Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда




Грачев С.И., Морозова А.С.

Сохрани себя сам: Практикум личностной безопасности граждан: учебное пособие, 2015. –___ с.

 

 

В учебном пособии изложены теоретические основы безопасности жизнедеятельности в мирное время и в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Рассмотрены ЧС природного происхождения, угрозах техногенных аварий,опасностям применения взрывных устройств и противодействие им, опожарах и пожарной безопасности. Анализируются проблемные аспекты в структурном и системном началах безопасности личности во время путешествий и защиты человека от агрессивных действий животных, насекомых и инфекционных заболеваний людей. Предлагается значительный спектр рекомендаций в области физических, социальных и психологических аспектов безопасности жизнедеятельности.

Учебное пособие предназначается для студентов всех форм обучения в высших учебных заведениях.

 

 

 

Оглавление

 


Введение ……………………………………………………………………….3

Глава 1. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда..5

Глава 2. Чрезвычайные ситуации и их классификация……………………11

Глава 3.Организация защиты населения в чрезвычайных ситуациях……..13

Глава 4. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций……………….23

 
Глава 5.Чрезвычайные ситуации природного происхождения……………28

Глава 6. Промышленные риски, угрозы техногенных аварий и атак террористов - противодействие им…………………………………………….61

Глава 7. Пожары и пожарная безопасность: организация и методика противодействий……………………………………………………………….77

 
Глава 8. Угрозы применения взрывных устройств и рекомендации по предупреждению таковых……………………………………………………107

Глава 9. Туризм, поездки за границу, безопасность личности во время путешествий ……………………………………………………………………127

Глава 10. Защита человека от агрессивных действий животных, насекомых и инфекционных заболеваний людей…………………………………………190

Глава 11. Физические, социальные и психологические аспекты безопасности жизнедеятельности…………………………………………….203

Заключение………………………………………………………………….310

Список литературы…………………………………………………………311

Сведения об авторах………………………………………………………..312

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На всех этапах развития человечество стремится к обеспече­нию жизнедеятельности, личной безопасности и сохранению жизни и здоровья себе и своим близким. Это стрем­ление явилось мотивацией многих действий и поступков че­ловека. Строительство надежного жилища это стремление создать себе и окружающим людям защиту от опасных и вредных явлений и факторов (молнии, осадки, землетрясения, рез­кие колебания температур, солнечная радиация и др.). Однако, с появлением жилищ возникла опасность обрушения, задымления, возгорания и т.п.

Постоянное повышение технической оснащенности в различных областях человеческой деятельности сопровождается возрастанием энергетического уровня антропоген­ных факторов современной среды обитания. Постоянный рост количества аварий и катастроф негативно воздействует на чело­века и окружающую среду, увеличивает материальный и моральный ущерб, наносимый личности, обществу, государству.

Огромное наращивание производственных мощно­стей, развитие энергетики и средств транспорта, интенсив­ная добыча природных ресурсов, широкое применение удоб­рений и ядохимикатов в сельском хозяйстве, мелиорация зе­мель поставили некоторые регионы страны на грань экологи­ческой катастрофы.

Определенное количество экологических проблем создают во­енные ведомства. В зонах испытательных полигонов возника­ет и длительно действует комплекс опасных и вредных факторов.

Терроризм и экстремистская деятельность приобретают все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массо­вые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению.

Таким образом, актуальнейшими проблемами современности является: организация обеспечения безопасности и жизнедеятельности людей; в случае необходимости оказание им помощи; проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражений; сохранение здоровья пострадавшим; уменьшение материального ущерба; подготовка людей, способ­ных организовать предотвращение экстремальных ситуаций и оказать помощь населению при ликвидации опасности.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека обязывают, что совре­менный человек должен быть под­готовлен к обеспечению личной безопасности, безопасности жизнедеятельности своих близких людей, коллег при возникновении стихийных бедствий, аварий и техногенных катастроф.

Получению знаний и отработке навыков способствует изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятель­ности», которая помогает выработать идеологию и практику безопаснос­ти, прививает навыки конструктивного мышления и продуманных действий в экстремальных и жизненеопасных ситуациях.

В предлагаемом учебном пособии, предназначенном для студентов высших учебных заведений, достаточно подроб­но изложены материалы: о безопасности жизнедеятельности и окружающей природной среде; об организации защиты населения в ЧС и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; о ЧС природного происхождения и промышленных рисках, угрозах техногенных аварий,опасностям применения взрывных устройств и противодействие им; опожарах и пожарной безопасности. Детально рассматриваются проблемные аспекты в структурном и системном началах безопасности личности во время путешествий; защиты человека от агрессивных действий животных, насекомых и инфекционных заболеваний людей. Предлагается значительный спектр рекомендаций в области физических, социальных и психологических аспектов безопасности жизнедеятельности.

 

ГЛАВА 1.

Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда

По мере ускорения темпов технического прогресса воз­действие хозяйственной деятельности человека на природу становится все более разрушительным. В настоящее время оно уже соизмеримо с действием природных факторов, что приводит к качественному изменению соотношения сил меж­ду обществом и природой. Человечество поставлено перед фактом возникновения в природе необратимых процессов, новых путей перемещения и превращения энергии и веще­ства. В природу попадает все больше и больше чуждых ей веществ, порой высокотоксичных для живых организмов. Часть из них не включается в естественный круговорот и накапли­вается в биосфере, вызывая опасность для всего живого, на­селяющего планету Земля.

Таким образом, нарушая законы природы, человек ухуд­шает обеспечение своей жизнедеятельности, несмотря ни на какие общественные и технические усовершенствования. Он стал задумываться о путях и возможностях сохранения ка­чества среды обитания на уровне, необходимом для сохране­ния его здоровья и устойчивого существования и развития популяций животных, насекомых, микроорганизмов, растений. Постепенно развилось научное направление, регулиру­ющее общественные экологические отношения в сфере вза­имодействия общества и природы в интересах сохранения жизни в настоящем и будущем.

Среди разнообразия форм взаимодействия общества и природы на современном этапе выделяются две:

· экономическая форма - потребление ресурсов природы, т. е. использование ее для удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей;

· экологическая форма - охрана окружающей природной среды с целью сохранения человека как биологического и социального организма и его естественной среды обитания.

Негативная деятельность человека по отношению к при­родной среде проявляется в следующих направлениях:

· загрязнение окружающей природной среды;

· истощение природных ресурсов;

· разрушение природной среды.

Анализ причин загрязнения, истощения и разрушения при­родной среды, исходящих от хозяйственной деятельности чело­века, показывает, что они могут быть как объективными, так и субъективными.

К объективным можно отнести следующие:

· предельная способность земной природы к самоочище­нию и саморегуляции. До определенного предела земная при­рода перерабатывает, очищает отходы производства, как бы защищая себя от их вредного воздействия. Но возможности природы ограничены. Емкость природной среды уже не по­зволяет перерабатывать всевозрастающие масштабы отходов, и их накопление создает угрозу глобального загрязнения ок­ружающей среды;

· физическую ограниченность земельной территории рам­ками одной планеты. Запасы полезных ископаемых вследствие этого постепенно расходуются человеком и перестают суще­ствовать;

· отходность человеческого производства. В природе производство осуществляется по замкнутому циклу. Конечный продукт в одном цикле становится исходным для нового производственного цикла. Производство же, в котором участвует человек, в своей массе и своей основе является от­ходным. Подсчитано, что для обеспечения жизнедеятельности человека в год расходуется не менее 20 т. природных ресурсов, из них лишь 5-10% идут на продукцию, а 90-95% поступают в отходы, зачастую в виде несвойственных природе веществ. Это ведет не только к преждевременному ис­тощению природной среды, но и к разрушению экологичес­ких систем;

· необходимость познания и использование человеком законов развития природы. Особенность этой причины зак­лючается в том, что законы развития природы, определяющие последствия человеческой деятельности, человек вынуж­ден познавать не умозрительно или в лаборатории, а в процессе использования природы, путем накопления опыта ве­дения хозяйства.

Следует назвать две особенности проявления резуль­татов воздействия человека на природную среду.

Первая каса­ется времени: результаты производственно-хозяйственной де­ятельности, загрязнение или разрушение среды обитания мо­гут проявиться не только в настоящем, но и в будущем, при жизни других поколений, когда виновник не сможет быть сви­детелем пагубных последствий его господства над природой.

Вторая особенность относится к проявлению последствий хозяйственной деятельности в пространстве: антропогенное воздействие на природу в одном регионе, благодаря действу­ющим законам единства и взаимосвязи природной среды, может повлиять на другие регионы. Тем не менее, часто со­здается ложное представление о якобы безвредности той или иной деятельности человека.

Именно через печальный опыт хозяйствования в приро­де человечество познает пагубные последствия этой деятель­ности, понимает, что уничтожение лесов ведет к исчезнове­нию почвенного покрова, уменьшению кислородного запаса планеты, исчезновению рек и озер. Массовое загрязне­ние окружающей среды порождает болезни, ведет к дегра­дации человеческой личности, вредно отражается на буду­щих поколениях. Нынешнее молодое поколение уже ощуща­ет на себе результаты загрязнения 70-80-х гг.

Вторую группу составляют субъективные причины. Глав­ные из них:

· недостатки организационно-правовой и экономической деятельности государства по охране окружающей среды;

· дефекты экологического воспитания и образования на­ селения страны.

До настоящего времени в России законы и постановле­ния правительства носят декларативный характер, механизм их исполнения не отработан. Административная и уголовная ответственность за экологические преступления для физи­ческих и юридических лиц, как правило, явление редкое. А ведь в развитых странах широко используются экономи­ческие рычаги, позволяющие предприятиям и организациям защищать природу с выгодой для себя. Это может быть сни­жение налогов, поощрение предприятия в случае снижения сбросов (выбросов), а также заключение с правительством выгодных договоров на выполнение крупных проектов.

Несмотря на достижения общественного и научно-техни­ческого прогресса, ХХ и XXI век, к сожалению, характеризуются господством потребительской психологии человека по отношению к природе. Несмотря на многочисленные дискус­сии о рациональном природопользовании, которые усилились на рубеже двух веков, психология основной массы людей ос­талась на потребительском уровне.

Исследования, связанные с проблемами охраны окружа­ющей среды, показывают тесную связь между охраной при­роды и состоянием не только здоровья человека, но и его нравственностью. Между человеком и природой существует диалектическая взаимосвязь. Преобразованная человеком при­рода, приспособленная для решения задач системы обратной связи, воздействует на человека, формирует его личность, его нравственный и духовный облик.

Оригинальные исследования о связи алкоголизма с заг­рязненностью окружающей среды проведены академиком А. В. Яблоновым. Им отмечено, что в нормальной экологичес­кой среде крысы предпочитают пить чистую воду, игнорируя при этом слабый раствор спирта. При загрязнении среды уг­лекислым газом в нормах, свойственных крупным промыш­ленным городам, крысы предпочитают пить разбавленный в воде спирт, а не чистую воду. Этот эксперимент наводит на грустные мысли.

Результатом недостаточного внимания общества к про­блемам охраны окружающей среды стали экологическое не­вежество и экологический нигилизм. Общим у них является пренебрежение к знаниям и использованию экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды.

Экологическое невежество - нежелание изучать законы вза­имосвязи человека и окружающей среды.

Экологический ни­гилизм - нежелание руководствоваться этими законами.

Невежество и экологический нигилизм в соче­тании с потребительской психологией становятся опасными для существования всего живого на Земле.

В последнее время в обществе все более начинает про­являться форма взаимодействия с природной средой, которая называется охраной окружающей среды, как реак­ция на загрязнение природы, истощение природных ресур­сов и угрозу разрушения экологических связей. В отличие от потребления это — осознанная форма общественной и госу­дарственной деятельности, направленная на сохранение и воспроизводство природных ресурсов

Проблема охраны окружающей природной среды во всех ее формах (консервативной, рационального использования природных ресурсов и оздоровления окружающей природной среды) из нацио­нальной превращается в международную. Решение ее зави­сит от совместных усилий всего мирового сообщества. Таким образом, для глобального решения проблемы необходимо обеспечить вы­полнение международных обязательств и договоров, связан­ных с экологической безопасностью планеты.

Для современного этапа развития охраны окружающей среды характерны следующие направления:

· гуманизация охраны окружающей среды. Это значит, что в центре проблемы ставится человек, т. е. через призму здоровья и генетической цельности человечества решаются проблемы охраны всей окружающей природной среды (в от­личие от охраны природы, когда здоровье человека охраня­ется как результат защиты всей экологической цепочки, в конце которой находится человек);

· экологизация хозяйственной деятельности. Это значит, что экологические требования должны внедряться во все виды и на всех этапах хозяйственной деятельности человека, а так­ же в его духовной и культурно-бытовой сфере;

· экономизация охраны окружающей среды. Это направление исходит из заинтересованности любого субъекта в ох­ране окружающей природной среды. Такая заинтересованность выгодна и полезна обществу, так как хозяйства всех стран терпят колоссальные убытки от загрязнения и нерационального использования природной среды;

· антивоенная направленность природозащитных мероп­риятий. Затраты всех государств со времени окончания Второй мировой войны на военные нужды составили 17,5 трлн долл. Тысячи самых талантливых ученых работают в закрытых городах и лабораториях над усовершенствованием ору­жия массового уничтожения человека и природной среды. Военные расходы несут угрозу развязывания новой войны, ав случае невоенного использования человеческого, финансо­вого и промышленного потенциала позволяют высвободить огромные средства для оздоровления и улучшения окружаю­щей среды.

Таким образом, возможный процесс сокращения вооружений и армий, перево­д военной промышленности на производство товаров мирно­го назначения способствовал бы не только развитию экономики в мире, но и имел большое экологическое значение. Во-первых, снимается угроза разрушения природной среды в результате военных действий; во-вторых, снижается угроза загрязнения среды обитания, которую обеспечивают военно-промышленные комплексы; в-третьих, увеличиваются денеж­ные и материальные расходы на социальные нужды и на благо природы.

 

ГЛАВА 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...