Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наиболее выгодные положения объектива и диафрагмы




НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВА И ДИАФРАГМЫ

 

 

 

Как пользоваться видоискателем

 

В фотографической практике применяются два очень близких по смыслу понятия: «визирование» и «кадрирование». Оба они означают правильное ориентирование фотоаппарата относительно объекта съемки; оба они совершаются одновременно и с помощью одного и того же устройства – видоискателя. Многие поэтому считают, что это одно и то же. На самом же деле между этими понятиями есть разница.

Под визированием имеется в виду технически правильное пользование видоискателем с учетом его особенностей, а под кадрированием – правильное определение границ снимаемого кадра.

Первая операция – чисто техническая, вторая – творческая.

Можно было и не говорить об этой разнице, если бы не частые ошибки, совершаемые начинающими фотолюбителями, которые, производя визирование, забывают о кадрировании. Между тем от умелого кадрирования зависит композиция кадра, а следовательно, и его художественная выразительность.

Видоискатель всегда находится несколько в стороне от объектива, и их оптические оси не совпадают. Ни один видоискатель, как бы точно он ни был сделан, не дает точных показаний. Возникает параллакс визирования, вследствие которого кадр, ограниченный видоискателем, не совпадает с кадром, получаемым на фотоснимке (см. рис. 23).

Как мы уже говорили в главе 3, этот недостаток смягчается тем, что видоискатели обычно ограничивают несколько меньший кадр с расчетом, чтобы на фотоснимке оставался некоторый запас изображения. Однако и это не всегда гарантирует правильное визирование. При этом ошибка получается тем большей, чем дальше оптическая ось видоискателя от оптической оси объектива и чем ближе расположен снимаемый объект.

При съемке с небольших расстояний необходимо учитывать это обстоятельство и вносить поправки в показания видоискателя, т. е. располагать наблюдаемый объект съемки несколько ближе к той стороне видоискателя, которая обращена к объективу.

Например, в фотоаппарате «Любитель‑ 2» объектив видоискателя расположен на 42 мм выше съемочного объектива.

Чтобы получить при съемке этим фотоаппаратом снимок, скадрированный, как показано на рис. 83, слева, надо расположить объект съемки в поле видоискателя, как показано посредине. Если же скадрировать изображение в видоискателе, как показано слева, то на снимке получится кадр, показанный справа.

 

Рис. 83. В показания видоискателя надо вносить поправки

 

Значительно удобнее в этом смысле зеркальные камеры, свободные от всякого параллакса. Но при визировании зеркальными камерами типа «Зенит» и «Старт» надо учитывать, что по техническим причинам применение пентапризм не позволяет видеть в окуляре фотоаппарата весь рисуемый объективом кадр. В фотоаппаратах «Старт» (рис. 84) видимый кадр соответствует формату 22 x 33 мм, т. е. по длине он меньше номинального размера кадра на 3 мм, а по высоте – на 2 мм. Еще больше от номинального отличается кадр, видимый в фотоаппаратах марки «Зенит». Здесь он соответствует формату 22 x 28 мм.

 

 

Рис. 84. Кадры, видимые в окулярах фотоаппаратов «Старт» и «Зенит», меньше номинального

 

Поэтому, если при съемке дальномерными фотоаппаратами целесообразно оставлять при визировании некоторый запас поля вокруг требуемого кадра или вносить поправку на параллакс, то при съемке зеркальными камерами «Зенит» не только не требуется никакой поправки, но фотографируемый кадр можно свободно доводить до самых границ видимого ноля, совершенно не боясь того, что края кадра могут оказаться на снимке отрезанными.

Ошибки в кадрировании могут произойти и от технически неверного пользования видоискателем.

При съемке с помощью прямого оптического видоискателя линия зрения должна проходить через центр видоискателя, т. е. оптические оси глаза и видоискателя должны совпадать. При этом глаз следует приблизить к окуляру настолько, чтобы прямоугольная рамка передней линзы видоискателя была полностью видна.

При работе с зеркальным видоискателем оптическая ось глаза должна быть перпендикулярна к центру верхней линзы видоискателя.

При работе с рамочными видоискателями глаз следует располагать на таком расстоянии от малой рамки видоискателя и так, чтобы ее стороны в проекции совпадали со сторонами большой рамки. Несоблюдение этих правил ведет к ошибкам кадрирования.

Теперь о кадрировании. Точное кадрирование во время съемки достигается не всегда. Этого можно добиться только в спокойной обстановке, когда объект съемки недвижим.

При съемке объектов в движении произвести точное кадрирование трудно. В таких случаях обычно стараются охватить при съемке несколько больший кадр, с тем чтобы окончательно скадрировать снимок во время печати, убрав на отпечатке лишние места. Это удобно в том смысле, что не приходится особенно задумываться над выбором точки съемки, но масштаб изображения при этом уменьшается и снимок приходится сильнее увеличивать при печати, отчего техническое качество его, естественно, снижается.

Всегда, когда это возможно, надо стараться получше скадрировать снимок еще при съемке, с тем чтобы при печати оставалось только уточнить кадр.

Кадрирование, как мы уже говорили, – процесс творческий, и никаких строгих правил здесь не существует. Но существуют некоторые закономерности композиции кадра, которые остаются верными в большинстве случаев.

Посмотрев на приведенные на рис. 85 портреты, вы, несомненно, согласитесь с тем, что правый из них скадрирован лучше. При портретной съемке не следует располагать лицо человека в центре кадра.

 

 

Рис. 85. Портрет справа скадрирован лучше

 

На рис. 86 показано, как надо располагать в кадре лицо человека при съемке в профиль. Лучше, когда в той части кадра, куда направлен взор человека, остается несколько большее поле. То же относится и к съемке объектов в движении. Эффект движения всегда выявляется лучше, если в стороне, куда оно направлено, остается большее поле (рис. 87).

 

 

Рис. 86. Лучше, когда в той стороне кадра, куда направлен взор человека, оставлено большее поле

 

Число примеров можно было бы значительно увеличить, однако это увело бы нас далеко в область фотографического творчества, чему посвящены специальные книги. [11]

 

 

Рис. 87. Удачным кадрированием подчеркивается эффект движения

 

Кому из вас незнакомо давнее «Спокойно, снимаю! »? Так часто подшучивают над фотографами‑ портретистами. А ведь в слове «спокойно» скрывается глубокий технический смысл. Достаточно немного пошевелиться – и снимок будет испорчен.

Когда объект съемки неподвижен, неподвижно и его изображение. Тогда можно фотографировать с любой длительной выдержкой. Разумеется, что при мало‑ мальски продолжительной выдержке фотоаппарат надо привинтить к штативу.

Иначе обстоит дело, когда объект находится в движении. В этом случае во время съемки движется и его изображение, и если не учесть этого обстоятельства, то можно сказать заранее, что результат будет неважный. Допуски здесь очень невелики. При съемке крупноформатными аппаратами допустим сдвиг изображения не более чем на 0, 1 мм, а для малоформатных камер он не должен превышать 0, 03‑ 0, 05 мм.

Скорость перемещения изображения тем больше, чем быстрее движется объект и чем ближе к фотоаппарату он расположен. Большое значение имеет и направление движения. Одно дело, если объект, например автомобиль, движется в направлении к фотоаппарату или от него, другое, – если тот же автомобиль при той же скорости движения снимается сбоку. Во втором случае изображение будет перемещаться быстрее и выдержка при съемке должна быть короче (рис. 88).

 

 

Рис. 88. В зависимости от направления движения снимаемого объекта выдержка изменяется

 

 

Наконец, в спортивной съемке, как и вообще при съемке идущих или бегущих людей и животных, скорость передвижения самого объекта может быть и не очень велика, а руки и ноги движутся быстрее. Даже стоящий на месте, но жестикулирующий человек – это тоже движущийся объект. Как во всех этих случаях определить выдержку?

Сделаем примерный расчет. Допустим, с расстояния 25мфотографируется автомобиль, идущий под прямым углом к направлению съемки со скоростью 60 км/ч, т. е. 17 м/с. При съемке с такого расстояния фотоаппаратом «Зоркий» с объективом, имеющим фокусное расстояние 5 см, изображение автомобиля на пленке будет в 500 раз меньше натуры. Следовательно, и скорость движения изображения будет в 500 раз меньше, т. е. 24 мм/с. Разделив 24 мм на величину допустимого сдвига изображения (0, 03 мм), получим 1/80 или округленно 1/100 с. С такой выдержкой и надо снимать.

Расчет, как видите, несложен, но было бы смешно заниматься им во время съемки. Автомобиль успеет удалиться от вас ровно на столько километров, сколько минут вы затратите на ваши подсчеты. Проще запомнить, что в любом случае съемки даже малоподвижных объектов выдержка не должна быть больше 1/25 с и всегда лучше, если она короче.

Движущиеся объекты, как правило, снимают на открытом воздухе в достаточно светлые часы дня, т. е. в условиях, когда фотографировать можно с достаточно короткой выдержкой. Поэтому не стоит особенно задумываться над расчетом выдержки; надо снимать с той наименьшей выдержкой, какую допускают световые условия, светочувствительность пленки и светосила объектива. Отступать от этого правила надо только тогда, когда необходимо диафрагмировать объектив, чтобы получить требуемую глубину резко изображаемого пространства. Однако в этом случае надо подбирать диафрагму к выдержке, а не наоборот. Проще говоря, при съемке движущихся объектов надо больше думать о выдержке, чем о диафрагме.

Назвать выдержки для всех случаев съемки подвижных объектов, конечно, невозможно. Можно привести лишь общие, ориентировочные данные, охватывающие круг объектов, наиболее часто встречающихся в практике фотолюбителя (табл. 8).

Выдержки, указанные в этой таблице, надо рассматривать как наибольшие из допустимых, и всегда, когда это возможно, снимать с более короткими выдержками.

Таблица 8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...