Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ соотношения «Издержки – Объем - Прибыль»




Для успешного развития экономики любого предприятия необходимо изучать соотношение объема производства (реализации продукции) с издержками и прибылью (СИОП).

В процессе анализа решаются следующие основные задачи: рассчитывается объем реализации, при котором обеспечивается полное покрытие затрат предприятия, т.е. уровень безубыточности.

Основные этапы анализа:

1. Сбор, подготовка и обработка исходной информации в соответствии с условиями анализа СИОП;

2. Расчет условно-постоянных и условно-переменных издержек, уровня безубыточности и зоны безопасности;

3. Аналитическое обоснование объема реализации, необходимого для обеспечения планируемой суммы прибыли.

Изучение соотношения осуществляется в определенном значимом диапазоне деловой активности, т.е. в реально присущем данному предприятию минимальном и максимальном объеме производства, в пределах которого будет изучаться его соотношение с издержками и прибылью.

Общие издержки по степени зависимости от объема продукции (произведенной, реализованной) подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

Переменные издержки характеризуют расходы, связанные с ростом объема продукции. К ним относят: прямые материальные затраты (сырье, материалы, топливо и т.д.), прямые трудовые затраты.

Постоянные не зависят от объема производства. К ним относят: амортизация ОС, аренда, оплата труда управленческого и вспомогательного персонала и др. Постоянные расходы в себестоимости единицы продукции в зависимости от объема продукции изменяются: с ростом объема продукции – снижаются, а с его сокращением – возрастают.

Себестоимость продукции можно описать следующей формулой:

У=a+bx,

Где У – полная себестоимость продукции; а – постоянные затраты; b – переменные затраты на единицу продукции; x – объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Уровень безубыточности (порог рентабельности) –объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет доходов.

Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости.

При алгебраическом способе расчета исходят из того, что выручка от реализации критического объема реализации продукции (В) равна полной ее себестоимости.

В = У

ц*x = a+bx

ц*x – bx =a

x(ц-b)= a

x = a/(ц-b),

где ц-b – предельная прибыль или маржинальный доход на единицу изделия.

На уровень этого показателя (x) оказывают влияние изменение факторов первого порядка:

1. Цены единицы продукции (обратная зависимость);

2. Уровня переменных издержек в единице реализованной продукции(прямая зависимость);

3. Постоянных издержек (прямая зависимость).

При расчете необходимого объема реализации в натуральных единицах (x1) исходят из того, что выручка должна не только покрывать затраты, но и обеспечить предприятию прибыль, т.е.

В= У + П,

где П – сумма необходимой прибыли

ц*x1 = У+П

ц*x1 = a+bx+П

ц*x1 – bx1 =a+П

x1(ц-b)= a+П

x1 = (a+П) / (ц-b),

где a+П общая сумма маржинального (предельного дохода);ц-b –маржинальный доход на единицу продукции.

 

 

 

 

Задачи для закрепления пройденного материала

Задача №1

На основании данных таблицы 1 произвести анализ состава, выполнения плана и динамики прибыли отчетного года.

Таблица 1 – Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год

Показатели прибыли отчетного года Предыдущий год Отчетный год Отклонение Темп роста, %
Сумма млн. руб. Структура, % План млн. руб. Фактически Вып. плана, % от плана от пред. года
Сумма млн. руб. Структура, %
                   
1.Прибыль отчетного года                  
1.1Прибыль от реализации продукции                  
1.2 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов     -            
1.3 Прибыль от внереализационных доходов и расходов     -            

 

Задача №2

На основании данных таблицы 2 произвести анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (в млн. руб.)

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатели По плану По плану на фактический объем реализации Фактически
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)      
2. Производственная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг)      
3. Расходы на реализацию      
4. Полная себестоимость реализованной продукции      
5. Результат от реализации      

Задача №3

На основании данных таблицы 3 рассчитать налогооблагаемую прибыль и влияние факторов первого порядка на изменение этого показателя по сравнению с планом (в млн. руб.).

Таблица 3 - Исходные данные для анализа налогооблагаемой прибыли

  Показатели   План   Факт   Отклонение от плана Влияние отклонения на налогооблагаемую прибыль
Балансовая прибыль 74 960 80 163    
Прибыль от мероприятий, облагаемых налогом на доходы        
Налог на недвижимость        
Расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль        
Ставка налога на доходы, %        
Налог на доходы   97,5    

Задача №4

На основании данных таблицы 4 рассмотреть факторы, вызвавшие изменение суммы фонда потребления.

Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа фонда потребления

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
Чистая прибыль      
Фонд потребления   554,4  
Удельный вес фонда потребления в сумме чистой прибыли, %      

Как рост суммы прибыли повлиял на рост фонда потребления?

 

Задача №5

Рассчитать сумму чистой прибыли, а затем ее изменение по сравнению с прошлым годом – общее и в том числе за счет изменения балансовой прибыли и изменения доли чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основании данных таблицы 5.

Таблица 5 – Исходные данные для анализа чистой прибыли, млн. руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
Балансовая прибыль      
Налог на недвижимость      
Налог на прибыль      
Налог на доходы - -  
Местные налоги за счет прибыли      
Чистая прибыль      
Удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли, %      

Задача №6

Проанализировать уровень рентабельности производственной деятельности путем факторного анализа (метод цепных подстановок) на основании данных таблицы 6.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности производственной деятельности

Вид изделия Базисный период, руб. Отчетный период, руб.
VРП УД Ц Зе VРП УД Ц Зе
Изделие А   0,3       0,32    
Изделие В   0,4       0.35    

Задача №7

Произвести анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции методом цепных подстановок на основании данных таблицы 6.

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности единицы продукции

Вид изделий Цена производителя (без налогов), млн. руб. Полная себестоимость единицы продукции, млн. руб
план факт план факт
Изделие А        
Изделие В        

 

Задача №8

На основании следующих данных, рассчитать уровень безубыточности производства:

Постоянные издержки – 150 тыс. руб.

Переменные издержки на единицу продукции – 3 тыс. руб.

Цена единицы реализованной продукции – 8 тыс. руб.

Объем производства: минимальный – 10 тыс. единиц; максимальный – 70 тыс. единиц.

Каким должен быть объем реализации, чтобы предприятие получило прибыль в размере 150 тыс. руб.

Изобразить графически, отразив точку окупаемости (безубыточности), зону убытков и зону прибыли.

Сделать вывод.

 

Решение задач

Задача №1

На основании данных таблицы 1 произвести анализ состава, выполнения плана и динамики прибыли отчетного года.

Таблица 1 – Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год

Показатели прибыли отчетного года Предыдущий год Отчетный год Отклонение Темп роста, %     4/1*100
Сумма млн. руб. Структура, % План млн. руб. Фактически Вып. плана, % 4/3*100 от плана   4-3 от пред. года 4-1
Сумма млн. руб. Структура, %
                   
1.Прибыль отчетного года           109,72 +20192 +21547 110,44
1.1Прибыль от реализации продукции   95,67       104,24 +8800 +190097 109,67
1.2 Прибыль (убыток) от операционных доходов и расходов   2,22 -   2,34 - +5330 +750 116,38
1.3 Прибыль от внереализационных доходов и расходов   2,11 -   2,66 - +6062 +1700 138,97

Как видно из таблицы, план по балансовой прибыли перевыполнен на 9,72 %. Темп ее прироста к прошлому году составляет 10,44 %. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации продукции (95 %), удельный вес внереализационных финансовых результатов составляет всего 2,66 %. В отчетном периоде значительно увеличилась прибыль от внереализациооной деятельности (на 38,97%).

 

Задача №2

На основании данных таблицы 2 произвести анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг) (в млн. руб.)

Таблица 2 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатели По плану По плану на фактический объем реализации Фактически
1. Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) 980 020 1 020 844 1 021 394
2. Производственная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) 652 889 680 086 680 419
3. Расходы на реализацию 119 376 124 349 124 420
4. Полная себестоимость реализованной продукции (стр. 2+стр. 3) 772 265 804 435 804 839
5. Прибыль (убыток) от реализации (стр. 1 –стр. 4) 207 755 216 409 216 555

Решение

Анализ влияния факторов произведем следующим образом:

1. Чтобы найти влияние объема реализации продукции необходимо сумму плановой прибыли умножить на процент перевыполнения или недовыполнения плана по реализации продукции, оцененной по себестоимости.

где соответственно плановая себестоимость фактического и планового объема реализации продукции; - коэффициент выполнения плана по объему реализованной продукции.

Произведем расчет:

 

2. Влияние структурного фактора рассчитывают сальдовым методом: сначала находят разницу между прибылью по плану, пересчитанному на фактический объем реализации, и прибылью по плану, а затем из полученного результата вычитают изменение прибыли за счет изменения объема реализации продукции.

где - прибыль по плану, пересчитанная на фактически реализованную продукцию, - плпновая прибыль от реализации продукции; - изменение прибыли от реализации продукции за счет изменения объема реализации продукции

Произведем расчет:

= + 343,8 (млн. руб.)

3. Влияние себестоимости находят вычитанием из фактической себестоимости реализованной продукции, себестоимости продукции по плану, пересчитанному на фактический объем реализации, и, учитывая обратную зависимость прибыли и себестоимости, у результата меняют знак на противоположный.

где - фактическая полная себестоимость реализованной продукции; – плановая полная себестоимость фактического объема реализации

4. Влияние цен – это разница между фактической выручкой от реализации и выручкой по плану, пересчитанному на фактический объем реализации продукции.

= + 550 млн. руб.

где – фактическая и плановая на фактический объем реализации выручка от реализации без вычета налогов.

Таким образом, прибыль от реализации продукции в отчетном периоде увеличилась на 8800 млн. руб. Положительное влияние на ее увеличение оказали влияние следующие факторы: объем реализованной продукции на 8 310,2 млн. руб.; структура реализованной продукции на 343,8 млн. руб.; уровень средних цен на 550 млн. руб.. Отрицательное влияние оказало увеличение себестоимости продукции, за счет изменения которой прибыль предприятии уменьшилась на 404 млн. руб..

 

 

Задача №3

На основании данных таблицы 3 рассчитать налогооблагаемую прибыль и влияние факторов первого порядка на изменение этого показателя по сравнению с планом (в млн. руб.).

Таблица 3 - Исходные данные для анализа налогооблагаемой прибыли

  Показатели   План   Факт   Отклонение от плана Влияние отклонения на налогооблагаемую прибыль
Балансовая прибыль 74 960 80 163 +5 203 +5 203
Прибыль от мероприятий, облагаемых налогом на доходы       -170   +170
Налог на недвижимость     +119 -119
Расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль     +60 - 60
Налогооблагаемая прибыль     +5194 -
Налог на прибыль 17320,8 18567,36 +1246,56 -

Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из общей прибыли вычесть сумму, облагаемую по ставкам налога на доход, налог на недвижимость, а также затраты и расходы, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль.

Влияние факторов первого порядка рассчитывается путем сравнения фактических данных с данных с планом с учетом обратной зависимости между налогооблагаемой прибылью и этими факторами.

Данные таблицы 3 показывают, что фактическая сумма налогооблагаемой прибыли выше плановой на 5 194 млн. руб. На изменение ее суммы повлияли следующие факторы: изменение балансовой прибыли + 5203 млн. руб.; изменение прибыли от мероприятий, облагаемых налогом на доходы + 170 млн. руб.; изменение налога на недвижимость – 119 млн. руб.,; изменение льготируемых сумм по налогу на прибыль – 60 млн. руб.

 

Задача №4

На основании данных таблицы 4 рассмотреть факторы, вызвавшие изменение суммы фонда потребления.

Таблица 4 – Исходные данные для факторного анализа фонда потребления, млн. руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
Чистая прибыль     +40
Фонд потребления   554,4 +42,4
Удельный вес фонда потребления в сумме чистой прибыли, % 0,4 0,42   +0,02

Как рост суммы чистой прибыли повлиял на рост фонда потребления?

Решение

Сумма отчислений прибыли в фонды предприятия равняется их произведению: Фi = Пч х Кi..

Для расчета их влияния можно использовать способ абсолютных разниц по формулам:

Произведем расчеты:

Таким образом, фонд потребления в отчетном периоде увеличился на 42,4 млн. руб., в том числе за счет изменения чистой прибыли на 16 млн. руб., удельного веса фонда потребления в сумме чистой прибыли на 26,4 млн. руб.

Задача №5

Рассчитать сумму чистой прибыли, а затем ее изменение по сравнению с прошлым годом – общее и в том числе за счет изменения балансовой прибыли и изменения доли чистой прибыли в сумме балансовой прибыли на основании данных таблицы 5.

Таблица 5 – Исходные данные для анализа чистой прибыли, млн. руб.

Показатели Предыдущий год Отчетный год Изменение
Балансовая прибыль     +60
Налог на недвижимость     -10
Налог на прибыль     +10
Налог на доходы - -  
Местные налоги за счет прибыли     +3
Чистая прибыль     +57
Удельный вес чистой прибыли в сумме балансовой прибыли 0,593 0,609 + 0,016

Решение

Факторами первого порядка, влияющими на изменение чистой прибыли (Пч) являются изменение балансовой прибыли (БП) и удельного веса чистой прибыли в сумме балансовой прибыли (УДпч).

Расчет факторов способом абсолютных разниц производится по формулам:

Произведем расчеты:

Таким образом, чистая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 57 млн. руб., на ее рост оказало влияние увеличение суммы балансовой прибыли + 35,58 млн. руб.,

увеличение удельного веса чистой прибыли в сумме балансовой прибыли +20,96 млн. руб.

 

Задача №6

Проанализировать уровень рентабельности производственной деятельности путем факторного анализа (метод цепных подстановок) на основании данных таблицы 6.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности производственной деятельности

Вид изделия Базисный период, руб. Отчетный период, руб.
VРП УД Ц Зе VРП УД Ц Зе
Изделие А   0,3       0,32    
Изделие В   0,4       0,35    

Решение

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого показателя имеет вид:

Анализ производят методом цепных подстановок

Произведем расчеты:

239,01%

238,97%

238,26%

245,51%

245,57%

= 238,97-239,01= - 0,04%

= 238,26 - 238,97= -0,71%

= 245, 51- 238,26 = +7,25%

= 245,57-245, 51 = +0,06 %

Таким образом, рентабельность производственной деятельности в отчетном периоде увеличилась на 6,76%, в том числе за счет: изменения объема реализованной продукции на -0,04%, изменения структуры реализованной продукции на -0,71%, изменения уровня средних цен на +7,25%, изменения затрат на единицу продукции на +0,06%.

 

Задача №7

Произвести анализ факторов изменения уровня рентабельности единицы продукции методом цепных подстановок на основании данных таблицы 6.

Таблица 7 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности единицы продукции

Вид изделий Цена производителя (без налогов), млн. руб. Полная себестоимость единицы продукции, млн. руб
план факт план факт
Изделие А        
Изделие В        

Решение

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции

Расчет влияния факторов произведем методом цепных подстановок


= 0,39 - 0,15 = +0,24

= 0,15 – 0,39 = -0,24

Таким образом, рентабельность изделия А в отчетном периоде осталась на прежнем уровне, на такое положение оказало влияние изменение цены реализации на +0,24 и изменение затрат на единицу продукции на – 0,24.

Аналогично ведут расчеты по изделию В.

 

Задача №8

На основании следующих данных, рассчитать уровень безубыточности производства:

Постоянные издержки – 150 тыс. руб.

Переменные издержки на единицу продукции – 3 тыс. руб.

Цена единицы реализованной продукции – 8 тыс. руб.

Объем производства: минимальный – 10 тыс. единиц; максимальный – 70 тыс. единиц.

Каким должен быть объем реализации, чтобы предприятие получило прибыль в размере 150 тыс. руб.

Изобразить графически, отразив точку окупаемости (безубыточности), зону убытков и зону прибыли.

Сделать вывод.

Решение

Себестоимость продукции можно описать следующей формулой:

У=a+bx,

где У – полная себестоимость продукции; а – постоянные затраты; b – переменные затраты на единицу продукции; x – объем произведенной продукции в натуральном выражении.

Уровень безубыточности (порог рентабельности) –объем реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости, т.е. уже нет убытков, но еще нет доходов.

Известны графический и алгебраический методы расчета уровня окупаемости.

При алгебраическом способе расчета исходят из того, что выручка от реализации критического объема реализации продукции (В) равна полной ее себестоимости.

В = У

ц*x = a+bx

x = a/(ц-b),

где ц-b предельная прибыль или маржинальный доход на единицу изделия.

Произведем расчет критического объема реализации продукции

x = 150 /(8-3) = 30 (тыс. ед.)

При расчете необходимого объема реализации в натуральных единицах (x1) исходят из того, что выручка должна не только покрывать затраты, но и обеспечить предприятию прибыль, т.е.

В= У + П,

где П – сумма необходимой прибыли

x1 = (a+П) / (ц-b),

где a+П общая сумма маржинального (предельного дохода);ц-b –маржинальный доход на единицу продукции.

Произведем расчет объема реализации продукции, при котором предприятие будет получать прибыль в размере 150 тыс. руб.

x1 = (150 +150) / (8-3) = 60 (тыс. ед.)

Таким образом, для того, чтобы получить прибыль в размере 150 тыс. руб., предприятию необходимо реализовать 60 тыс. изделий.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...