Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Руководство выпускной квалификационной работой




 

В целях контроля процесса написания ВКР, а также оказания студенту теоретической и практической помощи выпускающей кафедрой назначается научный руководитель.

В обязанности научного руководителя входит:

- оказание практической помощи в процессе выбора темы исследования;

- содействие в разработке календарного графика на весь период написания работы;

- выдача задания на квалификационную работу;

- оказание помощи при выборе методики проведения исследования;

- консультирование студента по вопросу наиболее подходящей для использования литературы и возможных источников получения необходимой для проведения исследования информации;

- контроль процесса выполнения квалификационной работы;

- проведение систематических, предусмотренных расписанием консультаций;

- оценка выполненной работы с точки зрения ее соответствия предъявляемым требованиям и подготовка отзыва о работе;

- оказание помощи в подготовке работы к защите, проведении ее презентации.

Студент обязан постоянно информировать научного руководителя о ходе подготовки квалификационной работы, консультироваться по всем возникающим вопросам, ставить в известность при каких-либо возможных отклонениях от утвержденных сроков выполнения работы.

Процесс научного руководства можно условно разделить на три этапа:

- общие рекомендации по способу проведения исследования, возможные варианты получения информации, разработка плана исследования;

- выявление недостатков в работе с точки зрения обоснованности выводов, методики проведения исследования, выбранного стиля написания, а также выдача рекомендаций по способу их устранения;

- после получения от студента окончательного варианта работы научный руководитель выступает в роли эксперта, оценивающего работу с указанием качества проведенного исследования, степени принятия рекомендаций, выданных ранее, а также дает заключение о целесообразности допуска работы к защите.

По завершении работы на кафедре заслушиваются доклады научных руководителей о степени готовности квалификационных работ и принимается решение о допуске к защите. При этом решается вопрос о назначении рецензентов из числа специалистов соответствующей квалификации (или данной отрасли знаний)

 

Содержание и структура выпускной квалификационной работы

 

Требования к содержанию и структуре работы определяются документами учебно-методической комиссии учебного департамента, кафедры и настоящими методическими указаниями.

Достаточно сложной задачей при написании выпускной квалификационной работы является определение проблемы исследования. С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект (т.е. что изучаем) – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Понятие предмет (т.е. то, на предмет чего изучаем объект) исследования значительно у́же и конкретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в данной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и определяет предмет исследования. Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть.

Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы. Именно предмет исследования определяет тему квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. Так же, как и проблема, объект и предмет исследования первоначально формулируются совместно с руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать – цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологического аппарата состоит в том, что она объединяет и выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении дипломной работы.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследования. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаимосвязаны, и отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует.

Так, например, цели и задачи по теме «Анализ экологической опасности проектируемых объектов хозяйственной деятельности (на примере ХМАО-Югры)» можно сформулировать следующим образом:

Целью дипломной работы являлся анализ экологической опасности проектируемых объектов хозяйственной деятельности на примере ХМАО-Югры. Для достижения поставленной цели необходимо было выполнить ряд задач:

а) систематизировать информацию о проектируемых объектах, документация по которым представлялась на государственную экологическую экспертизу;

б) провести анализ проектируемых объектов хозяйственной деятельности по отраслям экономики и типам проектов;

в) провести анализ проектируемых объектов по степени их экологической опасности;

г) провести территориальный анализ проектируемых объектов хозяйственной деятельности.

Решаемые задачи должны быть выстроены в логически правильном порядке, что определит верную структуру выполняемой работы.

Итак, содержание работы должно раскрывать тему исследования, иметь четкую структуру, и кроме титульного листа и оглавления должно включать:

- введение;

- реферативная часть;

-самостоятельная часть;

- заключение;

- список литературы;

- приложения.

Охарактеризуем кратко каждый элемент содержания.

Введение - это краткий, вступительный раздел научного исследования, в котором обосновывается актуальность и своевременность изучения выбранной темы. Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важных проблем, которые имеют место в практике научных исследований. Наиболее убедительно актуальность темы показывает проблема исследования. Обычно для выделения и обоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения и направлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, что решение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический и практический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этой проблемы.

Введение должно содержать чёткую формулировку оригинальной цели; основные задачи исследования; объект и предмет исследования; новизну и практическую значимость исследований; источники получения основных материалов (организации, творческие коллективы, самостоятельные исследования); обоснование методов исследования; перечень видов и объем исследований, выполненных студентом самостоятельно или в составе творческого коллектива. Если выпускник выполнял исследования в составе творческого коллектива, то необходимо указать свой вклад в общее исследование. Также следует определить личный вклад исполнителя в проведенной работе, основанной на анализе заимствованных (литературных, ведомственных, отчетных) документов.

Общий объём введения может составлять не более двух страниц.

Реферативная часть рукописи должна отразить общую профессиональную подготовку автора, а также знакомство с состоянием исследований и практическими разработками в выбранной области и должна включать по возможности не только отечественные, но и зарубежные работы.

Самостоятельная часть, как правило, выполняется по материалам, собранным в период прохождения производственной практики. Должна представлять собой законченное исследование и составлять не менее половины объема работы.

Заключение по содержанию должно соответствовать своему предназначению – быть итоговой, обобщающей, заключительной частью проведенного исследования.

В заключении обычно отмечается, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении. Здесь следует четко и ясно указать, какие главные результаты были получены при выполнении данной работы, обосновать их правильность, достоверность и полезность. Описание результатов исследования должно содержать оценку достоинств и недостатков проведенного исследования. Если же поставленную задачу решить не удалось или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении научного исследования. Из этого вовсе не следует, что данная работа выполнена плохо или не завершена, просто таково одно из правил научной этики.

Присутствие в заключении собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие трудности и почему возникли в ходе исследования и как они преодолевались, показывает методологическую грамотность выпускника, его способность к самоанализу и самооценке.

Выводы и предложения излагаются кратко. Они должны органично следовать из соответствующих глав курсовой работы. Выводы нельзя обосновывать данными и фактами, которые не включены в текст работы. Выводы и предложения рекомендуется выделять в тексте, например, нумеровать.

Итак, заключение должно иметь:

- краткие выводы по результатам всей проделанной работы;

- разработку рекомендаций по конкретному и дальнейшему использованию результатов выполненного исследования;

- оценку возможностей применения результатов, полученных в курсовой работе.

Список литературы должен включать все источники, на которые имеются ссылки в работе. По его содержанию определяют, насколько полно автор использовал литературу по данному вопросу. Библиографический список также представляет самостоятельную ценность как справочный материал для дальнейших исследований.

В список включаются труды, прямо относящиеся к теме дипломной работы, и труды общего характера, в которых имеются разделы по теме исследования.

Особую ценность представляют зарубежные издания, перевод на русский язык которых выполнил сам студент. Их следует привести в конце «Списка литературы» на соответствующем иностранном языке и указать в скобках – «перевод автора». Наличие авторских переводов является преимуществом при участии в конкурсе лучших курсовых работ.

Список литературы должен включать не менее 20-25 наименований и составляться по алфавиту.

Приложения содержат вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

Не следует заполнять приложения таблицами, которые содержатся в публикуемых и общедоступных статистических сборниках и отчетах (лучше делать в тексте ссылки на эти материалы, с указанием страниц).

В объем текста научной работы приложения не включаются, вместе с тем, не стоит перегружать работу большим количеством приложений.

Объем квалификационной работы (без приложений) не должен, как правило, превышать 50 страниц. Работа должна содержать достаточное для восприятия результатов количество иллюстративного материала в виде карт, схем, рисунков, графиков и фотографий.

Работа переплетается и сдается в бумажном и электронном вариантах. Работа должна выполняться в единой стилевой манере научным языком, в ней не приемлемы грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.

Работа должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы предшествующее вело к последующему. Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соответствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При делении главы на разделы, название и содержание последних подчиняется общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Тексты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы.

Нежелательно, чтобы название какой-либо главы полностью совпадало с названием квалификационной работы, а название какого-то параграфа дублировало название главы.

При изложении выполненной работы студент должен четко обозначить свой индивидуальный вклад в решении поставленных задач.

Пример содержания выпускной квалификационной работы представлен в приложении А.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...