Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Аспекты осознания себя как представителя определённого пола




П О Л О В О Е С А М О С О З Н А Н И Е
АСПЕКТЫ
Причисление себя к определённому полу Представления об «идеале» женственности / мужественности Желание соответствовать «идеалу» Самовос- приятие/ самооценивание Желание самосовер шенство- ваться Самоопределение
«Я» - представитель пола «Я» - идеальное «Я» - желаемое «Я» - реальное «Я»-динами ческое «Я» - будущее

 

Каждый аспект относится одновременно ко всем составляющим самосознания: познавательной, оценочной и регулятивной. Так, причисление себя к полу идёт через познание себя и данного тебе пола, удовлетворённости этим и влиянии осознания себя представителем данного пола и связанного с ним переживания на все проявления: личностные и социальные. Представления об «идеале» формируются через знания о показателях эталона, также под влиянием эмоционального отношения к ним, и создают образ «Я» - идеального, играя тем самым регулирующую функцию. Желание соответствовать «идеалу» строится на основе знаний о нём и субъективной эмоциональной значимости его для человека, поэтому в зависимости от осознанности «Я» - желаемое» может быть в большей или меньшей степени регулятором всех проявлений. Самовосприятие строится на познании себя в реальности и оценки себя в сравнении с предполагаемым «идеалом»; адекватность его можно установить, только зная тот «идеал», в соответствии с которым человек себя оценивает. В зависимости от адекватности представлений об эталоне и реальным соотнесением себя с ним, «идеал» может приобрести роль желаемой цели. Желание самосовершенствоваться, основываясь на осознании существующих несовершенств и эмоциональной оценки их в соответствии с субъективной значимостью для человека каждого из них, может быть только словесным, номинативным, а может стать и действенным регулятором. Самоопределение своего будущего является симбиозом познания себя, своих возможностей и их реалистичной оценки, что также оказывает влияние на жизненные планы человека. Таким образом, данные аспекты полового самосознания оказывают влияние на все проявления человека. Человек, причисляя себя к определённому полу, осознавая и принимая свою половую принадлежность, выбирает для себя соответствующую половую роль (идеал, эталон); адекватные представления об «идеале» и осознание его положительных сторон для личности в целом и жизни в обществе, вызывают желание соответствовать ему, стать в чём-то ближе к эталону, выбирая лучшее, самое значимое (сохраняя при этом свои личные цели, индивидуально-психологические и индивидуально-типологические особенности); человек оценивает себя (на основе познания) в сравнении с данным «идеалом», и на основе адекватного оценивания выявляет отсутствие или несовершенство каких-либо показателей, что вызывает осознанное (и поэтому действенное) желание самосовершенствоваться; также на основе адекватной самооценки человек может реально планировать свою жизнь. При наличии психологических особенностей в осознании себя как представителя пола, эти аспекты и связи между ними будут изменены, нарушены. Например, неполное осознание своей половой принадлежности или неудовлетворённость ею, её неприятие могут привести к искажению всех проявлений человека, который будет ориентироваться на требования противоположной половой роли, или будет неосознанно выбирать определённую роль, «идеал», не анализируя их показатели, что может привести к отсутствию ориентиров, их размытости, неадекватности, нереальности. Неадекватная самооценка (если ещё она при этом основана на неточных, неосознанных ориентирах) не позволяет человеку осознать свои несовершенства и поэтому не стимулирует его к самосовершенствованию, не позволяет реально планировать своё будущее. Могут быть противоречия в рамках данных аспектов. Например, представления об «идеале» сформированы, но потребности соответствовать ему нет, он не является целью, ориентиром, «желаемым» для реализации в действительности, что может быть связано с идеализированностью, формальностью данных представлений, усвоенных как штампы, но неосознанных, поэтому не значимых лично для себя.

Таким образом, осознание себя как представителя пола связано с полноценным развитием самосознания в целом и социальной адаптацией человека, что подтверждается в ходе анализа структуры осознания себя как представителя пола (аналогичной структуре целостного самосознания и «Я-концепции»), его основных составляющих, одной из которых является регулятивная – влияние полового самосознания на личностные и социальные проявления человека и, как следствие, на его приспособление к жизни в обществе.

На становление осознания себя как представителя пола большое влияние оказывают эталоны, стереотипы, идеалы мужественности / женственности. В.В. Сизикова подчёркивает их мотивирующую роль, их значение в качестве опоры, образца, ориентира. Стереотипы можно разделить на традиционные (вневременные, непреходящие) и современные (актуальные для данного времени – эпохи, культуры). Возможны различные сочетания данных составляющих, которые и определяют специфику и характерные черты стереотипов, идеалов.

Исследование психологических особенностей осознания себя как представителя пола в рамках выделенных аспектов у умственно отсталых старшеклассниц с помощью диагностического комплекса, включающего непосредственное и опосредованное виды наблюдения, проективный метод, анкетирование, заполнение опросников и самоописательный метод, позволило выявить общие для всех категорий старшеклассниц (нормально развивающихся, с задержкой психического развития, умственно отсталых), а также специфические и индивидуальные психологические особенности и потенциальные возможности умственно отсталых девушек в рамках изучаемого психологического явления.

Психологические особенности осознания себя как представителя пола, не зависящие от уровня интеллектуального развития, таковы:

- сензитивным периодом для развития и становления осознания себя как представителя пола является старший подростковый и ранний юношеский возраст;

- наблюдаются общие интересы, желания, потребности: музыкальные, телевизионные предпочтения, тяга к моде, молодёжной субкультуре в целом, желание быть привлекательной, уметь общаться с представителями противоположного пола, социальные потребности в самореализации, желание в будущем иметь семью, детей;

- не всегда адекватным является оценивание себя как представительниц женского пола;

- наблюдается идеализированность некоторых представлений о вопросах пола, «идеале» женственности, например, в отношении использования нецензурной лексики, вредных привычек и пагубных пристрастий;

- желание самосовершенствоваться часто является номинальным, реально не осуществляемым, в том числе из-за нежелания прикладывать волевые усилия;

- характерны некоторые затруднения в самоопределении, прогнозировании своего будущего.

Психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами по выделенным в исследовании аспектам следующие:

- причисление себя к полу («Я» - представитель пола) при отсутствии или низкой степени осознанности себя представителем пола в личностных, социальных проявлениях; часть девушек причисляет и осознаёт себя представителями пола лишь по внешнему облику; характеристики собственных личностных и социальных проявлений у них в основном недостаточно дифференцированы по половому признаку. В изображении «Автопортрета» проекция на свой пол идёт по меньшему количеству признаков, чем у старшеклассниц других категорий; иногда проецируются признаки противоположного пола или признаки пола не проецируются вообще. В целом характерно формальное, не в полной мере осознанное причисление себя к полу;

- в представлениях об «идеале» женственности («Я» - идеальное) проявляются яркие особенности по всем критериям: личностным и социальным. «Идеал» умственно отсталых старшеклассниц чаще не соответствует объективной реальности, представления о нём размыты. Выявлена общая тенденция – выделение в «идеале» в большей мере общечеловеческих, чем истинно женских качеств. Описания «идеала» бедны, обыденны, малосодержательны, не развёрнуты, носят слишком обобщённый характер. Конкретные примеры «идеала» часто отражают инфантильность девушек (например, ориентация на сказочные образы). Имеется наличие идеализированных представлений, усвоенных неосознанно как штампы, и по этой причине они не могут быть ориентирами в поведении старшеклассниц (особенно в отношении вредных привычек, пагубных пристрастий, употребления нецензурной лексики);

- в желании соответствовать «идеалу» («Я» - желаемое) отмечается следующая тенденция: чем ниже уровень интеллектуального развития, тем выше потребность «соответствия» «идеалу», приверженность к нему, ниже самодостаточность. Желание соответствия у большинства девушек высокое, но неосознанное или носит компенсаторный характер – «быть как все». Многие девушки, желая соответствовать «идеалу», не вполне осознают, что и как для этого нужно делать. Часть из них считает, что они и так соответствуют идеалу. Умственно отсталые девушки не могут объяснить своего стремления к соответствию «идеалу» и того, чем он их привлекает. Специфика проявляется ещё и в нежелании быть похожими на своих матерей, то есть мать не является «идеалом» (ориентиром, эталоном, образцом) для большинства из них;

- в самовосприятии / самооценивании («Я»-реальное) особенности проявляются более ярко, чем в других аспектах. Это относится к восприятию и оцениванию себя по всем критериям: внешнему облику, личностным и социальным проявлениям. Аналогично «идеалу» девушки выделяют в себе в основном традиционные черты и характеристики, которые в реальности проявляются далеко не всегда и не у всех, что говорит о формализованности, идеализированности представлений об этих показателях. Механизм здесь двухсторонний: представления о себе зависят от представлений об «идеале» (равнение на ориентир), и, наоборот, представления об «идеале» формируются по сравнению с таковыми о себе. Девушки отмечают у себя и некоторые показатели современного «идеала». В большинстве самооценок проявляется неадекватность в плане их завышения. Многие уверены, что умеют общаться с лицами противоположного пола, хорошо, красиво и правильно говорят, танцуют и ходят; многие считают, что идеально умеют ухаживать за собой и поэтому всегда выглядят привлекательно; некоторые считают, что полностью соответствуют «идеалу» и т.д. В большей степени адекватность проявляется в оценке сферы общения, а менее всего – в оценке умений. У девушек не сформированы рефлексивные способности, а также имеются трудности самопознания в целом: низкая степень объективности, поверхностность, некритичность;

- в желании самосовершенствоваться («Я»-динамическое) также обнаруживаются специфические особенности. Для того чтобы желать совершенствоваться, необходимо осознать у себя наличие несовершенств, недостатков, а затем уже решить, необходимо ли что-то менять в себе и насколько. У умственно отсталых девушек страдают процессы осознания при выделении собственных несовершенств. Они часто, не выделяя у себя определённые недостатки (которые реально у них имеются), желают научиться многому, что является показателем высокой потребности соответствия. Есть несовершенства, которые реально осознаются, но девушки не знают, как их преодолеть, имея при этом такое желание. Преодоление некоторых других несовершенств не является необходимым, желанным, так как либо девушки их у себя не замечают, либо представления об их сформированности являются формальными, идеализированными, поэтому не осознаются как необходимые для себя. Таким образом, желание не столько целенаправленное, сколько номинативное; мотивация и интересы нестойкие, неглубокие;

- в самоопределении («Я»-будущее): в основном наблюдается отсутствие представлений о себе в будущем, либо прослеживается завышенный уровень притязаний, либо компенсаторное прогнозирование. Профессиональное самоопределение отличается особой неадекватностью, нереальностью.

Кроме аспектов полового самосознания, отмечаются общие личностные особенности и факторы, влияющие на становление девушек как представительниц пола: патологические симптомы психики, чувство физической и психологической неловкости, ощущение интеллектуальной и социальной неполноценности.

Также у умственно отсталых старшеклассниц наблюдаются специфические личностные и социальные проявления, во многом обусловленные психологическими особенностями осознания ими себя как представителя пола.

Личностные проявления. По характеру девушки в основном добрые, но не всегда отзывчивые, спокойные, уступчивые, мягкие; современные показатели (решительность, стойкость, целеустремлённость, активность и др.) часто отсутствуют.

С точки зрения поведения – большинство девушек ласковые, нежные, одновременно не всегда терпеливые, скромные, обаятельные, чувствительные; чаще – резкие, несамостоятельные, нецелеустремлённые или, наоборот, самоуверенные. Часть девушек ведёт себя «не по-женски», имеет вредные привычки и пагубные пристрастия. У многих старшеклассниц проявляется выраженный интерес к вопросам пола, он часто слишком явный, неприкрытый, повышенный, акцентированный.

Социальные проявления. Общение. Умственно отсталые девушки не всегда вежливы. Сочувствие и сопереживание проявляют не во всех случаях общения с кем-либо. Не умеют слушать собеседника, открыто выражать свои чувства. В общении могут проявлять агрессию: вербальную и физическую; часто бывают нетактичными, употребляют нецензурную лексику. У многих нарушены взаимоотношения с родителями, сверстницами, с противоположным полом. Например, к взаимоотношениям с лицами противоположного пола могут проявлять повышенный интерес, выражая это не всегда адекватно.

Социально значимые умения. Наблюдается несформированность многих показателей: как традиционных, так и современных. В большей степени это касается умений ухода за собой: девушки часто неаккуратны, неопрятны, выглядят нередко как представители противоположного пола. Несовершенны умения вербальной и невербальной самопрезентации: не умеют правильно, грамотно и красиво говорить, адекватно отстаивать своё мнение, красиво ходить, сидеть и т.п.

Социальный статус. Умственно отсталые девушки пока имеют о нём только приблизительное представление. В своих высказываниях многие утверждают, что будут работать, о создании семьи задумываются меньше. Социальная активность: с одной стороны, девушки проявляют активность в посещении большого количества кружков, но делают это только лишь при своих образовательных учреждениях, что говорит о внешней мотивации; стойкий интерес к какой-либо деятельности у них обнаруживается редко. В основном девушки не желают прилагать усилий к достижению чего-либо.

Потенциальные возможности в осознании себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами заключаются в следующем:

- в соответствии становления осознания общим законам развития;

- высокой степени желания соответствовать «идеалу» и самосовершенствоваться, хотя часто неосознанном и реально не осуществляемом, в том числе и из-за незнания того, что и как для этого нужно сделать, из-за отсутствия социализирующих полоролевых моделей в ближайшем социальном окружении;

- они имеют идеализированные, стереотипные представления, которые требуют переведения их в осознанные и субъективно значимые;

- на уровне подсознания их характеризует причисление себя к женскому полу, самооценивание и отношение к вопросам пола у них достаточно сформированы и адекватны, их тоже нужно переводить на уровень осознания;

- многие психологические особенности осознания себя как представителя пола умственно отсталыми старшеклассницами зависят от негативных социальных факторов, что свидетельствует о принципиальной возможности их преодоления, совершенствования с помощью создания необходимых условий в социальном окружении и учебно-воспитательном процессе СКОУ.

Опираясь на стереотипы, влияние которых полностью исключить невозможно (особенно в подростковом возрасте), нужно формировать систему ценностей, помогая разбираться в жизненных эталонах (учитывая их «размытость», противоречивость и т.д.), наполняя их нравственным содержанием, ориентируя умственно отсталых девушек в сложной современной действительности и выбирая вместе с ними то, что будет развивать их самосознание в целом и способствовать лучшей социальной адаптации. Умственно отсталые девушки, не полностью осознавая окружающую действительность, себя в ней, часто не контролируют собственные проявления, могут вести себя неадекватно, безнравственно, вызывающе или быть слишком доверчивыми, в связи с чем повышается риск их социальной дезадаптации. Безусловно, на стереотип фемининности нужно опираться не полностью, обращая внимание в большей степени на традиционные ценности, учитывая и современные показатели, наполняя всё нравственным содержанием с целью наиболее успешной социальной адаптации этой категории девушек. Таким образом, опираясь на эталон женственности современного общества, остановимся на тех показателях, которые могут являться ориентирами в формировании осознания себя как представителя пола именно у умственно отсталых старшеклассниц, учитывая их особенности, возможности, социальные требования к ним. Опишем примерный «идеал» (жизненный эталон) умственно отсталой девушки, подготовленной в образовательном учреждении с помощью его использования как образца.

 

Таблица 2.

«Идеал» умственно отсталой девушки

Составляющие
традиционные современные
Личностные проявления
1.Характер. Показатели:
мягкость, уступчивость, доброта, отзывчивость, спокойствие иногда - твёрдость, решительность, сила, стойкость
2.Поведение. Показатели:
ласка, нежность, скромность, терпеливость, воспитанность, обаятельность, заботливость целеустремлённость, иногда -самостоятельность, независимость
Социальные проявления
1.Общение. Показатели:
вежливость, склонность к эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию), умение слушать собеседника, способность выражать свои чувства открыто общительность; адекватность в отношениях с противоположным полом (отсутствие излишней активности или доверчивости)

 

2.Социально значимые умения. Показатели:
хозяйственно-бытовые (гладить, стирать, шить, готовить, вязать и т.д.); умения ухаживать за собой (быть чистой, опрятной, аккуратной); умение помочь человеку, утешить его, поддержать, выслушать, дать совет; воспитательные (в плане воспитания будущего поколения) умения вербальной и невербальной самопрезентации: правильно, грамотно и красиво говорить, иметь и отстаивать своё мнение, одеваться и причёсываться со вкусом, современно
3.Социальный статус. Показатели:
«хранительница домашнего очага», заботливая и любящая мать, нежная и верная жена социальная активность (средняя), освоение какой-либо профессии (то есть определённый социальный и профессиональный статусы)
     

Таким образом, из стереотипа женственности современного общества выбраны в основном традиционные показатели, а также самые необходимые из современных. Большое внимание должно уделяться нравственности во всех аспектах и показателях. Для того чтобы умственно отсталая девушка имела большинство из указанных показателей, она должна обладать достаточно высоким уровнем осознания себя как представительницы женского пола, всех его аспектов.

В связи с этим, на основе выделенных показателей, а также с учётом специфики аспектов полового самосознания и потенциальных возможностей умственно отсталых старшеклассниц разработана психологическая программа помощи данной категории учениц в осознании ими себя как представителя пола, а также подготовлены рекомендациидля всех участников образовательного процесса в ходе работы по совершенствованию осознания себя как представителя пола умственно отсталыми девочками и девушками.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...