Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация: сущность, основные теории и классификации




Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте

    Мотивация: сущность, основные теории и классификации

    Мотивация учебной деятельности

    Особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте

Глава II. Экспериментальное изучение особенностей мотивации учебной деятельности подростков

Организация экспериментального исследования

Обработка и интерпретация результатов исследования

Рекомендации для педагогов

Заключение

Список литературы

 

a. 

Введение

 

В современном, постоянно меняющемся, динамичном мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность обучающегося, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс, сохранение и развитие жизни на Земле и в космосе. Именно личность и индивидуальность человека с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются, по сути, показателями качества образования.

Исследованием учебной деятельности в целом и ее мотивацией в частности занимались ведущие отечественные психологи и педагоги: А. С. Макаренко, Д.Б. Эльконин, А.К. Маркова, В.Г. Асеев, И.А. Зимняя, В.Г. Степанов, И.В. Дубровина, Н.Ф. Талызина, А.А. Люблинская, И.С. Кон, Ю.К. Бабанский, В.А. Крутецкий, Т.А. Матис, М.И. Божович, М.В. Матюхина, А.К. Маркова, Н.Ф. Талызина, Е.П. Ильин, С.Л. Рубинштейн, А.Б. Орлов и многие другие.

Учебная мотивация - динамическое явление; она изменяется в течение жизни человека и имеет в каждом возрасте свою специфику. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Эти вопросы волнуют многих педагогов. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребенка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

Знание мотивов помогает прогнозировать поведение и стимулировать нужную деятельность, а также помогает избежать ненужных ошибок.

Актуальность данной работы обусловлена тем, что несмотря на обилие научных трудов по изучению и повышению мотивации учебной деятельности школьников, учителя по-прежнему часто сталкиваются с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению, и что особенно остро эта проблема наблюдается у школьников подросткового возраста, что заставляет вновь и вновь возвращаться к этому вопросу. Не зря подростковый возраст характеризуют как переходный, кризисный, переломный, критический. Поэтому темой данной работы выбрано исследование мотивов учебной деятельности именно подростков.

Объект исследования: мотивация.

Предмет исследования: особенности мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.

Целью работы является исследование мотивов учебной деятельности подростков, их изменение в течение всего подросткового возраста, и поиск путей повышения учебной мотивации.

Задачи:

-  На основе анализа научной литературы выделить особенности и факторы учебной мотивации.

-  Провести анализ теоретических подходов к проблеме учебной мотивации.

-  Выбрать наиболее подробные взаимодополняющие методики изучения учебной мотивации и провести эмпирическое исследование, направленное на определение ведущих (действующих) мотивов учебной деятельности и уровня учебной мотивации у подростков.

-  Сформулировать рекомендации по решению выявленных проблем, направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации у учащихся подросткового возраста.

Гипотеза: В период подросткового возраста общий уровень учебной мотивации снижается. Происходит ослабление познавательного мотива.

Методы исследования используемы в работе:

-  Теоретические: изучение литературы, анализ, обобщение.

-  Эмпирические: проведение исследований (анкетирование, письменный опрос), обработка результатов.

База исследования: учащиеся 5-9 классовМОУ МУК г. Верхняя Салда.

 


 

Глава 1. Теоретические основы мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте

Мотивация: сущность, основные теории и классификации

Мотивация является одной из фундаментальных проблем, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Ее значимость для разработки современной психологии связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Ответ на вопрос что побуждает человека к деятельности, каков мотив, ради чего он её осуществляет, есть основа ее интерпретации.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения (Б. Г. Ананьев, С. Л. Рубинштейн, М. Аргайл, В. Г. Асеев, Дж. Аткинсон, Л. И. Божович, К. Левин, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомет-Эминов, А. Маслоу, Ж. Нюттен, 3. Фрейд, П. Фресс, В. Э. Чудновский, П. М. Якобсон и др.).

Мотив (от лат. movere - приводить в движение, толкать) - 1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; 2) предметно-направленная активность определенной силы; 3) побуждающей и определяющей выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется; 4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [10].

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные психологические феномены, такие, как:

-        намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович <http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf51.html>);

-        потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);

-        желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);

-        морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);

-        психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов <http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf196.html>);

-        предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев <http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf159.html>);

-        установки (А. Маслоу);

-        условия существования (К. Вилюнас <http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf79.html>);

-        побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин <http://www.ido.rudn.ru/psychology/pedagogical_psychology/biograf175.html>);

-        соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Наиболее полным и обобщенным является определение мотива, предложенное Л.И. Божович: «Мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность…в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2].

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие её направленность. Термин «мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследуя причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных [10].

Понятие «мотивация» шире понятия «мотив», так как она выступает тем сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, который определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности.

Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение, и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.

Наиболее широким является понятие «мотивационной сферы», включающее аффективную и волевую сферу личности (Л. С. Выготский), переживание удовлетворения потребности. В общепсихологическом контексте мотивация представляет собой сложное объединение движущих сил поведения, открывающейся субъекту в виде потребностей, интересов, включений, целей, идеалов, которые непосредственно обуславливают человеческую деятельность. Мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» ее свойства: направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. Понятие мотивации у человека включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы, и т. д. [15]. Таким образом, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система психологически разнородных факторов, обуславливающих поведение и деятельность человека.

Проблема мотивации поведения человека привлекала внимание ученых с незапамятных лет. Многочисленные теории мотивации стали появляться ещё у древних философов. Большинство научных подходов, вплоть до XIX века, располагалось между двумя философскими течениями: рационализмом (мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании и воле человека) и иррационализмом для животных (теория автомата, учения о рефлексе).

Во второй половине XIX века Ч. Дарвин обратил внимание на некоторые общие потребности, инстинкты и формы поведения у человека и животных. Под влиянием этой теории началось изучение инстинктов человека (З. Фрейд, И.П. Павлов и др.). Но эти теории имели недостатки, так как поведение человека объяснялось по аналогии поведения животных.

На смену теорий биологических потребностей, влечений и инстинктов в начале XX века возникли два новых направления:

. Поведенческая (бихевиористская) теория мотивации. (Э. Толмен, К. Халл, Б. Скинер). Поведение объяснялось схемой: «стимул-реакция».

. Теория высшей нервной деятельности (И.П. Павлов, Н.А. Бернштейн, П.К Анохин, Е.Н. Соколов). Поведение, основанное на психофизиологической регуляции движений.

Начиная с 30-х годов начали появляться теории мотивации, относимые только к человеку. Широкую известность получила концепция Г. Мюррея, в которой он предложил список первичных (органических) и вторичных (возникающих в результате воспитания и обучения) потребностей [12].

А. Маслоу внес большой вклад в изучении мотивации, создав иерархию человеческих потребностей и их классификацию. Он выделяет следующие виды потребностей.

. Первичные потребности:

а) физиологические потребности, которые обеспечивают непосредственно выживание человека. К ним относят потребности в питье, еде, отдыхе, убежище, сексуальные потребности;

б) потребности в безопасности и защищенности (в том числе и уверенности в будущем), то есть желание, стремление чувствовать себя защищенным, избавиться от неудач и страхов.

. Вторичные потребности:

а) социальные потребности, включающие в себя чувства принятия тебя окружающими людьми, принадлежности к чему-либо, поддержки, привязанности, социального взаимодействия;

б) потребность в уважении, признании тебя другими, включающая самоуважение;

в) эстетические и когнитивные потребности: в познании, красоте и т.д.;

г) потребность в самовыражении, самоактуализации, то есть стремление реализовать способности собственной личности, повысить собственную значимость в своих же глазах;

Для иерархической системы А. Маслоу существует правило: «Каждая последующая ступень мотивационной структуры имеет значение лишь тогда, когда реализованы все предыдущие ступени». При этом, по мнению автора, лишь немногие в своем развитии достигают последней ступени (чуть больше 1%), остальные же просто не хотят этого. Важную роль в реализации оптимальной мотивации играет реализация следующих потребностей: в успехе, признании, оптимальной организации труда и учения, перспективы роста [21].

У Х. Хекхаузена мотивация не только определяет (детерминирует) деятельность человека, но и буквально пронизывает все сферы психической деятельности. Понятие "мотив" включает, по его мнению, такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление и т.д. Мотив задается целевым состоянием отношения "индивид - среда". Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов, который при данных условиях больше всех связан с возможностью достижения цели (действенный мотив). Мотив остается действенным, т.е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека[34].

В отличие от мотива, мотивация определяется у Х. Хекхаузена как побуждение к действию определенным мотивом. Мотивация понимается как процесс выбора из различных возможных действий, как процесс, регулирующий и направляющий действие на достижение специфических для данного мотива состояний и поддерживающий эту направленность[34].

В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. Мотив здесь стремление к достижению некоторых довольно общих целевых состояний [56], видов удовлетворения или результатов. Мотив достижения рассматривается как первопричина человеческого поведения.

В отечественной психологии основной научной разработкой в области проблем мотивации является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, созданная А.Н. Леонтьевым, в которой мотивы человека имеют свои источники в практической деятельности. Основным методологическим принципом, определяющим исследования мотивационной сферы в отечественной психологии, является положение о единстве динамической и содержательно-смысловой сторон мотивации. Активная разработка этого принципа связана с исследованием таких проблем, как система отношений человека (В.Н. Мясищев), интеграция побуждений и их смысловой контекст (С.Л. Рубинштейн), направленность личности и динамика поведения (Л.И. Божович, В.Э. Чудновский), ориентировка в деятельности (П.Я. Гальперин) и т.д. В.Г Алексеев отмечает, что мотивационная система человека имеет гораздо более сложное строение, чем простой ряд заданных мотивационных констант. Она описывается исключительно широкой сферой, включающей в себя автоматически осуществляемые установки, и текущие актуальные стремления, и область идеального, которая в данный момент не является актуально действующей, но выполняет важную для человека функцию, давая ему ту смысловую перспективу дальнейшего развития его побуждения, без которой текущие заботы повседневности теряют своё значение [8].

Существенным для исследования структуры мотивации стало выделение Б. И. Додоновым четырех ее структурных компонентов: удовольствия от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата, «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность, принуждающего давления на личность. Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три - целевыми ее составляющими. Первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние факторы воздействия (отрицательные и положительные по отношению к деятельности), определяются как награда и избегание наказания, являются, по Дж. Аткинсону, составляющими мотивации достижения. Такое структурное представление мотивационных составляющих, соотнесенное со структурой учебной деятельности, оказалось очень продуктивным для анализа учебной мотивации. Интерпретация мотивации и ее структурной организации проводится и в терминах основных потребностей человека (X. Мюррей, Дж. Аткинсон, А. Маслоу и др.) [35].

К определению мотивации целесообразно также подойти и с позиции особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности. Соответственно высшие духовные потребности человека могут быть представлены как потребности (мотивы) моральные, интеллектуально-познавательные и эстетические. Эти мотивы соотносятся с удовлетворением духовных запросов, потребностей человека, с которыми неразрывно связаны такие побуждения, по П. М. Якобсону, как чувства, интересы, привычка и т. д. [37]. То есть, высшие социальные, духовные мотивы (потребности) условно могут быть разделены на три группы:

) мотивы (потребности) интеллектуально-познавательные,

) морально-этические мотивы,

) эмоционально-эстетические мотивы.

Таким образом, среди отечественных и зарубежных психологов существует несколько пониманий сущности мотивации, их осознанности, их места в структуре личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...