Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ситуационные задачи для контроля усвоения темы




1. Напишите формулы следующих комплексных соединений: гексанитрокобальтат (III) калия; бромид гексаамминникеля (II); дибромодихлороаурат (III) магния; хлорид этилендиаминплатины (II); динитродиамминкобальт (II) калия.

2. Назвать следующие комплексные соединения: [Pd(H2O)(NH3)2Cl]Cl; [Co(NH3)5SO4]NO3; K2[Co(NH3)2(NO2)4]; K2[Pt(OH)5Cl]; [Cu(NH3)2(CNS)2]; [Pt(NH3)2Cl4].

3. Установите (пользуясь константами нестойкости комплексов), в каких случаях произойдет взаимодействие между растворами электролитов:

· K[Ag(CN)2] + NH3 ®

· [Ag(NH3)2]Cl + K2S2O3 ®

· K2[HgJ4] + KCN ®

4. Вычислите концентрацию иона цинка в растворе тетрацианоцинката натрия с концентрацией 0,1 моль/л при избытке цианид-ионов, равном 0,3 моль/л, если константа нестойкости комплекса равна 2,4×20-20.

5. Вычислите массу серебра, содержащегося в виде ионов в растворе хлорида диамминсеребра (I) с концентрацией 0,01 моль/л объемом500 мл. Раствор содержит аммиак, концентрация которого 0,1 моль/л, kнест[Ag(NH3)2]+=9,3×10-8.

6. Константы нестойкости комплексных ионов [Zn(NH3)4]2+ и [Zn(CN)4]2- составляют: 2×10-9 и 1×10-19. В каком из комплексов концентрация ионов Zn2+ больше, если комплексные ионы имеют одинаковую концентрацию – 0,001 моль/л?

7. Вычислите концентрацию иона ртути (II) в растворе тетраамминртути с концентрацией 0,1 моль/л при избытке NH3, равном 0,5 моль/л и kнест[Hg(NH3)4]2+=5×10-20.

8. Во сколько раз уменьшается концентрация ионов кадмия в растворе нитрата кадмия с концентрацией 0,1 моль/л после введения 0,4 моль/л аммиака (kнест[Cd(NH3)4]2+ = 2,8×10-7)?

9. Рассчитайте массу золота, находящегося в виде ионов в 100 мл раствора дицианоаурата (I) калия с концентрацией 0,01 моль/л при избытке цианида калия, равном 0,1 моль/л (kнест[Au(CN)2]-=5×10-30).

10. При какой концентрации Na2S начнет выпадать осадок из раствора тетрацианокадмиата (II) калия с концентрацией 0,1 моль/л, содержащего избыток цианид-ионов, равный 0,5 моль/л? kнест[Cd(CN)4]2- = 7,8×10-18; ПРCdS = 8×10-27.

 

Домашнее задание

Тема: «Электрохимические методы исследования. Потенциометрия».

Литература: [1] с. 464; [3] с. 156; [4] с. 85.

Дополнительная:

1. Пономарев В.Д. Аналитическая химия. Кн.2. М., Высшая школа. 1982.

2. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика. Кн.2. М., Высшая школа. 2002.

 

 


ЗАНЯТИЕ №17

 

Тема: Электрохимические методы исследования. Потенциометрия.

Актуальность темы: Из электрохимических методов исследования в медицине и биологии наиболее часто применяются методы потенциометрии. Потенциометрия – незаменимый во многих случаях метод определения физиологически активных ионов (H3O+, Na+, Ca2+, NH , K+, Cl-, Br-, J- и др.) в биологических жидкостях (крови, спинномозговой жидкости, моче и др.) и тканях организма. Миниатюрные ионселективные электроды позволяют проводить исследования на клеточном уровне.

Потенциометрический метод определения рН по сравнению с колориметрическим методом является более точным и надежным. Он используется и в тех случаях, когда колориметрические методы неприемлемы (окрашенные и мутные среды: кровь, суспензии бактериальных клеток; системы, содержащие агрессивные по отношению к индикаторам вещества). Эти достоинства потенциометрического метода измерения рН обусловили его широкое применение в биохимических, клинических и санитарно-гигиенических лабораториях.

Потенциометрическое титрование используется для определения концентрации биологически активных и лекарственных веществ в биологических объектах.

Учебные цели: сформировать системные знания о возникновении электродных потенциалов и их измерении; ознакомить измерением рН потенциометрическим методом.

В результате освоения темы студент должен уметь:

· Рассчитывать электродные и окислительно-восстановительные потенциалы по уравнениям Нернста и Нернста-Петерса;

· Правильно записывать гальванические цепи;

· Уметь измерять и рассчитывать ЭДС гальванических элементов;

· Подбирать соответствующие электроды для потенциометрических измерений;

· Электрометрически определять рН растворов.

Для формирования умений студент должен знать:

· Механизм возникновения электродного и окислительно-восстановительного потенциалов;

· Уравнения Нернста и Нернста-Петерса для расчета потенциалов;

· Гальванические элементы и правила их составления;

· Различные типы электродов, применяемые в потенциометрических измерениях;

· Редокс-процессы, протекающие в живых системах;

· Методы прямой потенциометрии и потенциометрического титрования.

Вид занятий: лабораторно-практическое.

Продолжительность занятия: 3 академических часа.

Оснащение рабочего места: электроды: стеклянный и хлорсеребряный, рН-метр (рН-150 МИ), штатив со стаканом, инструкция по работе с рН-метром, калькуляторы, справочные таблицы со стандартными значениями потенциалов, фильтровальная бумага.

Реактивы: буферные растворы с известными значениями рН, исследуемые растворы с неизвестными значениями рН, дистиллированная вода.

Содержание занятия

1. Контроль исходного уровня знаний (тест).

2. Разбор теоретических вопросов и решение ситуационных задач.

3. Разбор и выполнение лабораторной работы: Измерение рН потенциометрическим способом.

4. Выходной контроль знаний и умений студентов. Решение ситуационных задач.

5. Подведение итогов занятия. Проверка протокола лабораторной работы.

6. Задание на дом: «Рубежная контрольная работа по IV блоку».

Вопросы и задачи для подготовки к занятию

1. Что называют редокс-системой? Приведите примеры двух разных редокс-систем, в состав которых входят: а) Fe2+; б) NO ; в) Н2О2.

2. Что называют стандартным и формальным редокс-потенциалом?

3. Какие факторы влияют на величину редокс-потенциала?

4. Объясните, почему нитрат-ион не окисляет ион Fe(II) в растворе с рН=7, но окисляет в растворе с рН=1.

5. Приведите примеры редокс-процессов в живых системах, сопровождающихся изменением степени окисления d-элементов.

6. Приведите примеры измерительных электродов, используемых для: а) потенциометрического определения рН; б) определения концентраций ионов кальция в крови.

7. Какие требования предъявляются к электродам сравнения? Приведите примеры двух электродов сравнения.

8. Приведите схему гальванического элемента, составленного для измерения рН.

9. Опишите устройство стеклянного электрода.

10. Как практически определяют величину редокс-потенциала?

11. Какие процессы происходят на электродах гальванического элемента: Zn/Zn2+//Cu2+/Cu0, если =1 моль/л? В каком направлении перемещаются электроны во внешней цепи?

12. Вычислите рН слюны, если потенциал водородного электрода при 298о К равен -372 мВ.

Литература:

[1] с. 464; [3] с. 156; [4] с. 85.

Дополнительная:

1. Харитонов Ю.Я. Аналитическая химия. Аналитика. Кн. 1 и 2. М., Высшая школа, 2002.

2. Лекция по теме «Электрохимия».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...