрослыми (друзья родных, чужие родители) и сравнивает их со своими близкими, что может приводить к конфликтам. Чтобы этого избежать, необходимо личностное общение. Важно рассказывать о себе, своих увлечениях, искать общие интересы и темы для разговора. Следует интересоваться его делами, чем он занимался, в какие игры играл и т. д. Ребёнку должно быть интересно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...