Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

по дисциплине « Микробиология, вирусология »

для специальности 060301 – Фармация (очная форма обучения)

 

К ЛАБОРАТОРНОМУ ЗАНЯТИЮ № 11

ТЕМА: «Изучение микрофлоры тела человека»

 

 

Утверждены на кафедральном заседании

протокол № ____ от «___»____________ 20__ г.

 

Заведующий кафедрой

к.б.н., доцент_____________________________ Перьянова О.В.

 

Составитель (-ли):

к.м.н.____________________________________ Протасова И.Н.

 

 

Красноярск

Занятие № 11

Тема: «Изучение микрофлоры тела человека».

2. Форма организации учебного процесса: лабораторное занятие.

3. Значение изучения темы:

Естественная микрофлора человека является неоднородной по составу и по роли отдельных ее компонентов в норме и при патологии. В ней заложена способность не только к нормофизиологическим функциям, но и к агрессии по отношению к организму-хозяину.

Нормальная микрофлора является одним из первых барьеров, обеспечивающих неспецифическую резистентность и гомеостаз внутренней среды организма. В норме естественная микрофлора тела достаточно устойчива к действию повреждающих агентов, однако, под влиянием таких факторов как лекарственные препараты (антибиотики, гормоны, иммунодепрессанты), хирургические вмешательства, а также на фоне инфекционных и хронических заболеваний возможно нарушение качественного и количественного состава нормальной микрофлоры (дисбактериоз). При этом наряду со снижением колонизационной резистентности биотопа создаются благоприятные условия для размножения эндогенных условно-патогенных микроорганизмов, а также экзогенных патогенных бактерий, что в свою очередь приводит к развитию патологических процессов в пораженном органе и организме в целом.

4. Цели обучения:

- общая:

Обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии (ОК-1);

- владеть литературной и деловой письменной и устной речью на русском языке, навыками публичной и научной речи; уметь создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний, а также принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументировать свою точку зрения (ОК-4);

- выстраивать социальные взаимоотношения на принципах толерантности и безоценочности, а также разрешать конфликтные ситуации и оказывать поддержку в проблемных и кризисных ситуациях людям разного культурного – расово-этнического происхождения (ОК-5);

- способность к самоусовершенствованию и саморазвитию на основе рефлексии своей деятельности, адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, склонность к формированию новых идей (креативности) (ОК-6);

- способность в качестве руководителя подразделения, лидера группы сотрудников формировать цели команды, проявлять инициативу и принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях, в том числе в ситуациях риска, учитывая цену ошибки, вести обучение и оказывать помощь сотрудникам (ОК-7);

- способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить его результаты, использовать современные технологии в практической деятельности, а также готовность к работе над междисциплинарными и инновационными проектами (ОК-9);

- способность самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, а также имеет склонность к осуществлению просветительской и воспитательной деятельности в сфере публичной и частной жизни; владение методами пропаганды научных достижений (ОК-11);

- способность к работе в многонациональном коллективе, к созданию в нем отношений сотрудничества, владение методами конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (ОК-14);

- владение навыками проведения научных исследований как в составе группы, так и самостоятельно, реализуя при этом специальные средства и методы получения нового знания (ОК-15).

Обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

- способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения) (ПК-48);

- способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК-49).

- учебная:

Знать:

- состав микрофлоры организма человека и ее значение;

- методы исследования количественного и качественного состава нормальной микрофлоры различных биотопов;

- понятие “дисбактериоз”, его значение в патологии человека;

- методы профилактики и лечения дисбактериоза, иммунобиологические препараты, используемые с профилактической и лечебной целью.

Уметь:

- приготовить и окрасить микропрепараты простыми методами и методом Грама;

- микроскопировать с помощью иммерсионной системы;

- давать пояснения по применению иммунобиологических препаратов;

- оценить результаты микробиологического исследования микрофлоры различных экотопов организма человека.

Владеть:

- методом иммерсионной микроскопии микропрепаратов,

- навыками интерпретации результатов микробиологического исследования нормальной микрофлоры.

5. План изучения темы:

5.1. Контроль исходного уровня знаний (тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос) – 9 мин.

Основные понятия и положения темы.

Микроорганизмы, в норме колонизирующие кожные покровы, представлены различными видами коагулазоотрицательных и реже коагулазоположительных стафиллококов (Staphylococcus spp.), сарцинами (Sarcina spp.), коринебактериями (Corynebacterium spp.), пропионобактериями (Propionibacterium spp.) и др. На коже здоровых людей обычно отсутствуют энтеробактерии (E. coli, Proteus spp., Klebsiella spp., Acinetobacter spp. и др.), дрожжеподобные грибы рода Candida, бактероиды (Bacteroides spp.). Количество аэробных микроорганизмов на коже здорового человека в среднем составляет 102-106 КОЕ/см2, а анаэробных – 104-106 КОЕ/см2. Концентрация микроорганизмов на коже более высокая в местах с повышенной влажностью. При этом анаэробные бактерии локализуются, в основном, на участках богатых сальными железами.

Имеется три группы методов сбора материала для исследования микрофлоры кожи. Это методы отпечатков (один из его вариантов Вы использовали в своей работе), смывов и биопсий. Более эффективными являются методы смывов и биопсий. Методами отпечатков выделяют меньшее количество микроорганизмов. Для получения полной картины о структуре микробной популяции кожи рекомендуется использовать все три группы методов.

Нормальная микрофлора половых путей способствует сохранению здоровья женщины. Ведущее место в вагинальном микробиоценозе занимают лактобациллы (80-90 %), количество которых может достигать 109 КОЕ/мл. Выделяют более 6 видов лактобацилл: Lactobacillus acidophilus, L. plantarum, L. casei и др., объединенных общим названием – палочки Додерлейна (Doderlein). Кроме лактобацилл в состав влагалищного биотопа входят более 40 видов других видов бактерий, но их удельный вес не превышает 5%, а количество, в основном, составляет 103-104 КОЕ/мл. Это Bifidobacterium spp., Peptostreptococcus spp. (относятся к микрофлоре Додерлейна), Bacteroides spp., Staphylococcus spp., Corynebacterium spp. и др. Реже в составе нормальной микрофлоры обнаруживаются Mobiluncus spp., Mycoplasma spp., Gardnerella vaginalis. Поэтому при микроскопии мазка из влагалища, окрашенного по Граму, обнаружение единичных эпителиальных клеток соответственно фазе менструального цикла, единичных лейкоцитов или их отсутствие, доминирование лактобацилл (другие морфотипы либо отсутствуют, либо их количество исчисляется единичными микробными клетками в редких полях зрения) свидетельствует о нормофлоре. Морфологически лактобациллы представляют собой прямые или слегка изогнутые грамположительные не образующие спор палочки размером 1,0-10,0 х 0,5-1,2 мкм.

С дисбактериозом влагалища связано развитие бактериального вагиноза (БВ). БВ – это инфекционный невоспалительный синдром, характеризующийся чрезмерной концентрацией облигатно- и факультативно-анаэробных микроорганизмов и резким снижением или отсутствием лактобацилл.

БВ – распространенная патология влагалища женщин детородного возраста. По данным различных исследований его обнаруживают у 21-33 % женщин. Наибольшую опасность БВ представляет для беременных женщин, т.к. может быть причиной многих осложнений в течении беременности, родов, послеродового периода у матери и патологии плода и новорожденного. Поэтому важной является профилактика БВ, своевременная диагностика и лечение, в т.ч. с использованием пробиотиков.

Дисбактериоз кишечника является актуальной проблемой. При дисбактериозе кишечника происходит угнетение иммунобиологических факторов организма и повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, их затяжному, хроническому течению и развитию осложнений. Снижение колонизационной резистентности при дисбактериозе кишечника может привести к развитию эндогенных инфекций.

5.3. Самостоятельная работа по теме:

- Выполнение практических заданий – 55 мин.

- Заполнение протокола – 15 мин.

I. Изучение количественного и качественного состава микрофлоры кожи рук.

Для определения количества микроорганизмов на единицу площади кожи (см2) в своих посевах, сделанных на предыдущем занятии, подсчитайте количество колоний микроорганизмов на один см2 и охарактеризуйте колонии каждого типа с учетом их культуральных и морфо-тинкториальных свойств (см. протокол занятия «Бактериологический метод исследования. II этап.). Полученные результаты занесите в протокол и сделайте вывод.

II. Изучение микрофлоры влагалища.

Промикроскопируйте демонстрационные препараты, окрашенные по методу Грама. Полученные результаты внесите в протокол и сделайте вывод.

Для мазков от больных с БВ, окрашенных по Граму, характерны следующие закономерности:

- наличие большого количества клеток поверхностных слоев вагинального эпителия, представленных в основном «ключевыми клетками». Это зрелые клетки плоского эпителия, по всей поверхности которых в большом количестве адсорбированы грамвариабельные палочки и/или коккобактерии;

- лактобациллы отсутствуют или определяются как единичные не во всех полях зрения;

- наличие большого или массивного количества грамвариабельных и/или грамотрицательных палочек и/или коккобактерий (Bacteroides spp., G. vaginalis и др.), а также изогнутых грамвариабельных палочек (Mobiluncus spp.);

- лейкоцитарная реакция, как правило, отсутствует.

Ш. Оценка результатов бактериологического исследования на дисбактериоз кишечника.

Оцените результаты посева испражнений обследуемых на комплекс питательных сред с целью диагностики дисбактериоза кишечника и сделайте вывод (см. приложение 1).

IV. Изучение иммунобиологических препаратов.

Ознакомьтесь с препаратами пробиотиков (колибактерин, лактобактерин, бифидумбактерин, бифиформ, бактисубтил, хилак-форте и др.) и занесите результаты в таблицу.

В профилактике и терапии дисбактериозов в настоящее время применяются биологические бактерийные препараты на основе представителей нормальной микрофлоры, так называемые пробиотики.

№ пп Название   Что содержит Для чего применяется Как применяется
1.        
2.        
….        

 

5.4. Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия, решение ситуационных задач по теме – 10 мин.

 

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия (контрольные вопросы по теме занятия, тестовые задания, ситуационные задачи без эталонов ответов).

Контрольные вопросы:

- Нормальная микрофлора организма человека: понятие, характеристика (облигатная и факультативная, пристеночная и полостная, условно-патогенная микрофлора).

- Микрофлора различных экотопов: кожи, верхних дыхательных путей, пищеварительной и урогенитальной системы.

- Функции нормальной микрофлоры человека, влияющие на состояние здоровья.

- Роль нормальной микрофлоры человека в развитии эндогенных инфекций.

- Дисбактериоз: понятие, причины возникновения, меры профилактики, микробиологическая диагностика.

- Препараты для коррекции нормальной микрофлоры человека (пробиотики).

 

Тесты:

1. Эндогенные факторы, влияющие на состав нормальной микрофлоры:

а) прием антибиотиков

б) мыла с антимикробным действием

в) пол

г) время года

д) экология

 

2. Экзогенные факторы, влияющие на состав нормальной микрофлоры человека (верно все, к р о м е):

а) прием антибиотиков

б) режим питания

в) пол

г) загрязнение окружающей среды

д) прием наркотиков

 

3. Положительная роль нормальной микрофлоры человека (верно все, к р о м е):

а) секреторная

б) антагонистическая

в) иммунизирующая

г) витаминообразующая

д) токсическая

 

4. Отрицательная роль нормальной микрофлоры:

а) иммунизирующая

б) стимуляция развития лимфоидной ткани

в) вызывает аутоинфекции

г) антиканцерогенная

д) антимутагенная

 

5. В составе нормальной микрофлоры носа доминируют:

а) стрептококки

б) стафилококки

в) энтеробактерии

г) лактобациллы

д) энтеровирусы

 

6. В составе нормальной микрофлоры кожи доминируют:

а) кокки

б) палочки

в) бациллы

г) клостридии

д) спирохеты

Задачи:

1. У женщины во время прохождения профилактического осмотра взят мазок из влагалища. В бланке-ответе из лаборатории указано: эпителиальные клетки 4-5, лейкоциты 2-3, палочки Грам+ единичные, “ключевые клетки” в большом количестве. Ваш диагноз и рекомендации пациентке?

2. У пациента после повторного курса антибактериальной терапии появились жалобы на метеоризм, жидкий стул, чередующийся с запорами, снижение аппетита.

1) С чем, на Ваш взгляд, связано нарушение функции кишечника?

2) Какое лабораторное исследование необходимо провести?

3) Назовите препараты, применяемые для коррекции данного состояния.

Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.

1) Дисбактериоз желудочно-кишечного тракта: понятие; условия формирования, особенности микробиологической диагностики, специфическая терапия и меры профилактики.

2) Нормальная микрофлора влагалища: качественный и количественный состав основных физиологических периодов жизни женщины, условия формирования, роль в возникновении инфекционной патологии.

3) Микрофлора организма человека и ее роль в норме и патологии.

4) Использование пробиотиков в гастроэнтерологической практике. История создания, принципы применения. Примеры.

8. Рекомендованная литература по теме занятия:

- обязательная:

1) Основы фармацевтической микробиологии: Учебное пособие/ В.А. Галынкин, Н.А. Заикина, В.И. Кочеровец; СПб: «Проспект Науки», 2008.

2) Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов/ Под ред. А.А. Воробьева, М.: ООО «МИА», 2006.

- дополнительная:

1) Современные методы клинической микробиологии. Выпуск 2. Смоленск: МАКМАХ, 2007.

2) Государственная фармакопея РФ XII издания, М.: Министерство здравоохранения и социального развития, 2010.

3) Перьянова О.В., Степанова А.И., Хохлова О.Е. Общая и частная микробиология (тестовые задания для студентов специальности 060108 – фармация), Красноярск: типография КрасГМА, 2007.

- электронные ресурсы:

1) Электронная библиотека Absotheue

2) Ресурсы Интернет

3) Электронные ресурсы Colibris

4) Общая и частная микробиология (тестовые задания для студентов специальности 060108 – фармация) [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студ. мед. вузов / сост. Перьянова О.В., Степанова А.И., Хохлова О.Е – Красноярск: КрасГМУ, 2007.

 

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...