Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ABC анализ в управлении запасами

Лабораторная работа №6

Методика ABC-анализа

ABC-анализ позволяет разбить большой список, например ассортимент товаров, на три группы, имеющие существенно разное влияние на общий результат (объем продаж).

Иными словами, ABC-анализ позволяет:

· Выделить позиции, которые вносят наибольший вклад в суммарный результат.

· Анализировать три группы вместо большого списка.

· Работать сходным образом с позициями одной группы.

Группы обозначаются латинскими буквами ABC:

· А — самые важные

· В — средней важности

· С — наименее важные

Можно анализировать (ранжировать) любые объекты, если у них есть числовая характеристика.

Например:

· Ассортимент по объему продаж

· Клиентов по объему заказов

· Поставщиков по объему поставок

· Дебиторов по сумме задолженности

· Запасы по занимаемой площади склада

Очень важно, что в каждом конкретном случае не надо ломать голову над тем, в какую группу отнести товар (клиента, поставщика и т.д.). Есть простая методика, выполняющая это разделение.

Методика основана на принципе Парето (принцип 20/80), открытом итальянским экономистом Парето. В наиболее общем виде он формулируется так: «20% усилий дают 80% результата». В нашем случае: 20% ассортимента дают 80% выручки.

В 1897 году итальянский экономист Вильфредо Парето (1848–1923) предложил формулу, показывающую, что блага распределяются неравномерно. Эта же теория была проиллюстрирована американским экономистом М. Лоренцом в 1907 г. на диаграмме. Оба ученых показали, что в большинстве случаев наибольшая доля благ (доходов) принадлежит небольшому числу людей.

Д. Джуран применил диаграмму М. Лоренца в сфере контроля качества для классификации проблем качества на немногочисленные, но существенно важные и многочисленные, но несущественные и назвал этот метод анализом Парето. Он указал, что в большинстве случаев подавляющее число дефектов и связанных с ними потерь возникают из-за относительно небольшого числа причин, проиллюстрировав это с помощью диаграммы, которая получила название диаграммы Парето.

В повседневной деятельности по контролю и управлению качеством постоянно возникают всевозможные проблемы, связанные, например, с появлением брака, неполадками оборудования, увеличением времени от выпуска партии изделий до ее сбыта, наличием на складе нереализованной продукции, поступлением рекламаций.

Диаграмма Парето позволяет распределить усилия для разрешения возникающих проблем и установить основные факторы, с которых нужно начинать действовать с целью преодоления возникающих проблем.

 

Границы ABC-групп

Группы должны быть примерно следующими (на примере анализа ассортимента):

· Группа A дает 80% выручки, содержит 20% наименований

· Группа B дает 15% выручки, содержит 30% наименований

· Группа C дает 5% выручки, содержит 50% наименований

На всякий случай уточню: разбиение на группы выполняется по сумме выручки, а доля от числа наименований — какая получится.

Понятно, что соотношения (80%-15%-5%) по объему и (20%-30%-50%) по количеству наименований не являются точным законом природы, cуществует несколько методов определения границ ABC-групп. Но при значительных отклонениях от указанных значений следует насторожиться.

Пример.

При анализе клиентской базы выяснилось, что в группу А, дающую 80% заказов входит всего 5% клиентов вместо рекомендуемых 20%. Значит при уходе одного-двух клиентов из этой группы произойдет резкое падение выручки.

Методика проведения ABC-анализа

1. Выбрать цель анализа. Например: оптимизация ассортимента.

2. Выбрать объект анализа. Товары или товарные группы.

3. Выбрать параметр (числовую характеристику) по которому будем производить разбиение на группы. Выручка.

4. Отсортировать список по параметру в порядке убывания. Расположить товары в порядке убывания выручки.

5. Подсчитать общую сумму параметра по списку. Сумма выручки по всем товарам списка.

6. Вычислить долю параметра каждой позиции списка в общей сумме.
(Выручка по товару) / (сумма выручки) * 100%.

7. Вычислить для каждой позиции списка долю нарастающим итогом. Например, для десятого товара: (доля 1-го товара)+ (доля 2-го товара)+…+(доля 10-го товара). Для последнего товара доля нарастающим итогом равна 100%.

8. Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. Это будет нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке.

9. Найти позицию списка, в которой доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Это будет нижняя граница группы B.

10. Все, что ниже — группа C.

11. Подсчитать количество позиций списка в каждой группе. Число наименований товаров в каждой группе.

12. Подсчитать общее количество позиций списка. Общее число наименований товаров.

13. Подсчитать долю количества позиций в каждой группе от общего количества.
(Число товаров в группе) /(общее число товаров)*100%.

14. Сравнить получившиеся значения с рекомендуемыми.

 

Рекомендации по проведению ABC-анализа

· Включать в список для анализа однородные позиции. Нет смысла включать в один список холодильники ценой от 10 000 руб. и розетки ценой 20 руб.

· Правильно выбрать значения параметра. Например, суммы месячной выручки дадут более объективную картину, чем суммы дневной выручки.

· Проводить анализ регулярно и периодически, правильно выбрав период.

· Методика довольно простая, но весьма трудоемкая. Для ABC-анализа идеальным инструментом служит Excel.

Пример.

Покажем на примере как работает методика ABC-анализа. Возьмем ассортимент из 30 условных товаров.

1. Цель анализа — оптимизация ассортимента.

2. Объект анализа — товары.

3. Параметр по которому будем производить разбиение на группы — выручка.

4. Cписок товаров отсортировали в порядке убывания выручки.

5. Подсчитали общую сумму выручки по всем товарам.

 

6. Вычислили долю выручки по каждому товару в общей сумме выручки.

7. Вычислили для каждого товара долю нарастающим итогом.

8. Нашли товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 80%. Это нижняя граница группы A. Верхняя граница группы A – первая позиция в списке.

9. Нашли товар для которого доля нарастающим итогом ближе всего к 95% (80%+15%). Это нижняя граница группы B.

10. Все, что ниже — группа C.

 

 

11. Подсчитали количество наименований товаров в каждой группе. A — 7, B — 10, C — 13.

12. Общее количество товаров в нашем примере 30.

13. Подсчитали долю количества наименований товаров в каждой группе. A — 23.3%, B — 33.3%, C — 43.3%.

14. Сравнили результат ABC-анализа с рекомендуемыми значениями.

Рекомендуемые:

· Группа A80% выручки, 20% наименований

· Группа B15% выручки, 30% наименований

· Группа C5% выручки, 50% наименований

Для списка товаров из нашего примера:

· Группа A79% выручки, 23.3% наименований

· Группа B16% выручки, 33.3% наименований

· Группа C5% выручки, 43.3% наименований

Надо отметить, что зная выручку по каждому товару, можно получить еще много полезной информации, а не только разбиение на 3 группы.

По полученным данным постройте диаграмму Паретто.

Индивидуальное задание

ABC анализ в управлении запасами

 

Некоторая оптовая фирма занимается реализацией бакалейных изделий. Для укрепления своих позиций на рынке руководство фирмы приняло решение расширить ассортимент. В связи с отсутствием свободных финансовых средств и свободных складских помещений было принято решение поручить службе логистики проанализировать общий объем товарных запасов с целью его сокращения. В результате должны сократиться затраты на содержание товарных запасов и высвободиться ресурсы для расширения ассортимента. Норма запаса была установлена одинаковая по всем позициям ассортимента. Служба логистики разделила весь ассортимент на три группы по признаку доли в реализации (А - лидеры в реализации, В - средняя доля в реализации и С - очень низкая доля в реализации). Затем служба логистики предложила новые дифференцированные нормативы среднего запаса: для товаров группы А сократить норму запаса в два раза; для товаров группы В норму запасов оставить без изменения и для товаров группы С увеличить долю запаса в полтора раза.

Исходные данные представлены в таблице.

    Peaлизация за квартал
Наименование продукта 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
  Батончик "Марс" 380+N   400+N  
  Батончик "Милки Уэй" 120+N   220+N  
  Батончик "Несквик" 115+N   195+N  
  Батончик "Твикс" 650+N   600+N  
  Баунти молочный 400+N   415+N  
  Жевательная резинка "Бумер" 215+N   180+N  
  Жевательная резинка "Дирол" 650+N   750+N  
  Жевательная резинка "Минтон" 80+N   95+N  
  Жевательная резинка "Стиморол" 200+N   200+N  
  Жевательная резинка "Супер" 120+N   120+N  
  Изюм 1+N   3+N  
  Инжир 9+N   10+N  
  Кетчуп "Болгарский" 55+N   48+N  
  Кетчуп "Монарх" 20+N   31+N  
  Киндер сюрприз 30+N   50+N  
  Кофе "Арабика" молотый 280+N   275+N  
  Кофе растворимый "Нескафе Голд" 530+N   500+N  
  Кофе растворимый "Нескафе Классик" 1790+N   1880+N  
  Кукурузные хлопья с сахаром 50+N   45+N  
  Лапша "Доширак" 190+N   200+N  
  Миндаль в шоколаде 32+N   20+N  
  Мюсли 65+N   75+N  
  Рис длинный 230+N   220+N  
  Рис круглый 70+N   110+N  
  Сахар-песок фасованный 348+N   310+N  
  Сникерс 992+N   940+N  
  Суп гуляш 4+N   6+N  
  Торт вафельный 18+N   11+N  
  Чай Ахмад 45+N   50+N  
  Чай индийский 10+N   12+N  
  Чупа Чупс 45+N   43+N  
  Шоколад "Аленка" 140+N   145+N  
  Шоколад "Альпен Голд" 45+N   69+N  
  Шоколад "Вдохновение" 30+N   31+N  
  Шоколад "Восторг" 26+N   32+N  
  Шоколад "Колокольня" пористый 4+N   4+N  
  Шоколад "Кофе с молоком" 40+N   50+N  
  Шоколад "Мишка косолапый" 79+N   70+N  
  Шоколад "Несквик" 18+N   22+N  
  Шоколад "Нестле Классик" 40+N   80+N  
  Шоколад "Путешествие" 12+N   23+N  
  Шоколад "Ретро" 72+N   79+N  
  Шоколад "Российский" 149+N   155+N  
  Шоколад "Российский" 100+N   120+N  
  Шоколад "Сказки Пушкина" 30+N   39+N  
  Шоколад "Сударушка" 2+N   5+N  
  Шоколад Воздушный 2+N   4+N  
  Шоколад с арахисом 6+N   14+N  
  Шоколад с кокосом 15+N   22+N  
  Шоколадный напиток "Несквик" 90+N   110+N  

N - номер варианта

Необходимо разделить весь торговый ассортимент на три группы A, B, C по признаку доли в реализации.

По результатам проделанной работы заполните таблицу:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...