Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие о программах управления знаниями




В последние годы в ряде индустриально развитых стран осуществлялись программы управления знаниями в компаниях разного масштаба и разных отраслей экономики. Цель осуществления этих программ – реализация функции управления знаниями. Программы открывают новые возможности для повышения эффективности деятельности организации и удовлетворения динамично меняющегося потребительского спроса (к. 26-1).

Запись на доске: цель прогр. УЗ, к. 26-1 – реализация функций УЗ.

Программы овладения знаниями и их использования на практике проходят через определенные этапы, каждый из которых соотносится с одной из трех стратегических задач: построение базы данных, занятие стратегического положения, инвестирование в бизнес (к. 26-2).

Запись на доске: этапы разр. и реал. прогр. УЗ, к. 26-2.

Построение базы данных. Сюда входит научный поиск по всем аспектам отрасли. Индивидуальные проекты обычно некрупные и часто предусматривают взаимодействие с университетами и другими внешними источниками новых знаний.

Занятие стратегического положения. Чтобы обеспечить эффективность любой новой технической области, выявленной путем научного поиска, часто бывает необходимо направить в эту область значительные ресурсы. Цель – занять стратегическое положение и подобрать необходимый коллектив технических специалистов, а также ознакомиться с данной областью, чтобы разумно использовать потенциальные коммерческие возможности.

Инвестирование в бизнес. Данный этап является четко обозначенной задачей большей части проектной и технологически-производственной деятельности в крупных компаниях. Их программы обычно ориентированы на технические разработки и реконструкцию.

Оптимальным вариантом организации деятельности по программам использования внутрикорпоративных знаний является их стыковка с программами научных исследований и технических разработок (к. 26-3), осуществляемыми как в корпорациях, так и за их пределами (в научно-исследовательских учреждениях, университетах, на межлабораторной основе).

Запись на доске: НИР – внешн. НИР, корп. НИР, к. 26-3.

Чтобы цели научно-исследовательских программ соответствовали целям компании, при планировании необходимо предусмотреть широкий круг видов деятельности. Эффективность этих программ и их соответствие программам использования знаний в корпорациях зависит от таких форм участия науки в генерировании знаний, как:

· меры по повышению производительности и качества выпускаемой продукции и совершенствованию производственных процессов;

· разработка новых изделий или процессов, сулящих крупные коммерческие преимущества перед конкурентами;

· прогресс в науке, который может способствовать будущему совершенствованию продукции и процессов.

Подобные программы часто создают дополнительные преимущества в конкурентной борьбе, что выражается в:

· сокращении или минимизации затрат на производство продукции;

· сокращении разрыва между собственным внедрением и внедрением конкурентами новых продуктов и процессов;

· приведении конструкций и процессов в соответствие с изменениями в предложении товаров и стоимостью исходных затрат.

Для усиления конкурентоспособности организации создают программы научно-исследовательских работ (НИР). Формируя программы НИР, руководство должно рационально распределить ресурсы между целым набором проектов, осуществляемых на основе использования новых знаний. Сюда включаются: проекты, нацеленные на получение краткосрочных результатов и содержащие минимальный риск, но дающие незначительную выгоду; среднесрочные проекты со средним уровнем риска и средней выгодой; долгосрочные проекты с высокой степенью риска и потенциально большой выгодой.

Общая ответственность за качество и эффективность научно-исследовательских работ лежит на высшем руководстве компаний. Оно назначает руководителя подразделения НИР, рассматривает проекты программ научно-исследовательских работ и выделяет средства на их осуществление.

Центральная задача функции управления знаниями при осуществлении программ состоит в том, чтобы выявлять и использовать ресурсы, имеющиеся в организации, распространять передовой опыт (к. 26-4).

Запись на доске: центр. зад. УЗ, к. 26-4.

Организации обычно используют такие виды знаний, как профессиональные знания и практический опыт работников, творческие решения и др. Чтобы стать компанией, основанной на знаниях, организация должна создать «спираль знаний», где неявные знания должны быть выявлены и распространены, чтобы стать частью индивидуализированной базы знаний каждого работника. Спираль возобновляется всякий раз для подъема на новый уровень, расширяя базу знаний, применимых к разным областям организации. Важную роль в этом играют современные информационные технологии. Отметим, что в отличие от информационного управления управление знаниями направлено на придание дополнительной ценности информации с помощью ее фильтрации, синтеза, обобщения и представления в необходимом виде. Этому должны содействовать открытость управления и доверие.

Руководящий принцип развития технологий управления знаниями должен состоять не в том, чтобы менять образ действия людей, а в том, чтобы понять их типичное поведение и использовать его во благо организации. Не человек должен искать информацию, а информация – своевременно находить его, так как оперативное представление данных влечет за собой оперативное решение.

Резюме по § 5.1.2

Читая резюме, обратите внимание на то, что каждый из нижеприведенных выводов соответствует формулировке целей без указания конечных уровней усвоения соответствующего умения.

Функция управления знаниями охватывает такие задачи, как получение, усвоение и передача знаний. К этапам, на которых решаются эти задачи, относятся: 1) «Определить», 2) «Собрать», 3) «Выбрать», 4) «Хранить», 5) «Распределить», 6) «Применить», 7) «Создать», 8) «Продать».

При осуществлении функции управления знаниями необходимо руководствоваться следующими принципами: интегрирующий подход, структурная гибкость и простота, а также центр внимания. Принцип интегрирующего подхода требует рассматривать персонал, процессы и технологии как единую систему. Принцип структурной гибкости и простоты говорит о необходимости структурировать знания, но не в ущерб их гибкости и простоты. Принцип центра внимания требует концентрации внимания на тех знаниях, которые принесут существенную отдачу от инвестиций благодаря введённым усовершенствованиям.

Кадр ЛОС № 27 Кадр ЛОС № 28

Целью кодификации является приведение знаний, которыми владеет персонал организации, в систему (документальную или формализованную), в которой локальные и неявные замалчивающиеся знания становятся понятными и доступными для широкого распространения.

4. К основным типам корпоративной памяти, как инструменту накопления и сосредоточения знаний и информации, относятся: 1) «Вершина», 2) «Губка», 3) «Издатель», 4) «Насос». «Вершина» – это архив, к которому можно обращаться по мере необходимости. «Губка» – тип корпоративной памяти, который является результатом активного сбора информации от каждого работника организации. «Издатель» – тип корпоративной памяти, ориентированный на распространение знаний, полученных в результате деятельности координаторов корпоративной памяти по анализу опыта, относящегося к сфере деятельности организации, соединения его со знанием, находящимся в кооперативной памяти, и направления объединённого знания работникам, для которых этот опыт может быть актуальным. «Насос» самый сложный тип корпоративной памяти. Он включает элементы, как активного сбора, так и активного распространения знаний. Данная модель усиливает вертикальную направленность организационного обучения (обучения в действии).

Теперь перейдем к рассмотрению следующего параграфа.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...