Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религия и культура Древнего Чосона и других государств




 

В обществах Древнего Чосона и ряда государств, где еще не получила развития наука, господствующую роль в духовной жизни человека играла религия. Первобытные религии – анимизм, тотемизм, поклонение (культ) Солнца, поклонение духу Земли-матери, шаманизм и колдовство – после формирования государства перерастали в культ Небесного бога (Ханыним), в поклонение Небу, антропоморфизму, богу (духу – син), повелевающим всей вселенной. Оправдывая именем Небесного владыки авторитет правящего в государстве класса, теперь религия одновременно выполняла и функции политической идеологии.

Согласно культу Небесного бога существовала вера, что люди рождаются как его потомки и могут снова вернуться к нему. Поэтому душа считалась вечной и бессмертной. Отсюда возникло в корейском языке выражение «вернулся обратно», применяемое в отношении умершего человека. Согласно мифам, считалось, что и Чумон, после 19-летнего правления на священном коне (кирин) отправился на Небо, также как и дух Пак Хёккосе поднялся на Небо. Отправление на Небо называлось чочхон («посещение Неба»), сынчхон («подъем на Небо») и пичхон («полет в Небо»).

Из культа Небесного бога вытекало, что правитель, представляя Небо на земле, правит народом. Иначе говоря, правитель представлялся посредником, связующим воедино Небо, Землю и людей, и на корейском языке его называли словом имгым, которое в иероглифическом написании называлось также имгом или нисагым, но впоследствии было заменено китайским названием ван. Иероглиф ван содержит смысл о посредничестве между Небом, Землей и людьми.

Поскольку в культе Неба (Небесного бога) люди рассматривались как потомки Неба, жертвоприношения Небу содержали смысл поклонения предкам, поэтому и в жертвоприношениях Небу и поминании предков содержался смысл благодарения предкам. Это и есть сыновняя почтительность хё. Как до изучения конфуцианских принципов сыновней почтительности, так и среди людей, не знакомых с конфуцианством появилось много почтительных сыновей (хёджа), и здесь возникли корни того, что вплоть до настоящего времени в Корее сыновняя почтительность почитается как важнейшая нравственная добродетель.

Из представления о бессмертии человеческой души возник обычай класть в могилу покойника предметы его обихода, равно как и хоронить живых людей для служения покойнику (обряд сунджан). Те верили, что и покойнику, подобно живым, необходимы пища и прислуга. Если смерть человека рассматривалась не как полное исчезновение, а только как отделение души (хон) от тела, то не так велики были страх или скорбь по поводу смерти, и оптимистическим становился взгляд на человеческую жизнь. Отсюда возник корейский народный обычай обставлять похороны как празднество.

Люди Древнего Чосона и ряда государств свою религиозную деятельность, связанную с культом Неба, выразили в картинах, скульптурах и предметах украшения. Это и было искусство той эпохи. А высеченные на широкой поверхности скал геометрические фигуры круглой, прямоугольной (квадратной) или треугольной формы в отдельности символизировали Небо, людей и Землю. Именно такие фигуры изображены на наскальных надписях (амгакхва), обнаруженных в дер. Янджондон уезда Корён провинции Северная Кёнсан и в дер. Чхонджонни уезда Ульджу, провинции Северная Кёнсан. Формы дольменов, состоящих из четырехугольного основания, на котором покоятся круглые крышки, очевидно, символизируют, Землю и Небо. Эти фигуры были унаследованы и в последующие эпохи, и они стали основными формами устройства могил (круглая насыпь) и жилья (дома с соломенной кровлей), а в период Чосона их можно было наблюдать и в форме металлических монет. Основная конфигурация знаков в корейском национальном алфавите «Хунмин чонъым» состоит из сочетания фигур круглой, треугольной и четырехугольной формы.

В период «ряда государств» в связи с религиозной деятельностью применялись различные музыкальные инструменты на празднествах. Сообщается, что в Древнем Чосоне под аккомпанемент музыкальных инструментов исполнялись песни. Сочиненная, по преданию, женой матроса Ё Ок песня «Конхуин» («С [инструментом] конху в руке») представляет печальный рассказ о том, как жена матроса, утонувшего в реке, последовала за мужем и бросилась в пучину.

 

Как я плакала и просила,

Чтобы ты (матрос) не переправлялся через реку…

И вот ты уже утонул и погиб;

Как я горюю по тебе…

 

Эта песня была самым ранним поэтическим произведением Кореи, которое впоследствии получило широкое распространение.

 


[1] На основании письменных источников, сообщающих о том, что когда киджаский Чосон пал под ударами Вимана, и последний ван Киджун, отступивший на юг, провозгласил себя ваном Хана, а также того, что современные представители фамилии чхонджуских Ханов почитают в качестве предка Киджа, можно узнать, что «потомки» Киджа с охотой пользовались родовым именем (фамилией) Хан.

[2] Существует масса различных мнений относительно местонахождения четырех ханьских округов, но считается вероятным, что Наннан находился в районе современного Пхеньяна, Чинбон – в районе пров. Хванхэ, Хёндо – в районе среднего течения р. Амноккан, Имдун – в районе пров. Хамгён. Но существует и точка зрения о том, что Чинбон и Наннан находились на территории Маньчжурии.

[3] Из восьми запретительных законов Древнего Чосона в настоящее время известны лишь три: 1) Убивший человека немедленно предается смертной казни; 2) человек, причинивший ранение другому, возмещает вред зерном; 3) укравший чужое имущество превращается в раба в том доме, где совершена кража. Тот, кто хочет откупиться от рабства, должен заплатить 500 тысяч монет. И в период Корё существовали предупреждения по 8 поводам, похожие на 8 запретительных законов Древнего Чосона: 1). не убивай и не наноси ран; 2). не кради; 3) не ревнуй; 4) не прелюбодействуй; 5) не пьянствуй; 6) не роскошествуй; 7). не стремись к высокому месту; 8) не увлекайся зрелищем и слушанием (чужих рассказов). Сравнивая с этими пунктами, можно догадаться, что в 8 запретительных законах Древнего Чосона, помимо статей об убийстве, ранении и воровстве, вероятно, содержались и статьи о ревности и прелюбодействе.

[4] В Северной Корее считают, что племенем, основавшим Пуё, было мэк, и таким образом отличают его от е, являвшихся обитателями Чосона.

[5] См.: Чхон Гвану. Процесс формирования Трех Хан (Сам Хан). Первая часть. «Исследования по Самхану» // «Сахан ёнгу» («Исторические исследования»), т. 26, 1975.

[6] Название их связано с домашними животными: ма – лошадь, у – крупный рогатый скот, чо – свинья, гу – собака. Приставка –га означала принадлежность к людям знатным и высокого положения.

[7] Самой ранней записью мифа об основании государства была надпись на могильной стеле вана Квангэтхо (414 г.), а затем идут «Надпись на могильном памятнике Модуру» (после V в. н.э.), а также «Самгук саги», «Тонмёнван пхён» («Повесть о ване Тонмёне») и «Самгук юса», но в каждой из записей имеются различия в содержании.

[8] Некоторые исследователи (Чхон Гвану и др.) считают государство, основанное Чумоном, Чольбон Пуё. Но есть точка зрения (Ким Чхольджун, Ли Гибэк и др.) о том, что Чумон был выходцем из рода Сонобу, и что со времен Тхэджо (58-146 гг.) ванами становились представители Керубу.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...