Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Традиционная генограмма




ФлоренсКаслоу

ГЕНОГРАММА

КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА В ДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ

В поисках знаний и понимания


МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Флоренс Каслоу

ГЕНОГРАММА КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА В ДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ

В поисках знаний и понимания

Учебное пособие

Рекомендовано Редакционно-издательским советом

Российской академии образования к использованию

в качестве учебно-методического пособия


УДК 159.9.07

ББК 53.57 Ц26

Главный редактор

Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора

С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

А. Г. Асмолов А. И. Донцов Н. Д. Никандров

В. А. Болотов И. В. Дубровина В. А. Поляков

В. П. Борисенков М. И. Кондаков В. В. Рубцов

А. А. Деркач В. Г. Костомаров Э. В. Сайко

Н. Н. Малофеев

Ц 26 Флоренс Каслоу

Генограмма как проективная техника в диагностике и психо-терпии: учебное пособие/пер. с англ. и ред. Н. А. Цветковой. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. -160 с. I8ВN 5-9770-0030-8

В книге рассмотрены многие проблемы психологии семьи и семей­ной психотерапии. Подробно описан авторский метод использования генограммы как проективной техники в диагностике и терапии пар и отдельных индивидуумов. Метод расширяет возможности терапевта в оказании помощи тем клиентам, кто стремится найти свои корни, почувствовать связь поколений и понять, что именно предыдущие поколения привнесли в их актуальные взаимоотношения и что они сами передадут своим детям, осознать свои чувства к родственникам и наследникам, и, наконец, самое главное: метод позволяет терапевтам лучше понять самих себя как личностей и профессионалов. В книге также подробно описана авторская диаклектическая модель стадий бракоразводного процесса. Приводятся результаты международного исследования, посвященного долгосрочным бракам.

I8ВN 5-9770-0030-8

© Московский психолого-социальный институт, 2006

© Цветкова Н. А. © Оформление — ООО «Полиграф Центр», 2006


ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Как психологи, психотерапевты и социальные работники, мы постоянно заботимся о том, чтобы обеспечивать лучшее пси­хологическое состояние людей, повышать их удовлетворенность жизнью и развивать их способности эффективно справляться с различными жизненными проблемами. Кроме того, мы посто­янно ищем новые знания, новые перспективы, новые озарения, новые пути рассмотрения уже известных явлений, новые способы «обживания» и расширения нашей собственной вселенной и все­ленных наших последователей, студентов, аспирантов, клиентов, пациентов и членов наших семей.

Для меня большая честь знать, что мои работы выходят в свет на русском языке и поэтому станут доступными более широкой аудитории. У меня не было возможности общаться с российской аудиторией с 1991 года. Тогда Хана Вайнер пригласила меня про­вести несколько семинаров для Московского института семьи на тему «Развод: динамика, процесс, терапевтическое вмешательс­тво и посредничество». Во время своего визита в Москву я была поражена уровнем заинтересованности российской аудитории, ее интеллектуальным потенциалом и проницательностью. С тех пор в России произошло много перемен. В психологии и смежных с ней областях наблюдается мощный прогресс как в России, так и в Соединенных Штатах Америки.

Книга «Генограмма как проективная техника в диагностике и психотерапии» была выбрана доктором Натальей Цветковой для перевода и публикации на русском языке, поскольку, с ее точки зрения, именно эта книга будет наиболее полезна российским чи­тателям в их стремлении иметь как можно больше информации о семьях своего происхождения для того, чтобы найти свои корни, почувствовать связь поколений и понять, что именно предыдущие


поколения привнесли в их собственные взаимоотношения и что они сами передадут своим детям, осознать свои чувства к родс­твенникам и наследникам и, наконец, самое главное — лучше по­нять самих себя как личностей и профессионалов.

Генограмма - это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том, какие связи проходят от прошлого к настоящему и будущему. Вопросы, задаваемые специалистом при составлении генограммы, могут вы­звать в клиенте новые чувства, сформировать новый взгляд на его нынешние и прошлые взаимоотношения, семейные схемы и пат­терны, получить новые данные о его психическом и физическом здоровье.

Использование генограммы как проективной техники позво­ляет не только достичь нового понимания, но и осознать, к чему из прошлого хотелось бы вернуться, возможно, пережить по-новому, и, конечно, понять, что именно хотелось бы сделать, какие пере­мены совершить в будущем, поскольку осознание делает человека более активным в «обустройстве» своего жизненного пространс­тва, содержания и значимости его взаимоотношений.

Я надеюсь, что вам эта книга понравится, что вы сочтете ее интересной, полезной и вдохновляющей, что принятие и приме­нение этого подхода в диагностике и психотерапии обогатит вашу практику.

Доктор Флоренс Каслоу,

Палм Бич Гарденс, Флорида, США

май 2006 года


Часть I

ПРОЕКТИВНАЯ ГЕНОГРАММА1

1 Права на публикацию книги Флоренс Каслоу «PROJECTIVE GENOGRAMMING» предостав­лены издательством «Professional Resource Press» в лице президента издательства доктора Ло-уренса Ритта (Lawrence Ritt, Ph.D.)


Введение. ТРАДИЦИОННАЯ ГЕНОГРАММА

Построение генограммы — это метод, который имеет важ­ное значение и часто применяется в области семейной терапии. Его многочисленные преимущества способствуют его живучести и способности преодолевать время (на отрезке в несколько де­сятилетий) и пространство (поскольку генограмма популярна во многих странах мира). Универсальность придает методу построе­ния генограммы все большее значение в нашу эпоху повышенного интереса к индивидуальным и семейным различиям в контексте мультирасового, мультиэтнического и мультикультурного плюра­лизма. У каждого из нас есть семья, из которой мы происходим, и, возможно, семья, которую мы создаем. Символы для обозначения членов семьи разных поколений могут быть либо общепринятыми и знакомыми большинству семейных клиницистов (McGoldrick, М., & Gerson, R. 1985), либо оригинальными, придуманными дан­ным терапевтом и его пациентом. В любом случае человек, состав­ляющий генограмму, может выбрать размещение и конфигурацию — этот метод не имеет ни языковых, ни культурных, ни тендерных ограничений. Это одна из его наиболее притягательных черт.

М. Боуэн, один из семейных терапевтов первого поколения (для исторической справки по данному вопросу смотри работы Guerin, P. J., 1976; Kaslow, F. W, 1982, 1987), всегда подчеркивал особое значение семьи происхождения (Bowen, M., 1978) и важ­ность воссоединения с ней для того, чтобы ускорить решение про­блем, которые не были решены в прошлом. М. Боуэн разработал метод построения генограммы, с помощью которой пациенты мо­гут отобразить людей, составляющих историческое прошлое и на­стоящее своей семьи (Carter, E., & McGoldrick, M., 1980). Обычная


инструкция терапевта пациенту, который собирается составить генограмму, то есть нарисовать свое «семейное дерево», состоит в следующем: «Начните с самого далекого прошлого, о котором вы помните и знаете». Большинство пациентов начинают со своих прапрадедов или прадедов, и семейное дерево опускается сверху страницы вниз, от прародителей к младшим детям клана. Хроно­логическая генограмма показывает, как в данной семье люди свя­заны друг с другом, и содержит такую информацию, как даты рож­дения, бракосочетаний, разводов и смерти.

Чтобы составить максимально полную генограмму, терапевт может рекомендовать пациенту отправиться с визитом к тем чле­нам семьи происхождения, кто еще жив и может восполнить не­достающую информацию о семейных корнях (Kerr, М., & Bowen, М., 1988). Терапевт дает человеку, который занимается такого рода расследованием, инструкции относительно того, какие вопросы целесообразнее задать, как лучше взаимодействовать с членами семьи.

Занимаясь таким расследованием, можно раскопать давно по­хороненные семейные тайны. Например, обнаружить одного или нескольких родственников, о которых в семье долгое время никто не упоминал. Этот процесс может быть ускорен просмотром се­мейных фотографий вместе с одним из родственников (Kaslow, F. W., & Friedman, J., 1977; Weiser, J., 1993). Ключ к разгадке может найтись, когда, начиная делиться воспоминаниями, «исследова­тель» вдруг спрашивает: «А что случилось с...?»

С проекционной генограммой согласуется положение те­ории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) про­цессе трансмиссии». Часто человек, строящий генограмму, обнаруживает то, что передается «от одного поколения семьи


к другому» (Friedman, E. H., 1985) открыто или незаметно, на физиологическом и/или психологическом уровне и что М. Бо-уэн назвал «межгенерационным процессом трансмиссии». Что­бы собрать данные о физическом и эмоциональном наследии семьи человека, составляющего генограмму, можно попросить пациента отметить на генограмме, кто из членов семьи страдал от повышенной тревожности или от депрессии, у кого из родс­твенников были проблемы с сердцем или раковые заболевания, кто имел проблему алкоголизма и так далее. Такая информация может выявить, например, скрытую причину наличия у паци­ента специфического страха, такого как: «Я не проживу долго. У меня обязательно случится сердечный приступ в ближайшие несколько лет». Часто такой страх обусловлен тем, что у отца этого человека и его дядей со стороны отца в возрасте после сорока лет случался коронаротромбоз. Психотерапевтическая помощь в данном случае может быть направлена на устране­ние у пациента чувств фатализма и беспомощности, возникших у него потому, что «именно это случается со всеми мужчинами в моей семье».

Другому пациенту генограмма может помочь осознать семей­ную склонность строить отношения по схеме треугольника. Такая информация может стать поводом для разговора о том, как уст­ранить треугольник (Bowen, M., 1978), и может, в конечном сче­те, помочь человеку, составившему генограмму, построить более плодотворную и удовлетворяющую его систему межличностных отношений.

Рассмотрим конкретные случаи, из которых видны клиничес­кие преимущества построения генограммы и для пациента, и для психотерапевта. Имена и характерные признаки персонажей во


всех примерах были изменены, чтобы избежать вторжения в част­ную жизнь и нарушения конфиденциальности.

Случай № 1

Джерри с раннего детства знал о своих замечательных бабушке и дедушке со стороны отца, которые жили на юге Швеции, и о ба­бушке-датчанке со стороны матери, которая приехала в Соединен­ные Штаты с его родителями еще до того, как он появился на свет. Когда он достаточно подрос, чтобы поинтересоваться своим вто­рым дедом, то получил очень расплывчатые ответы и постепенно понял, что никто в семье не хочет говорить об этом дедушке. Заве­са молчания только усилила его любопытство.

Хотя это не было основной причиной того, что Джерри обра­тился к психотерапевту, именно эта тема периодически всплыва­ла в процессе терапии. Когда, будучи ребенком, он капризничал, а в подростковом возрасте демонстрировал вспыльчивость и не­покорность, его наказывали и при этом иногда говорили, что он ведет себя как дед и что это вызывает беспокойство, потому что не доведет его до добра. Джерри все больше чувствовал, что он должен раскрыть эту тайну, что, узнав о дедушке, он найдет ключ к самому себе.

Ему было около 25 лет, когда его психотерапевт посоветовал ему поехать в Скандинавию, побывать в доме своих предков и по­пытаться заполнить недостающие звенья в своем семейном дере­ве. К счастью, некоторые из дальних родственников Джерри еще жили в Швеции и Дании и ему удалось разыскать их. Он провел некоторое время в семье престарелого брата своего деда по мате­ринской линии, его жены и их взрослых детей. Они достали фо-


тографии и рассказали о том, как их семья в давние времена жила в Копенгагене. Все обратили внимание на то, что Джерри удиви­тельно похож на своего деда; и он тоже увидел, каким поразитель­ным было их сходство. Он понял, как сильно должен напоминать всем о деде, и поинтересовался, каким тот был и почему не уехал в Америку вместе со своей женой и дочерью. Первым ответом была неловкая тишина. Наконец двоюродный дед Джерри сказал, что его брат был «очаровательным дьяволом», который оказался вов­лечен в сомнительные связи, как деловые, так и личные, с другими женщинами. Он настолько оскорбил свою жену, что она решила оставить его и уехать как можно дальше, поэтому и отправилась в Соединенные Штаты. Развод был неприемлем, уехать из города он отказался, поэтому его жена приняла мужественное решение и начала жизнь заново.

Джерри понял, почему его бабушка больше не вышла замуж. Его «как молнией пронзило» понимание того, почему его родите­ли и бабушка так «возбуждались», когда он капризничал, говорил неправду или когда кто-то называл его «очаровательным». Их ужа­сало то, что в его жизни с ним произойдет точно то же, что было в жизни его дедушки Мангуса.

Джерри поблагодарил своих родственников за откровенность и за рассказ. Он попросил их помочь ему составить семейную ге-нограмму и предложил, чтобы они вписали в нее все, что им из­вестно об их родственниках в Дании, а он отобразил бы американ­скую ветвь семьи. Эта идея привела их в восторг. Их обрадовало и то, что Джерри пообещал им по приезде домой переделать геног-рамму, дополнив ее теми сведениями, которыми располагают его родители, и прислать им копию этой новой, полученной в резуль­тате совместных усилий, генограммы.


Следующие два дня они составляли генограмму и по мере того, как заполнялась семейная карта, рассказывали истории о членах своей семьи и об отношениях между ними.

В Америку Джерри вернулся с гораздо более ясным и сильным ощущением своих корней, своего наследия и самобытности. Его взаимодействие с родителями наполнилось новым чувством ува­жения к ним, вызванным пониманием их самоотверженности пе­ред лицом тех трудностей, с которыми им пришлось преодолеть, привыкая к иной культуре. Это новое взаимодействие было щед­рым вознаграждением Джерри за его путешествие в историческое прошлое семьи и посещение родины предков — Швеции и Дании.

Этот случай показывает, как клиенты могут, пользуясь сове­тами психотерапевта, совершить путешествие и открыть для себя свою семейную историю, больше узнать о том, какими были их прародители и каковы они сами (Bowen, M., 1978). Задавая воп­росы, получая новую информацию о конкретных членах семьи и об отношениях в семье, а затем помещая себя во внутрисемей­ный контекст, человек получает возможность установить и понять связи, определяющие поведение многих поколений его предков. Это позволяет человеку через осознание разрешить имеющую ак­туальное значение «незавершенную в прошлом» проблему.

Чтобы показать, какое чрезвычайно важное значение может иметь для психотерапии использование традиционной генограм-мы по Боуэну, приведем еще один случай.

Случай № 2

Джуди и ее второй муж Джим обратились за помощью к пси­хотерапевту, поскольку их недолгий брак столкнулся с массой про-


блем. Во время сеансов Джуди демонстрировала чрезвычайную чувствительность относительно признания того факта, что Джим не является биологическим отцом ее двоих детей — полуторагодо­валой дочери Кристы и трехлетнего сына Билли. Джуди хотела, чтобы дети носили фамилию Джима, чтобы их фамилия была той же, что у нее и у мужа.

Ее первый муж ушел из семьи внезапно, когда Кристе было 6 месяцев. Развод был мучительным. Экс-муж и биологический отец детей за весь прошедший после ухода из семьи год появился всего один раз. Никакой материальной помощи детям он не ока­зывал.

Когда Джуди попросила его быть более внимательным к детям, он усмехнулся и сказал: «Ты меня не заставишь!» Джуди хотела вы­черкнуть его из своей памяти и жить так, как будто его никогда не было.

Джим сильно привязался к детям Джуди и хотел быть им хо­рошим отчимом. Он, тем не менее, не хотел играть в игру «давайте сделаем вид». У него были дети от первого брака, и он знал, что никогда не захочет отказаться от своего отцовства. Он был уверен, что дети должны знать своего биологического отца. Эта позиция Джима приводила Джуди в ярость. Она интерпретировала ее как безразличие. Джуди считала, что, женившись на ней, Джим свя­зал свою жизнь и с ней, и с детьми, как в «комплексной сделке», а теперь отказывается от выполнения самой значимой, ключевой части этой сделки (Kaslow, F. W, 1993d).

В процессе психотерапии Джуди было тактично показано, что ее реакция является чрезмерной и не соответствует реальному положению дел. Джим по своей природе был безумно любящим отцом и согласился усыновить детей Джуди после того, как будут


предприняты попытки найти ее исчезнувшего первого мужа, а ес­ли это не удастся, то в течение ближайших трех лет. Джуди разо­злила эта, по ее словам, «глупая задержка». Однако она приняла эти условия, и на протяжении года они с Джимом занимались ак­тивными поисками господина Икс, бывшего мужа Джуди. Он ис­парился, как когда-то испарились его алименты.

Когда тщательно спланированные и достаточно долгие поис­ки, о которых не знал никто, кроме адвоката и психотерапевта, не принесли результата, Джим согласился усыновить детей, дать им свою фамилию и пообещал никогда не рассказывать им об их биологическом отце. Джуди была вне себя от радости, в семье все наладилось. Она прекратила курс психотерапии, поскольку и так все было хорошо, и обиделась на терапевта, когда он предполо­жил, что в будущем могут возникнуть проблемы, связанные с та­ким ее решением, и указал на необходимость того, чтобы дети зна­ли правду о второй половине их биологического наследства.

Несколько лет спустя Джуди и Джим вновь пришли к психо­терапевту. Джим рассказал, что временами ему приходилось испы­тывать неловкость из-за того, что его друзья обращали внимание на то, что ни один из детей не похож на него. Он всегда испытывал смутное беспокойство, что дети каким-то образом узнают правду, но перестал говорить об этих своих тревогах Джуди, потому что у нее они сначала тоже вызывали беспокойство, а потом она стала отвергать их как «параноидальные».

И вот через несколько лет после усыновления вся семья -Джим, Джуди и двое детей — отправились на встречу многочислен­ного семейного клана Джуди. Кузина, которую Джуди не видела много лет, в присутствии ее сына Билли спросила, видятся ли еще дети с их первым отцом. Джуди разволновалась и пробормотала


в ответ: «Я не понимаю, о чем ты говоришь». Билли, которому уже было 11 лет, почувствовал смущение матери. Он решил подождать и спросить по дороге домой, что означал вопрос кузины. Он так и сделал, а когда Джуди попыталась уйти от ответа, Джим подал ей знак, и они молча решили, что наступила пора рассказать правду.

«Мы должны рассказать вам одну историю», — начал Джим. Он старался объяснить как можно лучше, подбирая слова, понят­ные детям. Джуди, видя, что завеса тайны сброшена, тоже начала говорить. Оба говорили о том, как сильно они любят детей, объяс­няли, что не знают, почему господин Икс исчез и что они доста­точно усердно и настойчиво пытались разыскать его.

Поскольку дети, особенно Билли, были расстроены, услышав это признание, семья вновь обратилась за помощью к психоте­рапевту, чтобы быть уверенными, что проблема будет решена на­илучшим образом. Джим испытал облегчение от того, что секрета не стало.

Чтобы дети смогли увидеть разнообразные связи, существу­ющие между ними и каждым из отцов, и получить представление об их другом (биологическом и психологическом) отце, была со­ставлена генограмма этой семьи (Goldstein, J., Freud, A., & Solnit, A. J., 1973). Детям понравилось работать с рисунком, изображаю­щим семейные связи, и они захотели оставить генограмму у себя, чтобы она им помогала и дальше. А еще они попросили показать фотографию их «другого папы».

Билли настаивал на том, чтобы ему объяснили, почему его мама и приемный отец солгали ему, логично заметив: «Вы же на­казываете нас, когда мы говорим неправду». Терапевт подсказал Джуди, как лучше объяснить ее стремление защитить детей и со­здать действительно счастливый и крепкий дом и семью. Когда


Билли, бойкий и смышленый мальчик, стал настаивать, что «маму нужно наказать за обман», а его младшая сестренка присоедини­лась к тому, что «родители должны подчиняться тем же правилам, что и дети», Джуди и Джим поняли, что будет мудро согласиться с этим. Был придуман ритуал подходящего «наказания» и проще­ния, в создании которого принимали участие все присутствую­щие (Imber-Black, E., Roberts, J., & Whiting, R., 1988). Он был приведен в исполнение на следующем терапевтическом сеансе, и дети остались довольны тем, что их мнение услышали, признали и претворили в жизнь. Все стали ближе друг другу, и родители го­ворили, что они испытали огромное облегчение. Курс был вскоре завершен по обоюдному согласию.

Далее в книге будет описан метод, разработанный мною и на­званный методом «проективной генограммы». Будут даны инс­трукции по составлению такой генограммы и указано, какие ре­зультаты дает ее применение. Будут приведены примеры из моей клинической практики и раскрыты возможности применения проективной генограммы в сфере консультирования семейного бизнеса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...