Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взгляды первобытных врачевателей на причины возникновения болезней. Первые исторически сложившиеся виды медицинской помощи.




При матриархате первобытно-общинный строй достиг своего расцвета. Женщина-родоначальница являлась хранительницей домашнего очага. Женщины узнавали съедобные и несъедобные коренья и травы, подмечали их ядовитые, рвотные или слабительные свойства. Женщины раньше всего могли выучиться применять их практически и приготовлять лечебные снадобья и противоядия. С древнейших времен женщины оказывали помощь при родах, накапливали сведения о пуповине, последе и т.п.

Археологические раскопки показали, что на скелетах доисторических людей с древнейших периодов существования человека обнаруживаются болезненные изменения костей: сросшиеся переломы, анкилозы, остеомиелит, некроз, кариес зубов, рахит, заболевания челюстей, периоститы, экзостозы.

Одним из древнейших видов медицинской деятельности надо признать помощь при родах и уход за детьми, особенно новорожденными, лечение детских болезней и их предупреждение. Зачатки акушерства и педиатрии раннего возраста возникли исторически вместе в тесной неразрывной связи.

Из болезненных состояний люди рано узнали расстройства, связанные с питанием. В тибетской медицине говорится, что «рот является воротами всех болезней», «первой болезнью была болезнь желудка».

Тысячелетний опыт многих поколений научил человека распознавать природные лечебные средства.

Ранее всего медицинский опыт стал применяться человеком при родах, при отравлениях и поносах и при травмах.

Потребность в хирургической помощи, связанной с травмами, также возникла на ранних ступенях развития человечества. Вместе с охотой развивалась элементарная хирургия — лечение ран, переломов, вывихов.

В непосредственной связи с условиями жизни складывались навыки защиты от неблагоприятных внешних условий и зачатки примитивной народной гигиены.

Практические приемы оказания помощи больному человеку, практические сведения о действии растений предшествовали знанию и пониманию причин болезней. Медицина первобытного человека имела дело только с отдельными симптомами, не знала общей картины болезней.

Представления первобытного человека о причинах и сущности болезней возникли и развивались одновременно и в тесной связи с общим его мировоззрением.

Мировоззрение первобытного человека на самых ранних стадиях было стихийно-материалистическим, реальным.

В соответствии с этим и первоначальные медицинские воззрения первобытного человека были реалистическими, стихийно-материалистическими. Человек наблюдал падение дерева, камня, ударял или испытывал сам удар палкой и причиненную этими явлениями боль и повреждения (ушиб, синяк, рану, перелом и даже смерть) связывал с реальным фактом падения дерева или камня, ударом палкой и т. д.

За этим следовал (и с ним совпадал) период онтологических представлений о болезни, когда болезнь считалась внешним и враждебным человеку конкретным, материальным, маленьким живым существом, которое будто бы проникает, внедряется в тело человека извне и тем вызывает болезненное состояние.

Многотысячный эмпирический период предшествовал развитию анимистических воззрений на происхождение болезней, будто бы возникающих вследствие вселения духов в тело больного и связанных с этим способов исцеления (заклинания, заговоры, изгнания духов путем устрашающих приемов, применение амулетов, трепанация). В дальнейшем наряду с реально-эмпирическими приемами и представлениями о причинах болезней в значительной части древних лечебных средств и приемов получили отражение фантастические представления о мире, возникшие у первобытного человека позднее.

Явления сна, обморока, эпилепсии, галлюцинаций, болезни и т. п. представлялись первобытным людям следствием деятельности существующего внутри человека двойника — души, которая может временно покидать тело. Люди, страдавшие эпилепсией, и психически больные считались одержимыми духом. На самых ранних стадиях своего развития религия накладывала отпечаток на приемы лечения и на представления о возникновении болезней.

Соответственно онтологическим и демонологическим представлениям о возникновении болезней создались и методы борьбы с болезнями как с живыми существами или духами. Возникли приемы предупреждения болезней и лечения больных путем борьбы с многочисленными демонами, бесами, духами. Широко применялись заговоры и заклинания.

При общественном разделении труда в первобытном обществе выделялись отдельные профессии и среди них знахари, в обязанности которых входила лечебная деятельность, примитивное врачевание. Первоначально эти лекари-ремесленники не были связаны с религиозно-бытные служители культа — жрецы и произошло слияние функции знахаря и жреца.

Зачатки врачевания у восточных славян в родовом периоде. У наших предков восточных славян при первобытно-общинном строе отмечались зачатки врачевания, начало народной эмпирической медицины и народной гигиены. У восточных славян в родовом строе до принятия ими христианства не было жреческого сословия. Но были люди, выполнявшие функции языческого духовенства. По летописи они назывались волхвы, кудесники, вещие люди. Народ их называл ведунами, знахарями, колдунами. Носителями знаний долгое время были народные лечцы.

2. История медицины как наука, определение, значение для подготовки врачей. Исторические источники и их значение в изучении истории медицины.

История медицины как наука, изучающая развитие медицинской теории и практики, тесным образом связана с развитием общества, сменой общественно-экономических формаций, историей культуры народов. Изучая прошлое медицины, мы можем оценить достижения современной медицины и проследить перспективы ее развития.

Знание истории медицины имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащая его теоретическими знаниями, умением анализировать происходящие события, воспитания чувства гуманизма и патриотизма.

Прошлое медицины воссоздается на основе изучения фактов, источников. Все исторические источники делятся на 7 основных групп: письменные, вещественные (материальные), этнографические, устные (фольклорные), лингвистические, кинофотодокументы, фонодокументы.

Письменные источники - это рукописный или печатный документ, выполненный на папирусе, керамике, бумаге, камне, глине, дереве, коре и др. Они могут быть подлинными или копиями.

Вещественные (материальные) источники, основную часть которых составляют археологические памятники, включают и антропологический материал (ископаемые останки человека). Наука, которая занимается изучением болезней древних людей по костным останкам, называется палеопатологией.

Этнографические источники характеризуют явления культурной и общественной жизни, унаследованные человечеством от предшествующих эпох. К ним относятся суеверия, обряды, верования, обычаи, поверия и т.д.

Устные (фольклорные) источники - это созданные народом и харак­теризующиеся устной формой передачи образов реальной действительности.

Лингвистические источники - отображение в речевой форме реаль­ной исторической действительности.

Кино-, фотодокументы - источники, фиксирующие события, которые могут быть воспроизведены повторно.

Фонодокументы отображают звуковую сторону исторического факта и представляют собой фонограмму, сделанную в момент события.

Задачи преподавания истории медицины сложны и многообразны:

1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины.

2. Развитие исторического мышления в понимании процессов ста­новления медицины для лучшего овладения специальными медицинскими знаниями.

3. Воспитание чувства патриотизма, гуманизма, чести, достоинства врача на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее положительных традиций, ознакомление с жизнью и заслугами лучших ее представителей.

4. Воспитание качеств морально-этического характера, способствующих становлению врача новой формации.

3. Законы царя Хаммурапи, основные черты медицины Месопотамии.

Главный источник сведений о медицине Месопотамии — многочисленные клинописные таблички с текстами об искусстве врачевания.

Медицинские сборники табличек из библиотеки Ашурбанипала подбирались по признакам болезней или по названиям частей тела. Например, в табличках, объединённых общим названием «Когда человеческая голова охвачена жаром», дано подробное описание болезней головы: различных видов «умопомрачения», болезней висков, ушей и глаз, «облысения».

Библиотека Ашурбанипала содержала собрание заклинаний и описания обрядовых действий под общим названием «Когда в дом больного заклинатель идет».

Если у врача не было надежды на выздоровление больного, он удалялся, не начиная лечения, следуя предостережению: «Этот человек под опасным влиянием, не приближайся, к нему». Возможно, это связано с первыми представлениями об инфекционных болезнях.

Рассечение жертвенных животных давало представление о крупных внутренних органах: сердце, печени, почках, кишечнике, желудке. Средоточием всей жизни вавилонские жрецы считали печень. Они делили её на 50 квадратов и предсказывали по ним судьбы и события.

Тексты Древней Месопотамии не упоминают о медицинских школах, передача медицинских знаний шла в узком кругу посвященных.

Законы царя Хаммурапи.
О наказании врача в случае неудачного лечения сообщает 218 параграф законов заря Хаммурапи, создателя вавилонской империи (XVIII в. до н.э.): «Если врачеватель сделал свободному человеку сильный надрез бронзовым ножом и умертвил этого человека, либо сделал надрез в области брови или виска этому человеку и погубил глаз этого человека, такому врачу надлежит отрезать руку». Подобные законы действовали в течение столетий и вряд ли способствовали развитию хирургии, что подтверждается и найденными письменными источниками.

Жестокое наказание врача в случае неудачного исхода лечения было причиной высокой оплаты медицинских услуг. Так, например, согласно законам Хаммурапи, «... если врачеватель срастил сломанную кость или вылечил больной сустав, то больной должен заплатить ему пять сиклей серебра». На эту сумму можно было целый год кормить несколько человек.

· Вопрос 4.
Особенности медицины древнего Китая.Методы профилактики и Диагностики.

Подготовка врачей в Древнем Китае имела фамильный характер, медицинские знания передавались из рода в род. С образованием царства, усилением влияния религии началась и школьная подготовка врачей при храмах; руководящая роль в медицине перешла к жрецам. В эпоху Чжоуськой династии (XI - III ст. к н. е.) врачи за квалификацией, которая определялась соответствующими комиссиями, разделялись на разряды. Эмпирическая народная медицина начала пополняться большим количеством средств мистического характера
Организм рассматривался как единое целое: "Избегай лечить только голову, если болит голова, и лечить только ноги, если болят ноги". Считали, что большое значение для здоровья имеет регулярный сон: "Одну ночь без сна не наверстаешь десятками ночей сна".
Общим правилом для врачей было "лечить лишь то, что поддается лечению; если болезнь неизлечима - пытайся облегчить страдания умирающего".
Основным положением терапии было лечение противоположным. Терапевтические средства китайской медицины очень разнообразны. Большинство медикаментов представляют лекарства растительного происхождения. Фармакопея XVI ст. состоит из 52 томов. Наилучшим из растительных лекарств считается корень женьшеня, которому приписывалось чудодейственное действие при разных заболеваниях. Современными опытами доказано, что он содержит алкалоиды тонизирующего характера. Из лекарств животного происхождения применялись панти - рога молодых пятнистых оленей; мускус - для лечения заболеваний сердца, печенки; костный мозг - для лечения гемералопии. В особенном почете были кровь и внутренности тигра. Из минеральных веществ использовались ртуть - от сифилиса, серка - от чесотки и др.
Особенностью сугубо китайской медицины есть метод лечения уколами - чжень-цзю (акупунктура) и прижиганиями - моксами. В древние времена эффективность этих методов объясняли тем, что прижигание и уколы создают "отверстия для выделения нечистоты" из больного тела. Показание для назначения их и описание применения даются уже в "Трактате" Бянь Цио. Китайские ученые определили на теле человека около 600 точек, в которые надлежит делать уколы при тех или других заболеваниях.
Чжень-цзю является самым распространенным методом лечения и в современном Китае применяется в поликлиниках и в стационарах. Этот метод лечения в наше время достаточно распространен в странах Европы и Америки, изучается во многих лабораториях и клиниках, в частности и в нашей стране. Лечебный эффект его теперь рассматривают как следствие сенсорно-висцерального рефлексу.
В Китае до нашей эры уже применялись предупредительные меры против оспы: чтобы искусственно вызывать заболевание, сохлые струпья оспенных пустул вкладывали в ноздри детей. В древних письменных достопримечательностях ("Чжоуськие ритуалы", XI - V ст. к н. е.) советуют обмывать все тело через каждых 5 дней, мыть голову через Из дни, а руки?- 5 раз на день. Рекомендовались для здоровья разные виды спорта, разработана была своеобразная система пластичной гимнастики, призванная отворачивать внимание больного от грустных мыслей, болезненных стражданий, создавать жизнерадостное настроение.
В "Шицзин" подчеркивалось, насколько важно поддерживать в жилье чистоту.
1. Лечение людей, не чувствующих себя больными.
Опираясь на многовековой опыт, врач может заподозрить предрасположенность того или иного человека к какой-либо болезни или выявить заболевание на самых ранних этапах его развития. Поэтому порой путем самых простых методов лечения (назначение диеты, выработка определенных правил поведения человека, массажа и др.) возможно поддержание организма в здоровом состоянии.

2. Не забывать о существенном и несущественном в заболевании.
Врачи Древнего Китая, приступая к лечению больного обращали внимание в первую очередь на основные симптомы болезни, которые беспокоили больного, и старались лечить их. После снятия симптомов врач старался лечить «корень» заболевания и излечить его. Поэтому порой лечение продолжалось и после того, как больной уже чувствовал себя здоровым. Лечение в китайской ме

· Вопрос 5.
Медицина в Древней Индии, достижение в области хирургии,гигиены, объяснение сущности болезни
.
До недавнего времени существовало убеждение, будто медицина получила начало и развитие в Греции. В действительности же, индийцы раньше других народностей изучали окружающую природу и применяли свои знания к облегчению страданий.
Согласно их мифам, основателем медицины были боги Шива и Дханвантари; бушующее море между прочими драгоценностями выбросило на берег ученого врача. Медицинские познания собраны в священных гимнах, или ведах, именно в Яджур-веде, которая составлена не раньше IX века до н. э. Позже, в период браминов, появились объяснения вед, сделанные различными писателями; из последних особенно замечательны Чарака и Сушрута. У них мы встречаем здравый взгляд на болезни и логические выводы относительно лечения. Вероятно, сочинения двух только что названных авторов составлены были в III—IX вв. до н. э.; сочинения имеют вид сборников, в которые вошли отрывки из различных писателей. Кроме двух приведенных сочинений сохранилось много других, разъясняющих ту или другую отрасль медицины.
Сначала медициной занимались исключительно брамины; однако, довольно рано врачебное дело перешло в руки особого сословия — к касте ведия. Представители этой касты, в противоположность браминам, получали вознаграждение за свои труды. Преподавание медицины производилось особыми браминами, которые назывались гуру; оно состояло в чтении священных книг, объяснении их, изучении лекарств, в примерном лечении больных; для пополнения образования ученики с учителем совершали путешествия и наблюдали как лечит другой гуру. Окончив врачебное образование, молодой человек получал от раджи право лечить, при чём давал обещание одеваться чисто, стричь бороду и ногти, говорить мягко, без резкостей, являться к больному по первому требованию, лечить даром браминов и не браться за лечение неизлечимых страданий. Наряду с образованными врачами были и знахари. Призванный к больному, образованный врач тщательно исследовал страдающую часть тела и назначал лекарство, когда окончательно убеждался в характере болезни.
Особенно хорошо разработана в индийской медицине хирургия, называвшаяся шалия. Индийские хирурги умело производили извлечение мочевого камня, извлечение катаракты, прокол грудной клетки и т. д. При переломах накладывались удовлетворительные повязки. Кровотечения останавливались прижиганиями. Раны перевязывались надлежащим образом. Особенную славу составляют пластические операции — для восстановления отсутствующих носа или уха; лоскут брался из здорового соседнего участка и приживлялся к окровавленному пополняемому месту. Подобные операции производились и в Европе, начиная с XVI столетия, но при них лоскут брался из отдаленной части тела; позже распространился и индийский способ.
Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т. д. Свежие припасы считаются наиболее способствующими здоровью, также весьма полезны купанье, растирание тела мазями. Зубы чистятся щеточкой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовлялся из меда, длинного перца, сухого имбиря и проч. Из пищевых веществ наиболее полезны свежее мясо, мёд, очищенный животный жир, молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены ведами, но позже распространились повсюду; Сушрута описывает напитки из различных плодов; вино признавалось необходимым для усиления аппетита.
Число упоминаемых индийскими авторами лекарств громадно; Сушрута описывает свойства 760 растительных средств, давая точные указания о выборе времени собирания, способах сохранения и приготовлении их. Для лекарств употреблялись различные части растений и животных, также отделения последних. Из неорганического мира применялось множество веществ; индусы изучили свойства металлов и их соединения: ртуть, золото, серебро, медь, селитру, буру, соду и др. Индусы искали такого соединения, которое способно было бы сделать человека молодым и бессмертным. Это искание жизненного эликсира отличало в средние века арабов, которые заимствовали у индусов познания и усвоили их

· Вопрос 6.
Медицина Древнего Египта,толкование причин болезней, очистительная терапия.
Медициной в Древнем Египте занимались жрецы. Геродот пишет, что их специализация различалась: «каждый врач занимается особым родом болезней: одни — глазные врачи, другие — врачи для головы, третьи — для зубов, и ещё иные — для невидимых болезней» и еще был специальный «изготовитель лекарств», однако это свидетельство относится уже к Позднему периоду. Если врачебная специализация и была раньше, то относилась только к придворным медикам, да и то была условной, так как «специализации» одного врача перечисляются как почетные титулы.
У врачей Древнего Египта была хорошая репутация, и правители других империй даже просили фараона прислать к ним врачей, чтобы лечить своих родственников. Имена некоторых из врачей Египта, таких как Имхотеп, Мерит Птах — первая женщина-врач и Хеси-Ра, остались в истории. Однако следует учитывать, что источники для столь древних эпох редко бывают абсолютно достоверны. Так, и обстоятельства жизни и деятельности дошедших до нас фигур окружены легендами, более поздними дополнениями и искажениями.
Лечение в Древнем Египте представляло собой крепкий синтез магии и терапии. Как правило, они применялись в совокупности по принципу: «Магия действенна вместе с лекарственным средством, лекарственное средство действенно вместе с магией». Но вместе с тем, встречаются и источники, в которых роль магии и заклинаний рассматривается как решающая, действенная сама по себе.
Лечение мигрени путем привязывания к голове пациента глиняного крокодила.
Магические методы воздействия заключались, как ни странно, в экзорцизме, то есть в изгнании из тела больного «демонов», которые вызвали болезнь. Диагностика же заключалась в том, чтобы по симптомам установить, какой конкретно демон засел в теле больного, после чего прогнать его заклинаниями и лекарствами.
Для лечения египтяне применяли практически все известные им материалы и компоненты: начиная от самых тривиальных (мед, молоко, масло, растительные и животные жиры, лекарственные травы, глина, сода и далее до бесконечности) до более чем экзотических (частицы «небесного железа», метеорита — самого дорогого материала в Древнем Египте).
Множество медицинских практик были эффективными, например, многие хирургические процедуры, приведённые в папирусе Смита. В основном советы врачей для сохранения здоровья включали рекомендации мыться и брить тела, в том числе под мышками, так как это поможет предотвратить инфекции. Они также рекомендовали пациентам следить за своим питанием и избегать продуктов, таких как сырая рыба или сырое мясо других животных, считавшееся нечистым.
Многие методы были неэффективны или вредны — в частности, многие рецепты лекарств содержали навоз, который содержит продукты брожения и плесени; некоторые из них имеют целебные свойства, но также и бактерии, представляющие серьёзную угрозу заражения.
Древние египтяне представляли систему кровообращения. О ее функциях упоминается в двух папирусах. Они измеряли пульс говоря о сердце. Во время мумификации мозг удалялся из организма, поэтому маловероятно, что врачи тех времен понимали всю сложность устройства этого органа и его связь с нервной системой. Однако на папирусах есть записи, подробно описывающие роль спинного мозга при подаче сигнала к движениям нижних конечностей.
Согласно воззрениям древних египтян, ведущее место в жизнедеятельности организма занимали кровь и пневма. Под пневмой понимали находящуюся в воздухе невидимую и невесомую субстанцию, которая при вдохе поступала в легкие, затем в сердце и далее вместе с кровью расходилась по всему телу. Болезнь означала изменение свойств или соотношений крови и пневмы. Т.о., в древнеегипетской М. зародились две важнейшие общепатологические концепции — гуморальная и пневматическая, которые в различных формах сохранялись в М. на протяжении более 3 тысячелетий. Вместе с тем существование учения о пневме не исключало и демонологических представлений, согласно которым определенная роль в возникновении болезней приписывалась духам. Причем имеются основания считать, что на определенн

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...