Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Комплексный подход к развитию, воспитанию и обучению ученика становятся в программе одним из важнейших принципов.




Раздел III.

Методическое обеспечение.

 

Основной формой учебной и воспитательной работы в классе «Фортепиано» является индивидуальное занятие - урок. Периодичность занятий — два раза в неделю, исключая

каникулярное время и праздники.

Цели и задачи обучения игре на фортепиано реализуются через конкретный музыкальный материал, который ребенок проходит и осваивает в процессе обучения.

Индивидуальный подход к выбору программы ученика естественным образом заложен в самой форме взаимодействия ученика и учителя — индивидуальном занятии.

При составлении индивидуального плана ученика учитываются:

-особенности его общего развития;

-психологические и возрастные особенности;

-музыкальные способности и динамика их развития;

-технические данные и динамика их развития;

-вкусовые пристрастия ученика и степень необходимости их корректировки;

-конкретные исполнительские возможности на данный момент;

-перспективные учебные задачи.

Но множество индивидуальных подходов в области формирования репертуара, а также огромное количество музыки, написанной для этого инструмента вообще и для детей в частности за всю историю ее развития, не исключает единства принципов в выборе художественного материала.

Важнейшие принципы в формировании репертуара ученика.

1.Сохранение академического репертуарного комплекса.

В индивидуальном плане ученика обязательно присутствует академический репертуарный комплекс: «крупная форма», «полифония», «этюды», «пьесы».

Каждый из видов работы над произведениями репертуарного комплекса подразумевает методическую и художественную специфику работы и конкретику учебных задач, что в комплексе позволяет развивать и обучать ученика всесторонне, расширяет его эрудицию, позволяет охватить исторический процесс развития музыкального целостного восприятия музыки.

Работа в классе над видами репертуара позволяет заложить основы художественной, технической и интеллектуальной культуры ученика независимо от конечной цели его обучения.

Допускается исполнение по нотам или «с раскрытыми нотами» наиболее трудных произведений академического репертуарного комплекса произведений крупной формы и полифонии.

 

Доступность художественного материала по музыкальным и техническим задачам.

Разнообразие репертуара по содержанию, форме, стилям и видам фортепианных фактур.

Высокий художественный уровень качества музыкального материала.

Комплексный подход к развитию, воспитанию и обучению ученика становятся в программе одним из важнейших принципов.

 

При организации педагогического процесса на занятиях используются общепедагогические принципы обучения и воспитания.

Принцип воспитывающего обучения. Воспитание при обучении игре на фортепиано охватывает все стороны человеческой личности: мировоззрение, кругозор, эстетическое восприятие, а также формирует художественный вкус.

Из опыта работы видно, какой именно репертуар нравится детям в первоначальный период обучения игре на музыкальном инструменте. Это песни, услышанные ими дома, в общеобразовательной школе, по радио и телевидению. Например: В. Шаинский “Песенка Крокодила Гены”, «Кузнечик» и многие другие. Эти произведения еще до начала их разучивания стали для ребёнка близкими и понятными, поэтому времени на их разбор и выучивание уходит немного, а необходимые исполнительские навыки успешно приобретаются. Но эти произведения могут использоваться лишь как отправная точка в развитии художественного вкуса обучающихся. Требуется постепенно вводить в репертуар произведения, отличающиеся образностью и глубиной содержания, сочинения композиторов - классиков. Необходимо научить воспитанника эмоциональному восприятию музыки, которая должна вызвать в его воображении какие-то ассоциации. В качестве одного из приемов обучения можно попросить ребёнка нарисовать те образы, которые вызывает в его сознании данное музыкальное произведение, для получения более глубокого представления о нём. Проводя такую работу, можно говорить о художественном развитии обучающихся. Принцип воспитывающего обучения тесно связан с репертуаром, который является основой обучения и воспитания. При подборе учебного материала необходимо решить два вопроса:

· Какие новые знания, умения и навыки приобретет воспитанник, работая над этим произведением?

· Развитию каких сторон личности учащегося будет способствовать содержание этого произведения?

Каждый из этих аспектов связан с рядом проблем.

Знания. Во-первых, цель обучения должна быть достигнута с наименьшими затратами времени и сил, но и с наилучшими результатами. Каким образом можно сократить, например, первоначальный период обучения игре на фортепиано?

Прежде всего, обучающийся должен получать только ту информацию, которая нужна для овладения инструментом на данном этапе. Это приведет к прочному усвоению теоретических сведений, к приобретению знаний.

Умения и навыки. Процесс формирования умений и перехода их в навыки должен включать в себя не только отработку движений, но и анализ музыкального материала, выбор рациональной аппликатуры, чтение нот с листа и т.п.

Одним из ведущих принципов построения учебного процесса является п ринцип развивающегося обучения, который основан на утверждениях психологов о том, что способности человека развиваются только в процессе соответствующей деятельности.

Одним из специфических принципов построения занятия является комплексность, т. е. такой подход, при котором все элементы занятия связываются между собой. Эффективность развития музыкальных способностей воспитанников прямо зависит от глубины связей между разными формами музыкального мышления, слуха и т.д. Обогащение знаний и формирование навыков детей при работе над одной из составляющих должно автоматически повлиять на другие. Таким образом, взаимосвязь между разными видами деятельности является другим важным принципом организации педагогического процесса.

Вариативность подхода к учебному материалу, поиск как можно большего числа вариантов исполнения одной и той же пьесы или упражнения является важным принципом, особенно при развитии творческих способностей обучающихся.

Доступность и последовательность требований и объяснений педагога является залогом его успешной работы.

На первых занятиях перед ребёнком встает много задач: изучение устройства инструмента, знакомство с записью звуков, освоение правильной посадки и постановки инструмента, знакомство с положением рук при игре, изучение понятия о длительности звука и т.д. Начинающий музыкант не может освоить все одновременно. Искусство педагога заключается в том, чтобы мгновенно обнаружить то, что мешает восприятию обучающегося и добиться выполнения задания.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...