Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тибетская культура. Японская культура




Тибетская культура

 

 

 

 

Потала – резиденция Далай‑ Ламы. Тибет (VII век)

 

Потала – бывшая резиденция Далай‑ ламы в столице Тибета Лхаса. Потала (по названию «Чистой Земли» бодхисатвы Авалокитешвары, «воплощением» которого считаются Далай‑ ламы) – грандиозный дворец – монастырь Далай‑ лам, возведенный в Лхасе столице Тибета. Лхаса (в переводе на русский «страна небожителей») – расположилась на Тибетском нагорье, на высоте 3 650 м, в горной долине реки Джичу. Ансамбль Поталы, возвышающийся над северо‑ западной частью города, начат в VII веке и отстроен в современном виде в XVI‑ XVII веках. Горят огнем золотые крыши Поталы. Стены дворца словно вырастают прямо из гор. Этот гигантский архитектурный комплекс состоит из ряда построек, составляющих в плане трапецию. Центральная часть ансамбля – тринадцатиэтажный «Красный дворец» с тронными залами, галереями, усыпальницами, украшенными резными колоннами, золотыми статуями, росписями и картинами‑ свитками. По сторонам «Красного дворца» расположены оборонительные башни, восточная – символ Солнца, западная – символ Луны.

Долгое время Лхаса была таинственным, недосягаемым и даже мифическим местом для европейцев, белым пятном для российской науки. Только русскому путешественнику, востоковеду, исследователю Тибета Г. Цыбикову, переодевшемуся бурятским ламой удалось удачно совершить свое путешествие. Материалы, вывезенные им из Тибета, ученые изучали многие десятилетия, но часть сочинений философов‑ пандитов еще не прочитана до сих пор. Труд профессора Цыбикова «Буддист‑ паломник у святынь Тибета», изданный в Петрограде в 1918 году, является объемным произведением жизни Тибета. Книгу украшают фотографии автора, одна из которых и приведена здесь «Потала – резиденция Далай‑ ламы. 1901 г. ».

 

 

 

Японская культура

 

 

 

Золотой павильон (Кинкаку). Киото, Япония (1398)

 

Золотой павильон (Кинкаку) , 1398 год. Киото, Япония – одна из ранних построек периода Муромати, входившая в дворцовый ансамбль близ Киото (ныне располагается в черте города). Впрочем, сначала здесь был только сад с прудом, служивший местом отдыха аристократии. Когда же этот старинный участок в конце XIV века купил сегун Асикага Ёсимицу (ум. 1408), то он и построил для себя роскошный кабинет, сегодня известный как Кинкаку или «Золотой павильон». Павильон стоит на берегу пруда, он квадратный в плане (11, 6 x11, 6 м), трехэтажный. Первый этаж его с верандой и крытой лестницей – жилой, решен в стиле парадных резиденций синдэн. Второй этаж построен как зал музыки и поэзии, с раздвижными стенами и расписным потолком, он перекрыт крышей с большим выносом. Третий этаж – молельня в стиле храмов Дзэн, покрытая четырехскатной крышей с кровлей из коры кипариса, увенчанной бронзовой фигурой птицы счастья Хоо (феникс). Второй и третий этажи снаружи окрашены золотой краской. Специфически японские черты сказались в легкости каркасной конструкции, простоте очертаний террас и балкона, глади дощатых стен нижних двух этажей, а также в организации интерьеров. Однозальные, они демонстрируют связь с традициями «стиля синдэн» (синдэн‑ дзукури – архитектурный стиль, сложившийся в эпоху Хэйан, «синдэн» букв, «спальный павильон») и одновременно использованием соломенных циновок – «татами» для покрытия пола предвосхищают черты «стиля сеин» (архитектурный стиль сеин‑ дзукури, сеин‑ букв, «окно» с широким подоконником). В 1408 году «Золотой павильон» был превращен в буддийский монастырь Рокюондзи или «Золотой храм». В 1950 году первоначальная постройка была уничтожена пожаром, но заново отстроена. Особенно красив «Золотой павильон» зимой, с покрытыми снегом крышами, окруженный заснеженными деревьями, он весь сверкает на солнце, отражаясь в зеркале пруда на фоне звенящей лазури неба.

«Победный ветер. Ясный день». Кацусика Хокусай. Япония (1823‑ 1829).

 

«В морских волнах у Канагавы». Кацусика Хокусай. Япония (ок. 1820 ).

 

Кацусика Хокусай «Победный ветер. Ясный день» («Красная Фудзи»), «В морских волнах у Канагавы» («Большая волна»). Серия «36 видов горы Фудзи». Цветные ксилографии, 1823‑ 1829 года. Япония.

Кацусика Хокусай (1760‑ 1849) – гениальный мастер, достигший упорным трудом совершенства в своем искусстве, но никогда не перестававший повторять: «Ах, если небеса дадут мне еще 10 или даже 5 лет жизни, я, наконец, стану великим художником». Наследие Хокусая огромно – около 30 тысяч рисунков и гравюр. Он создал иллюстрации более чем к 500 книгам, известен был также как мастер «суримоно» (гравированные поздравительные карточки). О себе он говорил так: «Начиная с шести лет я страдал манией зарисовывать форму вещей. Примерно с пятидесяти лет я создал большое количество произведений всякого рода, но все, что я нарисовал до семидесяти лет, на самом деле не стоит никакого внимания. В семьдесят три года я, наконец, начал что‑ то понимать в природе птиц, животных, насекомых, рыб – жизненную силу трав и деревьев. Поэтому в восемьдесят я достигну успеха, в девяносто еще глубже проникну в суть вещей и в сто лет стану действительно удивительным; в сто десять лет каждая точка, каждый штрих будут, без сомнения, обладать собственной жизнью».

Серия «36 видов горы Фудзи» для самого Хокусая была своеобразным рубежом в накоплении определенного опыта, а для истории японского пейзажа она стала вершиной его художественного мастерства. Вся серия, выполненная в крупном горизонтальном формате, состоит из 46 листов, но лишь на двух из них Фудзи изображена как «главное действующее лицо», на остальных же она только присутствует в композиции. В «36 видах Фудзи» Хокусая слиты в единую систему мироздания повседневные заботы людей, жизнь великих, загадочных стихий – земли, воды и неба.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...