Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Контроль исходного уровня знаний




Методическая разработка к семинарскому занятию №7 для студента

Тема: Педагогика в деятельности лечебного учреждения.

Актуальность темы.

Профессия врача является одной из самых гуманных профессий, и, наряду с этим, одной из самых сложных и ответственных. Для повышения эффективности лечебных и профилактических мероприятий необходима не только грамотная организация лечебного процесса, но и формирование личностных качеств медицинского персонала, их коммуникативных навыков, которые способствовали бы оптимизации лечебного взаимодействия. В связи с этим важно своевременно уделять внимание формированию профессионально-важных качеств медработников (медсестер, врачей, управленцев) на всех этапах профессионального становления. Кроме того, медработник должен сам постоянно заниматься самообучением, саморазвитием и самовоспитанием.

Одним из рациональных путей повышения качества медицинской помощи населению, особенно людям с хроническими заболеваниями, считается расширение возможностей информационных технологий в медицине, вследствие чего в последнее время все больше внимания уделяется организации обучения больных. Поскольку психика заболевшего может изменяться под влиянием болезни, обучение пациентов имеет ряд специфических особенностей. Успех обучения во многом зависит от умения сформировать у пациента учебную мотивацию, вовлечь больного в тренировку навыков самоконтроля, сформировать ответственность за результат.

Обучение больных является эффективным, удобным и экономичным способом вторичной и третичной профилактики. Реализуемые программы обучения основаны на базовых принципах педагогики и должны соответствовать требованиям субъективной адекватности для пациента, не проиворечить его идеалам и ценностям. Задача обучения включает, помимо овладения пациентом знаниями по конкретному заболеванию и формированию навыков по управлению заболеванием, проработку привычных стратегий мышления пациента и формирование более адаптивных мыслительных стратегий с целью модификации образа жизни, «избавления» от поведенческих факторов риска. Для этого применяются техники рациональной, когнитивно-поведенческой психотерапии, комплайенс-терапии.

Цель занятия.

После СЗ 7 студент должен

знать:

- профессионально-важные качеств врача, управленца;

- педагогические компоненты профилактики, лечения и реабилитации больного;

- педагогические принципы при реализации процесса обучения пациентов.

- основные задачи организации «школ» больных;

- основные «мишени» комплайенс-терапии;

- приемы повышения лечебной мотивации, повышения приверженности терапии, мотивации ЗОЖ;

уметь:

- составить профессиограмму врача, управленца;

- распознавать типичные ошибки мышления пациентов;

- реализовать на практике приемы убеждения, повышения лечебной мотивации.

 

Интеграция темы.

Истоки: педагогика (темы: «Закономерности, принципы и правила процесса обучения», «Методы и средства обучения»); общая психология (тема «Психология личности», «Потребности и мотивы», «Психология деятельности», «Психология научения»);

Выход: социальная психология,медицинская психология,организационная психология и психология управления, профессиональная деятельность врача-управленца.

 

Оснащение занятия:

- методические указания к занятию;

- анкеты для пациентов (общие сведения, сбор информации б актуальной социальной ситуации пациента, комплайенсе).

- набор методических рекомендаций для пациентов (питание при ХПН; ХПН и АГ, материал для пациентов с АГ, ИБС, руководство для врачей по организации школ здоровья, другое)

- презентация учебной программы для обучения больных артериальной гипертензией;

- слайд-презентация для пациентов с АГ

Место проведения: учебная аудитория.

Время проведения: 90 минут.

 

 

Задание на дом

Вопросы для самоподготовки Истоки Цели Вопросы для самоконтроля
1. Роль педагогики в становлении личности медицинского работника 1. Лекция; 2.Медицинская педагогика» Знать для формирования у себя профессионально важных качеств, повышения мотивации учебно-профессиональной деятельности, профессионального саморазвития; организации учебно-просветительской работы с медперсоналом, больными. 1. В каких основных направлениях деятельности пригодятся медработнику (управленцу, врачу) знания по педагогике? 2. Какие личностные качества должен развивать у себя мед. работник – врач, управленец здравоохранения?  
2.Педагогические компоненты лечения и профилактики 1. Лекция; 2. Крюков Н.Н., Ларина Т.А., Осипов Ю.А. «Образовательные школы диагностики и лечения артериальной гипертензии». – Самара, 2004. Знать для организации «Школ» больных, определения типа комплайенса, повышения приверженности паицентов терапии, повышения собственной мотивации к здоровому образу жизни. 1. Запишите определение комплайенса. Что такое медикаментозный и немедикаментозный комплайенс? Какие основные типы комплайенса Вам известны? Дайте им характеристику. С какими причинами связан низкий комплайенс? 2. Назовите цель и основные задачи обучения пациентов? 3. Как основные педагогические принципы будут реализованы при построении программ обучения больных? 4. Какие основные сферы жизнедеятельности больного должен затрагивать процесс обучения пациентов? 5. Нужно ли проводить контроль уровня усвоения знаний пациентами? Для чего? 6. Как вы думаете, зависит ли эффективность обучения от стадии принятия заболевания? От личностных особенностей больного? Обоснуйте свой ответ. 7. В чем заключаются преимущества группового обучения? Индивидуального? 8. Известны ли Вам приемы, которые помогают пациенту изменить свое поведения для более эффективного управления заболеванием? 9. Целесообразно ли ведение дневника самоконтроля пациентами? Как регулярно это нужно делать? 10. Следует ли, с Вашей точки зрения, включать в процесс обучения родственников больного? Ответ обоснуйте.
3.Педагогическое воздействие Лекция 2. Б.Д.Карвасаркий. «Психотерапия», - СПб: «Питер», 2008. 3. Дж.Бек «Когнитивная психотерапия. Полное руководство». – СПб: «Питер», 2005. Знать для правильной организации условий, способствующих повышению лечебной мотивации 1. С какими трудностями в процессе обучения больных приходится сталкиваться медицинскому персоналу? 2. Назовите типичные ошибки мышления пациентов (иррациональные убеждения). Вспомните примеры из своей жизни, жизни Ваших знакомых, когда заболевший человек демонстрировал ошибки мышления. 3. В чем заключается суть комплайенс-терапии? Перечислите основные «мишени»комплайенс-терапии.

 

План самостоятельной работы студента

Название этапа Описание этапа Цель этапа Время
1. Контроль исходного уровня знаний 1. Тестовый контроль; 2. Обсуждение вопросов домашнего задания. Актуализация представлений и знаний по теме занятия, коррекции знаний. 20 мин.
2. Самостоятельная работа студентов 1. Составление профессиограммы «идеальный врач», «идеальный управленец».     2. Обсуждение вопросов для дискуссии.   3. Игра «Отказ от курения», «Ситуация в гостях» (см. описание ниже)   4. Упражнение «Логические уровни личности 1. Интерпретация данных психодиагностики, работа по развитию у себя профессионально-важных качеств.   2. Установление оптимального решения по проблеме.   3. Овладение методами усиления мотивации изменения поведения, противостояния влиянию среды; психолого-педагогического воздействия на состояние человека, которому требуется изменить нездоровое поведение на адаптивное.   4. Усиление мотивации изменения поведения, формирование видения перспектив. 50 мин.
3. Контроль конечного уровня знаний Выполнение заданий для конечного контроля. Систематизация и обобщение полученных знаний. Определение степени освоения темы. 10 мин.  

 

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...