Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса.

Основные теоретические принципы, принципы контакта с клиентом, позиция терапевта, в гуманистическом направлении. (Изучаете КАК МИНИМУМ теории Маслоу и Роджерса).

К гуманистическому направлению относят такие концепции, как теория личностных черт Г. Олпорта, теория самоактуализации А. Маслоу, клиент-центрированный подход Карла Роджерса, экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя, логотерапия Виктора Франкла.

Основные положения данного подхода:

· Личность не есть нечто однозначно заданное природой или воспитательной средой, а всегда открытая возможность свободного развития на основе внутреннего выбора.

· Каждый человек уникален, поэтому не следует подгонять личность под результаты статистических исследований. Анализ отдельных случаев тем не менее оправдан.

· Человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям.

· Неоправданна аналогия между поведением животного и поведением человека.

· Человек целостен по своей природе.

· Человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы.

Наиболее известными подходами в рамках данного направления являются:

· Клиент-центрированный подход Карла Роджерса.

· Экзистенциальный подход Ирвина Ялома и Ролло Мэя.

· Логотерапия Виктора Франкла.

Каждая из названных теорий использует свой собственный понятийный аппарат, тем не менее они имеют общие методологические принципы.

Такими принципами являются:

Принцип развития, который означает, что человек постоянно стремится к новым целям, самосовершенствованию благодаря наличию у него врожденных потребностей - стремления к самореализации, потребности в самоактуализации, желания осуществлять непрерывное поступательное развитие.

Принцип целостности, позволяющий рассматривать личность как сложную открытую систему, направленную на реализацию всех своих потенциалов.

Принцип гуманности, означающий, что человек по своей природе является добрым и свободным, и только обстоятельства, препятствующие раскрытию его истинной сущности, делают его агрессивным и отчужденным.

Принцип целевого детерминизма, предполагающий изучать особенности личности в аспекте ориентации человека на будущее, т.е. с точки зрения его ожиданий, целей и ценностей, при этом отвергая идею причинного детерминизма.

Принцип активности, позволяющий принять субъекта как самостоятельно мыслящее и действующее существо, в жизни которого другой человек (например, психотерапевт) может играть роль поддерживающего, безусловно принимающего, создающего благоприятные условия для его развития партнера. Психотерапевт изменяет установки клиента, помогает взять ответственность на себя, но при этом не учит и не наставляет.

Принцип неэкспериментального исследования личности, который основан на идее целостности, и соответственно невозможности адекватного изучения личности по отдельным фрагментам, поскольку система (а таковой и является личность) чаще всего обладает такими свойствами, которые не присущи ее отдельным частям.

Принцип репрезентативности, означающий, что цель и объект исследования в гуманистической психологии совпадают, т.к. задача изучения нормально и полноценно функционирующего человека реализуется на выборе здоровых, самореализующихся личностей.

Гуманистическое направление ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Предназначение человека — жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения.

Психолог поддерживает у клиента состояние психического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречием реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. (Конгруэнтностьэто соответствие ваших мыслей, слов и действий друг другу. То есть это полное соответствие ваших вербальных и невербальных сигналов друг другу. Как правило, исходит из состояния внутренней гармонии и комфорта человека с самим собой.)

Психолог должен относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, пересказом, самораскрытием и другими приемами, позволяющими клиенту проявить свое мироощущение.

Клиент-центрированная терапия К. Роджерса.

Ключевым понятием в теории Роджерса является тенденция к актуализации. (От лат. actualis - деятельный). Роджерс выдвинул гипотезу, что важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Цель работы с клиентом в рамках клиент-центрированного подхода. Клиент в своей повседневной жизни должен меньше ориентироваться на мнения и оценки ближайшего социального окружения, а больше ориентироваться на свои врожденные тенденции, связанные с усложнением личностной организации и стремлением к более глубокой адаптации в окружающей среде. Весь жизненный опыт, с которым человек имеет дело, оценивается на предмет того, содействует ли он развитию его личности или препятствует, противоречит актуализации. Этот процесс, часто происходящий на бессознательном уровне, Роджерс называет организмическим оценочным процессом, и если бы люди больше могли доверять своим ощущениям, им было бы легче осознать, движутся ли они в правильном направлении.

Еще одним важным термином является понятие Я-концепции. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя определенным образом, нам необходимо понять его внутренний мир. Я-концепция по Роджерсу - это сознательное представление о самом себе. Например, Я - добрый, общительный, привлекательный, насмешливый, любящий развлечения и т.д. Помимо того, как человек воспринимает самого себя в настоящий момент, обычно имеются некие идеальные представления о самом себе, каким бы он хотел быть: Я-идеальное. Для Роджерса очень сильный разрыв между Я-реальным и Я-идеальным означает симптом внутреннего неблагополучия и страдания.

Целью клиент центрированной терапии является помощь человеку в приведении его Я-концепции в большее соответствие с испытываемым опытом и достижение большего самопринятия, что позволит ему в большей степени реализовать свой природный потенциал. Решив, что люди обладают способностью к самонаправленному изменению личности, Роджерс предположил, что при определенных условиях этот процесс пойдет значительно быстрее.

Эффективный терапевт проявляет по отношению к клиенту эмпатию, безусловное позитивное отношение и строит контакт на основе искренности. Трудно сказать об этом лучше, чем сам Роджерс:

1) Консультант конгруэнтен по отношению к своему собственному опыту в отношениях с клиентом. Обмен опытом, обсуждение опыта, интерес к внутреннему опыту - вообще характерные явления для гуманистической традиции. Консультант подает клиенту пример доверия самому себе, своей внутренней человеческой природе. Подлинность, искренность взаимоотношений. 2) Безусловное позитивное отношение к клиенту. Принятие терапевта предполагает позволение клиенту быть в любом его непосредственном переживании. 3) Эмпатическое понимание - способность чутко воспринимать внутренний мир другого человека со всеми его смысловыми и эмоциональными нюансами.

Теория Абрахама Маслоу

В основу своего подхода Маслоу положил такие понятия, как личностный рост и развитие. Маслоу утверждает, что в человеке изначально заложены не только животные инстинкты, но и потребность в духовном самосовершенствовании, творчестве, бескорыстной любви и дружбе, стремление к альтруизму вплоть до самопожертвования и т.п.

Основу учения А. Маслоу составляет теория самоактуализации. Признавая авторитет З.Фрейда, он считал, что психоанализ Фрейда более ориентирован на работу с невротическими личностями. Маслоу предлагал дополнить данные Фрейда результатами работы с практически здоровыми людьми.

Основную работу над теорией самоактуализации А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые, по всеобщему мнению, являлись вполне душевно здоровыми личностями. Среди таких знаменитых людей оказались Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и другие, чьи биографии, труды и воспоминания современников о них были им тщательно проанализированы. На основе такого анализа А. Маслоу выделил следующие характеристики людей, которых он назвал самоактуализирующимися:

- более эффективное (действенное) восприятие реальности и более комфортное отношение к ней,;

- принятие себя,других, природы реально и позитивно;

- спонтанность, простота, естественность;

- центрированность на задаче, деятельности, внешнем;

- некоторая отдельность от других, самодостаточность, здоровая потребность в периодическом уединении;

- автономия, независимость основных черт характера и поведения от влияния культуры и среды;

- постоянная свежесть (не стереотипность) оценки людей и событий, готовность к объективной коррекции своих взглядов, мнений;

- мистичность (как неосознанная вера в предопределенность некоторых событий) и опыт высших состояний, интуитивных озарений;

- чувство сопричастности, единства с другими (при сохранении индивидуальной «отдельности»);

- более глубокие межличностные отношения, чем у большинства людей;

-демократическая структура характера;

-разъединение средств и целей, добра и зла;

- неагрессивное чувство юмора;

- самоактуализирующееся творчество;

- сопротивление аккультурации: трансцендирование любой частной культуры.

Сам Маслоу, отвечая на вопрос о том, что такое самоактуализация, определил это понятие как стремление человека быть тем, кем он способен и кем должен стать.

Абрахамом Маслоу была также разработана концепция иерархии фундаментальных потребностей. В соответствии с этой концепцией наши потребности последовательно развиваются от низших, физиологических потребностей организма (в еде, сне и др.) до высших.

К высшим потребностям А. Маслоу в первую очередь относит потребность человека чувствовать безопасность, любовь, сопринадлежность к какой-то группе, уважение и, наконец, потребность в самоактуализации, куда входят практически все духовные потребности.

Согласно А.Маслоу высшие потребности могут успешно реализовываться лишь после удовлетворения низших, то есть после создания удовлетворительных первоочередных жизненных условий.

Абрахам Маслоу, стоявший у истоков гуманистической психологии, изучал "пиковые переживания" - инсайты, кульминационные моменты любви, состояния экстаза, потери границ собственного "Я" и растворения во всем сущем. Именно описание этих переживаний послужило основным мотивом для зарождения трансперсональной психологии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...