Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Помните, что вы должны сохранить самообладание и психическое состояние.




Специалисты активно продолжают работать над эффективной реа­билитацией лиц, получивших психологические травмы в результате стрессовых ситуаций, также уделяя особое внимание психологической подготовки специалистов. Характерно, что сотрудники правоохранительных органов, получившие знания и навыки работы в стрессовой ситуации, с которыми проигрывались соответствую­щие сценарии, справлялись в боевой обстановке со своими за­дачами значительно лучше, чем те, которые не получали такой подготовки.

Инструкторы правоохранительных органов учат своих уче­ников постоянно проигрывать в уме различные варианты возмож­ных схваток с преступниками. Нап­ример, как поступать, если преступник набросился на вас? Что делать, если он захватил в качестве заложника вашего близкого, вашего коллегу и требует, чтобы вы от­дали свое оружие, или если он завладел вашим оружием?

Практика дает основания утверждать, что вы выйдете победителем в смертельных схватках с преступниками, если хоть иногда будете думать о том, как будете действовать, если придется вступить в противоборство с вооруженным преступником.

Обо всем этом лучше подумать заблаговременно, до того как подобное случится с вами в реальности. Продумав план своих действий зара­нее, вы сможете значительно повысить свои шансы на успех, если вам придется в реальных условиях решать такую задачу. Такие методы помогают специалистам. Помогут они и вам.

 

10.Психологические компоненты поведения человека в ЧС

У психологически неподготовленных людей в экстремальных ситуациях могут возникнуть: страх, испуг, боязнь, ужас.

Эти эмоциональные компоненты действа можно свести в две разновидности:

стенические - повышают активность и энергию, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, ярко вспыхивает гнев и ненависть - это побуждает человека к активным действиям, но чрезмерное перевозбуждение может привести к необдуманным поступкам;

астенические - ослабляют энергию человека; страх подчиняет себе все мысли и поступки; это приводит к катастрофическим последствиям.

Обе разновидности опасны, так как в основе их лежит страх и паника.

Таким образом, если человек не умеет управлять собой, им управляет ситуация.

Попробуйте научиться управлять собой, используя аутогенные тренировки. Для этого:

· используя воображение, создайте себе “страшную” экстремальную ситуацию, постарайтесь во всех деталях представить “случившееся”, а затем начинайте решать задачу по “выходу” из этой ситуации;

· необходимо прочувствовать каждый воображаемый вами шаг, чтобы подробнее представить все трудности, которые придется преодолеть;

· вспомните все возможные действия на каждом шаге и выберите из них самые верные на ваш взгляд. Соедините в цепочку все ответы и сделайте вывод о правильности действий выхода из ситуации;

· научившись преодолевать страх в своем воображении, вы победите его и в действительности, не поддадитесь аффекту.

· после тренировки надо научиться переключать себя на другие более приятные темы.

· недопустимо поддаваться стрессу ожидания.

· очень важно уметь расслабляться после стрессового момента, уметь сбрасывать напряжение.

Упражнения для расслабления:

«Расхождение рук»

Встаньте и вытяните расслабленные руки перед собой. Настройтесь мысленно на то, что они начинают расходится в стороны. Не ждите немедленного результата, не спешите, сосредоточьтесь. Установите свой “образ” расхождения рук. Например, представьте, что они отталкиваются друг от друга, как однополюсные магниты. Когда руки начинают расходится, возникают приятные ощущения. Их важно запомнить и не утерять “ниточку” внутренней связи. В конечном счете, пользуясь таким установившимся внутренним контактом, можно управлять не только движением рук, но снимать головную боль, регулировать артериальное давление, улучшать настроение.

«Схождение рук»

Разведите руки в стороны и настройтесь на их автоматическое движение друг к другу. Если в процессе такого движения возникает ощущение, будто руки тянет какая-то сила, значит - наступает расслабление.

«Левитация рук»

Руки опущены. Внутренне представьте, что рука стала легкой и поднимается, всплывает. Прием получается легче после двух предыдущих. И, когда рука начинает всплывать, приходят приятные ощущения. Главное - не прервать внутреннюю связь между волей и рукой. Когда рука начнет всплывать, как у космонавта в невесомости, вам в первый раз трудно будет удержаться от улыбки: там, где есть воля, там есть и путь....

«Полет»

Если одна рука начинает всплывать, позвольте сделать это и второй руке. Представьте, что вы летите. Старайтесь дышать свободно и полной грудью. Вспомните приятные ощущения, доставлявшие вам радость. “Полет” - главное упражнение, ибо развивает у человека умение тренировать в себе чувство внутренней свободы.

«Покачивание»

При правильном выполнении представленных упражнений наступает релаксация, и возникает явление покачивания тела. Качайтесь и не бойтесь - никогда не упадете. Это упражнение является уникальным приемом для быстрого развития координации и способности управлять своим состоянием. Все упражнения на развитие координации формируют устойчивость к стрессу.

«Движение головой»

Сидя или стоя, начинайте вращать головой и ищите приемлемый, приятный ритм, а также амплитуду поворота. Вы как бы выполняете лечебное упражнение для мышц шеи. Но обязательно с поиском именно приятного ритма. Через некоторое время человек отключается от проблем, его нервная система успокаивается, становится легче дышать.

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях.

Экстренная психологическая помощь – это краткосрочная помощь после сильного негативного стрессогенного воздействия (дистресса).

В ситуации оказания экстренной психологической помощи можно наблюдать целый спектр всевозможных реакций: плач; истерика; нервная дрожь; страх; агрессия; ступор; апатия и др.

Плач

Проявление реакции плача является симптомом переработки негативных эмоций, поэтому крайне важно дать реакции плача состояться.

Признаки.

Человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдаются ощущение подавленности; нет возбуждения в поведении.

Помощь:

· нежелательно оставлять пострадавшего одного;

· желательно использовать физический контакт с пострадавшим (взять за руку; положить свою руку на плечо или спину; погладить по голове);

· применить приемы «активного слушания» (это обеспечивает возможность состояться реакции плача, выплеснуть свое горе);

· периодически произносите «угу», «ага», «да», кивайте головой, т.е. подтверждайте, что слушаете и сочувствуете;

· повторяйте за человеком отрывки фраз, в которых он выражает свои чувства;

· говорите о своих чувствах и чувствах пострадавшего;

· не задавайте вопросов и не давайте советов.

Истерика

Признаки:

· сохраняется сознание, но почти невозможен контакт;

· чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;

· речь эмоционально насыщенная, быстрая;

· крики, рыдания.

Помощь:

· удалите зрителей, создайте спокойную обстановку;

· если это не опасно, останьтесь с пострадавшим наедине;

· неожиданно совершите действия, которое может остановить истерику (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на пострадавшего);

· говорите с пострадавшим короткими фразами, уверенным тоном («выпей воды», «умойся»);

· после истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия специалиста наблюдайте за его состоянием;

· не потакайте желаниям пострадавшего.

Нервная дрожь

Неконтролируемая нервная дрожь - так тело сбрасывает «напряжение». Если эту реакцию остановить, то напряжение останется в теле и может стать причиной мышечных болей и других болезней.

Признаки:

· дрожь начинается внезапно сразу после инцидента или спустя короткое время;

· появляется сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь:

· усилить дрожь (для этого возьмите пострадавшего за плечи и резко потрясите в течении 10-15 секунд; в это время разговаривайте с ним, иначе человек может воспринять ваши действия как нападение);

· неверно обнимать или прижимать пострадавшего к себе, укрывать его, успокаивать, говорить, чтобы взял себя в руки.

Страх

Признаки:

· напряжение мышц (особенно лицевых), сильное сердцебиение, учащенное поверхностное дыхание, сниженный контроля собственного поведения;

· панический страх и ужас могут побудить к бегству, вызвать оцепенение, агрессивное поведение;

· при этом человек плохо контролирует, что он делает и что происходит вокруг.

Помощь:

· бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает жить нормальной жизнью;

· положите руку пострадавшего себе на запястье, чтобы он ощутил ваш спокойный пульс («Я сейчас рядом, ты не один»);

· дышите глубоко и ровно. Побуждайте пострадавшего дышать в одном с вами ритме;

· сделайте пострадавшему легкий массаж наиболее напряженных мышц тела;

· внимательно слушайте пострадавшего, высказывайте заинтересованность, понимание, сочувствие;

· используйте отвлекающие занятия, не требующие сложных и интеллектуальных действий.

Агрессия

Признаки:

· раздражение, недовольство, гнев (по любому поводу);

· нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами;

· словесное оскорбление, брань;

· мышечное напряжение;

· увеличение кровяного давления.

Помощь:

· сведите к минимуму количество окружающих;

· дайте пострадавшему возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» подушку);

· поручите работу, связанную с высокой физической нагрузкой;

· демонстрируйте благожелательность;

· старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Ступор

Человек неподвижен, сидит в позе и ни на что не реагирует, он как бы «оцепенел от горя». Так проявляется ступор – одна из самых сильных защитных реакций организма.

Это происходит тогда, когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на любое взаимодействие с окружающим миром уже нет.

Признаки:

· резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакции на внешние раздражители (шум, свет, прикосновение, боль);

· «застывание» в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;

· возможно напряжение отдельных групп мышц.

Помощь:

· согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. Массируйте пострадавшему кончиками большого и указательного пальцев точки, расположенные на лбу над глазами ровно посередине между линией роста волос и бровями. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Постройте свое дыхание под ритм его дыхания;

· говорите ему на ухо тихо, медленно и четко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные).

Апатия

Непреодолимая усталость. Любое движение, слово дается с огромным трудом. В душе равнодушие и безразличие – нет сил даже на эмоции.

Признаки:

· безразличное отношение к окружающему;

· вялость;

· заторможенность;

· речь медленная, с большими паузами.

Помощь:

· поговорите с пострадавшим. Задайте ему несколько простых вопросов: «Как тебя зовут?», «Как ты себя чувствуешь?», «Хочешь есть?»;

· проводите пострадавшего к месту отдыха, помогите удобно устроиться (обязательно снять обувь), возьмите за руку или положите свою руку ему на лоб;

· дайте человеку возможность поспать или просто полежать, т.е отдохнуть (прогуляться, выпив чая или кофе и др.)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...