Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Движение за национальное сотрудничество внутри страны и за ее пределами




1) Деятельность общества «Синганхве» (1927-1931 гг.)

 

После первомартовского движения вследствие политики умиротворения, рассчитанной на раскол нации, как левое, так и правое крыло национально-освободительного движения охватило состояние некоего кризиса. Движение за выращивание «реальных сил», развернутое деятелями правого крыла, осуждалось как оппортунистическое, примиренческое, а коммунисты планировали на 10 июня 1926 г. (похороны Сунджона – Прим. пер.) демонстрацию, но эти планы были раскрыты еще дня демонстрации, поэтому их организация почти развалилась. В этой кризисной обстановке националистические деятели, выступавшие против коллаборационизма (примирения с японцами), стремились собрать расколотое национальное движение путем объединения с умеренными левыми, создав централизованный Центральный комитет (Чунандан) или единую национальную партию (Минджок юильдан). Одновременно в среде левых также появилось стремление восстановить разрушенную организацию путем создания единого фронта с благонамеренными (добропорядочными) националистами.

Движение за сотрудничество между правыми и левыми стало подниматься с возникновением обществ «Чосон саджон ёнгухве» («Общество по изучению ситуации в Корее, 1925 г.) и «Чонухве» («Общество истинных друзей», 1926 г.), и с дальнейшим расширением этого движения в феврале 1927 г. было организовано «Синганхве» («Общество новых деяний»). «Синганхве», возникшее по инициативе 28 националистов из группы газеты «Чосон ильбо» (Син Согу, Ан Джэхон, Хон Мёнхи, Мун Ильпхён и др.), представителей христианских организаций (Ли Гапсон, Ли Сынхун и др.), старой ветви Чхондогё (Квон Донджин и др.), буддистов (Хан Ёнъун и др.) и компартии (Хан Вигон и др.)[7], избрало председателем Ли Санджэ, а заместителем председателя Хон Мёнхи. «Синганхве» стало большой организацией, имевшей более 140 отделений по всей стране и насчитывавшей свыше 40 тыс. членов[8]. Кроме того, в качестве филиала «Синганхве» функционировала женская организация «Кынухве» («Общество друзей роз»), которую создали Ю Ёнджун, Ким Хваллан и др.

Посредством многочисленных лекториев, созданных в разных частях страны, «Синганхве» вело агитацию по следующим направлениям: 1) за упразднение всех учреждений по эксплуатации корейцев; 2) против переселения японцев в Корею; 3) против коллаборационистских (оппортунистических) движений; 4) за создание системы национального образования для корейцев; 5) за свободу изучения идеологических проблем. Одновременно «Синганхве» возглавляло забастовки рабочих, арендные конфликты крестьян и выступления учащихся. Наиболее ярким примером этого может служить помощь, оказанная обществом всеобщей забастовке рабочих Вонсана, крестьянском движению в Танчхоне, движению протеста учащихся в Кванджу (3 ноября 1929 г.)[9].

В связи с расширением участия социалистов и представителей массовых организаций, «Синганхве» в июне 1929 г. избрало председателем исполнительного комитета левого националиста Хо Хона, а в качестве метода борьбы – организацию крупных митингов. Японские империалисты, которые вначале только наблюдали за деятельностью «Синганхве», перешли к репрессиям, как только общество решило открыть массовое собрание докладом об истинных причинах Кванджуского инцидента, и арестовали значительное число его руководителей. После 1930 г. «Синганхве» перешло к умеренным легальным действиям. Новое руководство общества во главе с председателем исполнительного комитета Ким Бённо установило связи с новой группировкой (синпха) Чхондогё (в лице Чхве Рина и др.), отстаивавшей курс на автономистское движение, и тогда социалисты на местах выступили с требованием роспуска «Синганхве». Как раз в это время изменилась и руководящая линия Коминтерна (сентябрь 1931 г.), призывавшего к борьбе за гегемонию рабочего класса и за размежевание с националистами, поэтому несмотря на возражения националистов в мае 1931 г. «Синганхве» было распущено.

Так прекратилась четырехлетняя деятельность «Синганхве», но его огромное значение состояло в том, что это был первый шаг в движении за создание единого фронта националистов и социалистов. То, что непримиримые националисты, участвовавшие в этом движении, отвергали как крайне правых прояпонских националистов, так и крайне левых коммунистов, и стремились выработать центристскую линию, имело важное значение как новаторская политика. И хотя движение за строительство центристской партии путем преодоления противостояния левых и правых и временного сотрудничества между ними представляли собой по существу разные вещи, такие тенденции, усилившиеся в 1930-х гг., обусловили возможность сотрудничества между центристами, правыми и левыми партиями после освобождения 15 августа 1945 г.

 

2) Зарубежное движение за национальное сотрудничество и «Ыйёльдан» («Организация справедливости»)

 

Во второй половине 1920-х гг., одновременно с движением «Синганхве» внутри страны, за рубежом также развернулось движение за сотрудничество между правыми и левыми силами. В Китае корейские патриотические деятели в Пекине, Шанхае, Нанкине, Ухани и др. выступили с декларациями о создании единой партии, стоящей над идеологией. Первой из таких организаций был «Хангук тоннип юильдан Пуккён чхоксонхве» («Пекинский комитет по ускорению создания единой партии за независимость Кореи»), который в 1926 г. основали Чан Гонсан, Вон Сехён, Чо Сонхван и др.

Далее, и в Маньчжурии 18 организаций движения за независимость совместно обсудили вопрос об ускорении создания единой партии, причем в 1929 г. в результате роспуска три прежние организации «Чоныйбу», «Чхамыйбу» и «Синминбу» были преобразованы в единую организацию «Кунминбу» («Национальное правительство»), а в 1930 г. с появлением во главе с Ким Чваджином объединения «Ханджок чхон ёнхапхве» («Всеобщего союза корейцев») корейское освободительное движение сосредоточилось вокруг этих двух центров. Впоследствии «Всеобщий союз» по инициативе Хон Джина, Ли Чхончхона (псевд. Чи Чхончхон) и др. был преобразован в «Хангук тонниптан» («Корейскую партию независимости») и продолжил вооруженную борьбу в Северо-восточной Маньчжурии, а «Кунминбу», преобразованный в «Чосон хёнмёндан» («Корейскую революционную партию»), развернул вооруженную борьбу на территории Южной Маньчжурии.

Особое место занимала деятельность «Ыйёльдан» («Организации справедливости»), созданной в середине 1920-х гг. в качестве зарубежной (эмигрантской) организации национального движения. «Ыйёльдан» была образована под руководством Ким Вонбона в ноябре 1919 г. в маньчжурском городе Цзилинь и, как видно из принятого в 1923 г. «Манифеста корейской революции» Син Чхэхо, иногда называемого также «Манифестом Ыйёльдан», ставила задачу свержения власти Японии путем прямой насильственной революции народных масс и построения «народной Кореи» (Минджок Чосон). Будучи организацией по борьбе за независимость, основанной на идеях анархизма[10], «Ыйёльдан» в качестве метода борьбы избрала отчаянный террор, разрушение японского управления, а также физическое уничтожение высокопоставленных японских чиновников и прояпонских элементов из числа корейцев. Японцев не могли не встревожить бомбовые атаки на японские полицейские управления в Пусане, Миряне и на ул. Чонно в Сеуле (1920-1921 гг.), равно как и обстрелы (из пистолетов) таких учреждений, как Восточно-колонизационное общество и Корейский промышленный банк (1922-1926 гг.). Но со второй половины 1920-х гг. «Ыйёльдан», взяв курс на более организованную борьбу, стала готовиться к общенациональной вооруженной борьбе, а в 1921 г. провозгласила программу из 20-ти статей, куда вошли такие лозунги, как ликвидация классов и уравнительное распределение земли, и объявила о готовности участвовать в движении национального сотрудничества.

Таким образом, хотя в 1920-е гг. национальное движение за рубежом развивалось в направлении сотрудничества и сплочения левых и правых сил, деятели движения за независимость не только были рассеяны по различным районам Китая, но они также не смогли преодолеть противоречий земляческого и идейного характера, поэтому потерпели неудачу в попытках создать единую подлинно национальную партию.

 

 


[1] Сайто Макото бы назначен генерал-губернатором 2 сентября 1919 г.; вскоре после этого 64-летний патриот Кан Угю пытался взорвать его карету, но сам Сайто остался жив, а 37 человек из его свиты получили ранения различной тяжести. Кан Угю был казнен 29 ноября 1920 г. в тюрьме Содэмун.

[2] Сеульский императорский университет (Кэйдзё тэйкоку дайгаку) включал юридическо-филологический (отделения права, философии, истории и филологии), медицинский и подготовительный факультеты. Первый находился в Тонсундоне (где впоследствии обосновался Сеульский государственный университет), медицинский – в Кёнмогуне (где находится храм принца Садо и где впоследствии расположился медицинский факультет Сеульского университета), а подготовительный факультет – в Чхоннянни. В 1941 г. вновь был создан факультет естественных наук и промышленности.

[3] «Система связи и сообщений» (ёнтхондже) представляла собой тайную административную организацию, имевшую представителей в провинциях (токпан), уездах (кунгам) и волостях (мёнгам), через которых осуществлялся сбор средств на борьбу за независимость.

[4] Линия Кэджопха состояла в том, чтобы прежде всего добиться накопления «реальных сил», поэтому эта группировка настаивала на участии в движении за автономию и на продолжении дипломатической деятельности; ее представляли Ан Чханхо и коммунисты шанхайской фракции, всего 57 человек. Среди конструктивистов были сторонники активной вооруженной борьбы и создания Корейской республики (Чосон конхвагук), такие, как Вон Сехун, Ким Гюсик, Ким Чхансук, Пак Ынсик, Син Чхэхо, Ли Донхви, Ли Саннён и др. левые националисты и российские коммунисты – всего 80 человек.

[5] Древнейшей религией Кореи Чхве Намсон считал идеологию Пуль или Пальк (поклонение свету) и называл ее культурой Пурхам (Пурхам мунхварон), имевшей центром гору Пэктусан и распространившейся в Японию, Рюкю (Окинаву), Маньчжурию, Среднюю Азию, Балканский п-ов и далее вплоть до Скандинавии. Эта сфера культуры Пурхам вместе с индоевропейской и китайской составляли одну из трех великих культурных сфер (пространств).

[6] «Закон о храмах», изданный в 1911 г., позволил японцам разделить буддизм на два течения (секты) – Сон (дзэн) и кё; были установлены 15 главных монастырей (храмов) и более 1300 подчиненных им храмов (отделений), причем генерал-губернатору принадлежало право выдавать разрешения на объединение храмов и управление их имуществом. Создав в 1925 г. Чосон пульгё чунан кёмувон (Главное управление служителей буддийского культа Кореи), которое размещалось в главном храме Тхэгоса и носило название секты (течения) Чоге, японские империалисты дали генерал-губернатору право назначать главного управляющего (чуджи) корейским буддизмом.

[7] Создателями «Синганхве» были следующие лица: Ким Мёндон, Ким Джунён, Ким Тхак, Квон Донджин, Чон Джэрён, Ли Гапсон, Ли Сокхун, Чон Тхэсок, Ли Сынбок, Ли Джон, Мун Ильпхён, Пак Тонвон, Пэк Квансу, Син Согу, Син Чхэхо, Ан Джэхон, Чан Джиён, Чо Мансик, Чхве Соник, Чхве Вонсун, Пак Нэхон, Ха Джэхва, Хан Гиак, Хан Ёнъун, Хан Вигон, Хон Мёнхи, Хон Сонхи.

[8] В составе 40 тыс. членов «Синганхве» больше всего было крестьян – 22 тыс. чел., рабочих – 6 тыс. чел., торговцев – 4,3 тыс. чел., а в число остальных входили ремесленники (чиккон), фотографы, журналисты, учителя и служащие.

[9] Выступление (ыйго) учащихся в Кванджу было связано с инцидентом 30 октября 1929 г., когда ученик 2 класса старшей средней школы Пак Чунчхэ избил ученика японской средней школы за издевательство над ученицей 3 класса Кванджуской старшей средней школы. Этот инцидент послужил поводом для подъема по всей стране массового антияпонского движения, самого крупного после Первомартовского выступления. В нем приняли участие 114 школ и 54 тыс. учащихся. «Синганхве» всячески поддерживало это движение, планируя подготовку комиссии для расследования и массовый митинг протеста, но в это время были внезапно арестованы все члены этой организации.

[10] В 1920-е гг. наряду с социалистическими идеями большое влияние на деятельность движения за независимость оказывали анархические идеи П.А. Кропоткина. Хотя в вопросе отрицания частной собственности анархизм был схож с социализмом, но отрицание всякой организации и классовой революции, подчеркивание роли взаимной помощи революционных масс, представляющих собой сообщество самостоятельных индивидуумов отличало его от социализма и сближало с либерализмом. У этой идеологии много общего с конфуцианской утопической идеей Тэдон («общей гармонии»; см. «Лицзи», раздел «Ли Юнь». – Прим. авт.), поэтому много сторонников анархизма вышло из числа конфуцианских ученых провинций Кёнсан и Чхунчхон. Их типичным представителями были Син Чхэхо, Ли Хвеё, Пак Ёль, Рю Джамён, Чон Хваом, Ли Ыльгю, Ли Чонгю, Пэк Чонги и др., создавшие множество организаций и развернувшие движение сопротивления в Китае, Японии и других странах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...