Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3 Общая теории линий влияния. 3.1 Понятие о линиях влияния. 3. 2 Построение линий влияния в простой балке. Построение линий влияния опорных реакций.




3 Общая теории линий влияния

3. 1 Понятие о линиях влияния

При расчете мостов, кранов и других инженерных сооружений часто приходится иметь дело с подвижной нагрузкой различного вида. Обычно подвижная нагрузка состоит из системы параллельных друг другу (чаще вертикальных) грузов, между которыми сохраняется неизменное положение. Примерами такой нагрузки являются поезд, перемещающийся по железнодорожному мосту, кран, движущийся по подкрановой балке, и др.

Усилия в том или ином элементе сооружения (а также его деформации) зависят от положения подвижной нагрузки. Для определения расчетных величин усилий необходимо из всех возможных положений нагрузки выбрать такое, при котором рассчитываемый элемент будет находиться в наиболее неблагоприятных условиях. Такое положение нагрузки называется невыгоднейшим, или опасным.

Указанные выше задачи позволяют решать линии влияния. Линия влияния это график, выражающий изменение той или иной величины (опорной реакции, внутреннего усилия, перемещения в заданном сечении и т. п. ) от положения движущегося по сооружению единичного груза постоянного направления.

На рис. 3. 1 для примера показана линия влияния прогиба в сечении «с» при перемещении груза Р = 1 по сооружению.

 Линию влияния необходимо отличать от эпюры. Это противоположные друг другу понятия. Действительно, ординаты эпюры характеризуют распределение изучаемого фактора (например изгибающего момента) по различным сечениям балки при неподвижной нагрузке; ординаты линии влияния, наоборот, характеризуют изменение фактора (например того же момента), возникающего в одном определенном сечении при перемещающейся по длине балки силы Р = 1.

Зная линию влияния какой-либо искомой величины нетрудно определить ее значение при действии системы сосредоточенных грузов, распределенной нагрузки или сосредоточенного момента. Так:

а) влияние системы сосредоточенных грузов (рис. 3. 2). Пусть имеем систему сосредоточенных грузов Р1, Р2, …. Рn. Требуется определить влияние этой нагрузки на величину Z, для которой известна линия влияния. Влияние каждой из сил выражается произведением Pi∙ yi. Пользуясь принципом независимости действия сил можем записать:

Z = P1∙ y1 + P2∙ y2 +……+ Pn∙ yn =

б) влияние сосредоточенного момента M (рис. 3. 3). Любой момент можно заменить парой сил, расположенных на плече h. Тогда его влияние можно оценить по следующей формуле

Z = M(yлевyпр)/ h., или  Z = M∙ tgφ,

где φ – угол наклона касательной к линии влияния Z в точке приложения М.

в) влияние распределенной нагрузки (рис. 3. 3). Элементарная сила qdx будет вызывать элементарное усилие dZ = qdxy. Тогда полное усилие Z определится как

В случае равномерной нагрузки при q = const

Здесь ω – площадь линии влияния под распределенной нагрузкой.

 

 

3. 2 Построение линий влияния в простой балке

Построение линий влияния опорных реакций.

Для построения линии влияния какого-либо параметра необходимо получить формулу (выражение) этого параметра.

Запишем выражение для реакции Ra

SMB = 0. RAl – P(l – x) = 0.

 или

л. в.  .       (3. 1)

при х = 0 Ra = 1, при х = l Ra = 0.

 

Линия влияния реакции Ra показана на рис. 3. 4.

Для построения л. в. RВ  запишем выражение этой реакции.

SMА = 0. RВl – P∙ x = 0.  или

л. в.  .                                         (3. 2)

При х = 0 RВ = 0, при х = l RВ = 1. Линия влияния реакции RВ показана на рис. 3. 4.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...