Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 10. Фотография – ваш помощник. Репродукция




Глава 10

Фотография – ваш помощник

 

***

 

 

Фотография открывает широкие возможности для выполнения многих технических работ: репродуцирования, микрои макросъемки, микрофильмирования, получения стереоскопических и панорамных изображений, изготовления диапозитивов и тематических диафильмов, получения изображений на тканях, пластмассе и т. д.

Все эти работы требуют применения либо особых методов, либо специальных аппаратов, дополнительных принадлежностей, устройств и приспособлений, и потому мы выделили их в отдельную главу.

 

Репродукция

 

 

Репродукцией называется воспроизведение различных плоских изображений. Методом репродукции можно изготовить копии чертежей, рисунков, фотоснимков, картин, текстов из книг и журналов, документов, рукописей и т. д. Все они при изготовлении с них репродукций называются оригиналами.

Задача репродукции – наиболее точное воспроизведение оригиналов во всех деталях. Для этого, например, в полиграфическом производстве при изготовлении клише и других печатных форм применяются весьма точные, отлично оснащенные и обычно довольно громоздкие репродукционные установки. В любительской практике, где такой высокой точности не требуется, репродуцирование можно осуществить с помощью обычных фотокамер, хотя не все они для этого одинаково удобны. Наиболее удобны зеркальные камеры «Зенит». Единственный их недостаток в том, что они малы, но он компенсируется целым рядом других конструктивных особенностей этих камер, значительно облегчающих съемку.

Одно из главных условий при репродуцировании – получение максимальной резкости изображения, однако выполнение этого условия еще не гарантирует высокого качества репродукции.

Многое зависит от правильного подбора фотопленок, размеров оригинала, характера его исполнения и требуемого размера копии.

Качество репродукции всегда тем выше, чем крупнее изображение оригинала на негативе. Наилучшими в смысле четкости получаются репродукции, сфотографированные в натуральную величину, но форматы любительских фотоаппаратов малы, поэтому возможности такой съемки очень ограничены. Репродуцировать почти всегда приходится со значительным уменьшением масштаба изображения и последующим увеличением при печатании. Качество репродукции при этом, естественно, снижается: тонкие линии на негативе могут совсем пропасть, а если слишком малы промежутки между отдельными параллельными линиями (например, мелкая штриховка на чертежах), то эти линии на готовом снимке могут слиться. Не следует поэтому рассчитывать на получение отличных репродукций с очень крупных оригиналов, содержащих мелкие детали или очень тонкие линии.

Плакат величиной с газетный лист, исполненный в виде крупных деталей и надписей, можно сфотографировать даже малоформатным фотоаппаратом, и репродукция будет очень четкой. Но если сфотографировать с таким уменьшением газетную страницу, то мелкий текст невозможно будет прочесть не только на увеличенном отпечатке, но и на самом негативе даже с помощью сильной лупы, так как отдельные буквы из‑ за зернистости пленки не будут иметь четких очертаний.

Удовлетворительные репродукции печатного текста можно получить с оригиналов размером не больше журнальной страницы.

Одно из главных условий получения хороших репродукций – параллельность плоскостей оригинала и фотопленки. Отступления от этого условия ведут к нарушению геометрических форм оригинала. Для съемки применяются репродукционные установки. Любительская установка УРУ (рис. 134) предназначена для фотоаппаратов марки «Зоркий» и ФЭД. Прибор состоит из вертикальной стойки и экрана, таких же, как в фотоувеличителях. На стойке с помощью кронштейна укреплено устройство, состоящее из двух небольших, горизонтально расположенных плит, из коих одна (нижняя) неподвижна (скреплена с кронштейном), а другая (верхняя) скользит по нижней. В верхней плите установлена оправа с матовым стеклом. На этой же плите с помощью резьбового кольца укрепляется фотоаппарат, как показано на рисунке.

 

 

Рис. 134. Любительская репродукционная установка УРУ

 

В нижней (неподвижной) плите имеется резьбовое объективное кольцо, в которое ввинчивается объектив аппарата.

К экрану с боковых сторон прикреплены две шарнирные стойки, на которых установлены софиты. Шарнирные стойки позволяют установить их на различных расстояниях от экрана и под разными к нему углами.

 

 

Рис. 135. Для наводки на резкость и кадрирования прибор УРУ устанавливают, как показано вверху, а для съемки, – как показано внизу

 

С действием прибора легче познакомиться по рис. 135. Укрепив фотоаппарат и объектив, как показано на этом рисунке вверху, кладут репродуцируемый оригинал на экран и включают лампы. Наблюдая за изображением оригинала на матовом стекле, где имеется рамка величиной с кадр, правильно размещают оригинал и наводят на резкость с помощью объектива. Получив на матовом стекле резкое изображение оригинала, смещают верхнюю плиту, как показано на рисунке внизу, т. е. подводят к объективу фотоаппарат, и снимают.

Поскольку глубина оправы с матовым стеклом точно соответствует глубине светонепроницаемой камеры фотоаппарата (а глубина эта, равная 28, 8 мм, у перечисленных фотоаппаратов одинаковая), то при точной наводке на резкость по матовому стеклу изображение получается резким и на пленке. Небольшие расхождения в величине глубин компенсируются диафрагмированием объектива.

Таким образом, прибор УРУ позволяет производить точное кадрирование и визуальную наводку в аппаратах, которые сами по себе при съемке с коротких расстояний не позволяют осуществить ни того, ни другого.

Но у прибора УРУ имеются и недостатки, которые легко устранить самим.

Основной недостаток заключается в том, что матовое стекло прибора не имеет светозащитной шахты, вследствие чего ухудшается видимость изображения. Этот недостаток легко устранить, склеив из черной бумаги светозащитную шахту (трубку) высотой примерно 10 см и такого диаметра, чтобы она надевалась на цилиндрическую оправу матового стекла.

Существенно затрудняет наводку на резкость и слишком грубая зернистость матового стекла, поэтому рекомендуется заменить его другим, более тонко матированным.

Недостатком служит и то, что при съемке приходится смотреть на матовое стекло сверху, и если прибор стоит на столе, то для такого наблюдения приходится взбираться на стул. Недостаток этот можно устранить и сделать прибор гораздо более удобным в работе, если вместо светозащитной бумажной трубки сделать приспособление, показанное на рис. 136. Оно представляет собой зеркальную приставку к матовому стеклу прибора и состоит из держателя и обыкновенного карманного зеркальца, укрепленного в наклонном положении под углом 45° к плоскости матового стекла. Такая приставка позволяет вести наблюдение, глядя не сверху, а спереди.

 

 

Рис. 136. Зеркальная приставка к прибору УРУ

 

Без этих дополнительных устройств пользоваться прибором неудобно. В таком случае лучше расположить прибор не на столе, а на полу.

Установка УРУ дает возможность репродуцировать в масштабах до 1: 4, 5. Для съемки в более крупном масштабе требуются насадочные линзы или промежуточные удлинительные кольца, имеющиеся отдельно в продаже.

Насадочные линзы представляют собой одиночные линзы, вмонтированные в оправу, с помощью которой они насаживаются на оправу объектива. Насадочные линзы бывают положительные (собирательные) и отрицательные (рассеивающие). Первые обозначаются «+» (плюс), вторые «‑ » (минус).

Для репродуцирования применяются положительные насадочные линзы. Они укорачивают фокусное расстояние объектива, что позволяет при имеющейся глубине фотоаппарата, но с более короткого расстояния получить изображение оригинала в более крупном масштабе.

Основной технической характеристикой насадочных линз служит их оптическая сила, выражаемая в диоптриях и обозначаемая буквой! ). Оптической силой называется преломляющая способность линзы, т. е. способность слабее или сильнее преломлять проходящие через нее лучи света. Чем больше оптическая сила, тем сильнее линза преломляет лучи и тем короче ее фокусное расстояние. Таким образом, оптическая сила – это величина, обратно пропорциональная фокусному расстоянию линзы.

За одну диоптрию принята оптическая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м. Таким образом, линза с фокусным расстоянием 50 см имеет оптическую силу: 100: 50 = 2 D, а линза с оптической силой 4 D – фокусное расстояние: 100: 4 = 25 см.

Маркировка насадочных линз в диоптриях удобна тем, что с ее помощью легко определить, какое фокусное расстояние будет иметь объектив, если надеть на него ту или иную насадочную линзу. Для этого надо разделить 100 на фокусное расстояние объектива (в сантиметрах), т. е. определить оптическую силу объектива, затем сложить оптические силы объектива и линзы и разделить 100 на полученную сумму диоптрий. Например, если надеть на объектив с фокусным расстоянием 5 см насадочную линзу с оптической силой +10 D, то расчет будет выглядеть так:

 

100: 5 = 20; 20 + 10 = 30; 100: 30 = 3, 3 (см).

 

Фокусное расстояние такой системы будет 3, 3 см. В малоформатном фотоаппарате такая система действует, как широкоугольный объектив.

Однако применение положительных насадочных линз ведет к ухудшению качества изображения, особенно на краях и в углах кадра, притом тем большее, чем больше оптическая сила линзы. Поэтому применять насадочные линзы с очень большой оптической силой (более +5 D) не следует.

Насадочные линзы можно сделать самим из обыкновенных очковых стекол типа мениска (вогнуто‑ выпуклых).

Важно только, чтобы линза была сцентрирована с объективом. Для этого линзу надо обточить до требуемого диаметра и так, чтобы ее оптическая ось совпала с оптической осью объектива. Такую обточку можно заказать в оптической мастерской. Оправу для линзы склеить из тонкого картона.

Поскольку насадочные линзы ухудшают качество изображения, при работе с ними приходится сильно диафрагмировать объектив. В этом смысле гораздо удобнее промежуточные удлинительные кольца, совершенно не ухудшающие качество изображения и позволяющие вести съемку с любым отверстием диафрагмы.

Это вычерненные металлические кольца разной длины, снабженные с одного конца наружной винтовой резьбой, а с другого – внутренней. Кольца удлиняют растяжение светонепроницаемой камеры фотоаппарата, что позволяет фотографировать с более близкого расстояния и в соответственно более крупном масштабе. В зависимости от того, в каком масштабе требуется сделать репродукцию, применяются кольца разной длины. Можно также пользоваться комбинацией из двух и большего числа колец, ввинчивая их одно в другое.

 

 

Рис. 137. Комплект промежуточных удлинительных колец

 

Выпускаемый у нас комплект промежуточных колец состоит из четырех колец длиной 5, 8, 16 и 25 мм (рис. 137).

Он пригоден для малоформатных фотоаппаратов с вывинчивающимися объективами. Соединив между собой все четыре кольца, можно удлинить растяжение фотоаппарата более чем вдвое и снимать мелкие оригиналы в натуральную величину и даже с некоторым увеличением.

Репродукционную съемку малоформатными дальномерными аппаратами с помощью насадочных линз и удлинительных колец можно производить и без установки УРУ.

Для этого прежде всего надо сделать удобную подставку для фотоаппарата. Проще всего приспособить для этого экран и стойку фотоувеличителя.

 

 

Рис. 138. Переходная площадка для репродуцирования

 

В некоторых фотоувеличителях проектор скреплен с кронштейном винтом. Если изготовить под этот винт небольшую переходную металлическую или деревянную площадку, как показано на рис. 138, то можно превратить штангу и экран увеличителя в очень удобный штатив для репродукционных работ. Еще проще воспользоваться имеющимся в продаже универсальным кронштейном, который можно укрепить на стойке фотоувеличителя. Что касается осветителей, то в крайнем случае можно применить обыкновенные настольные лампы конторского типа, расположив их симметрично по обе стороны от экрана.

 

 

Рис. 139. Простой осветитель для репродуцирования

 

Лучше, конечно, пользоваться специальным осветителем (рис. 139), сделать который можно целиком из дерева (фанеры и деревянных планок).

Так как при съемке дальномерными фотоаппаратами возможность кадрирования и визуальной наводки на резкость исключается, то обе эти операции производятся при помощи замеров и расчетов.

 

 

Рис. 140. Отвес для репродуцирования

 

Кадрирование делается с помощью отвеса. Для этого надо изготовить (или купить) крышку для объектива, просверлить в центре ее маленькое отверстие, продеть в него нитку, на конце которой укрепить отвес с острием, как показано на рис. 140. При надетой крышке верхний конец нитки оказывается зажатым между оправой объектива и крышкой. В соответствии с высотой, на которой располагается фотоаппарат, во время съемки отвес может быть опущен или поднят.

Расстояние между фотоаппаратом и оригиналом в зависимости от размеров оригинала определяется по расчетным таблицам, которые прилагаются к насадочным линзам. По этим же таблицам производится и наводка на резкость, или, правильнее сказать, установка объектива по шкале расстояний в зависимости от расстояния между оригиналом и задней стенкой корпуса камеры.

Для малоформатных фотоаппаратов выпускаются насадочные линзы с оптической силой +1 и +2 диоптрии. Первая позволяет производить съемку в масштабах приблизительно от 1: 20 до 1: 10, вторая – от 1: 10 до 1: 6.

Несколько облегчают кадрирование специальные насадки к дальномеру, представляющие собой стеклянный клин в оправе, который с помощью соединительной планки скрепляется с фотоаппаратом. Такие насадки выпускаются для указанных выше двух насадочных линз, но пригодны они только для фотоаппаратов «Зоркий» и ФЭД ранних выпусков.

Удлинительные кольца в основном предназначены для зеркальных камер «Зенит». К этим кольцам также прилагаются расчетные таблицы с установочными данными для этих фотоаппаратов. Надо сказать, что таблицы эти здесь не нужны, поскольку и кадрирование и наводку на резкость в зеркальных камерах гораздо удобнее производить по матовому стеклу. А вот к дальномерным фотоаппаратам таких таблиц нет. Поэтому мы их здесь приводим (табл. 14).

 

Таблица 14

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...