Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа социально-правового исследования




 

Социологическое исследование (СИ) – это система последовательных методологических и организационно-технических процедур получения достоверных данных об изучаемых социальных явлениях и процессах с целью приращения научных знаний или решения конкретных социальных задач.
Классификация исследований производится по разным основаниям, в зависимости от преследуемых целей. В зависимости от глубины и целей исследования выделяют следующие виды социологического исследования:
• разведывательное (пилотажное);
• описательное (установление связей элементов);
• аналитическое (установление причин или факторов изучаемых явлений).
Разведывательное (пилотажное) исследование – это пробное исследование, осуществляемое с целью проверки качества подготовки основного массива исследовательских операций. В ходе его уточняются цели, задачи и гипотезы исследования, осуществляется доработка и исправление инструментария. Проводится это исследование на ограниченной совокупности изучаемого объекта и предназначено для получения оперативной информации. На его базе развертывается методология оперативного социологического исследования, которое зачастую проводится в оперативном режиме при быстро изменяющихся событиях.
Описательное исследование – это более сложный вид социологического изучения социального объекта. Обычно применяется для изучения большой общности, отличающейся разнообразием признаков и характеристик. В исследовании такого вида осуществляется сравнение изучаемых параметров, устанавливаются связи между ними и характер взаимодействия, т.е. дается описание структуры изучаемого объекта.
Аналитическое исследование – самый сложный и углубленный тип социологического исследования, целью которого является не только описание структурных элементов изучаемого объекта, но и выяснение причин социальных явлений и процессов. Подготовка аналитического исследования – достаточно ответственная операция, она требует тщательной разработки программы исследования, всех исследовательских и аналитических операций.
В социологическом исследовании выделяют три этапа: подготовительный, полевой (основной) и этап обработки и анализа (заключительный).
На первом, подготовительном этапе, происходит обоснование исходных методологических установок, в рамках которых разрабатывается программа исследования.
Программа социологического исследования – это документ, содержащий методологические и процедурные предпосылки научного поиска. По содержанию – это изложение логики исследования, направляющей научный поиск, описание и обоснование конкретных методических приемов сбора и анализа социологической информации, необходимой для решения проблемы.
Соответственно этим содержательным целям в программе выделяют два раздела: теоретико-методологический и методико-процедурный (методику).
Первым этапом разработки теоретико-методологического раздела программы является выбор определенной темы исследования.
Как правило, студенты желают исследовать то, что актуально именно для них. Данное стремление стоит приветствовать, но, тем не менее, следует предостеречь студенческие исследовательские группы от выбора предельно «широких», имеющих философское звучание проблем, поскольку в этом случае материал исследования трудно формализовать. Соответственно, трудно и сформулировать гипотезы исследования, поддающиеся эмпирической проверке.
Студенты должны учитывать, что необходимость проведения исследования обусловливается наличием проблемной ситуации – несоответствием функционирования объекта (процесса, явления) потребностям его дальнейшего развития. В качестве проблемной ситуации могут выступать: общественные конфликты, трудности в реализации каких-либо социальных проектов, дисфункциональные явления социальной жизнедеятельности.
Четкое выделение той конкретной области социальной реальности, которая выступает носителем проблемы, совпадает с обозначением объекта исследования. Как правило, объектом исследования выступают различные элементы социальной структуры общества (конкретные социальные группы, этнические, демографические, профессиональные общности людей). Уточнение объекта обеспечивается также определением генеральной и выборочной совокупности, задающей масштаб исследования. Например, объектом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» могут быть только студенты, но могут быть также и представители всех групп молодежи.
Предмет исследования – это определенная сторона, свойство, состояние исследуемого объекта, который фиксирует познавательные границы исследования. Так, например, предметом исследования «Идолы и идеалы молодежной субкультуры» может быть система ценностей и ценностных ориентаций в целом, предпочтения и вкусы в области современной музыки, политические убеждения и т. д.

Итогом проделанной работы выступает формулировка цели и задач исследования. Цель социологического исследования – модель ожидаемого конечного результата исследования – определяет доминирующую познавательную ориентацию социолога. Она может быть теоретической (получение нового теоретического знания о структуре, функциях, формах развития социального объекта), методической (отработка методики, отдельных процедур, инструментария социологического исследования) или прикладной (получение практических рекомендаций по совершенствованию объекта).

Задачи исследования представляют собой систему конкретных требований, предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Это те действия, которые планируется совершить для достижения цели. «Изучить…», «составить…, «проанализировать… - такими словами обычно начинаются формулировки задач исследования.

Наиболее важным этапом разработки методико-процедурной части программы выступает процедура обоснования выборочной совокупности. Результативное социологическое исследование должно основываться на подлинно репрезентативной выборочной совокупности, воспроизводящей все характеристики генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех элементов, выступающих носителями исследуемой проблемы, а выборочная совокупность — это модель генеральной совокупности, сформированная по определенным правилам. Репрезентативность — свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности.
Формирование выборочной совокупности позволяет получить данные, изучив характеристики минимума элементов генеральной совокупности. Основными способами формирования генеральной (обследуемой) совокупности выступают: сплошное исследование (полный охват всех элементов), исследование основного массива (изучается большая часть элементов), монографическое исследование (изучается часть элементов объекта по ряду типичных для него признаков) и выборочный метод (строится выборка). Если выбранные исследования относятся к ограниченному классу объектов (например, «Влияние местожительства на успеваемость студентов БарГУ» или «Динамика межличностных отношений студентов-первокурсников группы ПХ-11»), то возможно обойтись и без построения выборочной совокупности, но, если заявленная тема сформулирована более широко (например, «Музыкальные ориентации современного студента» или «Ценность образования в представлении современной молодежи»), то выборка оказывается необходимой.
Существуют различные способы формирования выборочной совокупности и методы расчета объема выборки. Этому вопросу посвящена обширная литература как по социологии, так и в области статистики, в которой выборочные методы исследования разработаны давно и успешно используются.
Среди способов формирования выборочной совокупности выделяют два основных вида:
• метод типичных отдельных случаев или монографическое исследование, генеральной совокупностью в котором являются отдельные типичные единицы наблюдения либо даже одна единица какого-либо класса явлений; например, конкретная семья может изучаться на протяжении ряда лет, что оговаривается в программе исследования;
• статистические выборочные методы, которые, в свою очередь, делятся на две группы:
а) выбор по усмотрению, к которому относится целенаправленный выбор и квотный, т.е. выбор в виде квот (пропорций) изучаемых признаков;
б) случайный (вероятностный) выбор: чисто случайный, районированный (выбор слоями) и гнездовая или серийная выборка.

 

Среди основных методов сбора социологической информации – изучение документов, опрос, социологическое наблюдение и эксперимент. Освоение социологических методик сбора информации требует определенных навыков, начатки которых могут быть приобретены в ходе практических занятий. Однако переход к выработке практических навыков должен основываться на знании сущности основных методик и общих принципов их использования.
Как правило, сбор социологической информации начинают с анализа документов. Существуют различные виды документов, форма и содержание которых предполагает особые приемы работы с ними. Основными видами документов являются: письменные (вербальные и статистические), иконографические (картины, фотодокументы), фонетические (магнитофонные записи) и видеодокументы (кинофильмы, видеозаписи, компьютерные данные), личные и официальные. К методам социологического анализа документов относятся традиционный и формализованный (контент-анализ).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...