Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стадии психосексуального развития




1.Оральная стадия – первый год жизни. Постепенно либидозная\сексуальная энергия фокусируется в определенных зонах. Первой такой зоной является рот, зубы, губы. Рот - первая область тела, которой младенец приучается управлять и с помощью которой получает удовольствие. Еда, кусание ногтей\, причмокивание, чавкание, поцелуи, курение – оральные привычки. Ребенок рождается пансексуальным, то есть либидозная энергия не сконцентрирована в эрогенных зонах, она распределена по всему телу. Поэтому любое прикосновение \ласка\ доставляют ребенку наслаждение.

Секс и агрессия идут всегда рядом. Зубы – поздняя оральная стадия\конец первого года жизни\. Агрессивный компонент орального периода – «набрасывание на еду». Сарказм – злые сплетни\оральная, вербальная агрессия\.

2. Анальная стадия – второй, третий год жизни. Либидо фокусируется в анусе. Ребенок учится управлять выделительной функцией, сдерживать себя, контролировать продукты своего «творчества»\дефекации\. Анальный характер – аккуратность, бережливость, упрямство.

3. Фаллическая стадия – 4-й,5-й год жизни, интерес к собственным гениталиям. Стадия полоролевой идентификации \или он\фаллос есть или его нет\. Концепция женской зависти. В этот период появляются серьезные половые страхи: страх кастрации у мальчиков. В этом периоде появляется Эдипов комплекс \комплекс Электры\ мальчик бессознательно хочет обладать матерью и оттеснить отца. У девочки то же по отношению к отцу. То есть эмоциональное притяжение ребенка к родителю противоположного пола.

После 5-ти лет наступает латентный период или прегенитальная стадия. Эго и супер-эго успешно подавляют ид. Если мать отталкивает сына\возможно из-за требований мужа\, то у него могут развиться сексуальные проблемы с женщинами вр взрослой жизни.

4. Генитальная стадия – с начала подросткового возраста, то есть с 11-12 лет. Либидозная энергия сфокусирована в гениталиях. Сексуальность становится взрослой. Сексуальная сформированность.

Уровень супер-эго в психике в психоанализе. Содержание уровня супер-эго, функции.

З-е основное подразделение личности – супер-эго – представляет мораль. Оно является последним из областей личности, которое формируется нормами общества, в которых ребенок растет. Супер-эго имеет 2 аспекта:

1. совесть действует в качестве судьи, который отмеряет наказания за нарушения правил. Следствием наказания со стороны супер-эго являются чувства вины или стыда.

2. эго-идеал – этические нормы поведения, идеальное Я\ в последующем в гуманистической психологии\. Эго-идеал не наказывает. Несоответствие поведения собственному эго-идеалу вызывает чувство неудовлетворенности, но не вины или стыда.

Супер-эго формируется из эго в детстве, на 3-м году жизни через идентификацию с родителями. Родители, а точнее их наказания и награды, фигурирующие в ранней жизни ребенка проецируются в эго ребенка и становятся отдельным учреждением. Супер-эго осуществляет такие функции, которые делали родители. Наказания родителей становятся «совестью», награды – «эго-идеалом». Когда эго не живет согласно ожиданиям эго-идеала, совесть наказывает эго, вызывая в нем чувство вины. И наоборот, вызывает чувство гордости, если поведение соответствует требованям супер-эго. Супер-эго является наследником родителей не только в качестве источника угроз и наказаний, но и как гарант защиты и любви. Хорошее и плохое отношение супер-эго так же важно, как в прошлом отношение родителей.

Факторы формирования супер-эго

Супер-эго моделируется по самым ранним образцам родителей, когда они выглядели\были для ребенка совершенными и всемогущими.

Эти ранние образы родителей влияют на последующие взаимосвязи детей с авторитарными фигурами, с законами, идеями общества.(З.Фрейд,1933г.)

Голос совести есть копия голосов родителей \команды, обвинения,угрозы, нотации\.

Ребенок в целях избегания конфликта из-за любви, ненависти, вины, тревоги идентифицируется не с реальными родителями, а с идеализиуемыми. Он как бы очищает их поведение, как постоянно верными проповедуемым ими принципам морали. По З.Фрейду, у ребенка осуществляется идентификация с супер-эго родителей. Поэтому строгость\сила супер-эго определяется не только строгостью, с которой родители угрожали ребенку и не только отражением поведения родителей, а в первую очередь отражением, наследованием родительского супер-эго. В это смысле традиционные ценности,идеи общества передаются из поколения в поколение.(З.Фрейд,1933г.).

В значительной степени супер-эго является бессознательным, так как формируется в очень раннем возрасте.

Функции супер-эго

Супер-эго осуществляет родительскую власть, поэтому оно ведет себя по отношению к эго как родитель к ребенку\наказывает, вызывая чувство вины\. Супер-эго командует, исправляет, судит целиком в родительской манере или награждает вниманием за подчинение.

Но главная функция супер-эго – ограничивать инстинктивные удовлетворения не в соответствии с принципом реальности, а в соответствии с совершеннейшими и неосуществимыми нормами, наложенными еще на супер-эго родителей.

Еще одна важная положительная роль супер-эго в формировании личности – это переход от контроля родителей к супер-эговому собственному контролю. Появление этого уровня собственной морали, регулятора правильности-неправильности сделанного является предпосылкой установления независимости.

Родительская власть осуществляется, главным образом, в запрещении и регулировании сексуальных и агрессивных импульсов.

Супер-эго и ид имеют одно общее: они оба представляют влияния прошлого на индивидуума. В ид содержится биологическая наследственность индивида, в супер-эго – общественная традиция.\З.Фрейд\.

Супер-эго и эго. Выражения напряжения между эго и супер-эго проявляются в чувстве вины. Гармония между ними переживается как гордость, чувство наслаждения и безопасности..Эго любит себя, если следует требованиями «идеала»\ в супер-эго\ и ненавидит себя, если идентифицируется с объектами или людьми, отвергаемыми супер-эго.

Заключение

Таким образом, можно считать, что личность имеет 3 грани, различные сущности: потребности\ид, эго и супер-эго.

Они не всегда находятся в гармонии и равновесии. Некоторые люди легко уступают своим влечениям, их супер-эго слабо и не способно подавить влечение\ идовый характер \. Такие люди неизбежно вступают в конфликт с обществом, готовы совершить преступление - социопаты\психопаты.

У других, наоборот, чрезмерно развито супер-эго. Они требуют от себя больше того, что они в действительности могут вынести. Их требовательность не только мешает им самим, но и изолирует их от других людей. Их удел: участь святых, страдальцев.

Равновесие между влечениями и ограничениями обеспечивается сильным эго, которое руководствуется принципом реальности и эффективности, оценивает, ринимает решения, защищает от тревоги. Но сила эго не в деспотии, а в дипломатии. Это посредник в переговорах между ид, реальностью и супер-эго.

 

Основная литература

7. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов.− М.: Смысл, 2010. – 532 с.*

8. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2,3 Общие основы психологии: Учебник для студентов высш.пед.заведений:В 3-х кн. − М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2011. – 688 с.*(ЭБС)

Дополнительная литература

1. Ж..Годфруа Что такое психология: В 2-х т.Т.1,2.Пер.с франц. – М.: Мир, 2006. – 496 с.*

2. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общая психология: Учебно-методическое пособие \ Под общ. Ред М.В.Гамезо. – М.: Ось-89, 2008. – 352 с.*

3.Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. – М., СПб: АСТ, МОСКВА, Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.- 838 с. (ЭБС)

4. Психология личности. Тексты / Под ред Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. − М.:МГУ, 2001. − 288 с.

5. Психологические исследования личности. Сборник работ молодых ученых. / Под ред. Е.А. Чудина.- М.: ИП РАН, 2005. - 248 с.

6. Современный психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2007. – 490 с.*

7. Хрестоматия: Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. − М.: МГУ, 2001. – 350 с.*

8. Филатов Ф.Р. Общая психология. − Ростов-на Дону: Феникс, 2006. – 448 с.

9. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб., ЕВРОЗНАК, 2005. – 608 с.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...