Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое контрастность. Зернистость – враг фотографии. Зависимость разрешающей способности пленок от светочувствительности




Что такое контрастность

 

 

В быту контрастом мы называем всякую резко выраженную противоположность. Понятие контрастности можно применить к чему угодно. Посмотрим, что под этим имеется в виду в фотографии. Коротко это можно выразить так: контрастностью называется способность фотографических материалов передавать яркости сфотографированного объекта с той или иной степенью различия.

В свое время выпускались фотопленки разной контрастности. Одни фотопленки передавали различия в яркостях так же, как они различаются нами в натуре, т. е. без искажений. Такие фотопленки назывались нормальными. Другие – передавали эти различия с некоторым приуменьшением. Их называли мягкими. Третьи же, наоборот, преувеличивали различие в яркостях. Они назывались контрастными.

Задача фотографии состоит в том, чтобы правильно, без всяких тоновых искажений, передать на снимке сфотографированный объект, и совершенно очевидно, что сделать это можно, пользуясь только нормальными пленками. Поэтому одновременно с выпуском фотопленок типа «Фото» четырех степеней светочувствительности прекратили также выпуск мягких и контрастных фотопленок, и все пленки типа «Фото» сейчас выпускаются только нормальными.

Однако объекты съемки бывают разные, и правильное их воспроизведение на снимке не всегда отвечает творческому замыслу фотографа. На практике нам иногда приходится фотографировать объекты, которые сами по себе очень вялые. Так выглядят многие объекты в пасмурную погоду. Иное дело, если вы намерены сознательно подчеркнуть эту вялость, серость, пасмурную погоду. Тогда, конечно, лучше всего снимать на нормальных пленках. Но если такая задача не стоит и случилось так, что снимок надо сделать контрастным, а погода пасмурная, тут могла бы выручить контрастная пленка.

Встречаются и обратные случаи, особенно летом, в ясную, солнечную погоду. Яркое солнечное освещение сильно повышает контрастность объекта. При съемке на нормальных пленках объект получится таким же контрастным. Подробности объекта в тенях могут на снимке пропасть. Мягкая пленка в таких случаях могла бы смягчить контраст и тем самым повысить техническое качество снимка.

Но контрастность зависит и от времени проявления. В зависимости от того, какое время вы будете проявлять пленку, негативы могут получиться разной контрастности. Следовательно, контрастностью можно управлять и на нормальных пленках.

 

Зернистость – враг фотографии

 

 

Рассматривая негативы, на которых имеются очень мелкие детали (например, нагрудные значки или мелкие надписи на вывесках, плакатах и т. п. ), мы часто силимся разглядеть их, прочесть надписи. Нам кажется, что надписи очень четкие и прочесть их невозможно только из‑ за того, что они слишком мелки. Однако если вооружиться сильной лупой или сделать с негатива увеличение крупного формата, то окажется, что дело совсем не в размерах деталей и надписей, и хотя они и увеличатся, прочесть их все равно не удастся: все они превратятся в бесформенные пятна.

В чем же дело? Причина кроется в зернистости пленки.

То, что эмульсия фотографических пленок по природе своей зерниста, вы уже знаете.

Зернистость – злейший враг фотографии, с которым уже не один десяток лет ученые ведут самую ожесточенную борьбу. В этом деле уже достигнуты немалые успехи, но полностью избавиться от зернистости, т. е. изготовить совершенно беззернистую пленку, пока еще не удалось.

О зернистости эмульсии можно судить по тому, насколько четко фотопленка передает тонкие линии, т. е. насколько велика или низка ее разрешающая способность.

Так же, как и разрешающая сила объективов, разрешающая способность пленок определяется числом отдельных параллельных линий и таких же по толщине промежутков между ними, какое пленка способна раздельно передать на одном миллиметре участка изображения.

Зернистость связана со светочувствительностью пленок. Чем выше светочувствительность пленок, тем обычно выше их зернистость и ниже разрешающая способность. Из табл. 4 видно, как возрастает разрешающая способность с уменьшением светочувствительности пленок. Приведенные в этой таблице цифры не учитывают реальных возможностей съемки. Для достижения такой разрешающей способности необходима идеальная, практически недостижимая точность наводки на резкость. Разрешающая способность пленок на практике оказывается всегда ниже, чем указано в таблице, но и при этом разница между разрешающей способностью пленок разной светочувствительности остается и сказывается на качестве фотоснимков.

 

 

Таблица 4

ЗАВИСИМОСТЬ РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПЛЕНОК ОТ СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ

 

 

Снизить зернистость и повысить тем самым разрешающую способность пленок не в наших силах, но зернистость зависит не только от самой пленки. Она сильно возрастает при неумелом или неправильном проявлении, поэтому, проявляя пленку, следует принять все возможные меры, чтобы воспрепятствовать росту зернистости. Для этого пленку надо проявлять умело и только с помощью мелкозернистых проявителей. Впрочем, подробно мы еще поговорим об этом, когда дело дойдет до проявления (см. главу 8).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...