Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функции правительства РФ в сфере экономической безопасности

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Государственные органы управления экономической безопасности»

на тему: «Функции правительства РФ в сфере экономической безопасности»

 

 

Выполнила:

Студентка ИСПМ гр. с1ЭБЗз41

заочной формы обучения

Козина Валерия Вячеславовна

__________________________

(роспись)

Проверила:

д.э.н., проф. кафедры ЭБЗ

Пчелинцева Ирина Николаевна

 

__________________________

(дата, роспись)

 

 

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВО «Саратовский государственный технический университет

имени Гагарина Ю.А.»

 

Институт социального и производственного менеджмента

Кафедра «Экономическая безопасность и управление инновациями»

 

ЗАДАНИЕ № 9 (вариант)

на выполнение контрольной работы

по дисциплине «Государственная политика по обеспечению финансовой безопасности»

студентке факультета экономики и менеджмента

группы с1-ЭБЗз41 134256

 

В контрольной работе необходимо рассмотреть:

- Состав Правительства РФ;

- Функции правительства;

- Функции правительства РФ в сфере экономической безопасности.

 

 

Дата выдачи: 28 июня 2016 г.

Срок выполнения: 2 февраля 2017 г.

Руководитель: Пчелинцева И. Н.

Студентка: Козина В. В.

Оглавление

Введение. 4

1. Состав Правительства РФ.. 6

2. Функции правительства. 10

3. Функции правительства РФ в сфере экономической безопасности. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 20

 


 

Введение

Экономическая безопасность - важнейший функциональный элемент, от которого зависит состояние и будущее развитие любой экономической системы. Экономическая безопасность - условие стабильного функционирования экономики, ее независимости и суверенитета, повышения благосостояния населения и его социальной защищенности.

При разработке концепции и сопутствующей ей стратегии экономической безопасности исходят из наличия различных внутренних и внешних угроз (факторов), которые вызваны трансформационными (переходными) процессами становления и развития рыночной экономики России. Роль и значение государства в этих условиях возрастает. В связи с этим возрастает необходимость исследования экономической безопасности и функций государства в этой области. Актуализация постановки этой проблемы вызвана, прежде всего тем, что сама рыночная экономика не является безопасной для всех в силу неопределенности функционирования рыночного механизма. Государство способно сглаживать негативные последствия функционирования рынка и изначально определить «правила игры» для всех субъектов рыночных отношений, используя инструменты регулирования экономики, а для обеспечения экономической безопасности государство реализует ряд специфических функций, что значительно увеличивает его общественное предназначение. Государство создает и поддерживает средства коммуникаций и обеспечивает доступ к информации, касающейся функционирования экономики на макро- и микроуровне, что снижает неопределенность, непредсказуемость, многих экономических процессов, создавая условия для повышения мобильности факторов производства, формирования инфраструктуры, той среды, в рамках которой только и могут протекать процессы самоорганизации.

Исследование функций государства по обеспечению экономической безопасности в этих меняющихся обстоятельствах требует диалектического подхода к оценке процессов, происходящих в ходе их осуществления. Это объясняется тем, что осуществление экономической безопасности имеет свои особенности, вытекающие из сложных экономических условий, уровней развития экономической системы, целей и интересов государства, общества, личности.

Переходное состояние экономики усиливает переориентацию государства на появление новых функций, адекватных рыночному курсу и реформам, но тем не менее, множество вопросов, касающихся функций государства в области экономической безопасности, остались далеко не решенные. Поэтому исследование функций государства по обеспечению экономической безопасности национальной экономики в современных условиях имеет большое теоретическое и практическое значение.

Необходимо отметить, что экономическая безопасность имеет объективно-субъективный характер. Реализуясь в рамках общих * закономерностей развития экономики, она формируется в результате действия хозяйствующих субъектов разных уровней, и в результате приобретает черты и качества системы, которая взаимодействует со многими рыночными и нерыночными структурами. Такая система оказывает решающее воздействие на защищенность и эффективность хозяйствующих субъектов в системе экономической безопасности.

В ходе осуществления экономической безопасности формируются концепции и стратегии экономической безопасности. По сути дела, государство задает определенную направленность формирующей стратегии экономической безопасности, которую строит на мониторинге факторов, определяющих угрозы, на различных вариантах и прогнозах экономического и социального развития страны, регионов, отраслей, сфер, секторов экономики. Тем самым государство формирует определенную систему оперативного и своевременного реагирования на различного рода угрозы.

 

Состав Правительства РФ

Правовой статус Правительства Российской Федерации определен гл. 6 Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

В соответствии с ч.2 ст.110 Конституции РФ в состав Правительства входят: Председатель, заместители Председателя и федеральные министры. Кандидатуры на должности заместителей Председателя и федеральных министров предлагаются Президенту РФ Председателем Правительства.

Структура Правительства Российской Федерации на протяжении времени со дня принятия новой Конституции постоянно претерпевала изменения. Первые изменения в правительстве были санкционированы Указом Президента России от 23 декабря 1993 г. «О преобразовании и реорганизации Совета Министров – Правительства Российской Федерации». Из Правительства были выведены главы исполнительной власти субъектов Федерации, что позволило исключить их одновременной пребывание в структурах и исполнительной, и законодательной власти. Был и другой аспект этих изменений – исключалась прямая зависимость региональных органов исполнительной власти от федерального центра.

В период 2004-2008 гг. структура с состав Правительства Российской Федерации неоднократно менялись. В канун административной реформы в Правительство Российской Федерации входили 30 человек, не считая председателя. Заместителей председателя было шесть, из них только двое возглавляли министерства: финансов и сельского хозяйства.

В результате административных преобразований, проведенных весной 2004 г., состав правительства сократился. Предусматривался только один вице-премьер. В числе 15 федеральных министров один был без портфеля – это руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. В мае 2004 г. в связи с изменениями в структуре федеральных органов исполнительной власти и созданием вместо одного Министерства транспорта и связи двух – Министерства транспорта и Министерства информационных технологий и связи – в состав правительства был включен еще один федеральный министр. Образование в сентябре 2004 г. Министерства регионального развития, в свою очередь, пополнило его новым членом. Очередные изменения последовали в ноябре 2005 г.: была учреждена должность первого вице-премьера, до ранга вице-премьера повысили министра обороны. Таким образом, принимая во внимание прежнего вице-премьера, у главы правительства стало три заместителя.

В 2008 году структура правительства снова была реорганизована, образовались новые министерства, увеличено число заместителей Председателя Правительства Российской Федерации. У Председателя Правительства стало семь заместителей, в том числе два первых заместителей Председателя Правительства РФ, Заместитель Председателя Правительства РФ – Руководитель Аппарата Правительства РФ и Заместитель Председателя Правительства РФ – Министр финансов РФ. Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин уточнил, «что при корректировке и оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти мы исходили из необходимости усилить работоспособность и эффективность сложившегося механизма государственного управления и его кадрового потенциала».

На данный момент у Председателя Правительства восемь заместителей – добавился вице-премьер, курирующий подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи. Д. Медведев объяснил смысл решения: в планах правительства - не только построить олимпийскую столицу, но и сделать "один из лучших мировых курортов, и дать горожанам, всем россиянам развитую инфраструктуру".

Количество заместителей Председателя Правительства РФ Конституцией РФ не лимитируется, в это понятие включаются и первые заместители – общее их число определяется Президентом РФ по его усмотрению.

Указами Президента РФ создаются, упраздняются, сливаются и разделяются министерства и ведомства, осуществляется их преобразование и переименование. В соответствии с ними Правительство РФ устанавливает функции и полномочия, преобразованных и вновь созданных федеральных органов исполнительной власти, а также уточняет положения о действующих органах в целях обеспечения или реализации государственной политики в установленных сферах ведения.

Как правило, общая структура федеральных органов исполнительной власти разрабатывается и принимается при формировании Правительства РФ после выборов Президента РФ, в дальнейшем она только изменяется и дополняется, хотя иногда и существенно.

В качестве постоянного органа Правительства для решения оперативных вопросов создан его Президиум. Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел и других. В зависимости от состава Правительства, может меняться и состав Президиума. Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Президиума.

На заседаниях Президиума рассматриваются любые вопросы, относящиеся к сфере деятельности Правительства, и принимаются решения, в том числе акты нормативного характера.

Министры осуществляют общее руководство деятельностью своих министерств, несут персональную ответственность за выполнение, возложенных на министров задач.

По их представлению Правительство назначает заместителей министра. Однако министры самостоятельно распределяют обязанности между своими заместителями, а также утверждают структуру и штатное расписание центрального аппарата министров.

В каждом министерстве и ведомстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, а также других руководящих работников министерства.

Коллегия, на своих регулярно проводимых заседаниях, рассматривает основные вопросы организации работы, по наиболее важным вопросам деятельности министерства и ведомства.

Министерство издает в пределах своей компетенции на основе и в исполнении законодательства Российской Федерации приказы и инструкции, а также дает указания для исполнения федеральными органами исполнительной власти.

Подчинение некоторых федеральных министров Президенту РФ не отключает их от работы Правительства РФ. Они принимают участие в заседаниях Правительства и голосуют при принятии решений, выполняют поручения Правительства и несут коллективную ответственность за деятельность Правительства РФ.


 

Функции правительства

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указом Президента РФ, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ, – постановлением Правительства РФ.

Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства.

Исполнение законов по Конституции – важнейшая функция правительства. Правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.

Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства.

Одним из важных вопросов деятельности Правительства является нормотворчество.

В Конституции РФ говорится, что на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, Правительства РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законом и нормативным указам Президента РФ.

В соответствии со ст. 104 Конституции РФ Правительство России обладает правом законодательной инициативы, которая означает, что оно может самостоятельно подготавливать проекты законов и выносить их на рассмотрение в Государственную Думу.

Правовые акты Правительства являются важным звеном правовой системы России, и их основные формы устанавливаются в Конституции. Решение по оперативным и другим текущим вопросам издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Необходимо отметить, что, устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством РФ, Конституция РФ в то же время возлагает на Правительство обязанность обеспечивать их исполнения. Это помогает их оперативному и точному практическому внедрению, поскольку чаще всего тяжесть исполнения падает на те же органы исполнительной власти, которые подготавливают соответствующие акты.

Федеральным конституционным законом о Правительстве РФ установлено, что постановления, и распоряжения Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства в Российской Федерации» не позднее 15 дней со дня их подписания.


 

Функции правительства РФ в сфере экономической безопасности

Роль государства в обеспечении экономической безопасности состоит в проведении в жизнь законов и контроле их исполнения. Основным инструментом для осуществления этих задач является Закон о безопасности.

Данный Закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности РФ.

Помимо Закона о безопасности важными документами, регламентирующими обеспечение экономической безопасности России, являются следующие.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120.

5. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 9 сентября 2000 г. № Пр-1895.

6. Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р.

7. Военная доктрина Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 5 февраля 2010 г. № 146.

8. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Президентом РФ 27 июля 2001 г. № Пр-1387.

9. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

10. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности".

11. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17).

12. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485–1 "О государственной тайне".

13. Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ "О внешней разведке".

14. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730–1 "О государственной границе Российской Федерации" и др.

Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом РФ. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом РФ.

В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом РФ могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Основными задачами Совета Безопасности являются:

1) обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения безопасности;

2) формирование государственной политики в области обеспечения безопасности и контроль за ее реализацией;

3) прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;

4) подготовка предложений Президенту РФ:

а) о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;

б) о применении специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

в) о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения;

5) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения безопасности;

6) оценка эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Основными функциями Совета Безопасности являются:

1) рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;

2) анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;

3) разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;

4) осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;

5) рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;

6) подготовка проектов нормативных правовых актов Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;

7) организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;

8) организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.

3. Президент РФ может возложить на Совет Безопасности иные задачи и функции в соответствии с законодательством РФ.

В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент РФ; Секретарь Совета Безопасности РФ; постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности. Состав Совета Безопасности формируется Президентом РФ в порядке, им определяемом (ст. 15 Закона о безопасности).

Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций, определяемых также Президентом РФ (ст. 16 Закона о безопасности).

Основная форма деятельности Совета Безопасности – заседания и совещания (ст. 17 Закона о безопасности).

Решения Совета Безопасности принимаются постоянными членами, а вступают в силу после утверждения Президентом РФ (ст. 18 Закона о безопасности).


Заключение

Система экономической безопасности представляет собой взаимосвязь структурных элементов, взаимодействующих посредством экономических отношений опосредующих безопасность страны. Стратегическая цель системы экономической безопасности государства требует видеть и учитывать одновременно и в комплексе все угрозы безопасности, оценивать и иметь стратегию и средства оптимального ответа на них. Для распознавания угроз необходим комплексный взгляд на максимально широкий круг проблем с позиций всего общества, а не отдельных его институтов.

В систему национальной экономической безопасности важно изначально заложить принцип постоянного поиска оптимальной стратегии отражения угроз. Ведущим здесь выступает требование разумной достаточности. Иначе говоря, безопасность должна надежно гарантировать от худшего, но не более того. Становление системы экономической безопасности означает формирование надежной и обеспеченной всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) стратегии защищенности национально-государственных интересов в сфере экономики от внутренних и внешних угроз, экономических и прямых материальных ущербов.

Система экономической безопасности реализуется через Государственную стратегию экономической безопасности РФ, являющаяся составной частью национальной безопасности РФ в целом, развивает и конкретизирует соответствующие положения Концепции национальной безопасности РФ с учетом ее национальных интересов в области экономики и ориентирована на реализацию осуществляемых в РФ экономических преобразований.

Цель Государственной стратегии экономической безопасности РФ -обеспечение такого развития экономики, при котором были бы созданы необходимые и достаточные условия для жизни и всестороннего развития личности граждан РФ, повышения уровня и качества жизни населения, сохранения демографической, социально-экономической и политической стабильности общества, социально-экономической и военно-политической стабильности государства в целом, обеспечивающей сохранение его суверенитета и целостности, успешного и эффективного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

Известно, что любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, образующих некоторую целостность. Мы исходим из того, что главное системное требование экономической безопасности состоит в обеспечении развития экономики страны и как минимум - в создании предпосылок для ее выживания.

Выживание, поддержание системы как минимум предполагают сохранение ее важнейших структурных элементов и обеспечение взаимодействия между ними, соблюдение определенных экономических и технологических пропорций. Состояние системы экономической безопасности оценивается через объективную систему параметров, определяющих пороговые значения функционирования экономической системы, за пределами которых экономика теряет способность к динамичному саморазвитию. Государство при этом выполняет ряд функций, среди которых можно выделить, присущие любому государству независимо от времени и пространства, особенные, свойственные данному типу его исторического развития, качественному состоянию его экономики, конкретные, специфические функции, характер, формы и содержание которых определяются историческими, системными, национально-культурными характеристиками каждого отдельно взятого государства.

Эти функции несут в себе акценты на экономическую безопасность. Многоплановое изменение функций происходит при переходе от одной экономической системы к другой. Таким образом, изменяются характеристики, в том числе устройство государства, и в зависимости от этого изменяются и его функции. А именно прочно сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни - экономической, политической, социальной, духовной, правовой; непосредственная связь между формальными характеристиками государства и его социальным назначением, которое и реализуется в деятельности государства; направление деятельности государства на решение крупных социально-экономических, политических и иных задач, достижение крупных, общественно значимых целей, которые встают на каждом историческом этапе развития общества; деятельность государства в определенных формах и с применением особых, в том числе властно-принудительных методов, особенно в области экономической безопасности.

Основные функции государства в области экономической безопасности это системные функции, образующие экономическую систему; утверждающие ее и обеспечивающие ее воспроизводство системообразующих функций.

Смысл системообразующих функций состоит в создании и поддержке новой системы экономической безопасности, а системоутверждающих - в формировании условий достаточных для функционирования новой системы экономической безопасности.

Функции государства реализуются через проводимую государством экономическую политику в различных областях с учетом требований экономической безопасности (социальная сфера, валютное регулирование, денежно-кредитная система).


Список литературы

1. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция)

2. Федеральный закон "О Федеральной службе безопасности" от 03.04.1995 N 40-ФЗ (последняя редакция)

3. Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)"

4. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

5. Самсонов К. Элементы концепции экономической безопасности (России)// Вопросы экономики. 1994. №12.
Пожаров А.И. Экономика национальной безопасности// Военная мысль. 2012. №3. – 71с.

6. Пороховский А.А. Россия и современный мир. (Проблемы экономической безопасности)// Вопросы экономики. 2013. №1. – 121с.

7. Павленко С.З. Экономическая преступность и экономическая безопасность: политические аспекты проблемы.// Право и безопасность. 2014. №19. – 132с.

8. Паньков В. Концепция экономической безопасности России// Внешняя торговля. 2013. №7 – 31с.

9. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. М. 2012. – 215с.


 

Замечания

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...