Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация методов исследования по направлениям их использования




 
Методы обследования (сбора данных) Методы обработки и анализа информации Методы формирования решений Методы обоснования решений Методы внедрения (реализации) решений  
Самообследование Системный анализ Системный подход Аналогий Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников  
Интервьюрование Экономический анализ Аналогий Сравнений    
Беседа Декомпозиция Параметрический Нормативный    
Фотография рабочего дня Структуризация целей Блочный Экспертно-аналитический Привлечение общественных организаций  
Изучение документов Экспертно-аналитический Функционально-стоимостной анализ Функционально-стоимостной анализ    
Функционально-стоимостной анализ Нормативный Структуризации целей Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта Функционально-стоимостной анализ  
Наблюдение Параметрический Опытный   Другие  
Другие Моделирования Творческих совещаний      
  Функционально-стоимостной анализ Коллективного блокнота Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов    
  Главных компонент Контрольных вопросов      
  Балансовый Метод 6-3-5      
  Корреляционный Морфологический анализ      
  Факторный Экспертно-аналитический      
  Опытный Моделирования Другие    
  Матричный Другие      
  Последовательный        
  Динамический        
  Другие        
           

Таблица 3

Классификация методов исследования по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах

 
Теоретические Логико-интуитивные Эмпирические Комплексно-комбинированные  
Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы математического программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств); статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков) Аксиоматизация Идеализация Восхождение от абст рактного к конкретному Моделирование (стати стическое, имитационное моделирование, модели рование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и др.) Другие Экспертные «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез Классификация и типология Научное обсуждение Морфологический анализ Анализ проблем Аналогий Тестирования 6-3-5 Главных компонент ССВУ-анализ Матричный Органолептический Последовательная подстановка Другие Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое, техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы) Изучение документации и информационных материалов Другие Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.) Факторный, социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный, экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод Другие  
         

Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:

Наблюдение,

анкетирование;

изучение документации и информационных материалов;

балансовый;

гипотетико-дедуктивный;

графический и номографический;

дифференциальный, комплексный и смешанный;

индексный;

Интервьюирование,

беседа;

консультационный;

корреляционный;

«мозговой» штурм,

морфологический;

параметрический;

поиск экстремумов;

самообследование;

сетевой;

ССВУ-метод;

структуризация целей;

творческие совещания;

фукнкционально-стоимостной;

экспертный;

социологический;

Органолептический.

При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретного исследования.

Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вместе с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда является относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.

Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практической работе.

Выбор методов исследования

Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы при проведении исследовательских работ. Однако, при выборе того или иного метода исследования необходимо учитывать:

* цели исследовательских работ;

требования, предъявляемые к конечным результатам исследований, их точности и достоверности;

ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей и используемым техническим средствам исследований;

имеющиеся данные об аналогичных исследованиях и фактические данные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;

*достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования, ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:

интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;

экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

4)консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;

5) формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).

В любом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода, наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие -- на другом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...