Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2.2 Характеристика групповой динамики и социально-психологический тренинг.




Влияние групповой динамики на эффективность проведения социально-психологического тренинга. Задачи и нормы группы. Структура группы и лидерства, групповые роли. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе. Фазы развития группы. Особенности комплектования групп.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 2.2.

1. Задачи и нормы группы.

2. Структура группы и проблема лидерства.

3. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе.

4. Фазы развития группы.

5. Особенности комплектования групп.

Литература:

Обязательная:1,3,4,6

Дополнительная:14,17,19

 

Тема 2.3 Основные методы воздействия в тренингой группе, техники и психогимнастика в социально-психологическом тренинге.

Групповая дискуссия и ролевая игра как основные методы воздействия в социально-психологическом тренинге. Ведущие средства воздействия и тактические. Две стороны в работе тренинговой группы: содержательная и личностная. Техники и психогимнастика как средства влияния на изменения обеих сторон в работе группы. Разнообразие используемых в тренинге упражнений. Роль и место теоретического материала в тренинге. Составляющие выбора упражнений. Правила инструктирования участников при выполнении заданий. Обсуждение упражнений.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 2.3.

1. Организация групповой дискуссии и ее основные характеристики: цель и задачи дискуссии, основные фазы и шаги в процедуре дискуссии. Дискуссия и конфликт.

2. Характеристика игровых методов работы с группой.

3. Привести примеры упражнений, используемых для развития содержания тренинга, групповой атмосферы и состояния участников.

4. Привести примеры упражнений, используемых в тренинге для развития различных сторон коммуникативной компетентности.

5. Роль и место теоретического материала в тренинге

Литература:

Обязательная:1,3,5,6,7

Дополнительная:5,12,21,22,23

Раздел 3. Профессионально важные качества ведущего социально-психологического тренинга, требования к его личности и профессиональной подготовке. Э ффективность социально-психологического тренинга и ее оценка. Разработка тренинговых программ.

Тема 3.1. Профессионально важные качества ведущего социально-психологического тренинга, требования к его личности и профессиональной подготовке.

Взаимодействие внутренних характеристик специалиста с различными аспектами социально-психологического тренинга. Реализуемая ведущим концепция общения и адекватная ей концепция метода воздействия – главный фактор профессионализма ведущего. Стили руководства группой. Значение практического опыта ведущего тренинга и основные стадии его приобретения. Место владения психотехникой в профессиональной подготовке ведущего. Типичные ошибки тренера. Предотвращение «выгорания».

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.1.

1. Наиболее значимые личные характеристики ведущего тренинга: способность хорошо чувствовать другого человека, стиль поведения, спонтанность, открытость, готовность к столкновению с неопределенностью и т.д.

2. Знания и умения, необходимые ведущему тренинга.

3. Стили руководства группой.

4. Основные факторы профессионализма тренера и их взаимосвязь: концепция общения, метод воздействия, практический опыт, психотехника.

5. Основные стадии приобретения практического опыта ведущего: опыт участника группы, опыт наблюдателя, практика ассистента ведущего, практика самостоятельного ведения групп.

6. Как можно предотвратить возможность «выгорания».

Литература:

Обязательная:3,5,6

Дополнительная:2,5,14,17,19,20

 

Тема 3.2. Эффективность социально-психологического тренинга и ее оценка.

Факторы, определяющие эффективность социально-психологического тренинга. Качественные и количественные параметры оценки эффективности тренинга, их взаимодействие. Процедуры оценки.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.2.

1. Зависимость оценки эффективности от целей, направленности тренинга, теоретических предпочтений ведущего, его личности и профессионального опыта.

2. Непосредственные и отдаленные результаты социально-психологического воздействия.

3. Зависимость оценки эффективности тренинга от лица, которое оценивает.

4. Переменные, характеризующие социально-психологическое воздействие: изменения, переживаемые клиентом; объективно регистрируемые параметры; устойчивость изменений.

5. Взаимодействие качественных и количественных параметров оценки эффективности тренинга.

Литература:

Обязательная:1,6,9

Дополнительная:5,7,9,19,20

 

Тема 3.3. Разработка тренинговых программ.

Соответствие тренинговой программы запросу клиента, подходу к решению проблемы психолога-тренера и его мотивации. Концепция тренинга. Определение целей и задач тренинга. Структура тренинга. Подбор информационного и психотехнического материала для реализации целей и задач тренинга и раскрытия содержания его основных тем. Оформление программы. Особенности работы в паре тренеров.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 3.3.

1. Соответствие выбора программы возможностям, мотивации и теоретическим ориентациям тренера.

2. Основные параметры проекта: концепция тренинга, его цели и задачи, основные содержательные темы, основные результаты, временные рамки проведения тренинга, контингент участников и пр.

3. Подбор информационного и психотехнического материала.

4. Особенности работы в паре тренеров.

Литература:

Обязательная:5,6,7,9

Дополнительная:2,5,9,10,15,18

Раздел 4. Псевдонаучные подходы, использующие методы психосоциальной работы с группой. Ответственность психолога за использование псевдонаучных подходов в теории и практике социально-психологического тренинга.

Тема 4.1. Псевдонаучные подходы, использующие методы психосоциальной работы с группой.

Феномен контроля сознания. Четыре основных метода контроля сознания. Психокульты и другие тоталитарные секты, использующие методы социально-психологической работы в группе. Характеристика базового учения, характерного для псевдонаучных подходов в работе с группой. Основные психические и психологические нарушения адептов тоталитарных сект. Консультирование по выводу адептов из тоталитарных сект.

Вопросы для самостоятельной работы по теме 4.1.

1. Феномен контроля сознания и его основные методы.

2. Характеристика программ психокульта типа «Лайфспринг» и его модификаций и саентологической секты Рона Хаббарта.

3. Происхождение и характеристика учения Нью-Эдж как основы для разнообразных учений тоталитарных сект.

4. Характеристика поведения ведущих подобных программ.

5. Основные психические и психологические нарушения адептов тоталитарных сект.

6. Основные этапы консультирования по выводу адептов из тоталитарных сект. Трудности вывода.

Литература:

Обязательная:1,4,8,10

Дополнительная:3,4,8,9,24

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...