Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Язычество и христианство как основа русской СВ культуры

Важным в культуре была славянская мифология. Уходит в глубокую древность. Мифологическое сознание присуще древнейшим обществам, хотя по сути это до сих пор часть сознания уже современного общества.

Язычество: термин из церковной литературы. Это нехристианские и дохристианские представления. Перед нами верования разных уровней, друг другу не противоречащие и вполне сопоставимые (это про язычество).

Источники по язычеству: хроники и анналы европейцев и византийцев, там христиане критикуют язычников. Археологические источники – хронологически близки языческим верованиям. Этнографические и фольклорные источники – но они поздние и с ними нужно быть внимательными.

Исследуется вопрос язычества давно. Круче всех по мнению Вдовиной – Афанасьев. Труд «поэтические воззрения славян на природу». Он же опубликовал древнерусские сказки. Также Аничкин (?), Гальковский, Максимов («Неведомая и крестная сила»). Это вот в годы войны вышли работы. А в советское время фундаментальные работы Рыбакова: Язычество в Древней Руси и Язычество восточных славян (это 80е годы). Но тема и сейчас огромная и бесконечная.

Обратимся к источнику «Слово об идолах» - 12 век, в основе поучение Григория Богослова. Там перечислены боги + что им всё ещё поклоняются. Язычество представляет собой разноуровневую систему. В «Слове об идолах» уровни: одухотворение сил природы, олицетворяют доброе и злое начала. Сформировался уровень ещё в каменный век, ибо для первобытных охотников природные силы- важнейший ориентир. Второй уровень – появление «рожаниц» - богинь плодовитости, предшествуют мужскому культу «рода», культ был развит в период перехода от охотников к земледельцам. Большая медведица и малая медведица- мать и дочь – две лосихи – это вот язычество. Рожаницы был ив основе культа великой матери, прародительницы всего, включая богов. Связывают её с богиней Мокош.

Антропофорфно и зооморфно их изображают на источнике - крестьянских вышивках. Там они в позе рожающей женщины с оленьими рогами.

Чуть позже возникает интерес к богу рода: включил в себя и рожаниц, и всех остальных. Род = Святовит, символ – Збручский идол, 9 века. Известен с 19 века. Это апогей язычества. Это каменный столб, нашли его в воде - либо его скинули, либо захоронили. Недалеко от него раскопали в советское время капище Богит. Там три яруса: боги—посерёдке мир людей---и опять мир богов. Видно, что Збручский идол там стоял вероятно.

Рыбаков считал, что на лицевой грани изображена богиня Мокош с рогом, рядом богиня Лана с кольцом. На другой грани- мужская фигура – Перун с конём и палашом. Это сравнительно позднее божество – бог дружины, ему клялись. Ещё одно мужское изображение – Даждьбог, у него солярный знак (круг с 6-8 перекрещенными лучами). Под ними хоровод из людей, под мужскими мужскими, под женскими – женские. Это вот мир людей. Нижний мир, на который оба мира опираются – мир предком и бога Велеса, которые поддерживают потомков. Волос/Велес ещё и бог богатства и пр. Заканчивается всё это лицом, смотрящим на все 4 стороны.

Это вот всё культ рода, по Збручскому идолу представляем себе верования славян на рубеж 7-8 веков (? 8-9?). Перун – в чём-то русский Зевс, а вот Стрибог – это тоже божество неба и вселенной, аналог – Святовит и Сварог. Даждьбог часто упоминается – некий аналог Аполлону, сын солнца. Мокош. Хор (?) и Симагл (?).

Ещё исследовали Иванов и Туполев. Концепция Рыбакова – это раскручивание разных слоёв язычества, которые друг другу не противоречат. А эти двое так не считают: есть прибалтийские, новгородские и киевские славяне. Збручского идола считают изображением не Рода, а Перуна.

В язычестве пространство организует мировое древо: по крайней мере три вышеперечисленных уровня. Особое внимание к четырём сторонам света, понимание жизни и смерти на примере растущего дерева.

Рыбаков за монотеистический культ (Бог Сварог-отец, бог сын и Богородица - ?!), Иванов и Туполев против – не было ничего.

Судьбу воспринимали и как судьбу фатум, и как судьбу фортуну. В целом представления о мире крайне оптимистичны, с богами пытаются договориться, с Судьбой можно найти согласие. Черта нашего менталитета «авось» уходит в глубину языческого времени.

Славянское мировосприятие через языческую систему интересно и для последующего времени. Христианство со многим договорилось. В язычестве ключевое- отношения с природой, без хозяйственной магии в с/х никуда. Подчас христианство и язычество друг другу не противоречили, подчас существовали. Язычество оставило за собой ряд позиций: скоморохов серьёзно били ещё в 17 веке.

Крещение Руси

Само событие легендарное по сути. А есть ещё апостол Андрей. Есть крещение причерноморской Руси по записям патриарха Фотия. Церковь святого Ильи в Киеве. Крещение Ольги. Нерешённые вопросы: когда и где крестился Владимир, а главное – в чём суть принятого христианства.

Точки зрения: слова «алтарь», «пастырь» и пр из сербо-хорватского, колокола тоже не из Византии. Находят следы арианства (Бог отец подобосущный сыну, а не единосущный). Есть мнение, что крещение произошло на год позже. Сомневаются, где это произошло – в Корсуни, Киеве, Василеве – непонятно. Источников от того времени почт нет.

У нас в итоге появился общественный институт – церковь. Митрополит. Высокая роль монастырей. Кто был первым приехавшим из Царьградского обкома митрополитом – непонятно. Точка зрения, что только с 1035 г можно об этом говорить, а до этого возможно была выборность управлявших церковью духовных лиц.

Церковь стала ведать важнейшим вопросом – семейно-брачными отношениями. Также должны были следить за личной жизнью подопечных, отвращать их в том числе от язычества.

С принятием христианства Русь смогла приобщиться к новым культурным ценностям. Но не менее важно культурное общение. Вероятно, христианство приняли не столько из-за необходимости идеологии, но и из-за необходимости контактов с христианским миром. Христианство привнесло в СВ общество свою систему ценностей.

Отличие от язычества в том, что иной уровень религиозного сознания. В основе - личностное представление об абсолюте (боге т.е.). Христианство возвысило человека, что тот может перейти в другую систему ценностей от жёсткой космологической зависимости. Любовь к богу и любовь к ближнему – важнейшие заповеди. Ещё одна идея: равенство людей перед богом, о воздаянии каждому по его делам.

Это новое видение и толкование мира.

Процесс христианизации шёл долго. Усваивалась в первую очередь обрядовая, а затем уже догматическая сторона. Это вот выявится при реформе Никона особенно.

Традиции язычества преодолеть не удалось, христианству пришлось приспосабливаться. Здесь приемлем термин «двоеверие», но правильнее говорить – «православно-языческий синкретизм». Архаичные обряды продолжали существовать в рамках церковного культа (святки), с масленицей смирилась, особое внимание к поклонению некоторым местам (святые источники). Святые связывались с повседневной трудовой деятельностью. Встреча весны и зимы – сретение, много внимания уделяли приметам. Народная форма православия, далёкая от церковной догматики. Церковь терпит, но со скоморохами борются. Человек часто имел два имени – христианское и языческое (Дмитрий-Всеволод Большое Гнездо). Покойников в церковь на санях возили.

Письменность, книжность и литература в Древней Руси

Дежурное упоминание Черноризца Храбра от начала 9 века о письменности докириллической- пиктографическое письмо, «черты и резы». Кирилл и Мефодий: в Панонскох житиях Кирилла говорится о том, что он в Корсуни нашёл Евангелие и Псалтырь написанное какими-то письменами – косвенное свидетельство о том, что на Руси знали письменность и использовали её ещё до принятия христианства, хотя не очень понятно, а чьи это буковки вообще. Сосуд с надписью «горохщя». Тяжело говорить, ибо кто такие «русы» - тоже непонятно.

Вопрос о том, кто что в кириллице и глаголице составил – непонятно. Глаголицу долго использовали как тайнопись на Балканах. С христианством мы воспринимаем кириллическую графику, которая становится основным письмом.

Богослужение греческое христианство разрешало на родном языке. Салоно-македонский диалект древнеболгарского языка – это церковно-/старославянский, на нём писались всякие церковные книги. На местной основе складывался древнерусский литературный язык, язык лит и делопроизводства. Русский язык как фактор позволял интегрировать культуру, но разговорный язык был подвержен диалектным влияниям, наш язык возник на рубеже 18-19 веков, до этого преодолевались местные различия. Развивается язык медленно. Язык – ценнейший источник.

ОТ домонгольского периода памятников письменности дошло маловато: 192 рукописи. Остромирово Евангелие – дьякон Григорий написал для посадника Новгорода Остромира. А в 2000 г открыли более древний памятник – Деревянная/Новгородская псалтырь: книжечка из трёх дощечек липовых, текст на восковой основе. Написана не позднее 1030 года. Изборники князя Святослава Ярославича. Мстиславово евангелие.

В то время для написания книг использовали пергамен, в основном привозной. Перепиской занимались всякие из духовенства. Произведения имели конкретного заказчика. Особое место занимали книги для религии: богослужение и пр. Популярны евангелия «апракосы» - расписаны по дням богослужения. Особое место у псалтырей. Минеи – месячники – тексты церковных служб годового цикла. Триоди – цветная и постная – службы во время великого поста и после пасхи. Часословы – молитвы и песнопения суточного круга.

Древнерусская литература: особое место у летописей. ПВЛ древнейшая естественно. Первые записи к концу 10 в относятся ко времени постройки Десятинной церкви. В общем, летопись позволяет решать многие вопросы. «Слово о законе...» Иллариона: понятно всё с ним. Поучение Владимира Мономаха: около 1117 года, сохранении единства Руси и пр. Переводы иностранной литературы – текст приспосабливался под нашу публику. Каналы поставки книг: Византия, но я ряде случаев переводы с древнеболгарского – из Болгарии как через посредника. Переводили отцов церкви и прочую ерунду (Златоуста, сборник всего подряд из Византии «Пчела»). Апокрифы всякие там. Читали шестодневы (были посвящены шести дням творения). Ещё одно пр-ие – Физиология (это в первую очередь про животных, красочно там описываются, подчас сведения фантастические). Т.е. была переводная лит-ра и светского содержания: воинские повести цикла Александрия например, повесть об Акиле Премудром, повесть о Варлааме и Иоасафе (христианизированная версия жизнеописания Будды).

Аудитория: самая широкая в городе, на грамотности построена вся жизнь. Школы образовывали (Ярослав Мудрый в Новгороде на 300 учеников). Женщины среди грамотных тоже были.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.