Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование почв Южного Урала как метод формирования геоэкологического мышления




 

Почвенные исследования, проводимые со школьниками в окрестностях своей школы, экологического центра или в местности, где проходит экспедиция, являются неотъемлемой частью комплексного изучения природы [18, С. 52].

Основным методом исследования почв в природе является сравнительно - географический, сущность которого заключается в сопряженном изучении почв и окружающих природных условиях. В тщательном анализе изменений строения и свойств почв в связи с изменением комплекса природных условий или отдельных факторов почвообразования (рельефа, почвообразующих пород, гидрологических условий, растительности и т.д.).

В месте заложения почвенного разреза одновременно с описанием и изучением почвы проводится описание факторов почвообразования, доступных для наблюдения.

При характеристике рельефа следует указать его общий характер и конкретную форму или элемент рельефа, на котором заложен разрез.

При описании микрорельефа следует указать степень его выраженности (выражен хорошо, неясно и т.д.), а также отметить характер микроформы (западины, бугорки, кочки), их размеры и конфигурацию.

Растительность характеризуется кратко, указывается лишь название растительной формации: смешанный елово-дубовый лес с хорошо развитым травяно-кустарничковым ярусом; сосновый лес с разреженным надпочвенным покровом; суходольный разнотравный луг с проективным покрытием в 70%; пойменный злаково-разнотравный луг, покрытие 100% и т.п. если разрез заложен на пашне, то указывается какой культурой занято поле.

Характеризуя особенности поверхности почвы, следует указать наличие заболоченности, кочковатости, каменистости, растрескивании поверхности почвы, эрозионные признаки. Следы влияния животных, человека.

При характеристике почвенно-грунтовых вод указывают глубину их появления и уровень залегания или отсутствия водопроявлений. При описании почвообразующих пород определяют их генезис (морена, аллювий, флювиогляциальные отложения, покровные отложения или коренные породы) и механический состав (песок, глина и т.д.) [19, С. 133].

Для описания морфологических признаков почвы рекомендуется подготовить «лицевую» стенку разреза - тщательно зачистить ее лопатой. Сантиметровую ленту одним концом прикрепляют на его передней (лицевой) стенке на уровне поверхности почвы. А другой конец опускают вдоль стенки до дна ямы. По нижнему концу ленты производят замер глубины разреза.

Далее ножом или лопатой со дна ямы берут образец почвообразующей породы (в дальнейшем дно почвенного разреза загрязнится осыпающейся сверху почвой) и помещают на лист бумаги или в специальный мешочек. Образец снабжается этикеткой с указанием номера разреза и глубины взятия образца.

Затем ножом осторожно «препарируют» (очищают и рыхлят) центральную полосу передней стенки на всю глубину, сохраняя естественное сложение и структуру почвы. По боковой стенке по вертикали капают кислотой на комочек почвы для определения границы вскипания.

Затем проводится морфологическое описание почвенного разреза с выделением генетических горизонтов. При этом характеризуются цвет, структура, механический состав, новообразования, включения, влажность. Все характеристики заносят в бланки.

Первым морфологическим признаком, по которому выделяют морфологические горизонты, является их окраска (цвет). При характеристике цвета генетического горизонта устанавливают основной фон, а затем отмечают оттенки, примеси, вкрапления, причем сначала называют цвет оттенка, а затем - основной фон. Например, желтовато-бурый с сизоватыми пятнами, буровато-коричневый, белесовато-серый и т.д. основные цвета почвы можно заимствовать из «треугольника» Захарова объективно точное определение цвета представляет собой большие трудности. В настоящее время ведутся научные работы по более точному и объективному определению количественной цветовой характеристики природных образований.

Структура почвы характеризует ее способность естественно распадаться по форме, величине и размеру агрегатов. Выделяют три вида структуры: кубовидную (глыбистая, комковатая, ореховатая, зернистая), призмовидную (столбчатая, призматическая) и плитовидную (сланцевая, плитчатая, чешуйчатая, листоватая). Наибольшую ценность для плодородия представляют зернистая и комковатая структуры. Зернистая структура характеризуется выделением плотных агрегатов с намечающимися ребрами и гранями. Для комковатой характерно выделение округлых агрегатов, а ребра и грани не выражены. Резкая выраженность ребер и граней характерна для ореховатой структуры.

Каждому типу почв, каждому генетическому горизонту соответствует определенный тип структуры.

Дерново-подзолистые почвы характеризуются комковатой структурой гумусовых горизонтов, суглинистые подзолистые горизонты и имеют плитовидную (листоватую, чешуйчатую) структуру, иллювиальные горизонты ореховатую. Черноземы и каштановые почвы имеют комковатую и зернистую структуру, луговые пойменные почвы - только зернистую, дерновые - комковатую. Ореховатая структура встречается в горизонте В серых лесных почв, столбчатая- в иллювиальном горизонте солонцов.

Для определения структуры ножом или лопатой вынимают из характеризуемого горизонта образец почвы с ненарушенным сложением. Берут его в руки, слегка надавливают на него и смотрят, на какие агрегаты распался образец. Затем определяют структуру. Очень часто бывает, что образец характеризуется наличием разных структур, например: комковатой и зернистой при равном соотношении. В этом случае структуре дают двойное название - комковато - зернистая, комковато - плитчатая и т.д.

Механический состав - соотношение в почве различных по величине гранулометрических фракций: илистых, пылеватых, глинистых, песчаных, крупнообломочных [20, С. 141]. Определение механического состава почвенных горизонтов в поле производит на ощупь (органолептически). Небольшое количество почвы смачивают на ладони до максимально влажного состояния, но так, чтобы почвенная кашица не прилипала к коже. Из увлажненной почвенной массы делают сначала шнур толщиной 3-5 мм, скатывая почву между ладонями, а затем из шнура - в кольцо.

Точное определение механического состава образцов почвы проводят в лабораторных условиях различными методами. Один из наиболее распространенных - метод Н.А. Качинского.

Механический состав почвы имеет важное значение для различных ее свойств (пористости, водопроницаемости, водоподъемной способности, гигроскопичности, поглотительной способности и т.д.). Так песчаные почвы характеризуются бесструктурностью, хорошей водопроницаемостью, но малым запасом органических и питательных минеральных веществ, легко обрабатываются. Глинистые почвы, наоборот, плохо проницаемы для воды и воздуха, но зато богаты питательными элементами для жизни растений. Таким образом, гранулометрический состав влияет на водный режим почв, степень из промытости и выщелоченности. Поэтому при прочих одинаковых условиях песчаные почвы в северных районах лесостепи, например, в отличие от суглинистых, могут быть оподзоленными.

Влажность почвы - важный морфологический признак. При описании почвы этот признак рекомендуется указывать одним из первых. Степень влажности влияет на цвет, плотность и структуру почвы [21, С. 10].

Различают следующие степени влажности почвы:

сухая - не холодит руку, пылит;

влажноватая - холодит руку, не пылит;

влажная - сохраняет форму, приданную ей при сжатии в комок;

сырая - при сжатии выделяет капельножидкую влагу;

мокрая - выделяет без сжатия капельножидкую влагу (со стенки почвенного разреза).

Сложение и плотность почвы зависят от механического состава почвы, ее влажности, от характера почвообразования и довольно резко изменяется по горизонтам.

Гумусовые горизонты, как правило, имеют рыхлое сложение, а иллювиальные горизонты почв подзолистого типа характеризуются весьма плотным сложением.

В поле сложение почвы определяется при помощи ножа. Оно может быть:

рыхлым (нож легко входит в почвенную массу на значительную глубину, почва легко рассыпается);

уплотненным (нож входит в почву на глубину 3-5 см при небольшом усилии, агрегаты почвы легко разламываются);

плотным (нож входит в почву на небольшую глубину - до 2 см - при достаточно большом усилии);

весьма плотным (нож входит в почву на несколько мм при сильном ударе молотком).

Новообразования - четко обособленные от почвенной массы скопления минералов, которые возникли в процессе почвообразования. Каждый определенный тип почв характеризуется конкретным типом новообразования.

Включения - предметы, которые встречаются в почве, но не связаны с процессом почвообразования. К ним относятся валуны, обломки горных пород, остатки растений, раковины моллюсков, а также различные археологические предметы.

Исследование почв своей местности предполагает непосредственно работу с почвой, что реализует у учащихся формирование определенного геоэкологического мышления: бережное отношение к природе, чувство ответственности за состояние окружающей среды и иной, более глубокий взгляд на влияние человеческой деятельности на почву.

 


Заключение

 

В условиях глобального экологического кризиса аксиологическое значение экологического образования и геоэкологического, в частности, нацеленных на формирование у личности и общества в целом геоэкологического мировоззрения, вступает в противоречие с содержательной неопределенностью геоэкологического образования. Запросы практики все активнее определяют необходимость вовлечения преподавателей в процесс дидактического проектирования с целью создания новых интегративных курсов геоэкологической направленности. Это обуславливает потребности педагогов-практиков в овладении методикой и методологией дидактического проектирования, конструирования и моделирования, которые позволяют создавать и преобразовывать дидактические системы, внося изменения в их компоненты, с целью создания условий, способствующих более эффективному геоэкологическому обучению и воспитанию учащихся.

Геоэкология - это научная основа рационального природопользования. Главной ее задачей должно стать системное проектирование среды обитания человека.

Ход изменений связей между природой и человеком приводит к одновременным переменам в природе и социальной деятельности человека.

Исследуя проблему формирования геоэкологического мышления учащихся 8 класса в процессе обучения географии, была изучена и проанализирована литература по педагогике, возрастной и общей психологии, методике обучения географии следующих авторов: Мухина В.С., Панчешникова Л.М., Родзевич Н.Н. Иванова Г.М., Финаров Д.П., Душина И.В.

Ни одно из противоречий развития современного общества, в которое попало современное человеческое бытие, не выглядит столь безвыходным, угрожающим, как геоэкологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, культура сама создала, породила данное противоречие. И только культура- изменение духовных основ деятельности, представлений о ценном, значительном и случайном, незначительном - может открыть выход в гармонию со всей экосистемой.

 


Список литературы

 

1. Андреев, Н.В. Карты и работа с ними: учебное пособие для учителей географии / Н.В. Андреев. - М.: просвещение, 2003. - 174 с.

2. Бабанский, Ю.К. педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей педагогических вузов и педагогических колледжей / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1997. - 324 с.

.   Баринова, И.И. Контроль знаний и умений школьников по географии / И.И. Баринова // «География в школе», 2001. №6. - С. 21-23

.   Вуйтович, Б.А. Геоэкологическое мышление - основа геоэкологического образования. / Б.А. Вуйтович, // «География в школе». - М.: Школа - Пресс, - 2003. №3 - С. 12-15

.   Герасимов, И.П. Экологические проблемы в прошлой, настоящей и будущей географии мира / И.П. Герасимов. - М.: Наука, 1985. - 143 с.

.   Душина, И.В. Методика и технология обучения географии в школе: учебное пособие для учителей географии / И.В. Душина, Е.А. Таможняя, В.Б. Пятунин; под общ. Ред. И.В. Душиной. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 210 с.

.   Дронов, В.П. Методическое пособие по географии / В.П. Дронов, В.Я. Ром. - М.: Просвещение, 2001. - 45 с.

.   Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий, - М:АПК и ПРО, 2003. - 112 с.

.   Исаченко, А.Г. География сегодня: методическое пособие для учителей / А.Г. Исаченко, А.В. Чернов. - М.: Просвещение, 2006. - 354 с.

.   Карпова А.В. Общая психология: учебное пособие для учителей и студентов педагогических заведений / А.В. Карпова, Е.Я. Чернихова. - М.: Школа - Пресс, 200. - 354 с.

.   Касьян, А.А. Современные проблемы геоэкологии: учебное пособие для учителей/ Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова и др.; под общ. ред. А.А. Касьяна. - М.: Просвещение, 1997. - 94 с.

.   Крившенко, Л.П. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2005. - 432 с.

.   Курнишкова, Т.В. География почв с основами почвоведения: учебно - методическое пособие для студентов заочников I-II курсов географических факультетов педагогических университетов / Т.В. Курнишкова / Л.В. Алещукин. - М. Просвещение, 1999 - 77 с.

.   Лернер, П.С. Ресурсы исследовательского образования / П.С. Лернер // Школьные технологии, 2007. №10. - С. 11-12

.   Лиознер, В.Л. Леоэкологические тесты, задания, практические работы на уроках георафии. / Н.Н. Лиознер, // «География в школе». - М.: Школа - Пресс, - 200. - №6 - С. 15-19

.   Лосев, А.В. Социальная экология: учебное пособие для студентов вузов / А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин; под ред. В.И. Жукова. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 312 с.

.   Мамедов, Н.М. Основания экологического образования / Н.М. Мамедов; под. общ. ред. Н.К. Шесеева. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 172 с.

.   Максаковский, В.П. Географическая культура; под ред. В.П. Максаковского. - М.: Просвещение, 1999. - 342 с.

.   Матрусова, И.С. Методы обучения географии в средней школе: учебное пособие для учителей / И.С. Матрусова, И.В. Душина. - М.: Просвещение, 2002. - 258 с.

.   Мересте, У.И. Современная география. Вопросы теории: учебное пособие для учителей / У.И. Мересте, А.Г. Самойлов. - М.: Просвещение, 2005. - 243 с.

.   Мухина, В.С. Исследовательская деятельность / В.С. Мухина // Развитие личности, 2005. №8. - С. 9-11

.   Никонова, М.А. Методика преподавания региональной географии в школе: учебное пособие для учителей географии и студентов географ, спец. Высш. Пед. Учб. Заведений М.А. Никонова, О.А. Бакчиева, И.В. Душина и др.; под общ. Ред. М.А. Никоновой. - М.: ООО Издательство Астрель, 2003 - 188 с.

.   Панчешникова, Л.М. Методика обучения географии в школе: учебное пособие для студентов географических специальностей Высших педагогических учебных заведений и учителей географии / Л.М. Панчешникова, И.В. Душина, В.П. Дронов, Н.Н. Родзевич, О.В. Лосева, В.А. Щенев, Г.В. Володина, М.А. Никонова; под ред. Л.М. Панчешниковой. - М.: Просвещение, 1997. - 318 с.

.   Пидкасистый, П.И. Педагогика. / Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., Российское педагогическое агенство, 1996 - 543 с.

.   Подласый, И.П. Педагогика. / Педагогика: Новый курс: учеб. Для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 - 256 с.

.   Раковская, Э.М. Методическое пособие по курсу «География: природа России»: Кн. для учителя / Э.М. Раковская. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 143 с.

.   Рахимов, Л.З. Технология уроков географии: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений / Л.З. Рахимов / Р.С. Маликова. - М.: Издательский центр «МБГПУ», 2007. - 123 с.

геоэкологический образование мышление школьный

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...