Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением.




Понятие государственного управления.

Госу­дарственное управление – управление делами государства. Это основанная на законе и осуществляемая во исполнение закона полновластная, непрерывная, постоянная, повседневная деятельность органов государства и гос. служащих.

Признаки государственного управления:

1) государственное управление является одной из форм гос. деятельности наряду с законодательной и судеб­ной.

2) деятельность носит юридически властный, исполнительно-распорядительный характер;

3)деятельность осуществляется постоянно, непрерывно и планово;

4)деятельность на основании и во исполнение законов.

5)характеризуется наличием вертикальных (иерархических) и

горизонтальных связей;

6)осуществляется в различных формах (правовых в не право­вых);

7)обеспечивается посредством системы гарантий;

8)нарушение управленческой деятельности влечет за собой наступление негативных последствий (правоограничений).

9) Субъектами, осуществляющими государственное управле­ние, являются Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военно­го управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на реализацию законов и иных нормативных правовых актов в конкретных областях государственной жизни.

 

Система государственного управления.

1. Субъекты: ОИВ РФ и субъектов РФ.

2. Объекты: общественные отношения. В зависимости от индивидуализации объекта

-Всеобщий – совокупные отношения для нормального функционирования которых необходимо упорядочивающее воздействие со стороны государства.

-Общий – отношения в рамках крупной сферы жизнедеятельности общества (экономическая, социальная и т.д.

- родовой – отношения в рамках одной из этих сфер

-видовой – ещё более специальный объект

- непосредственный – конкретные общественные отношения

3. Процесс характеризуется через следующие элементы: функции, формы, методы, стадии, циклы.

Принципы государственного управления основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленчес­кой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на:

1) Общие (социально-правовые) принципы - принципы;имеют общесоциальный характер и реализуются в управлении независимо от уровня и места того или иного органа гос. управления.

• Демократизм — означает, что народ выступает единственным источником власти.

• Законность — деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблю­дения и исполнения Конституции РФ и законов.

• Объективность — в процессе осуществления управленчес­кой деятельности необходимо адекватно воспринимать происхо­дящие процессы.

• Научность — применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия управленческих решений.

• Конкретность — осуществление управления должно строиться в соответствии с реальным состояниемобъекта управления и ресурсом субъекта управления,

• Разделение властей выражается в подразделении государствен­ной власти на законодательную, исполнительную и судебную с зак­реплением за ними в установленном порядке конкретных функций.

• Федерализм — деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения ком­петенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

• Эффективность — достижение целей управленческой дея­тельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

2) Организационные принципы:

• Отраслевой — осуществление управленческой деятельнос­ти, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль.

• Территориальный — формирование системы управления ос­новывается на территориальной основе.

• Линейный — тип организации служб и подразделений, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства.

• Функциональный — органы и аппараты исполнительной вла­сти осуществляют общие подведомственные функции управления.

• Двойного подчинения — сочетание начал централизованно­го руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления.

• Сочетание единоначалия и коллегиальности — наиболее важ­ные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управлен­ческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

- Ответственность субъектов гос. Управления за результаты своей работы как принцип государственного управления способствует повышению качества и эффективности их деятельности.

- Рациональное распределение полномочий между субъектами исполнительной деятельности предполагает юридическое закрепление задач, функций и полномочий за каждым гос. Органом, их структурным подразделением и должностным лицом.

 

Исполнительная власть: понятие и соотношение с государственным управлением.

Исполнительная власть ветвь государственной власти, дея­тельность по управлению делами государства и общества, осуще­ствляемая системой государственных органов, наделяемых испол­нительно-распорядительными полномочиями, подконтрольных органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

1. является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

2. выступает подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

3. осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

4. обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

5. обладает единством, т.е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

6. организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российс­кой Федерацией и субъектами Российской Федерации;

7. ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

8. носит универсальный характер, т.е. осуществляется посто­янно и непрерывно;

9. имеет в своем распоряжении определенные средства (ресур­сы), принудительность.

Функции исполнительной власти:

1) исполнительная — исполнение Кон­ституции РФ, ФЗ и законов субъектов РФ;

2) правозащитная — функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая — создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая — осуществление руководства, контроля, ко­ординации, планирования, учета, прогнозирования и т.д.;

6) нормотворческая — осуществление в установленном поряд­ке деятельность по принятию нормативно-правовых актов;

7) охранительная — применение к юриди­ческим и физическим лицам мер государственного (администра­тивного) принуждения в случае, если указанными лицами нару­шаются нормы законодательства.

Структура исполнительной власти:

1)Правительство РФ в соотв. со ст.110 конституции это высший исполнит. орган.

1) федеральная исполнительная власть – федеральные министерства РФ, гос. комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службы, рос. Агентства, федеральные надзоры, а также иные органы исполнит. власти.

2) исполнительная власть субъектов федерации.

Структура утверждается по представлению Председателя Правительства РФ президентом РФ.

.СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.

Итак, исполнительная власть - категория политико - правовая, в то время как государственное управление - категория организационно - правовая. Соответственно, государственное управление - реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

Свой реальный характер исполнительная власть приобретает в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Однако государственное управление по своему субъектному составу является более ши­роким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента Российской Федерации, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти (в частности, органы военного управления).

Следовательно, государственное управление, понимаемое как исполнительно - распорядительная деятельность, не противопоставляется исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой власти.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...