Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система образования и выдвижения на должности




 

1) Система образования

 

Первое изречение «Лунь Юя» гласит: «Разве не радостно познать и своевременно осуществить познанное?» Среди радостей человеческой жизни наибольшей считается учение. Издревле у корейцев была велика жажда учиться, но в конфуцианском государстве Чосон в соответствии с конфуцианскими понятиями о значении образования страсть к учению была велика, как никогда прежде. В жизни корейцев глубоко укоренились конфуцианские представления о том, что надо учиться для того, чтобы сделать карьеру. Образование в ранний период Чосон акцентировало внимание не только на гуманитарных науках – литературе, истории и философии; следуя наставлениям «Чжоули», серьезно относились и к техническим наукам.

Прежде всего, во всех округах и уезда страны были созданы местные школы хянгё, где давали гуманитарное образование за государственный счет. Если в период Корё хянгё учреждались только в наиболее важных районах страны, то в эпоху Чосон хянгё стали учреждать повсеместно. Процветанию школ придавалось такое большое значение, что оно было включено в число семи обязанностей местных администраторов сурён. В хянгё обучались представители простонародного сословия и выше; туда принимались способные мальчики и юноши 8 лет и старше, которых называли кёсэн (ученики). Число учащихся определялось в соответствии с населением округа или уезда[16], и в летний период сельскохозяйственных работ для них устанавливались каникулы, а осенью, по окончании работ, ученики возвращались в свои общежития (чэ) и продолжали учебу. Они учились по классическим конфуцианским сочинениям: «Сяосюэ», четыре истории, «Лунь Юй», «Мэнцзы», «Чжун Юн», «Дасюэ» и пять классических сочинений («Шицзи», «Шуцзин», «Ицзин», «Чуньцю», «Лицзи»). Дважды в год проводились экзамены, и лучшие из тех, кто успешно их выдерживал, освобождались от первичного (предварительного) отбора на экзаменах по получению степеней сэнвон и чинса, а провалившиеся на экзаменах (наккансэн) должны были исполнять воинские повинности.

В четырех районах Сеула были учреждены городские школы пухак, различавшиеся по названиям на Западную (Сохак), Восточную (Тонхак), Южную (Намхак) и Центральную (Чунхак). В каждой из этих школ обучалось по 100 студентов, а программа обучения была аналогична программе школ хянгё.

Люди, окончившие школы хянгё и пухак, назывались студентами (юхак), пользовались большим уважением в обществе и могли принимать участие в государственных экзаменах и претендовать на получение ученых степеней. Те из них, кто получал степени сэнвон и чинса, могли сдавать экзамены на более высокую степень или прямо получать низшие государственные должности. Те же, кто стремился к получению дальнейшего образования, поступали на учебу в Сонгюнгван (Высшую конфуцианскую школу, которая также называлась Пангун или Тхэхак) в Сеул, общее число учащихся которой определялось в 200 человек: 100 сэнвон и 100 чинса. Студенты Сонгюнгвана, имевшие отличные оценки, освобождались от первичных экзаменов (чхоси) и могли сразу сдавать следующие экзамены (покси), а хорошие студенты старше 50 лет могли получать чиновные должности, даже не проходя государственные экзамены.

В хянгё и Сонгюнгване были лекционные залы, а также общежития чэ (Западное и Восточное), располагавшиеся по обе стороны залы, а за залой находился храм (мунмё), где хранилась именная табличка Конфуция, перед которой совершались поминальные жертвоприношения. В Сонгюнгване располагалась библиотека Чонгёнгак (Почитаемая библиотека). Наследник престола должен был пройти процедуру поступления в Сонгюнгван, но затем получал образование не там, а в дворцовой школе Сиганвон.

В начальный период Чосон преобладали казенные школы, содержавшиеся за государственный счет, но с XVI в. постепенно возрастало число частных школ (совон), организуемых учеными сословиями различных провинций. Таким образом, открылась эпоха своеобразного соревнования между государственными и частными школами. Структура и учебные программы совонов были похожи на хянгё, но в каждом совоне были разные почитаемые святые мудрецы (сонхён), что приводило к появлению различных специфических подходов к обучению. Учащиеся частных школ совон сами вносили плату за обучение.

Государственные и частные школы, как правило, базировались на соответствующих административных единицах (кун, хён), но начальные школы, базировавшиеся на более мелких административных единицах (ниже кун и хён) назывались содан. В соданах обучали по иероглифическому учебнику «Чхонджамун» («Тысяча слов») и другим элементарным конфуцианским трудам.

Женщины не имели возможности поступать в школы, но девушки из ученых семей в большинстве случаев получали образование в домашних классах или прямо от своих родителей. С развитием культуры книгопечатания книги получили более широкое распространение, что дало толчок к подъему образования.

Техническое образование, называвшееся чапхак – «разнообразные науки», находилось в прямом ведении соответствующих государственных учреждений, связанных с техникой. Преподавание языков – китайского, монгольского, чжурчжэньского, японского – находилось в ведении палаты Саёгвон (Палата переводчиков), медицина – в ведении учреждений Чоныйгам (Ведомство врачевания) и Хеминсо (Ведомство народного благосостояния), астрономия, география, гадание (мёнгва или чомбу), даосизм – в ведении Квансангам (Ведомство по наблюдению за образами), счетное дело – в ведении Ходжо (Подворная палата), законы – Хёнджо (Палата наказаний), живопись – в ведении Тохвасо (Ведомство живописи). Медицину и юриспруденцию преподавали во всех местных округах и уездах, а иностранные языки – в местностях, где они применялись, причем китайский и чжурчжэньский языки преподавали главным образом в провинции Пхёнан, а японский – в трех портах провинции Кёнсан.

Число обучавшихся «разнообразным наукам» в столичном регионе составляло 285 человек, в провинции – около 6000, причем в чапхак были заняты были заняты главным образом дети простолюдинов, однако на медиков и переводчиков учились и многие дети янбанов. В начальный период Чосон не существовало презрительного отношения к чапхак, поэтому нередко чиновники высоких рангов выходили из числа получивших образование в технических науках.

 

2) Система выдвижения на должности

 

Поскольку развитие образования преследовало цель подготовки талантливых специалистов, критерием отбора чиновников стало почтительное отношение к способностям. Главным принципом отбора кадров в период Чосон стали принципы («Не чинить препятствий для мудрых и добрых») и юджэ сиён («Выдвигать только способных»). Следуя этим принципам, по сравнению с предшествующим периодом Корё, сократилось число назначений по принципу ымсо (по «праву тени». – Прим. пер.)[17] и возросла требовательность при подборе кадров, что назвали сонго (принцип отбора и выдвижения).

Экзаменационная система коси включала экзамены на степени сэнвон и чинса, на гражданские (мунгва) и военные (мугва) должности, а также «разные экзамены» чапква. Кроме них, существовали краткие экзамены чхвиджэ («отбор способных») на низшие чиновные должности. Раз в три года устраивались экзамены на степень сэнвон, которая присуждалась лицам, проявившим выдающиеся знания классических канонов (кёнхак), и на степень чинса, присуждавшуюся лицам с выдающимися литературными способностями; каждую степень присваивали ста человекам. Эти экзамены назывались «малыми», или «первичными» (согва, или самаси). Хотя люди, получившие степени сэнвон или чинса, могли сразу занимать низшие должности, в большинстве своем они старались еще выдержать экзамены мунгва или продолжали учебу в Сонгюнгване. На экзаменах самаси отбиралось в семь раз больше человек, чем на экзаменах первой ступени (чхоси)[18], причем общее число участников определялось сравнительной численностью населения каждой провинции[19]. На экзаменах второй ступени (покси) сравнительная численность населения уже игнорировалась, и число выдержавших экзамен определялось только уровнем знаний. Выдержавшим экзамен выдавалось свидетельство, написанное на белой бумаге – пэкпхэ.

Среди экзаменов высшей ступени (коси) наибольшая конкуренция была на экзамене на высшие гражданские должности мунгва (или тэгва). Экзамены мунгва устраивались раз в три года, а в перерывах между ними проводились периодические экзамены чонги сихом, особые экзамены пёльси, дополнительные экзамены чынгванси, а также экзамены в присутствии вана по торжественным случаям, которые назывались кёнгва, и др. В периодических экзаменах чонги сихом принимали участие более 10 тысяч кандидатов на должности, но окончательно отбирали только 33 человека. На первичных экзаменах чхоси [20] отбиралось в 7 раз больше – 240 человек, которые распределялись по провинциям согласно численности населения[21], а на вторичных экзаменах покси по способностям из них отбирали 33 человека. На экзаменах третьей ступени (чонси), проводимых при дворе, число выдержавших экзамены определялась по группам: 3 человека в первой группе, 7 человек – во второй, и еще 24 сдавших экзамен на военные должности. Причем служащих чиновников, выдержавших этот экзамен, повышали в должности на 1-4 ранга.

Государственные экзамены кваго были главным путем к карьере для ученых, поэтому участие в них рассматривалось как огромная честь. Тем, кто успешно выдерживал экзамены на гражданские должности, выдавались свидетельства на красной бумаге – хонпхэ.

В экзаменах на степени сэнвон и чинса участвовали «студенты» (юхак), а в экзаменах на гражданские должности мунгва – «студенты» юхак, лица, получившие степени сэнвон и чинса, а также чиновники, находящиеся на действительной службе. Хотя все простолюдины, за исключением ноби, получившие школьное образование, могли участвовать в экзаменах, туда не допускались дети изменников и продажных чиновников, сыновья и внуки женщин, вышедших замуж вторично, а также все незаконнорожденные (сооль).

На экзаменах на военные должности (мугва, или ёнхогва), проходивших раз в три года, отбирали по 28 человек[22]. Так же раз в три года устраивались «разнообразные экзамены» чапква на технические должности, на которых отбирали по 19 переводчиков (экзамен ёкква), 9 врачей (ыйгва), 9 специалистов по астрономии, географии и гаданию (ымянгва) и 9 юристов (юльгва), всего 46 человек. Причем на экзамен ымянгва допускались только лица, ранее обучавшиеся по специальности, а в других экзаменах могли принимать участие и ученики школ (кёсэн), и мелкие канцеляристы (пухаксэн). Люди, выдержавшие экзамены чапква, могли служить в соответствующих технических учреждениях и подняться до чина 3 ранга, но для дальнейшего карьерного роста им было необходимо сдать экзамен мунгва на гражданские должности. Было немало случаев, когда чиновники технических учреждений, успешно выдержав экзамен мунгва, достигали высоких государственных постов[23].

Кроме государственных экзаменов кваго, существовали различные экзамены, дававшие возможность занимать низшие чиновные или технические должности, называвшиеся «отбором способных» – чхвиджэ. Выдержавшие экзамены чхвиджэ могли быть назначены на должности сурён (местные администраторы), вегёгван (дипломаты), ёксын (переводчики), тосын (смотрители на переправе), содже (библиотекари), рокса (писари), сори (мелкие чиновники), получать должности за заслуги предков(ымджадже) и даосские должности(торю), а также становиться врачами, переводчиками с китайского, монгольского, чжурчжэньского, японского, специалистами по астрономии, географии и геомантии, гадателями, законоведами, счетоводами, садоводами, музыкантами, аптекарями и пр.

Система экзаменов для отбора чиновников была чрезвычайно многообразна; в зависимости от способностей претендента на должность определялась возможность его карьерного роста, а также исключалась наследственная передача должностей. Так, во времена правления вана Сонджона один из сыновей заслуженного сановника (хунгу тэсин) Ли Гыктона смог выдержать только экзамен ёкква на переводчика, а во времена вана Седжо сын мелкого чиновника (сори) Юн Чхогвана Юн Хёсон, недовольный тяжелым положением своего отца и всей семьи, так успешно сдал экзамены мунгва, что в конце концов достиг должности министра (тэсан). В начале правления вана Чунджона некто Ан Джунсон из уезда Косон вел хозяйство только при помощи двух ноби и при этом так усердно учился, что успешно выдержал экзамен на гражданскую должность и впоследствии достиг должности правителя уезда (хённён). Если просмотреть 750 фамилий в списках тех, кто успешно выдержал экзамены на гражданские должности в XV-XVI вв., можно узнать, из каких родов происходили высшие чиновники государства.

Еще одним способом отбора чиновников была система рекомендаций, которая преследовала цель выявлять талантливых людей, которые, несмотря на огромные знания, слились с общей массой деревенских жителей. Сущность этой системы заключалась в том, что чиновники выше 3 ранга обладали правом рекомендации на должности, и люди, рекомендованные ими, после кратких экзаменов назначались на государственные должности. Однако если рекомендованное лицо совершало преступление, вместе с ним наказывался и чиновник, рекомендовавший его, так что возможность произвольных рекомендаций исключалась.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...