Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возрождение династии Чосон в XVII-XVIII вв.




 

1. Консолидация «дружественных партий» (пундан) и движение за «северный поход»

 

Хотя ван Инджо (1623 1649 гг.) взошел на престол благодаря заговору «западников», он стремился укрепить свою власть путем противопоставления друг другу борющихся партий, поэтому для предотвращения злоупотреблений со стороны своих ближайших сановников привлекал на службу и представителей «южан». Между «западниками» и «южанами» существовали различия не только в происхождении их ученых школ, но и в подходе к политическим вопросам. «Западники», стремившиеся к структуре власти во главе с первым министром (чэсан) для улучшения финансового положения и укрепления вооруженных сил, ратовали за освобождение крепостных (ноби) и перевод их в простолюдинов и за предоставление возможностей для государственной службы «незаконнорожденным» (сооль). А намины, напротив, поглощаемые стремлением стабилизировать аграрную экономику, придавали большое значение ослаблению системы поборов и укреплению хозяйства мелких и средних помещиков, а также крестьян-собственников, поэтому относились пассивно к ослаблению таких сословных стеснений, как предоставление прав «незаконнорожденным» или освобождение ноби и превращение их в простолюдинов. Во властной структуре они придавали большое значение укреплению власти вана до уровня древних императоров и усилению роли контрольного органа Самса по критике текущей политики.

«Западники», пришедшие к власти при Инджо, обращали главное внимание на укрепление вооруженных сил в ходе сопротивления Поздним Цзиням (Цинам) и создали такие новые военные формирования или управления – Ховичхон («Охранное»), Чхонъюнчхон («Общее», или Сэгом­джон), Суочхон (оборонительное в крепости Намсан), Чончхогун («Отбор­ных войск»), которые играли немалую роль и в укреплении основ их власти.

Взошедший на престол после Инджо ван Хёджон (1649 1650 гг.), чтобы смыть позор за пребывание заложником у Цинов, активно планировал поход на Север, поэтому численность войск управления Оёнчхон (гвардии) увеличил до 20 тысяч человек, а к государственной службе активно привлекал оппозиционно настроенных молодых конфуцианцев из провинции Чхунчхон, которые, будучи «западниками», тем не менее, оставались в тени, занимались своими учеными темами, таких, как Сон Сирёль, Сон Джунгиль, Ким Джип, Квон Си, Ли Ютхэ, а представителей процинской группировки Ким Джаджома и других изгнал из правительства. С другой стороны, он привлек и таких видных представителей «южан» (намин) как Хо Джок, Хо Мок и Юн Сондо, проводя политику консолидации враждующих партий.[1]

Во времена Хёджона подавлялся произвол влиятельных сановников и проводились различные меры по облегчению жизни народа. По предложению Ким Юка закон Тэдонбоп («об эквивалентном зерне») был распространен и на провинции Чхунчхон и Чолла (1651 г.), а при определении налогов отменено применение разных мер земельной площади в зависимости от качества земли (судын ичхок) и перешли к единой мере определения площади (тониль янджончхок), что облегчило тяготы населения, а для развития денежного обращения были отлиты металлические монеты санпхён тхонбо. Внедрение привезенных потерпевшим кораблекрушение голландцем Хамелем[2] мушкетов в качестве вооружения корейских войск произошло также в правление Хёджона (1656 г.).

Однако в связи с постепенным укреплением Цинов планы «северного похода» оставались не осуществленными, но в 1654 г. (5 год вана Хёджона) с возникновением пограничного столкновения Цинов с русскими дважды по требованию Цинов пришлось отправить несколько сот стрелков в Нингуту (Цзилинь) в 1654 и 1658 гг. Этот инцидент называется «походом на русских» («насон чонболь»).

Когда в 10-м году скончался ван Хёджон, так и не осуществив своей мечты о «северном походе», на престол взошел его сын Хёнджон (1659 1674 гг.). В начале правления Хёнджона намины Хо Мок, Юн Хю, Юн Сондо и др. повели атаку на соинов («западников») по вопросу о сроке траура по скончавшейся великой княгине Чо (мачеха Хёджона)[3], но было поддержано предложение «западников», и «южане» потерпели поражение и только меньшая часть их во главе с Хо Джоном участвовала [в правительстве], где полностью преобладали «западники» с Сон Сирёлем во главе. Но с середины правления Хёнджона «южане», учредив новую воинскую часть хуллён пельто, создали и в военной области опору, достаточную для соревнования с «западниками», и это стало главной основой, обеспечивавшей победу наминов в начале правления Сукчона.

В период правления Хёнджона из-за неурожаев и эпидемий по всей стране росло число умерших от голода и болезней, поэтому резко сократилось население. С другой стороны, из-за земельных захватов со стороны дворцов (кунбан) царствующего дома бесчисленно росло количество дворцовых земель (кунбанджон) в прибрежных районах провинций Хванхэ, Чолла, Чхунчхон и Кёнсан. Вдобавок к природным бедствиям и болезням рост земельных владений дворцов, казенных управ и военных управлений делали невыносимой жизнь крестьян, поэтому часть «западников» для облегчения бремени крестьян выдвигала предложение собирать военный налог (кунпхо) и с детей янбанов, но оно не было осуществлено. Вместо этого были предприняты такие меры, как понижение цены [выкупа] для ноби на полкуска тканей и освобождение от крепостного состояния ноби от матери-простолюдинки (наследуя матери) (1669 г.), что увеличило податное население из простолюдинов. Затем распространили закон об эквиваленте (Тэдонбоп) и на отдаленные горные районы и для увеличения государственных доходов стали продавать за зерно не заполненные документы о чиновном звании (конмёнчхоп).

Мотивом к тому, чтобы сирхаккист Лю Хёнвон (псевд. Панге), живя в Пуане провинции Чолла, написал труд «Панге сурок» («Записки Панге»), содержав­шие проект земельной и других социальных реформ, послужили его личные наблюдения над действительностью, где крестьяне испытывали бедствия от увеличения дворцовых земель (кунбанджон) в этой местности.

 

2. Частая смена у власти (хвангук) «дружественных партий» (пундан) и усиление ванской власти

После четырнадцати лет правления Хёнджона взошедший на престол Сукчон (1674 1720 гг.) в течение долгого 45-ти летнего царствования для усиления ванской власти изменил существовавший до этого порядок непрерывного правления правящих групп (танпха) и перешел к практике частой смены их. Это называлось изменением «обстановки» (хвангук). Политическая практика хвангук означала метод частой смены кабинета, чтобы вызвать конкуренцию государевых слуг в усердном служении ему и тем укрепить ванскую власть. Хотя внешне период правления вана Сукчона кажется временем самой ожесточенной борьбы между «дружественными партиями», но в действительности тогда происходило ускоренное развитие государства в результате ожесточенного столкновения политических линий.

В начале правления Сукчона у власти находились «южане», отстаивавшие усиление ванской власти, причем это было результатом того, что ван поддержал наминов в разгоревшихся в связи с кончиной супруги (королевы) Хёджона новых спорах о трауре. Тогда Сон Сирёль и другие «западники» предлагали установить траур по матери Хёджона (великой княгине Чо) на 9 месяцев (тэгон), а Хо Мок и другие намины настаивали на трауре в один год. Победа «южан» была результатом усиления политического влияния группировки Хо Джока, которая укрепила свою позиции во второй половине правления Хёджона.

Захватившие власть в начале правления Сукчона намины, во главе которых стояли Хо Джок, Юн Хю и другие, так называемые умеренные «южане» (тханнам)[4], снова поднимали вопрос о походе на север. Заново возродив для этого военное управление Точхечхальса, для его размещения построили вблизи Кэсона горную крепость Тохын (1676 г.) и усилили военные приготовления, отобрав одновременно 18 тыс. человек из числа выдержавших военные экзамены, и начали их усиленное обучение. Накануне этого были построены горная крепость Хванён в Ёнгане провинции Пхёнан и 48 наблюдательных постов (тондэ) на о. Канхвадо. Хотя такое возрождение планов северного похода было вызвано трудным положением Цинского государства, когда в начале правления Сукчона (1675 г.) в Китае поднялось восстание У Саньгуя, оно было связано и со стремлением укрепить полученные основы власти наминов.

Но преследовавшиеся в течение многих лет «западники» в 6 году Сукчона (1680 г.), когда вождь наминов Хо Джок признался в подготовке заговора с использованием военных сил горной крепости Тохын, предали смертной казни Хо Джока, Юн Хю и др., а также изгнали из правительства всех остальных наминов. Этот эпизод назывался «переворотом года кёнсин» («кёнсин хвангук»). Но еще до этого самих «западников» поразил внутренний раскол, и они распались на норонов (сторонников старой догмы, или «стариков») во главе с Сон Сирёлем, и соронов («молодых»), руководимых Юн Джыном (1683 г.). Политические разногласия между ними состояли в том, что если нороны, почитая принципы долга, акцентировали внимание на внутреннем и внешнем совершенствовании, т.е. на налаживании народной жизни и на укреплении своей самостоятельности, то сороны придавали большое значение реальным выгодам (силли) и отстаивали необходимость территориального расширения на севере. Хотя ван поочередно выдвигал обе группировки, но ядро власти составляли нороны, и всю политику направляли Сон Сирёль и три родственника вана по женской линии (самчхок) Ким Сокчу, Ким Манги и Мин Джонджун.

Власть «западников» объединила находившийся в руках «южан» хуллён пёльто (учебный отряд) с Чончхогун и образовала охранный корпус Кымвиён (1682 г.) и завершила создание системы пяти корпусов (ён). Поскольку военную власть ван вручал своим доверенными родственникам (чончхок), фактически ему принадлежало командование вооруженными силами. Для повышения благосостояния народа и поощрения развития производства правительство сократило размер военного налога (кунпхо) для простолюдинов (1703 г.), поощряло денежное обращение путем отливки металлических монет (санпхён тхонбо) и способствовало развитию торговли. Отдельные [воинские] части (управления) также занимались производством монет и, осуществляя торговлю, постепенно превращались, перерождались в органы по извлечению доходов. В этот период в деревнях поднимались восстания крестьянских низов, выступавших под знаменем веры в Майтрейю, а в городах – движения сопротивления во главе с тайными обществами (ке) «Комге» («Общество мечей»), «Сальчуге» («Общество убийц») и др., в которых основную массу составляли подневольные ноби. К тому же непрерывные стихийные бедствия подрывали общественное спокойствие.

В 15 году правления вана Сукчона (1689 г.) с возведением в качестве наследника сына вана от наложницы (Чан Хибин) из среды наминов находившиеся в течение 9 лет у власти нороны потерпели поражение, и к власти снова пришли намины. Лидеры из норонов – Сон Сирёль, Ким Сухан и др. – из мести были подвергнуты смертной казни. Это событие называют «переворотом (хвангук) года киса».

После прихода к власти наминов в связи с внутренними смутами в Цинском государстве предприняли меры по защите столицы, построив крепость на о. Канхвадо, а также горную крепость Мунсу в Тхонджи, что на противоположном берегу (1694 г.). И намины, пришедшие к власти в результате переворота года киса, в 20 году Сукчона (1694 г.), в связи с тем, что ван изменил свое мнение и вернул во дворец королеву Мин (Инхён ванху), а связанную с наминами Чан Хибин заставил покончить с собой, после 5 лет правления были свергнуты, и к власти пришли нороны и сороны. После этого инцидента, названного «переворотом года капсуль», намины пришли в такой упадок, что не имели шансов подняться снова. Нороны и сороны же связались с незаконнорожденными, переводчиками, военными, торговцами и даже с представителями ноби и получили от них помощь в виде денежных средств, необходимых для изгнания наминов.

С 20 по 46 годы правления Сукчона власть попеременно принадлежала норонам и соронам. Период с конца XVII до начала XVIII века был временем наступления холодов (малым ледниковым периодом) в мировом масштабе, поэтому и Корея не была исключением. В результате непрерывных неурожаев, наводнений и эпидемий в период с 1693 по 1699 гг., население страны сократилось на 1420 тыс. человек. К 23 году Сукчона (1697) серьезно возросли силы появившейся еще 10 лет назад крестьянской повстанческой армии Чан Гильсана (выходца из Чхану), действовавшей в горах Кувольсан провинции Хванхэ, поэтому весь северо-запад страны был охвачен волнениями. Дело дошло до того, что и в Сеуле представители среднего сословия и незаконнорожденных, связавшись с повстанцами Чан Гильсана, составили заговор в целях свержения династии, но были разоблачены.

Однако в правление Сукчона закон об эквиваленте (Тэдонбоп) был распространен вплоть до территории провинции Хванхэ (1708 г., 34 год Сукчона), жители Северо-запада в большом числе использовались на военной службе, равно как были приняты меры к тому, чтобы на административные должности (сурён) назначать и представителей среднего сословия и незаконнорожденных – сооль (1697 г., 23 год Сукчона). А в 1712 г. (38 год Сукчона) уточнили на севере границу с Цинами и поставили пограничный столб (чонгеби)[5], к западу от которого граница определялась по р. Амноккан, а к востоку по р. Тхомун. Хотя здесь р. Тхомун была определена крайне нечетко, корейцы понимали ее впоследствии как реку, находящуюся к северу от р. Туманган. Пограничный столб на Пэктусане создавал обстановку, благоприятную для территориального расширения Чосона.

А представитель морских сил (войск) Ан Ёнбок[6] изгнал японцев, посещавших острова Уллындо и Усандо (о. Токто) и в переговорах с японскими властями получил подтверждение, что они являются корейской территорией (1696 г., 22 год Сукчона). После этого инцидента с Ан Ёнбоком правительство Чосона с сёгунским правительством (бакуфу) решило вопрос о принадлежности Уллындо, а затем, усилив оборонитель­ные меры на море, приступило к освоению о. Уллындо. Как раз к этому времени относится и интенсивное составление карты о. Уллындо.

Далее, в 31 году Сукчона (1705 г.) для того, чтобы не забыть благо­деяний Минского государства в оказании помощи в Имджинской войне, а также для признания, что Корея является единственным цивилизо­ванным государством, унаследовавшим конфуцианскую культуру Минов, по предложению норонов во дворце Чхандоккун учредили Великий алтарь благодарения (Тэбодан), чтобы совершать жертвоприношения духам основателя (Тайдзу) Минской династии и императора Шэнь-цзуна, помо­гавшего корейцам во время Имджинского японского нашествия. Патриотическое сознание подданных было поднято также присвоением храму Ли Сунсина почетного названия Хёнчхун («за верность») в 1707 г. (33 году Сукчона) и строительством в Ыйджу храма Кан Гамчхана. Затем в последние годы Сукчона усилиями Нам Гумана была восстановлена часть из разрушенных «Четырех округов», построенных во времена Седжона, и началось систематическое освоение территории бассейна р. Амноккан. В больших масштабах восстанавливались пахотные земли на о. Канхвадо, непрерывное строительство внутренней крепости (нэсон) на о. Канхвадо (1704 - 1709 гг.), крепостей Пукхансан (1711 - 1712 гг.), Пхёнян, Анджу и др. значительно укрепили оборонительную систему.

В последние годы Сукчона была завершена в трех южных провинциях работа по обмеру площадей пахотных земель, и в результате выявлено неучтенных земель в 667800 кёль. Все население страны выросло до 6800 тысяч человек (1720 г.). В правление Сукчона выявились важные успехи и в культурной области. Оживленно велась издательская деятельность, направленная на укрепление государственного порядка: «Тэджон сокрок» («Продолжение Великого уложения»), «Ельчо сугё» («Уроки царствований») и др.

Правление Сукчона можно считать временем, когда династия Чосона завершала работу по восстановлению страны после военных разрушений и по налаживанию государственного порядка, и формировались основы для дальнейшего подъема.

 

3. «Политика беспристрастия» (тханпхёнчхэк) вана Ёнджо и новый подъем династии

 

Кёнджон (1720 - 1724 гг.), взошедший на престол после Сукчона при поддержке соронов, через четыре года умер. Последовавшее 52-летнее правление Ёнджо (1724-1776 гг.), четвертого сына вана Сукчона, было временем, когда династия Чосона переживала период расцвета. Этот период совпал с временем процветания Цинской династии при императорах Кан-си и Цянь-луне. Налаживание добрых отношений с Китаем позволяло Корее направить все силы на внутреннюю политику.

В начале своего правления в 1728 г. (4 год) Ёнджо столкнулся с вызовом со стороны соронов во главе с Ли Инджва; хотя он объединил силы соронов и наминов с мелкими и средними торговцами, а также поднял ноби на крупный мятеж в Чхонджу и других районах, он был подавлен. А в 38 году Ёнджо (1762 г.) был и такой трагический инцидент наследник Садо, связанный с соронами, по настоянию норонов был умерщвлен в заточении в амбарном ящике. Хотя в связи с этим были трения между группировками Пёкпха, которая одобряла эти действия, и Сипха, выражавшей сочувствие принцу, но по сравнению с правлением Сукчона было меньше ожесточенных политических стычек.

Для укрепления ванской власти Ёнджо применял иные меры по сравнению с прежними. Провозгласив себя священным государем, подобным древним Яо и Шуню, Ёнджо создавал образ неограниченного монарха и, основываясь на этом, проводил «политику беспристрастия» (тханпхёнчхэк)[7]. Хотя исконно тханпхёнчхэк означала ликвидацию «дру­жеских партий» (пундан), но немедленное осуществление этого наталкивалось на серьезные трудности, поэтому главные усилия были направлены на то, чтобы, не обращая внимания на раздоры между партиями, выдвигать умеренных и сговорчивых людей из любой партии для служения государевой власти. Это называлось и «смягчением споров, и уравнением (беспристрастностью)» (ваннон тханпхён). «Политика беспристрастности» (тханпхёнчхэк) была своеобразной реакцией на много­численные недостатки, проявившиеся в проведении политики укрепления ванской власти в форме переворотов (хвангук) и представляло признак стремления усилить монархию путем отбора политиков на надпартийной основе.

С другой стороны, Ёнджо, чтобы искоренить «дружеские партии», не только признавал так называемое «общественное мнение» стоявших за ним оппозиционных конфуцианских ученых, но и стал подвергать массовому регулированию (ограничению) совоны (храмы славы), служив­шие их опорной базой. Внутри правительства он упразднил порядок, когда чиновники Ведомства чинов (иджо нангван) и придворные академики (халлимы), называющие себя представителями «общественного мнения», занимались саморекламой (самовыдвижением) для занятия должностей.

Вместо этого, чтобы отразить мнение простого народа в управлении, ван возродил синмунго (барабаны, оповещавшие о передаче жалоб и предложений), часто выходил из дворца, чтобы прямо выслушать мнение народа. Непосредственное обращение народа к путешествующему в карете вану с жалобами на несправедливости называлось «словом к государю» (санон) или ударом в гонг (кёкчэн).

И в идеологической области Ёнджо стремился к беспристрастию (тханпхён). Хотя в центре его внимания было учение Чжу Си (соннихак), он принимал и толкования древних канонов (кохак) учеными наминами, поддерживавшими усиление монархической власти, в своих занятиях (кёнъен) занимал позицию открытости (либерализма), изучая такие сочинения легистского направления, как «Чжоули», «Чжэнгуань шэняо» и др. Иначе говоря, используя все прогрессивные взгляды тогдашних «дружеских партий», он применил их для усиления монархии и возрождения государства.

Кроме того, опираясь на усилившуюся монархию, он проводил различные реформы для повышения народного благосостояния и развития производства. Сначала для облегчения бремени военных повинностей народа в 1750 г. (26 год Ёнджо) он издал закон об уравнении повинностей, а всю военную власть, принадлежащую разным ведомствам, передал Военной палате (Пёнджо), преобразовал государст­венные финансы путем учреждения Податного ведомства (Тхакчи), путем издания сочинения «У юаньлу» (китайское сочинение XIV в. по судебной медицине) намного смягчил систему наказаний, а в отношении преступников, заслу­живающих смертной казни, строго соблюдался принцип троекратного рассмотрения дела (самбокпоп).

В правление вана Ёнджо много усилий было приложено для расширения пахотных земель и укрепления оборонительных сооружений в бассейне рек Туманган и Амноккан и на усиление морской оборонительной политики по защите о. Канхвадо, о. Токчок и других островных территорий на западном побережье. Наряду с постройкой внешних стен на о. Канхвадо (1744 г.), средних стен в Пхеньяне (1733 г.) и других оборонительных стен, стали создаваться карты, используемые для военных целей.

Затем для усиления обороноспособности столицы была перестроена система ее защиты, в которой в качестве основной силы предусмотрены богатые горожане (откупщики конины и купцы сиины), и об этом широко объявлено государевым «Сусон Юным» («Указом о защите столицы», 1751 г.). Это означало изменение концепции обороны столицы в связи с развитием промышленности в Сеуле. В 1760 г. (36 год Ёнджо) ван предпринял углубление городского канала (Чхонгечхон) и реконструк­цию столицы, и для того, чтобы показать процветающую столицу, где четко различались дворцовый город и торговая часть, были созданы многочисленные карты.

Для более глубокого и правильного восприятия территории страны и повышения эффективности управления ею активно велась работа по составлению географических описаний всей страны и ее карт. Поскольку составленное в XVI в. «Тонгук ёджи сыннам» («Обозрение всех земель Восточного государства») не могло отражать изменившиеся географические знания, уже со времен Сукчона предпринимались попытки его переработки, но только в правление Ёнджо продвинулась вперед эта работа и была завершена созданием огромного «Еджидо со» («Собрания карт всех земель», 1765 г.). Затем ван повелел специалисту по географии Син Гёнджуну составить обзор «Ёджи го» («Обзор всех земель», 1770 г.) для энциклопедии «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства»).

Поскольку карта позволяет сличать географические описания с обликом страны, ван Ёнджо в 46 году своего правления (1770 г.) повелел Син Гёнджуну составить в 8 книгах цветной атлас «Тонгук ёджидо» («Карты всех земель Восточного государства»), в который были включены карта всей Кореи, карты провинций и всех округов страны, причем точность карт была повышена нанесением линейных квадратов. Кроме того, в Хонмунгване была выставлена карта двух выдающихся картографов Чон Санги и Чон Ханнёна (отца и сына), которые внесли крупный вклад в историю картографии в Корее. Хранящийся сейчас в библиотеке Кюджангак Сеульского университета атлас цветных карт «Хэдон чидо» в 8 книгах также был создан в 1750-е гг. В этом собрании представлено более 370 карт, включая карты всех округов и портов Кореи, а также карты всего Китая и Великой китайской стены и другие древние карты.

Кроме того, ван Ёнджо, стремившийся возвысить науки и развить духовную и материальную культуру страны согласно веяниям времени, развернул многообразную издательскую деятельность, которая создала предпосылки для расцвета литературы и искусства. Характерными примерами этого может служить издание труда «Сок тэджон» («Продолжение Великого уложения»), «Сок ореый» («Продолжение пяти наставлений к церемониям», «Сок пёнджан тосоль» («Продолжение иллюстрированного рассказа о воинах»), «Тонгук мунхон пиго» («Обозрение документов Восточного государства»).

В то же время расширился путь к превращению крепостных (ноби) в простолюдинов, равно как и дорога к чиновной карьере для «незаконнорожденных», намного возросли мощь государства и уровень культуры династии Чосон, укрепились социально-экономическое развитие и стабильность страны.

 

4. Политика беспристрастия (тханпхёнчхэк) вана Чонджо и реформы «во имя государства для народа» (мингук)

Взошедший на престол после Ёнджо ван Чонджо (1776-1800 гг.), сын трагически погибшего принца Садо, унаследовал проводившуюся Ёнджо «политику беспристрастия». Несмотря на то, что он, как и его дед Ёнджо, признавал как истинное учение Чжу Си (соннихак), вместе с тем он не только признавал толкование древних канонов (кохак) наминами и северное учение (пукхак) сеульских норонов, но и широко привлекал необходимые для укрепления ванской власти учения, вплоть до буддизма и ханьско-танского конфуцианства. В отличие от Ёнджо, проводившего политику полного беспристрастия (или уравнения – ваннон тханпхён) он стал различать правых и неправых в партийных распрях и проводил активную политику «уравнения в зависимости от взглядов» (чуннон тханпхён). Это объяснялось его убеждением в том, что ему трудно будет укреплять свою власть, не сдерживая норонов-пёкпха, обрекших на трагическую смерть его отца – принца Садо.

В своем убеждении, которое опиралось на полученные им знания еще во времена, когда был наследником, ван Чонджо проводил политику с позиции учителя (воспитателя сысын), который выращивает или перевос­пи­тывает своих слуг (подчиненных). Он исходил из мысли, что надо выра­стить таких слуг, которые будут следовать его политике. Он продемонст­рировал себя как монарх-ученый, оставивший громадное число трудов, составляющих 100 книг «Хонджэ чонсо» («Полного собрания сочинений Хонджэ»).

Ван Чонджо, ставя задачу построить государство для народа, заботящееся о простых людях (сомин), хотел иметь мощный политический орган, который поддерживал бы его власть и политику. Это и был Кюджангак[8], учрежденный в начале его правления (1776 г.) во дворце Чхандоккун.

Здесь были сосредоточены десятки тысяч томов корейских и китайских книг, а в качестве сотрудников были заняты молодые ученые, которым поручались почетные обязанности писателей и секретарей, сочинявших государственные бумаги и ведавших организацией государственных экзаменов и другими важными делами. Для переподготовки чиновников, занимающих соответствую­щие должности, была установлена система продвижения гражданских чиновников, которое происходило по результатам экзаменов. Таким образом, усиленно внедрялись идеи и политическая линия вана Чонджо. Кюджангак стал местом, где рождались и подъем культуры, и реформаторская политика в правление вана Чонджо.

Для укрепления ванской власти ван Чонджо остро ощущал необходимость в личной гвардии, которая могла вооруженным путем подавить оппозиционные силы. В этих целях была учреждена воинская часть Чанёнён («Часть геройских молодцов»). Располагая личной элитной организацией [ученых] Кюджангак и отборной личной гвардией Чанёнён, ван Чонджо мог править как абсолютный монарх, называя себя даже «старым хозяином бесчисленных рек и светлого месяца».

Осознавая, что восстановление доброго имени своего отца принца Садо тесно связано с его собственной легитимностью, ван Чонджо усердно проявлял свою сыновнюю почтительность. В 1796 г. (в 20 году Чонджо) он перенес находящийся в Янджу прах своего отца в г. Сувон, где построил гробницу Хёнюнвон, к северу от которой у подножья горы Пхальтальсан возвел новую крепость Хвасон (совр. Сувон).[9]

В Хвасоне, построенном с использованием новейших научных методов градостроительства (для его сооружения, заимствуя западные образцы строительной техники, Чон Ягён и другие сирхаккисты впервые создали и применили подъемные механизмы и блоки), были размещены временный (походный) дворец и внешний гарнизон (Веён) личной гвардии Чанёнён. На расходы по содержанию крепости были учреждены государст­венные поместья (тэю тунджон), а для улучшения водного хозяйства были построены канал Мансокко и плотина Маллёндже. С другой стороны, размещая торговцев и ремесленников, здесь стремились развивать город как торговый, а также как земледельческий и военный. Хвасон стал образцовым самообеспечивающимся городом, символизирую­щим реформаторскую политику Чонджо.

После постройки крепости Хвасон ван Чонджо приступил к строительству городов-спутников Кэсона (Сондо) на севере, Канхва (Симдо) на западе, горной крепости Намхан (Кванджу) на востоке, которые защищали Сеул, а образ столицы приравнивался древней китайской столице Чанъань. Для поклонения могиле своего отца ван Чонджо часто приезжал в Хвасон, причем его экипаж сопровождали до 2000 человек свиты и 800 лошадей, что производило грандиозное впечатление. Для удобства движения процессии была заново открыта дорога Синджанно (теперь шоссе Сихындэ), а через Ханган был построен понтонный мост из 80 кораблей, и во время путешествия ван Чонджо, тесно общаясь с провинциальными конфуцианскими учеными и простым народом, мог узнавать их мнение. Особенно масштабной была процессия 1795 г. (19 год правления Чонджо), когда одновременно отмечалось шестидесятилетие отца ван и его матери (госпожи Хон из дворца Хегёнгун). Программа процессии, расходы, список участников, а также иллюстрации сцен процессии были включены в книгу «Вонхэн ыльмё чонни ыйгве» («Описание процессии года ыльмё», 1797 г.), которую затем раздали всем ее участникам. Придворным художникам было велено изобразить основные моменты процессии в виде картин на ширмах; сохранилось несколько видов этих картин, и они живо показывают, каковы были политика и уровень культуры того времени. Чтобы завоевать симпатию местных конфуцианских ученых, вана Чонджо издал книгу «Пинхыннок» («Записи о гостях»), в которой были помещены по провинциям все имена конфуцианских ученых.

Опираясь на окрепшую монархическую власть, ван Чонджо осуществлял различные меры по повышению благосостояния народа и развитию культуры. Наследуя традиционную культуру под девизом «Вести дела, следуя прежней мудрости» («кеджи сульса»), Чонджо стремился к обновлению правления государством путем заимствования науки и техники Китая и западных стран. В экономической области для увеличения доходов казны и развития промышленности и торговли он проводил политику «уравнения» (тхонгон), упразднил прежний порядок подчинения частных торговцев контролю привилегированных (казенных) фирм и содействовал развитию свободной торговли, а также поощрял во всех районах развитие горной промышленности. Таким образом, произошло сильное развитие промышленности и торговли, а в Сеуле так возросло население, что вне городских стен повсюду выросли новые поселения (синчхон), и по реке Ханган плавали многочисленные торговые суда, для которых устраивалось много причалов.

В правление вана Чонджо многочисленные местные объединения (хянъяк), контролируемые частными лицами, были подчинены контролю окружных и уездных администраторов. Этим был положен конец произволу местной знати (саджок) и усилена контролирующая роль государства.

И в культурной области произошли заметные перемены. Для полного понимания китайской культуры было приобретено составленное в правление императора Кан-си «Гуцзинь тушу цзичэн» («Собрание древних и современных сочинений») в 5022 книгах, а для полного упорядочения принципов управления государством был составлен и издан ряд трудов. Среди них: «Тэджон тхонпхён» («Общий свод Великого уложения», 1785 г.) путем дополнения «Кёнгук тэджон» («Великого уложения по управлению государством»), собрание дипломатических документов «Тонмун хвиго» («Собрание документов», 1788 г.), документы, определяющие функции государственных ведомств «Тхакчиджи» («О функциях Подворного ведомства Ходжо»), «Чхунгван тхонго» («О функциях Ведомства церемоний Еджо), «Чхунгваджи» («О функциях ведомства наказаний»), описание Канцелярии королевских бумаг («Хонмунгванджи»), разъяснение функций Кюджангака («Кюнджангакчи»), описание конфуцианского университета Сонгюнгван «Тхэхак чжи», пособие по военному делу «Пёнхак тхон» (1785 г.), иллюстрированное пособие по военному искусству («Муе тобо тхонджи», 1790 г.), подготовленное на основе изданного при Ёнджо «Тонгук мунхон пиго» («Обзор документов Восточного государства»), дополненное и исправленное издание «Чынджон Тонгук мунхон пиго» (1796 г.), дополненное к изданному при Ёнджо «Ёджидосо» («Собрание карт»), «Хэдон ёджи тхонджэ» («Полные сведения о землях Кореи»), книга по лингвистике «Кюджан чонюн», заново систематизированная история Сунского государства («Сонса джон») и др., всего несколько сот названий.

Выработав привычку отражать в личных ежедневных записях свою политику, ван Чонджо, еще будучи наследником, начал составлять «Ильсоннок» («Ежедневные записи»)[10], а когда он стал ваном, вместо него подробную запись важнейших политических событий ежедневно вели ученые из Кюджангака. Кроме того, велись ежедневные записи деятельности Кюнджангака с момента его основания – «Нэгак иллёк» («Внутренние дневники Кюджангака»).

Одновременно с работой по составлению книг совершенствовались шрифты для печати. Заново были отлиты шрифты типа хангуджа, чонниджа и др. Выдающиеся шедевры появились и в астрономии, и в изобразительном искусстве. В области картографии, отражавшей тогдашний уровень науки, во множестве были созданы точные и красивые цветные карты, похожие на карты нашего времени.

Вслед за ваном Ёнджо таким массовым развертыванием издательского дела династия Чосон через 300 лет после XV в. показала, что она стала экономически мощной и в культурном отношении блестящей цивилизованной страной, наравне с империей Цин периода культурного расцвета при императорах Канси и Цянь-луне. И действительно, время вана Чонджо, являвшееся периодом блестящего расцвета и подъема династии, начавшегося еще в правление Сукчона, может считаться переходным периодом, когда история Кореи вступала в новое время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...