Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности проведения антропометрического скрининга при массовых профилактических осмотрах детей.




Основной задачей массовых профилактических осмотров является выде­ление детей с отклонениями в антропометрических показателях, то есть группы детей с так называемыми "пограничными" показателями и детей, не требующих специального вра­чебного внимания по антропометрическим данным. Для такой дифференцировки процедура антропометрического исследования может быть упрощена.

1. Исключается измерение окружности груди. Измерение окружности головы осуществляется только у детей до года.

2. Оценка массы тела производится только по таблице соответствия длине тела.

3. Граница "средних" величин при оценке по центильным таблицам расширяется. К ним могут быть отнесены области 3,4 и 5 коридоров, т.е. интервал от 10 до 90 центиля.

Таким образом, для детей старше года проводится исследование только длины тела (роста) и его массы. Оценка этих данных производится только по двум таблицам - по таблице для возрастно-половых групп, массы тела - по таб­лице массы тела для детей различного роста. У детей до одного года прово­дится измерение и оценка окружности головы.

1 группа - "основная". Дети без выраженных отклонений антропометри­ческих признаков. Сюда относятся дети, у которых данные измерений не полу­чили оценок по номерам коридоров: 1, 2, 6, 7.

2 группа - "пограничная". Дети, получившие оценки, соответствую­щие зонам 2 или 6 по любому антропометрическому признаку.

3 группа - дети с выраженными отклонениями, имеющие по ре­зультатам измерений оценки 1 или 7.

Дети третьей группы требуют дополнительного углубленного обследо­вания с привлечением специалистов различного профиля или госпитализации для проведения углубленного об­следования.

Для детей второй группы вопрос о дальнейшей тактике решается индивидуально для каждого ребенка, но они должны оставаться под специальным дополнительным наблюдением педиатра, как дети группы "риска".

В последнее время в антропометрическом скрининге при массовых про­филактических осмотрах детей для оценки физического развития широко ис­пользуются возрастные центильные шкалы и номограммы. Примером номо­грамм, рекомендуемых для индивидуальной оценки физического развития де­тей с рождения до 18 лет, позволяющих оценить динамику изменения показате­лей роста и веса в различные возрастные периоды, являются графики, представленные на рисунках 1–4 приложения.

Центильные шкалы представляют собой количественное распреде­ление признаков, получаемое в том случае, когда средние величины и разброс показателей представлен графически. Чаще всего ис­пользуется шкала Стюарт, в которой предусмотрено выделение границ 3,10,25,50,75,90,97 центилей распределения. Для перцентильных кривых на оси абсцисс отложен возраст ребенка в годах, на оси ординат - значения соответствующего признака. Все кривые разработаны с учетом поло­вой принадлежности, раздельно для мальчиков и девочек. Исходное предположение состоит в том, что возрастной (идеальной) нормой служит диапазон признака, свойственный 50% здоровых детей данной возрастной группы и пола. Нормальные показатели физического разви­тия лежат в диапазоне 25-75 центилей.

Масса тела или любой другой показатель физического развития, определяемый как 50-й перцентиль, означает, что из 100 обследован­ных здоровых детей он будет установлен у половины. Нормальные вариации, лежащие в пределах 75 перцентили или 25 перцентили, будут обнаруживаться приблизительно у 25 детей из 100. Выше и ниже этих пределов лежат пограничные зоны количественных характерис­тик роста, требующие настороженности врача в отношении риска серьезных отклонений. Показатели, лежащие за пределами 97-й и 3-й перцентилей, отражают уже явную патологию.

Данные перцентильные таблицы стандартов роста и массы для де­вочек и мальчиков составлены на основании измерения репрезента­тивной когорты детей европейской популяции. Эти показатели пол­ностью согласуются с данными И.И.Мазурина и соавт.(1973,1974), полученными при обследовании русской популяции детей.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует ис­пользовать в качестве международного стандарта графики, полученные Национальным центром по статистике здоровья (Nаtionаl Centre for Health Statistics-NCHS), в тех странах, где нет своих национальных NCHS данные были выбраны как международные потому, что при их разработке наиболее полно были учтены критерии, предложенные международным советом по науке о физическом статусе. В 1984 г. R Martorell показал, что этнические различия по росту у детей мини­мальны до достижения пубертатного возраста. Регулярно осматривая ребенка и занося антропометрические данные на графики, удается бо­лее полно оценивать состояние здоровья больного ребенка и прини­мать меры по изменению терапии.

На основе центильного метода и использования феномена относительного постоянства соотношений массы и длины тела, у детей разработан объективный и простой для применения способ оценки этих ведущих показателей физического развития для выявления детей с отклонениями в физическом развитии (рис. приложения 5 - 11). Ведущие показатели физического развития представлены в системе двух координат, где по вертикали отложена длина тела (см), а по горизонтали - масса тела (кг). Параллельно каждой оси координат нанесены одномерные центильные шкалы: справа по длине тела, слева - по массе тела. В центре изображена номограмма оценки соответствия массы тела его длине, т.е. индекса пропор­циональности (ИП). Штриховой линией представлена медиана, которая может быть принята за значение "идеальной" массы для данной длины тела. Цифрами 1-8 обозна­чены значения центильных интервалов. Выделяются группы физического раз­вития в зависимости от сочетания оценок длины тела и индекса пропорцио­нальности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...