Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формы ведения бухгалтерского учета




 

Под формой ведения бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, которая устанавливает формы, последовательность и способы учетных записей [4].

Назначение всех форм ведения бухгалтерского учета одинаково, они предназначены для регистрации хозяйственных операций, группировки однородных данных и отражения их на счетах синтетического и аналитического учета, подсчета оборотов и сальдо на счетах, обобщения расчетов в балансе и отчетности.

Поэтому признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются: содержание и форма применяемых регистров, взаимосвязь регистров синтетического и аналитического учета, последовательность и способы записей в учетные регистры.

Форму ведения бухгалтерского учета предприятие выбирает самостоятельно. Основными формами ведения бухгалтерского учета являются: журнально-ордерная; мемориально-ордерная; упрощенная форма учета для малых предприятий; автоматизированная форма, с применением программ автоматизации бухгалтерского учета [7].

Журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета в настоящее время является наиболее прогрессивной и распространенной. Именно она, как правило, используется в программах автоматизации бухгалтерского учета. Журнально-ордерная форма сочетает хронологические и систематические, аналитические и синтетические учетные регистры. Журналы-ордера ведутся на основании первичных документов. Последовательность заполнения учетных регистров при журнально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы.

1. На основании первичных документов хозяйственные операции записываются в накопительных ведомостях, т.е. регистрируются в журнале хозяйственных операций. Пример журнала приведен в табл. 1 [6].

2. Затем данные хозяйственные операции записываются в журналы-ордера и дополнительные ведомости.

 

Таблица 1 - Журнал хозяйственных операций

Содержание операции Сумма, р. Дебет Кредит
1. Получен краткосрочный кредит      
2. Получены деньги в кассу с расчетного счета      
3. Погашена задолженность подотчетного лица      
4. Оплачен счет за материалы      
5. Получена выручка от реализации продукции      
6. Выдана заработная плата      
7. Погашена дебиторская задолженность в кассу      
8. Выданы деньги на командировку      

 

В качестве примера приведены журналы-ордера и ведомости по счетам 50 и 51, составленные на основании данных журнала хозяйственных операций.

В журналы-ордера переносятся итоги хозяйственных операций по одному счету или группе счетов, поэтому журналы-ордера имеют определенные номера, например, журнал-ордер № 1 ведется по счету 50 «Касса» (табл. 2), журнал-ордер № 2 — по счету 51 «Расчетные счета» (табл. 3), журнал-ордер № 3 — по счетам 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути», журнал-ордер № 4 — по счетам 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и т.д.


Таблица 2 - Журнал-ордер № 1 по счету 50 «Касса»

№ операции В кредит счета 50 с дебета счетов Итого
      ... ...
             
             
Итого         ...  

 

Таблица 3 - Журнал-ордер № 2 по счету 51 «Расчетные счета»

Сальдо на начало месяца — 500 р.
№ операции В дебет счета 50 с кредита счетов Итого
      ... ...
             
             
             
Итого       ... ...  
Сальдо на конец месяца — 18200 р.

 

Журналы-ордера составляются по кредитовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетом других счетов. К денежным счетам 50 и 51 дополнительно ведутся ведомости: ведомость № 1 по счету 50 (табл. 2, 3) и ведомость № 2 по счету 51 (табл. 4, 5). Ведомости составляются по дебетовому признаку счетов, т.е. в них отражаются операции, которые прошли по дебету счета в корреспонденции с кредитом других счетов.

 

Таблица 4 - Ведомость № 2 по счету 51

№ операции В кредит счета 51 с дебета счетов Итого
    ... ... ...
             
             
Итого     ... ... ...  

Таблица 5 - Ведомость № 2 по счету 51

Сальдо на начало месяца — 25000 р.
№ операции В дебет счета 51 с кредита счетов Итого
    ... ... ...
             
             
Итого            
Сальдо на конец месяца — 63000 р.

 

3. Итоговые данные по каждому журналу-ордеру переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и ведется по каждому счету, например по счету 50 «Касса» (табл. 6).

4. На основании Главной книги составляют оборотную ведомость и баланс. Достоинствами журнально-ордерной формы ведения учета являются удачное сочетание аналитического и синтетического учета и более удобные формы для составления отчетности, а в качестве недостатка следует отметить сложность построения основных регистров.

 

Таблица 6 – Главная книга

Месяц Обороты по дебету Обороты по кредиту Сальдо
      ... Дебет Кредит
На 01.01.20...              
Январь     ... ...      
Февраль           ...  
Март              
...              
Итого ... ... ... ... ... ...  

 

Последовательность заполнения учетных регистров при мемориально-ордерной форме ведения бухгалтерского учета можно представить в виде схемы.

1. На основании первичных документов все хозяйственные операции записываются в накопительные ведомости, которые ведутся в форме журнала хозяйственных операций.

2. Однородные хозяйственные операции, т.е. операции по ведению учета на одном бухгалтерском счете или группе нескольких зависимых счетов, переносятся в мемориальные ордера, в которых записываются содержание операции, сумма и корреспонденция счетов.

Мемориальные ордера имеют определенные номера, например, мемориальный ордер №1 ведется по счету 50 «Касса» (табл.7), мемориальный ордер №2 - счет 51 «Расчетные счета» (табл.8), мемориальный ордер №3 - счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», мемориальный ордер № 4 - счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», мемориальный ордер № 5 - счет 20 «Основное производство» и т.д.

 

Таблица 7 - Мемориальный ордер № 1 по счету 50 «Касса»

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Возвращены подотчетные деньги      
2. Получены деньги из банка в кассу      
3. Выдана заработная плата      
4. Выдано подотчет      
Итого      

 

Таблица 8 - Мемориальный ордер по счету 51 «Расчетные счета»

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, р.
1. Получены деньги от покупателей на расчетный счет      
2. Оплачен счет поставщика      
3. Частично погашен кредит банка      
4. Деньги из кассы сданы в банк      
Итого      

Итоговые данные мемориальных ордеров в конце месяца записываются в хронологическом порядке в регистрационный журнал (табл. 9). Итоговая сумма по регистрационному журналу должна быть равна сумме дебетовых и кредитовых оборотов по всем синтетическим счетам.

 

Таблица 9 - Регистрационный журнал

№ мемориального ордера Дата заполнения ордера Сумма, руб.
  2.02  
  2.02  
  ... ...
Итого за январь   ...

 

Данные из мемориальных ордеров разносят по счетам Главной книги, например по счету 50 «Касса» (табл. 7.10). Обороты по Главной книге сравнивают с итоговой суммой всех мемориальных ордеров в регистрационном журнале. Если обороты совпали, значит проводки по синтетическим счетам разнесены правильно.

 

Таблица 10 – Главная книга

Дата № м/о Кредит счета 50 Итого Дата № м/о Дебет счета 50 Итого
    ...     ...
02.02           02.02          
                       
Итого ... ... ... ... Итого ... ... ... ...

 

На основании Главной книги составляются шахматная и оборотная ведомости. В табл. 11 приведена шахматная ведомость, содержащая данные мемориальных ордеров № 1 и 2.

 


Таблица 11 – Шахматная ведомость

Кредит/Дебет                   Итого
                     
                     
                     
                     
                     
Итого ... ... ...              

 

3. По данным Главной книги и оборотной ведомости заполняют баланс предприятия за отчетный период.

К достоинствам мемориально-ордерной формы ведения учета можно отнести:

- простоту заполнения учетных регистров;

- легкость проверки правильности отражения операций;

- возможность исправления ошибок при сверке данных.

Недостатками можно считать:

- многократность записи одной и той же суммы в разных регистрах, что приводит к усложнению работы и увеличению вероятности ошибок;

- а также отставание аналитического учета от синтетического и сложность составления отчетности.

Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета применяется на небольших предприятиях с незначительным числом хозяйственных операций.

При упрощенной форме ведения бухгалтерского учета на основе первичных документов ведется Книга учета хозяйственных операций (табл. 12), в которой отражаются остатки по счетам на начало года.

В течение года в книге регистрируются все хозяйственные операции, которые одновременно отражаются на счетах бухгалтерского учета.

 


Таблица 12 - Книга учета хозяйственных операций

Содержание операции         ...
Д К Д К Д К Д К
Сальдо начальное                  
1. Списаны материалы в производство                  
2. Получены деньги в кассу                  
... ... ... ... ... ... ... ... ...  
Итого ... ... ... ... ... ... ... ...  

 

В книге учета содержатся все используемые малым предприятием бухгалтерские счета, что позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них.

Книга учета является комбинированным регистром и совмещает хронологическую и систематическую регистрацию операций.

В конце отчетного периода подсчитывают дебетовые и кредитовые остатки по всем счетам, которые служат данными для составления баланса.

Автоматизированные формы ведения учета. В настоящее время разработаны десятки программ, позволяющих автоматизировать бухгалтерский учет на предприятиях с помощью персональных компьютеров.

Все программы предлагают стандартный набор инструментов, позволяющих облегчить и автоматизировать работу бухгалтера.

Большинство программ универсальны и дают возможность автоматизировать бухгалтерский учет любого вида сложности.

К наиболее популярным программам ведения автоматизированного бухгалтерского учета относятся: 1 C: Бухгалтерия, Инфо-Бухгалтер, Турбо-Бухгалтер, Парус и т.д.

Основной источник информации в программах автоматизации бухгалтерского учета — журнал хозяйственных операций.

Данные вводятся в журнал в виде первичных документов, проводок или типовых операций, перечень которых можно изменить и дополнить.

Обрабатывая этот журнал, программы делают разноску операций по счетам, определяют обороты и сальдо, составляют оборотную ведомость, готовят итоговый баланс и другие отчеты.

Программы позволяют вести различные виды учета: синтетический и аналитический, суммовой и количественный, валютный учет, проводить расчет заработной платы и действующих налогов.

В комплект поставки программ входит стандартный набор бланков первичных документов и отчетности, а также других документов, соответствующих текущему законодательству.

В программах имеется возможность оперативно корректировать план счетов, ставки налогов, добавлять новые отчетные формы в соответствии с любыми изменениями в законодательстве.

 


Список использованной литературы

 

1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изм. и доп.).

2. Бакаев Ю.А. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации / Ю.А. Бакаев.- М.: ЮРАЙТ,- 2004.

3. Барышников Н.П. В помощь бухгалтеру и аудитору / Н.П. Барышников. - М.: Филипъ,- 2002. – 1167 с.

4. Бухгалтерский учёт. Учебник для вузов / под редакцией Ю.А. Бабаева, И.П. Комиссаровой. - М.: Юнити-Дана,- 2005. – 476 с.

5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учёт: учебное пособие / Н.П. Кондраков. - М.: Инфра-М,- 2006. – 335 с.

6. Ларионов А.Д. Сборник задач по бухгалтерскому учету: Учебное пособие / А.Д. Ларионов.- М.: Проспект,- 2005. - 296 с.

7. Сафонова Л.И. Бухгалтерский учет: учебное пособие / Л.И. Сафонова, Л.И. Желбунова, В.М. Кац. - Томск: Изд. ТПУ,- 2006. - 140 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...